По картине «После дождя»

№ слайда

Навигация прописана в заметках к слайдам

1. Орг. момент.

Запись числа. Объявление темы урока. Постановка целей и задач урока.

№1

2. Повторение

Вспомним:

· Какие типы текста мы знаем?

· Что можно описывать

· Чем описание отличается от повествования и рассуждения?

Мы будем писать сочинение по картине, поэтому вспомним, какие виды (жанры) картин бывают.

№ 2

Переход по гиперссылке на слайд № 27.

Переход по гиперссылке на слайд

№ 28.

3. Знакомство с художником и его картиной.

Александр Михайлович Герасимов – живописец, художник, архитектор. А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.

Его кисти принадлежат многие известные портреты, пейзажи, жанровые картины.

Картина «После дождя. Мокрая терраса» относится к лучшим полотнам художника.

Замечательна история создания этой картины.

Художник вспоминал: « Я сделал этюд в два часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг. От свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, — настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами».

Рассмотрим картину детально.

№ 3

Гиперссылки на слайды

№ 18-23, интерактивная лента – по стрелке.

№ 4

№ 5

№ 6 переход по гиперссылке на слайды

№ 24. 25, 26

4. Беседа по картине

· Что изображено на картине?

· К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова?

· По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь?

· Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?

· У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?

· К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение?

№ 7

Переход по гиперссылке на слайд № 27.

Переход по гиперссылке на слайд

№ 28.

5. Сбор материалов к сочинению

· Словарная работа (знакомство с новыми словами): терраса, перила, графин.

· Составление плана. Обсуждение вариантов плана, запись в тетрадь.

· С чего начнем сочинение? Придумайте свои варианты вступления. Запишите возможные вступления (на слайде)

· Работа с учебником. Выполнение упражнения 61: прочтем слова и словосочетания в 1-3 абзацах. Каким частям нашего плана они соответствуют? Запишем в тетрадь словарные материалы, объясним орфограммы. Способ собирания материалов – подбор слов и выражений.

· Предложите свои варианты описания природы после дождя, террасы, сада (работа по рядам).

Способ собирания материалов – составление предложений и частей сочинения.

· Релаксация

· Давайте продумаем переходы (мостики) от одной части к другой. Запишем в тетрадь варианты (на слайде)

· Подбор синонимов: учебник – слова в рамке; подберем синонимы к словам: картина, художник, нарисовал – чтобы избежать повтора одного и того же слова.

· Работа со стихотворением А. Яшина «После дождя»: выразительное чтение, беседа (Что объединяет стихотворение

А. Яшина и картину А. М. Герасимова? Какие строчки или выражения из стихотворения можно использовать для описания картины?).

Способ собирания материалов – цитирование.

· Работа со связным текстом. Вставить вместо пропусков наиболее подходящие по смыслу слова:

Только что прошёл сильный летний дождь. Он оставил свои следы всюду и на всём. Но выглянуло солнце, и всё ожило. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет.

А как хорошо на террасе после дождя. Здесь всё пропитано влагой: перила, скамья, пол и крышка стола. На всех предметах ещё много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже капли дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, что дождь был сильный.

Пропитались влагой кусты и деревья в саду. На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва. Вспоминаются строки из стихотворения А. Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят, как серёжки», «В чашечках листьев на каждой травинке по огонёчку, по серебринке ». Ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который бывает только после дождя.

· Запись в тетрадь предложений из текста. Способ собирания материалов – выписывание предложений.

№ 8

№ 9

№ 10

№ 11

№ 12

№ 13

№ 14

6. Домашнее задание

Написать сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя»

№ 15

7. Рефлексия

· Что узнали на уроке? Чему учились?

· С какими способами собирания материалов к сочинению познакомились?

· Оцените свою готовность к написанию сочинения.

№ 16

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/opisanie-gorod-posle-dojdya/

М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. Русский язык. Учебник для 6 класса. –

М.: Просвещение, 2009

Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. —

М.: Просвещение. 1983

Интернет-ресурсы:

Российский общеобразовательный портал. Коллекция: МХК. Герасимов А.М. —

шаблон —

Мудрая сова —

Картины А.М.Герасимова:

Дом-музей —

Капля —

После дождя —

Музыка :

Аствацатуров