№ слайда
Навигация прописана в заметках к слайдам
1. Орг. момент.
Запись числа. Объявление темы урока. Постановка целей и задач урока.
№1
2. Повторение
Вспомним:
· Какие типы текста мы знаем?
· Что можно описывать
· Чем описание отличается от повествования и рассуждения?
Мы будем писать сочинение по картине, поэтому вспомним, какие виды (жанры) картин бывают.
№ 2
Переход по гиперссылке на слайд № 27.
Переход по гиперссылке на слайд
№ 28.
3. Знакомство с художником и его картиной.
Александр Михайлович Герасимов – живописец, художник, архитектор. А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.
Его кисти принадлежат многие известные портреты, пейзажи, жанровые картины.
Картина «После дождя. Мокрая терраса» относится к лучшим полотнам художника.
Замечательна история создания этой картины.
Художник вспоминал: « Я сделал этюд в два часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг. От свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, — настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами».
Рассмотрим картину детально.
№ 3
Гиперссылки на слайды
№ 18-23, интерактивная лента – по стрелке.
№ 4
№ 5
№ 6 переход по гиперссылке на слайды
№ 24. 25, 26
4. Беседа по картине
· Что изображено на картине?
· К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова?
· По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь?
· Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?
· У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?
· К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение?
№ 7
Переход по гиперссылке на слайд № 27.
Переход по гиперссылке на слайд
№ 28.
5. Сбор материалов к сочинению
· Словарная работа (знакомство с новыми словами): терраса, перила, графин.
· Составление плана. Обсуждение вариантов плана, запись в тетрадь.
· С чего начнем сочинение? Придумайте свои варианты вступления. Запишите возможные вступления (на слайде)
· Работа с учебником. Выполнение упражнения 61: прочтем слова и словосочетания в 1-3 абзацах. Каким частям нашего плана они соответствуют? Запишем в тетрадь словарные материалы, объясним орфограммы. Способ собирания материалов – подбор слов и выражений.
· Предложите свои варианты описания природы после дождя, террасы, сада (работа по рядам).
Способ собирания материалов – составление предложений и частей сочинения.
· Релаксация
· Давайте продумаем переходы (мостики) от одной части к другой. Запишем в тетрадь варианты (на слайде)
· Подбор синонимов: учебник – слова в рамке; подберем синонимы к словам: картина, художник, нарисовал – чтобы избежать повтора одного и того же слова.
· Работа со стихотворением А. Яшина «После дождя»: выразительное чтение, беседа (Что объединяет стихотворение
А. Яшина и картину А. М. Герасимова? Какие строчки или выражения из стихотворения можно использовать для описания картины?).
Способ собирания материалов – цитирование.
· Работа со связным текстом. Вставить вместо пропусков наиболее подходящие по смыслу слова:
Только что прошёл сильный летний дождь. Он оставил свои следы всюду и на всём. Но выглянуло солнце, и всё ожило. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет.
А как хорошо на террасе после дождя. Здесь всё пропитано влагой: перила, скамья, пол и крышка стола. На всех предметах ещё много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже капли дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, что дождь был сильный.
Пропитались влагой кусты и деревья в саду. На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва. Вспоминаются строки из стихотворения А. Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят, как серёжки», «В чашечках листьев на каждой травинке по огонёчку, по серебринке ». Ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который бывает только после дождя.
· Запись в тетрадь предложений из текста. Способ собирания материалов – выписывание предложений.
№ 8
№ 9
№ 10
№ 11
№ 12
№ 13
№ 14
6. Домашнее задание
Написать сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя»
№ 15
7. Рефлексия
· Что узнали на уроке? Чему учились?
· С какими способами собирания материалов к сочинению познакомились?
· Оцените свою готовность к написанию сочинения.
№ 16
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/opisanie-gorod-posle-dojdya/
М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. Русский язык. Учебник для 6 класса. –
М.: Просвещение, 2009
Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. —
М.: Просвещение. 1983
Интернет-ресурсы:
• Российский общеобразовательный портал. Коллекция: МХК. Герасимов А.М. —
• шаблон —
• Мудрая сова —
• Картины А.М.Герасимова:
•
•
•
•
•
•
• Дом-музей —
• Капля —
• После дождя —
Музыка :
Аствацатуров