Технологическая карта -описание по картине А.М. Герасимова «После дождя»

Написание сочинения по картине А.М. Герасимова «После дождя»

Цели

1) раскрыть основную мысль картины;

2) подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;

3) ввести учащихся в технику наблюдений , научить их собирать материалы к сочинению

Предметные умения

Формировать УУД:

Планируемый результат

Понятие основной мысли высказывания; ввести понятие «пейзаж»;повторить типы речи, признаки описания;

  • обогатить словарный запас учащихся;
  • формировать умение отбирать элементы содержания и языковые средства для описания картины;
  • рассказ по картине — один из видов повествования; понятие о замысле художника; спо­собы раскрытия основной мысли в сочинении по картине.

Уметь составлять собственное исьменное произведение

— Личностные УУД

— Регулятивные УУД

— Коммуникативные УУД

— Познавательные УУД

Интерес к созданию собственных текстов; стремле­ние к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для сво­бодного выражения мыслей и чувств при создании тек­ста сочинения в письменной форме.

Способность адекватно выражать своё отношение к изображённому на картине; Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства.

Умение соотносить свои действия с планируемым результатом

Создавать пись­менный текст, соблюдая нормы его построения, свобод­но, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процес­се создания текста основные нормы русского литератур­ного языка и правила правописания.Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Владение устной и письменной речью.

Способность преобразовывать визуальную информа­цию в текстовую; Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

Основные понятия

Живопись , жанр, пейзаж, основная мысль

Межпредметные связи

Литература , история, речь и культура речи, мировая художественная культура

Ресурсы:

http://rus.fizolimpiada.ru/

http://festival,1sebtember.ru

Оборудование

Учебник, компьютер, проектор, презентация по теме

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Учебные действия

Планируемые результаты

Учебные действия

Планируемые результаты

Учебные действия

Планируемые результаты

Организационный

Вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока, помочь сформулировать цели и задач

Через беседу,анализ текста формулировка темы, цели урока

Планировать путь достижения цели

Взаимодействуют с учителем, обсуждая прочитанный текст

Слушать, строить ответ

Принимают решение по формулировке темы и цели урока

Уметь планировать деятельность в соответствии с целью.

Умение соотносить свои действия с планируемым результатом

Актуализация

Организует, корректирует знания учащихся

1.учитель или подготовленный учащийся рассказывает об авторе картины «После дождя»

1. слушают. На черновиках выписывают некоторые данные об авторе для дальнейшего использования в сочинении

Актуализируют ранее полученные знания

Применяют полученные ранее знания на практике.

Самостоятельно распределяют материал

Самоконтроль

Самостоятельно выбирать информицию

Целеполагание

Учитель начинает беседу с утверждения, что хорошо написать о чем-то можно только в том случае, когда то, о чем пишешь, достаточно знаешь. Не случайно поэтому писатели специально изучают какое-либо производство, если им предстоит писать о людях, работающих на этом производстве.

Изучая жизнь, многие писатели ведут записные книжки, в которых фиксируют все, что их взволновало, удивило, заставило задуматься, чем-то обогатило. Для продолжения беседы целесообразно использовать дневники М. М. Пришвина и отдельные примеры его записей (на «осеннюю» тему).

Это позволит сделать важный вывод: вести дневник полезно, если записываешь в него то, что сам заметил, свои размышления о себе, о людях, о том, что увидел, услышал, прочитал. А удивительного вокруг нас много — только надо быть наблюдательным. Это прекрасно показал писатель Г. Снегирев в рассказе «Чудесная лодка». Вначале он не разрешал соседским ребятишкам брать лодку рыбака Михея, потому что «лодка эта чудесная». Но дети не поверили писателю («А чем она чудесная?») и уговорили его дать лодку, обещав доехать только до поворота реки и обратно. Ребята вернулись через час, и вот какой разговор произошел между ними и писателем:

— Ну,— спросил Витя,— чем она чудесная? Простая лодка, один раз даже на мель села.

— А вы, значит, так ничего и не заметили? — спросил я громко.

Витя замолчал и стал вспоминать.

— Видели следы цапли на песке,— робко сказала Таня.

— Еще видели, как уж плывет, только головка из воды торчит,— сказал Витя.

Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и еще видели белый бутон кувшинки под водой. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки. А Таня поймала большую улитку, а на улитке еще сидела маленькая улиточка.

— Разве все это не чудесно? — спросил я.

Витя подумал и сказал: «Чудесно».

Таня засмеялась и закричала: «Еще как чудесно!»

— Если бы после этого разговора,— скажет в заключение учитель,— ребятишкам предложили подготовить сочинение на тему «Чудесное рядом с нами», они смогли бы написать об увиденном и нам было бы интересно читать это сочинение, а если бы они еще раз поехали на лодке, то могли бы увидеть еще больше всяких чудес на земле, в воздухе и на воде и собрали бы еще более интересный материал для своих сочинений. Уметь наблюдать, уметь брать нужный для сочинения материал из жизни, из книг очень важное умение, которому мы будем специально учиться.

Организует работу по учебнику – стр. , упр.61

Беседа с классом по вопросам слайдов презентации

Читают задание учебника и вопросы презентации, рассуждают о предстоящей работе

Учатся рассуждать, перерабатывают полученную информацию

Рассуждают, строят полные ответы на тему

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей

Самоконтроль своих высказываний, взаимоконтроль высказываний

Самостоятельно находить и исправлять ошибки.

Творческое применение знаний

Организует работу в парах: составление предложений

Составляют предложения

Смысловое чтение

Правильно интонируют предложения

Взаимодействие в паре

Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль

Соотносят с планируемым результатом, с целью

Физкультминутка

Офтальмотренажер

Ученики выполняют соответствующие движения

Этап фронтальной работы

Организует составление плана сочинения

на основе данных материалов (упр. 62).

Учитель показывает, как следует пользоваться собранными материалами. В сильном классе он начинает описание картины, пользуясь материалами, данными в упр. 61.

Возможное описание картины А. М. Герасимова:

Только что прошел сильный летний дождь. Он оставил свои следы на всем. Пропитались влагой кусты и деревья. На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва. Вспоминаются строки из стихотворения А. Я. Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят, как сережки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонечку, по серебринке». Блестит и крыша сарая вдали, на заднем плане, и то, что находится на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола. На всех этих предметах еще много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, дождь был сильный.

Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, и отчетливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступил сразу после дождя .

Сообща составляют план сочинения

Анализируют предложенные пункты плана Ученики следят за его выступлением. Они убеждаются, что записанное не повторяется слово в слово, а является лишь основой для развития мысли, что некоторые моменты передаются кратко или совсем опускаются. Затем сильные ученики продолжают описание картины.

Учатся рассуждать

Строят предложения в соответствии с намеченным ранее путём

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Предлагают пункты плана, исходя из ранее обобщенной информации о картине

Способность адекватно выражать своё отношение к изображённому на картине;

Самостоятельная работа

Организует написание сочинения на черновиках

Составляют текст

Способность преобразовывать визуальную информа­цию в текстовую;

Составляют текст

Создавать пись­менный текст, соблюдая нормы его построения, свобод­но, правильно излагая свои мысли;

Составляют текст

Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства.

Умение соотносить свои действия с планируемым результатом

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания. Предоставление выбора заданий.

1 уровень – составить предложения по картине.

2 уровень –написать сочинение по плану

3 уровень –написать сочинение по собственно составленному плану

Самостоятельно выбирают уровень домашнего задания

Осуществляют актуализацию в соответствии с уровнем усвоения

Работают дома в соответствии с памяткой и планом

Осмысление написанного, донесение своей точки зрения до других

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой

Осуществляют самооценку по содержанию написанного.