Разделы: ,
Ключевые слова:
Класс: 7 класс.
Тип урока:
Методическая цель:, Образовательные задачи:
- повторить теоретические понятия по теме «Текст»;
- восстановить знания о композиции сочинения-описания, закрепить понятие «портрет»;
- подготовиться к написанию сочинения-описания в художественном стиле;
- провести работу по предупреждению ошибок.
Воспитательные задачи
- воспитывать внимательное отношение к окружающим людям, чувство любви и уважение к родителям;
- прививать чувство благодарности и уважение к ветеранам;
- воспитывать патриотизм;
- формировать чувство взаимопомощи при работе в группах, воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Развивающие задачи:
- развивать умение анализировать тексты разных стилей совместно с другими людьми, выделять элементы, кратко формулировать выводы;
- развивать умение связно и образно излагать свои мысли;
- развивать умение посредством описания внешности показывать внутренний мир человека.
Предметные результаты:
- Знать: как правильно написать сочинение-описание внешности человека;
- Уметь: написать черновик, редактировать его, написать чистовик сочинения;
- Применять: полученные знания при анализе любого художественного/публицистического текста.
Тип урока
Форма урока:
Формы работы:, Оснащение урока:
- выставка портретов военачальников, иллюстраций, фотографий по теме;
- задания для групп;
- тексты для анализа; индивидуальный раздаточный материал;
- презентация, подготовленная преподавателем;
- видео по теме урока (фрагмент из к/ф «Офицеры»);
- словари эпитетов.
Межпредметные связи:, Методы обучения:
Приемы: смысловое чтение, составление кластера, анализ информации, приемы «Мозговой штурм», «Направленное чтение», «Лови ошибку», рефлексия.
Разработка уроку по развитию речи » – описание по картине ...
... ходе которых исправляются речевые недочеты. VII . Итог урока. VIII . Домашнее задание . Написать сочинение – описание по картине И. И. Левитана «Март». Список используемой литературы [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/urokpo- ... – оседает, тает, темнеет. V . Составление плана . Высвечивается СЛАЙД №6 1 И.И. Левитан – поэт русской природы. 2 Основная часть:, А) Зима – хозяйка ...
Формы контроля:, Время проведения:
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
(Слайд 1-2)
— Сегодня наш урок посвящен теме «Описание внешности человека». Всмотритесь в эти лица… Почти 75 лет отделяет нас от Великой Отечественной войны, но раны в сердце многих людей кровоточат. Мы благодарны за Победу людям в военной форме, тем, кто был на передовой. Рядом с вами живут люди, которые в любую минуту готовы встать на защиту Родины – это ваши папы, мамы… военнослужащие. Отношение в ваших семьях к празднику Победы особое, я думаю, вы не раз слышали, что есть такая профессия Родину защищать, ведь ваши родители – военнослужащие. Готовясь к знаменательной годовщине, вы создадите словесный портрет своих пап, мам или бабушек. Давайте чаще присматриваться к ним, обращать внимание на то, как они разговаривают, как смотрят, каково выражение их лиц, глаз…
С болью в сердце замечаешь, что мы иногда способны не заметить печальные глаза или побледневшее лицо собеседника. Мы порой знаем многое, умеем многое, но разучились или не научились смотреть друг другу в глаза.
Поэтому сегодняшний урок поможет вам не только написать дома сочинение (не это главное).
Наш разговор о внешности человека поможет вам задуматься над тем, как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим нас людям, замечать слезы в глазах бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы. Уметь постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретного человека и описывать свои наблюдения.
(Слайд 3)
II. Теоретическая разминка
(Слайды 4-5)
1) Составление кластера.
2) На уроках литературы мы знакомились с понятиями «портрет» и «литературный портрет» . Вспомним эти определения. (Слайд 6) (1 минута)
- Чтобы создать образ, нужно описать внешность человека. Что мы должны описать в основной части? (Ответы: черты лица, фигура, поза, одежда, общее впечатление, индивидуальные особенности, черты характера).
- Для чего вводит автор описание внешности героев в художественное произведение? (Чтобы читатели могли себе представить героев и через описание внешности понять их внутренний мир, объяснить их поступки)
Портрет – изображение человека на картине, фотографии, скульптуре.
Портрет в литературном произведении
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/opisanie-cheloveka-fotografii/
– это изображение наружности человека, черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды. Описание внешности используется как одно из средств характеристики человека.
3) Повторение плана сочинения-описания.
(Слайд 7)
I. Вступление
(О ком пойдет речь? При каких обстоятельствах мы наблюдаем за человеком?)
Образ и характеристика желткова в повести “гранатовый браслет”: ...
... браслет. Пан Желтков. Таинственный молодой человек, много лет преследующий Веру.Образ и характеристика Желткова в повести «Гранатовый браслет»: портрет, описание внешности и характера. Судя по всему, Желткова зовут Георгием. Влюбленный в веру телеграфист)Как зовет Желткова его хозяйка? Влюбленный в ...
II. Основная часть
(Наиболее характерные признаки: каковы черты лица, фигура, поза, одежда, общее впечатление, индивидуальные особенности, занятия, черты характера?)
III. Заключение
(Каково наше отношение к этому человеку?)
III. Работа над текстами
1) Работа над художественным текстом.
Ваня долго ждал этой минуты, мечтал о ней, но когда она наступила, мальчик не поверил своим глазам. Ваня увидел новенькие шаровары, новенькую гимнастерку с погонами, бязевое белье, портянки, вещевой мешок, противогаз, шинельку, цигейковую треуховую шапку с красной звездой, а главное – превосходные маленькие юфтевые сапожки на кожаных подметках.
Ваня смотрел на обмундирование, не решаясь дотронуться до него. Особенно хотелось потрогать маленькие латунные пушечки на погонах. Палец так и тянулся к ним, но тотчас отдергивался, словно пушечки были раскаленные .
Ваня вытерся собственным новым полотенцем и надел в предбаннике собственное белье: рубаху и подштанники с оловянными пуговицами.
И вот наступила великая минута. Ваня наконец надел на себя обмундирование. Он надел шерстяную гимнастерку с воротником, аккуратно подшитым белым полотняным подворотничком. Ваня почувствовал на своих плечах твердые картонки погон и шнурочки, которыми эти погоны были привязаны к гимнастерке сквозь специальные дырочки.
Почувствовав погоны, мальчик вместе с тем почувствовал гордое сознание , что с этой минуты он уже не простой мальчик , а солдат Красной Армии.
- Узнали ли вы героев, произведение? (Ваня, Катаев Валентин Петрович, «Сын полка»)
- Какие чувства и почему испытывает Ваня?
- Ощущали ли вы подобные чувства, когда видели своего папу в парадной форме?
- Какие наиболее характерные признаки вы можете выделить в описании Вани?
- Какое это описание? Определите стиль.
- Как вы это определили? Приведите примеры выразительно-изобразительных средств, назовите сравнительный оборот и эпитеты, повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2) Работа над текстом делового стиля.
(Слайд 9)
- Прослушайте текст (объявление о пропавшей девочке).
Чем он отличается от предыдущего?
- Уместны ли в таком тексте сравнения, эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы?
3) Работа над деформированным художественным текстом.
авторского отношения. (Слайд 10)
- Всегда ли обязательно в художественном описании упоминание всех деталей портрета? Нет, часто даются самые яркие детали.
– Помните, что авторское отношение к описываемому может выражаться не только словами «мне нравится, люблю», а еще при помощи различных приставок и суффиксов, т.е. разных словообразовательных элементов. Учитывая это замечание, замените в тексте подчеркнутые слова однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какие это суффиксы? (Суффиксы субъективной оценки).
(Ребята перечисляют известные им. Работают с напечатанным текстом.)
Малец был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поноше(нн,н)ой цигейкой дли(нн,н)ополая куртка , и в том, что крохотные сапоги были сшиты с ра(с,з)четом надевать их на шерстя(нн,н)ой носок , и очень иску(с, сс)ный шов на разорва(нн,н)ом когда(то) рукаве куртки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
Работа по тексту «Отношение к вопросу о лженауке»
... следовательно, остановится в своем развитии. Феномены оккультных наук должно изучать хотя бы для того, ... человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ... алхимию, парапсихологию и так далее. А. Сухотин уверен, что наука не может ограждать себя ... народа. Именно поэтому астрология и иже с ней заслуживает уважения, внимания и, конечно, ...
- Чувствуем ли мы авторское отношение к описываемому ребёнку?
- На какие детали обращает внимание автор, описывая героя?
- Можете ли вы сказать, как автор относится к мальчику?
- Какие способы личного отношения к описываемому используются? Стилистически нейтральные слова не дают нам это почувствовать.
- Как изменился текст, когда вы добавили суффиксы субъективной оценки? Прочитайте свои варианты. Объясните свой выбор.
Авторский текст
Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носочек, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
(Михаил Шолохов. «Судьба человека»)
- Почувствовали ли вы авторское отношение к мальчику? Как этого смог добиться М. Шолохов?
IV. Словарная работа
1) Прослушайте текст, подготовка к работе над эпитетами. (Слайд 11)
– Литературный портрет можно показать одним или несколькими штрихами. Мы с вами через некоторое время будем изучать рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». У главного героя очень трудная судьба, его не сломили смерти родных людей, он спасает малыша, заменив ему отца, но его глаза о многом говорят…
(Чтение учителем текста.) Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
В глазах отражается сущность человека, его душа. Глаза — зеркало души.
При описании глаз важно показать не только их цвет, форму, а также характер человека. Какие части речи нам в этом помогут? (Прилагательные и причастия)
2) Работа со Словарем эпитетов.
- Как строится словарная статья Словаря эпитетов? Выписываем эпитеты, передающие характер человека (несколько слов).
3) Словарная работа:
- фурАжка
- кокАрда
- погОны
- кИтель
- шинЕль [н’]
- офицЕр
- ветерАн
Подберите к словам определения, запишите словосочетания. Можно ли сказать «старый ветеран»?
V. Предупреждение речевых и грамматических ошибок, «Лови ошибку»
(Слайд 14-15)
Проверка на доске
- Подойдя поближе, передо мной представилась картина футбольного матча.
- Ведь это обычный день, а сколько всего интересного можно заметить в столь обычном и полуденном!
- Вратарь был одет в голубые шорты, на ногах у него были чёрные ботинки.
- Ворота обозначены двумя портфелями, лежащие по бокам.
- Настал волнительный момент, и начался футбольный матч.
- Ваня одет в серый костюм, на его голове находится шляпа.
VI. Рефлексия
Рассуждение «Что нужно человеку для счастья?», по тексту ...
... Смело делиться своими мыслями, раскрывая все грани собственной личности, не боясь показаться при этом глупым или смешным, смотреть в любимые глаза ... улыбка, ласковый взгляд любимых глаз – вот то, ... что же нужно человеку для счастья? Наверное, ... человеку необходимо понимание друзей и близких людей. ... человек. Счастье – это возможность помогать близким людям, ... счастлив тот человек, который способен ...
(Слайд 16)
Закончите одну из предложенных фраз:
- у меня получилось:
- меня удивило:
- мне захотелось:
VII. Домашнее задание
(Слайд 17)
Напишите сочинение-описание внешности близкого человека (военнослужащего), покажите в своей работе, какой он в разные моменты жизни:
- когда в торжественные дни надевает парадную форму;
- когда занимается любимым делом;
- когда грустит; др.
Или напишите рассказ «День Победы в нашей семье», включив в него описание внешности близкого человека (военнослужащего), ветерана…
(Слайд 18)
Все люди, как книги, и мы их читаем,
Кого-то за месяц, кого-то за два.
Кого-то спустя лишь года понимаем,
Кого-то прочесть не дано никогда.
Наш мир весь наполнен загадкой и тайной,
А жизнь человека — вечный урок.
Ничто не поверхностно и не случайно,
Попробуйте только взглянуть между строк…
Отметки за урок-мастерскую не выставляются, но будут выставлены всем после написания домашнего сочинения-описания.