Работа над м в специальном классе

Просмотр содержимого документа

«Работа над сочинением в специальном классе.»

Работа над сочинением в специальном классе., Варнавская Н. В., КГУ «СОШ № 25», г. Караганда

педагог-дефектолог

Работа над сочинением в начальных специальных классах представлена разными видами деятельности по развитию речи: как устными рассказами, так и письменными изложениями, сочинениями. Дети с ЗПР допускают в творческих работах ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки. Наиболее распространённые из них:

  • пропуск главных частей, важных объектов;

  • неправильное или неточное употребление слова;

  • нарушение порядка слов в предложении, логической последовательности;

  • повторение одних и тех же фактов, одного и того же слова;

Задача учителя привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, научить находить интересное в обыденном, чувствовать родной язык, осмысленно, выполнять творческие задания. Речь развивается на протяжении всей жизни человека и для её развития необходима речевая активность самого субъекта, учащегося. Активизация данного процесса возможна при использовании в работе педагога следующих методов:

  1. Имитационный (подготовительный), способствующий повышению самостоятельности и познавательной активности учащихся и опирающийся на литературные образцы;

  2. Коммуникативный (творческий), который является средством общения, самовыражения и опирается на потребность в общении;

  3. Конструирования (синтетический), формирует на основе правил новые способы деятельности учащихся, их умения – этот метод опирается на изучаемый в школе материал и на закономерности языка;

Так, как изложения и сочинения являются основными формами проверки речевого развития учащихся, то в результате целенаправленной комплексной работы можно прогнозировать развитие следующих показателей:

16 стр., 7592 слов

Обучение сочинению учащихся 5-6 классов: риторический подход

... обучения сочинению в 5-6 классах целесообразно использовать следующие упражнения, основанные на использовании риторического канона как модели создания текста. На этапе инвенции можно провести работу ... учащимся продумывать композицию сочинения и подбирать наиболее уместные в конкретной речевой ситуации языковые средства. Для того, чтобы обучить школьников 5-6 классов написанию сочинений, ... слова. По- ...

Компетенция

Умения и навыки

Коммуникативная

  • умения раскрывать тему;

  • передавать основную мысль;

  • излагать материал последовательно и связно;

  • находить для материала определённую композиционную форму;

Языковая

Правописная

Мы должны научить учащихся воспринимать художественное произведение в целом и во всех деталях, уметь правильно, точно и образно передавать смысл и содержание увиденного и услышанного, свои чувства. В своей практике используем методику дифференцированного обучения и индивидуальный подход. Проводим дифференциацию по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.

Правильнее будет отнести учащихся к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться. В 3-ей группе – дети, требующие постоянной дополнительной помощи. Во 2-ой группе – учащиеся, способные справиться почти самостоятельно с небольшими корректировками. А в 1-ой группе – ребята, способные справиться с материалом полностью самостоятельно, за короткий срок и с высоким качеством, (а в будущем оказывать помощь другим).

Достаточная орфографическая подготовка обеспечивает учащимся уверенность в письме.

Хотим поделиться опытом работы над сочинением по картине М.Салтыкова «Зимние забавы» в 3 специальном классе. На уроке развития речи, при обучении детей написанию сочинения, для выработки логического мышления, обогащения устной речи, повышения коммуникативных возможностей, было дано 3 варианта карточек для разных групп.

I вариант

II вариант

III вариант

стоит

кататься

скрипит

раскрасил

визжат

снежное царство

приятно скрипит

морозный воздух

визжат от радости

хорошо повеселились

За деревней стоит …… ….. .

Дети взяли ….. и пошли на ……. .

Под лыжами …… ….…. снег.

Свежий, морозный воздух ….. щёчки у …… .

Малыши ……..визжат от ……… .

I вариант – более сложный – предполагал самостоятельное написание сочинения после орфографической подготовки и работы по вопросам с опорой на слова. У II варианта на карточках были написаны словосочетания, необходимые для конструкции предложений. Детям III варианта, которые плохо уверены в своих силах и с плохой памятью, необходимо было вставить в готовые предложения слова и дополнить текст своими предложениями.

Данная форма дифференциации, владение информацией об особенностях познавательной деятельности каждого ребёнка, баланс между знакомым и «безопасным», неизвестным и волнующим, помогли нам организовать наиболее оптимальные условия развития речи, получения знаний, эстетического наслаждения от литературы и просто языка. Продуктом деятельности детей являлись сочинения, которые обладали тремя указанными чертами: аккуратно написаны, достаточны по объёму, отражали интеллектуальное усилие каждого ученика, использование речи как средства выражения мыслей, присутствовал положительный эмоциональный фон.

Компетентность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает: сокращается количество повторений одних и тех же слов, употребления слов в неточном значении, нарушений фразеологической сочетаемости употребляемых слов.

Работа над сочинением в специальном классе  1 Систематическая коррекционно-развивающая работа прогнозирует положительную динамику, способствует дальнейшему развитию процессов компенсации, повышению мотивации детей с ЗПР и предотвращению стагнации в УВП.

Считаем, что данный опыт работы над развитием речи учащихся с ООП приемлем и востребован.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/obuchenie-sochineniyu-v-korrektsionnoy-shkole/

  1. Дьячкова Г.Т. «Русский язык 2-4 класс, сочинения и изложения» — Волгоград, изд-во «Учитель», 2011 г.

  2. Есенина С.А. «Как научить Вашего ребёнка писать сочинения — 3 класс» М. изд-во «Грамотей», 2006 г.

  3. Печкурова О.В. «Современные уроки развития речи, 2 класс» Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.