Просмотр содержимого документа
«Работа над сочинением в специальном классе.»
Работа над сочинением в специальном классе., Варнавская Н. В., КГУ «СОШ № 25», г. Караганда
педагог-дефектолог
Работа над сочинением в начальных специальных классах представлена разными видами деятельности по развитию речи: как устными рассказами, так и письменными изложениями, сочинениями. Дети с ЗПР допускают в творческих работах ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки. Наиболее распространённые из них:
-
пропуск главных частей, важных объектов;
-
неправильное или неточное употребление слова;
-
нарушение порядка слов в предложении, логической последовательности;
-
повторение одних и тех же фактов, одного и того же слова;
Задача учителя привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, научить находить интересное в обыденном, чувствовать родной язык, осмысленно, выполнять творческие задания. Речь развивается на протяжении всей жизни человека и для её развития необходима речевая активность самого субъекта, учащегося. Активизация данного процесса возможна при использовании в работе педагога следующих методов:
-
Имитационный (подготовительный), способствующий повышению самостоятельности и познавательной активности учащихся и опирающийся на литературные образцы;
-
Коммуникативный (творческий), который является средством общения, самовыражения и опирается на потребность в общении;
-
Конструирования (синтетический), формирует на основе правил новые способы деятельности учащихся, их умения – этот метод опирается на изучаемый в школе материал и на закономерности языка;
Так, как изложения и сочинения являются основными формами проверки речевого развития учащихся, то в результате целенаправленной комплексной работы можно прогнозировать развитие следующих показателей:
Обучение сочинению учащихся 5-6 классов: риторический подход
... обучения сочинению в 5-6 классах целесообразно использовать следующие упражнения, основанные на использовании риторического канона как модели создания текста. На этапе инвенции можно провести работу ... учащимся продумывать композицию сочинения и подбирать наиболее уместные в конкретной речевой ситуации языковые средства. Для того, чтобы обучить школьников 5-6 классов написанию сочинений, ... слова. По- ...
Компетенция |
Умения и навыки |
Коммуникативная |
|
Языковая |
|
Правописная |
Мы должны научить учащихся воспринимать художественное произведение в целом и во всех деталях, уметь правильно, точно и образно передавать смысл и содержание увиденного и услышанного, свои чувства. В своей практике используем методику дифференцированного обучения и индивидуальный подход. Проводим дифференциацию по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.
Правильнее будет отнести учащихся к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться. В 3-ей группе – дети, требующие постоянной дополнительной помощи. Во 2-ой группе – учащиеся, способные справиться почти самостоятельно с небольшими корректировками. А в 1-ой группе – ребята, способные справиться с материалом полностью самостоятельно, за короткий срок и с высоким качеством, (а в будущем оказывать помощь другим).
Достаточная орфографическая подготовка обеспечивает учащимся уверенность в письме.
Хотим поделиться опытом работы над сочинением по картине М.Салтыкова «Зимние забавы» в 3 специальном классе. На уроке развития речи, при обучении детей написанию сочинения, для выработки логического мышления, обогащения устной речи, повышения коммуникативных возможностей, было дано 3 варианта карточек для разных групп.
I вариант |
II вариант |
III вариант |
стоит кататься скрипит раскрасил визжат |
снежное царство приятно скрипит морозный воздух визжат от радости хорошо повеселились |
За деревней стоит …… ….. . Дети взяли ….. и пошли на ……. . Под лыжами …… ….…. снег. Свежий, морозный воздух ….. щёчки у …… . Малыши ……..визжат от ……… . |
I вариант – более сложный – предполагал самостоятельное написание сочинения после орфографической подготовки и работы по вопросам с опорой на слова. У II варианта на карточках были написаны словосочетания, необходимые для конструкции предложений. Детям III варианта, которые плохо уверены в своих силах и с плохой памятью, необходимо было вставить в готовые предложения слова и дополнить текст своими предложениями.
Данная форма дифференциации, владение информацией об особенностях познавательной деятельности каждого ребёнка, баланс между знакомым и «безопасным», неизвестным и волнующим, помогли нам организовать наиболее оптимальные условия развития речи, получения знаний, эстетического наслаждения от литературы и просто языка. Продуктом деятельности детей являлись сочинения, которые обладали тремя указанными чертами: аккуратно написаны, достаточны по объёму, отражали интеллектуальное усилие каждого ученика, использование речи как средства выражения мыслей, присутствовал положительный эмоциональный фон.
Компетентность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает: сокращается количество повторений одних и тех же слов, употребления слов в неточном значении, нарушений фразеологической сочетаемости употребляемых слов.
Систематическая коррекционно-развивающая работа прогнозирует положительную динамику, способствует дальнейшему развитию процессов компенсации, повышению мотивации детей с ЗПР и предотвращению стагнации в УВП.
Считаем, что данный опыт работы над развитием речи учащихся с ООП приемлем и востребован.
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/obuchenie-sochineniyu-v-korrektsionnoy-shkole/
-
Дьячкова Г.Т. «Русский язык 2-4 класс, сочинения и изложения» — Волгоград, изд-во «Учитель», 2011 г.
-
Есенина С.А. «Как научить Вашего ребёнка писать сочинения — 3 класс» М. изд-во «Грамотей», 2006 г.
-
Печкурова О.В. «Современные уроки развития речи, 2 класс» Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.