Открытый урок русского языка во 2 классе «Обучающее по картине И. С. Остроухова «Золотая осень»

Открытый урок русского языка во 2 классе «Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень»

Министерство образования и науки РД

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20

ОБУЧЕНИЯ им, Открытый урок русского языка

на тему :

Обучающее сочинение

картине И

Золотая осень

Учитель :

Исмаилова Б. Ш.

г. Дербент 2014 – 2015 г.

Обучающее сочинение по картине И

Задачи : научить детей писать сочинение на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения путём речевой подготовки, предупреждать недочёты и грамматические ошибки в сочинении учащихся ; правильно и точно употреблять прилагательные в речи, побуждать учащихся к рассуждениям; добиваться понимания признаков, присущих осени .

зрительно-пространственную активность

Оборудование : репродукция картины И . С. Остроухова «Золотая осень » , музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года» , выставка иллюстраций об осени , портрет И. С. Остроухова , справочники, рисунки учащихся с осенними пейзажами и гербарий, учебник «Русский язык » В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, программа «Школа России» .

l. Opг. момент.

Психологическая установка на урок .

___Успех любой работы зависит от настроения человека, от его желания

каждый день узнавать что-то новое для себя. Положительным результат работы будет тогда, когда каждый из вас захочет быть внимательным на уроке , захочет всё запомнить надолго и навсегда!

  • А какое у вас настроение, ребятки?
  • Давайте друг другу улыбнёмся и посмотрим внимательно на экран. (Появляется видео — ролик на тему «Осень » )

2 Беседа с учащимися

Окружающая нас природа прекрасна. Но всегда ли мы эту красоту замечаем? Конечно, нет. Это зависит от развитости чувства прекрасного.

картинках

___ Какое сейчас время года?

осенние месяцы

осень в сентябре

золотой осенью

6 стр., 2917 слов

Урок обучающего сочинения по картине

... края, дорогие ребята! 2 Рассматривание репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Откройте, пожалуйста, свои корреспондентские блокнотики, ... урока l. Opганизационный момент. Психологическая установка на урок. Успех любой работы зависит от настроения человека, ... основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию; устанавливать причинно-следственные связи в ...

осень в ноябре

осени вы знаете

  • Осенью семь погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
  • Сентябрь птиц в дорогу торопит. В октябре на одном часу и дождь, и снег.
  • Ноябрь – ворота зимы, месяц молодого, звонкого льда.

2. Дети, а вы можете объяснить, почему деревья сбрасывают листву?

— Если бы лиственные деревья не сбрасывали на зиму своего зеленого убора, то они погибли бы, так как листья продолжали бы испарять воду, а корни не могли бы обеспечить растения водой из – за низких температур воздуха и промерзания почвы. Биологическое значение листопада еще и в том, что с листьями удаляются вредные вещества, которые накапливаются в них к осени , а также пыль, копоть, газы, которые оседают на поверхности листьев.

3. А какие деревья вечнозелёные, и почему они не сбрасывают свою хвою?

— К вечнозеленым деревьям относят : ель, сосну, пихту, кедр и др. Хвоя держится на ветках 3 года. Каждый год они сбрасывают хвои, и столько же вырастает новой. Вот почему хвойные деревья всегда зеленые.

3 Упражнение на развитие зрительной памяти, логического мышления и

наблюдательности.

Игра «В музее осени »

картин с изображением осени

— Художница — осень ещё не покинула нас и хочет пригласить вас в свой осенний музей . В музее есть картина , которую осень очень любит . Постарайтесь найти её по словесному описанию.

«Лес точно терем расписной. Войдёшь в него и увидишь много интересного. Вглядываешься в жизнь осеннего леса с близкого расстояния. Только войдете в терем и вас окружат старые клены с золотисто-желтыми листочками и несколько молодых деревьев, под ногами еще зелёная и местами золотая травка с опавшими ажурными кленовыми листьями.Все деревья такие нарядные : в золотых платьицах . По зелёному ковру скачут две сороки — белобоки».

__ Что помогло вам сразу найти нужную картину ?

Ребята, давайте обрадуем осень своими знаниями о ней. (3 ученика читают стихи об осени .)

Федоровская «Осень »

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

осеннем только дуб зеленый

Утешает осень :

  • Не жалейте лето!

золотом одета

В. Авдиенко «Осень »

осень по дорожке

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди,

И нет просвета.

Затерялось где – то

Лето.

Ходит осень ,

Бродит осень .

Ветер с клена листья

Сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто – розовый – кленовый.

М. Садовский «Осень »

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

8 стр., 3810 слов

По картине “золотая осень” левитана: описание картины

... что на картине изображена осень. (листва пожелтела, но еще не опала, пожухла трава) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину? (бодрое, жизнерадостное, жизнеутверждающее) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? ...

Осины задрожали,

Дубы огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Все присмирело. Съежилось,

Поникло, пожелтело.

Лишь елочка пригожая

К зиме прихорошела.

(О клене)

4 Целеполагание.

Теперь откройте , пожалуйста, ваши учебники на странице 80 и скажите, как по-вашему, чему мы будем сегодня учиться на уроке русского языка ?

(появляется слайд с изображениями картины «Золотая осень » )

__ Существует старое присловье : «Картину нужно не только смотреть, но и видеть» . Сегодня мы будем учиться видеть то, что изображено на картине . А сейчас представьте, что вы стоите, прижавшись спиной к стволу этого клёна, где некогда бродил и любовался автор этой живописной картины 19 века . Что вы можете услышать в этом чудном лесу? Расскажите о них так, чтоб мы тоже могли их услышать.

осень плачет

ногами живой ковёр из листьев, они на нас ворчат за то, что мы их топчем. Сороки что-то торопливо клюют. Ветерок еле шевелит листвой. Прошуршала мышка. Солнышко тихо и ласково греет щеку.

__ Дети, а может ли лес иметь запах? Чем он пахнет? (На столе перед

каждым учеником лежат маленькие кубики дубовых и сосновых досок, которых я предлагаю им понюхать. Выслушиваются ответы детей.)

5. Физкультминутка.

__ А какие инструменты могут озвучить осень ? (Скрипка. Осень играет на скрипке , а смычок у неё из листьев. Гитара. Переборы струн — точно рябь по осенней воде . Саксофон. У него высокий звук, как высокое бездонное осеннее небо .) Так давайте же, детки, под звуки осени станцуем вальс осенних листьев .

золотая осень

(Собрать гербарий, сфотографировать, снять на камеру, нарисовать.)

6. Работа над описанием картины .

Остроухове

Появляется презентация с пятью слайдами.

русских художников

(Третьяковская галерея)

Остроухов

картины И

Ребята, откройте свои корреспондентские блокнотики, сейчас они вам очень понадобятся, в них вы найдёте ответы на многие вопросы. Как называется это произведение искусства? (Живопись) А к какому жанру живописи относится эта картина ? (Это пейзаж, на котором изображена природа)

A) Каково общее впечатление от пейзажа — грустное или радостное?

Б) Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсий, поездок нечто подобное?

B) Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

Г) Каков по-вашему замысел художника?

Д) О чём эта картина ?

Золотая осень

Ж) Когда лес бывает таким — в начале осени , в середине или в конце, в сухую или дождливую погоду?

__ Ребята, а почему окраска листьев у всех деревьев разная?

6 стр., 2628 слов

Урок 3 класс сочинение по картине дети бегущие от грозы

... урок интересным? Если нет, то почему? Что понравилось? Не понравилось? 4. Домашнее задание Словесный, наглядный Получение домашнего задания Домашнее задание: написать сочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». ... речушка, протекающая через луг, мостик, переброшенный через речку). 3 группа – описание детей (испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся ...

__ Характер расцвечивания объясняется наличием в листьях пигментов :

Жёлтого — ксантофилла, оранжевого — каротина, багряного — антоциана, зелёного — хлорофилла.

__ Запомните это, детки, навсегда!

__ При описании лучше излагать содержание в настоящем времени, как будто действие совершается сейчас, и вы являетесь свидетелями, так как это оживит рассказ.

7 Физкультминутка (для предупреждения близорукости, повышения

работоспособности) Упражнение выполняется сидя.

На столе каждого ученика лежат листья зелёного, жёлтого, багряного цветов. Дети составляют из них букет и под моё исполнение песни об осенних листьях разглядывают их во всей красе.

Значение природы в жизни человека.

Наша страна огромна. Таких чудесных уголков России неисчислимое множество. Но богатства природы небезграничны, а удивительная красота очень ранима. Природу любят многие, но не все бережно относятся к ней. Нельзя забывать, что природа- это родник здоровья и духовного богатства. Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут.

8 Речевая подготовка.

Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной и эмоционально-насыщенной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии) . Давайте попробуем сделать это с помощью наших «Справочников» на странице 39-41, где у нас содержится образно-выразительная лексика. Поставьте галочку слева от тех слов и словосочетаний, которые приемлемы к нашей картине .

__ Подберите синонимы к словам :

Художник-живописец, мастер кисти, пейзажист.

Создаёт- пишет, рисует.

Картина- полотно

Названия каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

золотистый

сочинение

картине Остроухова

Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать речь правильной, образной, выразительной. Пользуйтесь этим богатством!

Появляется слайд №7 .

9 План

__ План поможет вам сделать описание последовательным.

1) Какое время года изображено на картине ? В какое время суток?

2) Какое впечатление производит на вас картина ?

3) Что вы видите на переднем плане? В центре? Вдали?

4) Какие цвета преобладают в пейзаже? Какой колорит?

Остроухова

10 Составление устного рассказа по картине с помощью плана посредством индивидуальных справочников.

«На картине изображена чарующе прекрасная и радостная в своём спокойствии полуденная осень . Нельзя насмотреться на дивный лес в золотом уборе ! Этот пейзаж вызывает во мне светлую печаль и яркое мироощущение.

На переднем плане картины стоят неповторимые в своей красе клёны с ажурными листочками, словно звёздочки. Лесная земля устлана густым зелёным ковром, посреди которого бойко скачут две сороки — белобоки. Вдали, словно в сказочном хороводе, стоят огненно – золотистые деревья и , кажется, что они дотянулись до неба. Сквозь пышную листву пробивается рассеянный свет аквамаринового неба. Господствующее положение занимает золотистый , багряный и зелёный цвет. Колорит картины нежный , сияющий, глубокий и спокойный.

6 стр., 2709 слов

Домашние задания по русскому языку: плюсы и минусы

... домашнюю работу); задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых упражнений; предлагать для домашней работы ... до­машней работы могут быть предложены изложения, сочинения, но ... должны сделать учащиеся. Содержание домашних заданий. По своему содержанию задания ... заданиями. Можно предложить учащимся составить устный рассказ на определенную те­му, описать картину ...

Остроухое

сочинения — описания

«Времена года»

карточкам

12 Самопроверка.

13 Рефлексия.

(для детей продвинутого уровня)

На уроке я работал активно / пассивно

Своей работой на уроке я доволен/ не доволен

Урок для меня показался коротким / длинным

урок я не устал / устал

Моё настроение стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным

Сегодня я узнал.

Было интересно.

Было трудно.

Я выполнил задания…

Я понял, что.

Теперь я могу.

Я почувствовал, что.

Я приобрёл.

Я научился.

У меня получилось.

Я смог.

Я попробую.

Меня удивило.

Урок дал мне для жизни

Мне захотелось.

14 Итог урока .

Репродукцию какой картины и какого художника мы сегодня описывали?

__ Что вызвало у вас затруднения?

15 Домашнее задание.

сочинение в классе

__ Дети, а какое домашнее задание дали бы вы мне? (Выслушиваются

ответы детей).