Прекрасный сад поэзии С.А. Есенина

В этом стихотворении сосредоточилось все, что мне дорого в поэзии Есенина. Его любовь к родной земле, к родному краю осветила многие стихи. Она продолжается и в нас. В этом стихотворении звучит и особая есенинская грусть — безысходная и вместе с тем освещенная надеждой.

Не случайно первое слово стихотворения — глагол совершенного вида, обозначающий законченное, завершенное действие. «Все в прошлом», —- говорит поэт. По той же причине в первой строфе дан не конкретный, тщательно выписанный, а как бы обобщенный пейзаж русской осени: облетевшая роща, журавли… Это лишь набросок, эскиз, детали которого нет надобности прорисовывать, так как главное не в них.

Вторая строфа — пример афористически емкого словесного выражения жизненного пути человека:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

Но вновь поэт утверждает, что не все — тлен, ведь природа вечна:

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Постоянные образы Есенина: странник, покинутый дом, голубой пруд как деталь среднерусского пейзажа, — на этот раз спутники не только лирического героя, но и каждого человека.

В третьей строфе внутри этого обобщенного пейзажа, где-то вдалеке, на горизонте, появляется одинокая фигура лирического героя — «вечного странника» во времени:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер вдаль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

«Золотая» юность героя, подобно роще, «отговорила»:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветъ.

Четвертая строфа — кульминация в развитии лирического сюжета. Чувство беспредельной тоски и одиночества («один среди равнины голой») усиливает образ необычайной поэтической выразительности:

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Но вдруг в пятой строфе резко меняется эмоциональная тональность стихотворения, и отрицания («не обгорят», «не пропадет») на этот раз звучат уже в качестве утверждения:

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Слияние с природой позволяет поэту верить, что все не напрасно. «Роща золотая» — это сам поэт и его поэзия. Для Есенина поэзия — это прекрасный сад, где слова — листья, а потому они и временны, и вечны.

1 стр., 449 слов

Что общего между лирическим героем поэмы Есенина «Анна Снегина» и ее автором?

... сходства, нельзя отождествлять лирического героя и С.А. Есенина. Поэту важно было передать не какие-то автобиографические черты, а отношение к происходящему. Как видим, в образе главного ... Есенин, наделяя своего персонажа собственными чертами, не ставил перед собой цель рассказать историю своей жизни, поэтому героя поэмы Сергея нельзя называть Сергеем Александровичем Есениным. Понравилось сочинение? ...

В последней строфе внутреннее, лирическое движение сюжета стихотворения завершается: героем уже владеет не чувство тоски и одиночества (третья и четвертая строфы), а приходит просветленная грусть.

Есенин о своем «возрасте осени» скажет: .^Прозрачно я смотрю вокруг». Для него человек, поэзия и природа — одно целое. И поэт в последней строфе уже совершенно отождествляет себя с природой:

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

Для Есенина природа — это вечная красота и источник вечной гармонии мира. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной природе, о философии жизни, именно так возвышенно действуют они на нас.