Образ Беликова в рассказе Чехова «Человек в футляре»

Центральной фигурой рассказа человек в футляре является некто Беликов, преподаватель древних языков.

Сам Беликов был человеком странным и сильно отличался от окружающих своим поведением. Первое, что бросается в глаза – это привычка Беликова прятать всё в чехол. Зонт, очки, нож и даже часы. И если это еще можно было объяснить простой человеческой аккуратностью, то необъяснимо было его обыкновение прятать самого себя в чехол. Беликов в любую погоду, будь то солнце или дождь, скрывался под теплым пальто на вате, обязательно брал с собой зонт, а на ноги надевал калоши. И даже свое лицо он прикрывал поднятым воротником.

Страх перед внешним миром, который, очевидно, раздражал его, был на столько силён, что даже уши он закладывал ватой, избегая лишних звуковых раздражителей. Но больше всего удивляло его товарищей то, что даже дома Беликов не чувствовал себя в безопасности. Так же был полностью одет, закрывал все ставни на окнах и, даже укутавшись в одеяло, как бы жарко не было, боялся, что повар его зарежет или в дом залезут грабители. От того и спал плохо, и утром был бледен и угрюм.

Несмотря на такой образ жизни, товарищи у него все-таки были. В основном, это были коллеги или соседи. Но взаимодействовал он с ним скорее не потому, что хотел, а потому что так надо было. Он приходил к людям домой и просто сидел на стуле некоторое время. Таким чудным образом Беликов поддерживал хорошие товарищеские отношения.

Хоть Беликов и вёл отшельнический образ жизни, но на окружающих его людей оказывал сильное влияние. Он угнетал весь город своей мнительностью и жесткими ограничениями. Люди стали бояться громко говорить, знакомиться, играть в карты при нем. Беликов считал своим долгом обо всех, даже мелких, нарушениях докладывать начальству. И даже начальники боялись его, настолько этот «футлярный человек» давил на всех своей правильностью. И все люди, по его мнению, должны были жить строго по правилам, иначе «как бы чего не вышло!» — любимое выражение Беликова, которое описывало его отношение к любым «неправильным» действиям.

Неудивительно, что «человек в футляре» был не женат. С женщинами он вообще старался не иметь никаких общих дел из-за страха, что о нём дурно подумают. Но однажды Беликов чуть не женился на своей полной противоположности – весёлой и легкомысленной Вареньке. Свадьба не состоялась только потому, что женщина позволила себе покататься на велосипеде, а Беликов стал свидетелем этой, по его мнению, ужасной выходки. Сначала он хотел исправить недоразумение и решил поговорить с братом Вари. Но тот спустил Беликова с лестницы, в самом низу которой его встретила Варенька в очень неудобном положении. После того, как она посмеялась над «человеком в футляре» закончилось всё.

16 стр., 7938 слов

Беликов в рассказе человек в футляре (образ и характеристика) 9 класс

... внешнее. Скорее всего, Беликов — собирательный образ. В 1939 году на студии «Беларусьфильм» вышел фильм «Человек в футляре» режиссера Исидора Анненского. Роль Беликова там исполнил актер Николай Хмелев. Рассказ «Человек в футляре» Беликов — пожилой учитель греческого ...

Беликова настолько сильно потрясла ситуация с Варенькой, что через месяц он умер, так ни разу и не встав с кровати. Это показывает, как сильно он был слаб в ситуациях, которые не подчиняются правилам.

В конце концов Беликов достиг своего идеала. Его положили в футляр, из которого ему уже никогда не придется вылезать. Даже лицо его на похоронах стало кротким, приятным, немного веселым. А окружающие Беликова люди, его товарищи и коллеги, испытали настоящее облегчение после смерти такого футлярного человека.

Образ

Мужчина средних лет. Возраст Беликова слегка перевалил за 40. Мелкий, не примечательный человек. Лицо бледное, маленькое. Темные очки подчеркивали его бледность. Улыбался кривой улыбкой и сам был словно скрюченный под тяжестью гнетущих забот. Выходя из дома постоянно брал зонт, даже если погода обещала быть солнечной. На ногах нелепые калоши, сверху накинуто утепленное пальто, ворот высоко поднят. Внешний вид говорит сам за себя. Он сознательно прятался от всего, что происходит в мире. Его жизнь скрыта ото всех. Создав для себя своеобразный футляр, он чувствовал себя защищенным от внешних воздействий. Каждая вещь у Беликова бережно хранилась в чехле: часы, перочинный нож, зонт.

«…был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате…»

«…ему давно уже за сорок…»

«…он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх…»

Последствия

Естественно, такой образ жизни, который ведёт Беликов, не может ни на чём не отразиться. Кто такие футлярные люди? Это самые настоящие отшельники, которые считают, что они живут вполне себе нормально, в отличие от остальных. Это проявляется и в чеховском герое.

В один момент он встречает Вареньку – девушку, являющуюся сестрой нового учителя географии и истории. Она проявляет неожиданный интерес к Беликову. Которого общество начинает склонять к женитьбе на ней. Он соглашается, несмотря на то, что мысли о браке его угнетают и тревожат. Беликов худеет, бледнеет, становится ещё более нервозным и боязливым. И первое, что его беспокоит сильней всего – образ жизни «невесты».

Кто такие футлярные люди? Те, кому не понять других в силу своей отрешенности. Варенька любит кататься на велосипеде с братом. И Беликов уверен, что это вполне обычное увлечение не является нормальным! Потому что негоже кататься на велосипеде тому, кто учит истории молодёжь. А женщина на этом транспортном средстве и вовсе выглядит неприлично. Беликов не постеснялся выложить свои мысли брату Вареньки, который того терпеть не может. И пригрозил доложить о его увлечении директору гимназии. В ответ брат Вареньки спустил Беликова с лестницы. Что в итоге? Беликов заболевает — от стресса, его не отпускают мысли о том, что о его позоре кто-то узнает. И через месяц умирает. Таков конец.

Характеристика

Беликов являлся натурой скрытной, замкнутой, напичканной предрассудками. Друзья отсутствовали. Необщителен, чересчур подозрителен. Мужчину преследует постоянное желание спрятаться в свою раковину, футляр, надежно защищающий его. Даже пришедшие в голову мысли держит в футляре. Высказывания весьма ограниченны и узки. Он не понимал настоящего, предпочитая жить прошлым. Оно вселяло дикий страх и ужас всего нового. Он опасается наперед любых происшествий, что явно проявляется в повседневных деталях образа жизни. Малейшее отклонение от норм способно вывести из равновесия. Его боялись и ненавидели. Вся жизнь Беликова идет по принципу, как бы чего не вышло.

9 стр., 4253 слов

По произведению Человек в футляре Чехова 10 класс

... и насмешек окружающих, Беликов заболел, жутко похудел, позеленел и еще больше втянулся в свой выдуманный футляр. Базовой деталью рассказа «Человек в футляре» стал уход из жизни главного героя. Умер ... гроб. Хоронившие Беликова, утаивали свою радость в своих умах, думали, как замечательно, что они отделались от постоянного контроля нашего этого чудаковатого человека. Виртуозен Чехов в том, что ...

«…всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние…»

«…он просто угнетал нас своей осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями…»

«…действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было»

С окружающими людьми взаимоотношения не складывались. Его внутренний страх передавался людям, работающим с ним в одном коллективе. За пятнадцать лет преподавательской деятельности, он умудрился сделать все, чтобы его в гимназии возненавидели. Стоило ему появиться, сразу становилось душно, словно от нехватки кислорода. Дурному воздействию подвергались не только учителя, но и ученики. Он безжалостно отчислял их из школы, если замечал за учащимися любое проявление современности.

Характер Белякова

Характеристика Белякова «человек в футляре», в этой фразе вся суть характера персонажа. Вся его жизнь закована в футляр. Он закрыт и одинок, необщителен и подозрителен. У него наблюдается постоянное стремление спрятаться от мира, окружить себя защитной оболочкой. Даже свои мысли он старается держать в этом футляре. Но даже если он ими с кем-то делится, оказывается, что они запылились, устарели.

Беликов – человек пугливый, робкий. На самом деле он очень боится действительности. От нее он прячется во всевозможные футляры. Даже его профессия – преподаватель греческого языка, своеобразный футляр. В старинные языки он прячется т действительности. Он почитает прошлое, боясь не только будущего, но и настоящего. Его основной принцип жизни – «Как бы чего не вышло», который тоже сам по себе является футляром. Своего главного героя автор наделяет максимальной старомодностью, боязнью жизни, и это проявляется во всем: во внешности, характере, профессии, образе жизни.

Любовь в жизни Беликова

Однажды Беликов чуть не связал себя узами брака. Он пал под влиянием женских чар молодой девушки Вареньки, сестры одного из коллег по работе. Встречи, ухаживания, прогулки все вело к скорой свадьбе, но состояться ей было не суждено. На глазах невесты его выталкивает из квартиры ее брат. Он катится кубарем вниз к ногам Вари. При виде комичного зрелища девушка не может сдержать приступ смеха. Такой позор Беликов не мог перенести. Он переживал, что об этом случае может узнать весь город. Захворал учитель, слег в постель . Месяц пролежал и умер в собственной кровати.

Он так и не познал радость жизни и свободы, но это осознанный выбор. В гробу выражение лица покойного выглядело кротким, приятным и даже веселым. Он словно рад, что обрел футляр из которого не выбраться. Люди, возвращавшиеся с кладбища, почувствовали небывалое облегчение после смерти Беликова, словно с плеч свалился тяжкий груз. Они давно не испытывали подобного удовольствия от ощущения полной свободы.

2 стр., 647 слов

Сочинения | Сочинения 8 класс. Проблема смысла жизни и назначения ...

... «человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Понятие «счастье» в устах «феномена» звучит очень странно. Для него самого счастье недостижимо, но он верит, что другие смогут его достичь. Противоречие жизни заключается ...

Влияние на окружающих

Беляков не только сам боится жизни, но и отравляет ее всем окружающим. За те 15 лет, что он проработал в гимназии, она превратилась в такой же футляр, в котором жил герой. Его страх, как плесень, распространяется в тех местах, где он находится. Вокруг себя он создает атмосферу, наполненную удушием, боязнью, кислотой. Именно такой предстает гимназия в глазах читателя, где все учителя подверглись влиянию Беликова, а перспективных учеников выгоняют за любе проявление современности.

Чехов рисует своего персонажа отвратительным. Он не только портит жизнь самому себе, но и отравляет ее всем окружающим. Даже чуть было не женившись, Беляков закрывается в своем футляре после неудачи. В нем же он и умирает. Чего же так боялся Беляков, если самое страшное в жизни – прожить ее в таком футляре, и умереть в нем же, не узнав радости и свободы этой жизни.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Беликов («Человек в футляре»), описать жизнь персонажа, дать ему подробную характеристику.

Основная мысль

Что ж, кто такие футлярные люди – на примере Беликова можно понять. И идею, в принципе, Чехов хотел донести простую. Прозаик пытался донести до читателей – «закрытая» от общества жизнь лишь калечит человеческую душу. Нельзя быть вне остальных. Мы все – члены единого общества. Всё, что человек сам себе напутал, настроил – лишь отгораживает его от жизни. От наполненной красками реальности. И это действительно так. Духовная убогость лишь ограничивает человеческое существование. О чём и размышляет Чехов в этом рассказе.

«Человек в футляре» — анализ произведения А.П. Чехова

Анализ «Человека в футляре» способствует пониманию художественного произведения, помогает проникнуться идеей автора и ясно определить его позицию.

Антон Павлович Чехов в рассказе рисует картину обыденной мещанской жизни, разоблачает ничтожную сущность маленьких людей.

Писатель вызывает в душе читателя массу противоречивых чувств и впечатлений.

История создания произведения А.П. Чехова «Человек в футляре»

Опубликованный в 1898 г. в июньском номере «Русской мысли» рассказ «Человек в футляре» не остался незамеченным в среде критиков и обыкновенных читателей.

Сочинение открывает «Маленькую трилогию», включающую «Крыжовник» и «О любви». Эту серию Антон Павлович написал летом 1898 г. в Мелихове.

Далее у Чехова наступил творческий спад. Затем ухудшение состояния здоровья, вызванное туберкулезом.

Главные герои и их характеристика

В произведении нет героев в полном смысле этого слова, людей, выражающих авторские взгляды, раскрывающих авторский смысл.

Главный герой – преподаватель греческого Беликов, прозванный учениками Антропосом.

Другие действующие лица:

  • Чимша-Гималайский – врач ветеринар, принадлежащий к дворянству;
  • Буркин – рассказчик, преподаватель, сослуживец Беликова;
  • Михаил Саввич Коваленко – персонаж повести Буркина, молодой преподаватель;
  • Варенька – незамужняя сестра Михаила Саввича около тридцати лет;
  • Повар Афанасий – шестидесятилетний старик, состоящий в прислугах у Беликова;
  • Мавра – супруга старосты, ни разу в жизни не выезжавшая из села. А в последние десять лет она покидает свой дом лишь по ночам. Воспоминание о Мавре наводит Ивана Иваныча и Буркина на разговор о футлярности.

Автор дает персонажам краткие, но точные характеристики, рисующие перед читателем яркий реальный образ.

2 стр., 753 слов

Утро, изменившее жизнь после бала (по произведению Л.Н. Толстого «После бала»)

... момент из жизни Ивана Васильевича, который случился с ним утром после бала, повлиял на его судьбу и характер. Впоследствии этот человек стал ... ее дому случилось нечто такое, что изменило его жизнь навсегда. Это утро после бала было не похожим на тот прекрасный вечер. ... мировоззрение рухнуло. Еще вчера он считал себя самым счастливым человеком, хотел любить и быть любимым, мечтал о карьере военного. ...

Беликов – это человек, заключенный в несколько футляров. Это чехол, выражающийся не только наружно, состоящий из характерных атрибутов одежды, но и внутренний футляр. Жизнь Антропоса наполнена самоограничениями и ограничениями для других.

Часто повторяемая им фраза «как бы чего не вышло» служит откликом на любое несоответствие установившимся стереотипам. Жизненные принципы этого человека сводятся к защите от окружающей жизни, к постоянной осторожности, предчувствию опасности и навязывании своих ограничений окружающим.

Чимша-Гималайский – сухощавый рослый старик с длинными усами. По мнению окружающих ему абсолютно не подходит странная фамилия Чимша-Гималайский. Поэтому все величают его просто Иван Иваныч. Судьба Беликова наталкивает Ивана Иваныча на размышления о социальном зле, несправедливости и невозможности открыто высказывать свою позицию.

В противоположность врачу Чимше-Гималайскому Чеховым изображается наружность учителя Буркина. Это лысый толстяк небольшого роста с черной длинной бородой. Он смотрит с иронией на историю Беликова, являясь в то же время типичным представителем мещанского провинциального общества.

И лишь один Коваленко, человек энергичный, открытый, откровенно презирает Антропоса, в лицо обвиняя его в фискальстве. Он не понимает, как могут окружающие педагоги существовать в таких условиях, в а.

Сестра Михаила Саввича Варвара обладает чертами яркими, выразительными. Автор рисует ее шумной хохотушкой, которая не прочь выйти замуж за Беликова.

Афанасий предстает постоянно нетрезвым, полоумным стариком, который по обыкновению стоит у двери со скрещенными руками и невнятно бурчит одну и ту же непонятную фразу.

Очень краткий пересказ

«Человек в футляре» – это короткое литературное произведение. В нем чуть более 10 страниц печатного текста. Рассказ не разделяется по главам, являя собой цельное повествование.

Это своеобразный рассказ в рассказе, случай из жизни, поведанный между делом на охоте. Сокращенно сюжет «Человека в футляре» умещается в несколько строк.

В первом абзаце идет описание места для ночевки двух запоздавших охотников: Ивана Ивановича и Буркина. Им не спалось. Вспоминались различные истории. Разговор заходит о людях, прячущихся в защитную оболочку, выбирающихся одиночество.

Преподаватель вспомнил о почившем около двух месяцев назад Беликове. Он был примечателен тем, что на протяжении жизни старался «окружить себя оболочкой».

Настоящее Беликову было отвратительно, он не выносил отступлений от правил и весь город терроризировал. Преподаватель греческого опасался всего и во всем осторожничал. Питался судаком на коровьем масле, в страхе быть обвиненным в несоблюдении постов.

1 стр., 404 слов

Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими

... Возвращаясь к словам известного поэта Ральфа Эмерсона, обозначенного в теме моего эссе, учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. Он всегда шагает в ногу со временем, постоянно самосовершенствуется и развивает ... с ними. А самое главное, я не просто учитель, я первый учитель! А это огромная ответственность перед детьми, которые пришли к тебе такими маленькими. Как сказал ...

Размеренное течение жизни города нарушает приезд преподавателя географии и истории Коваленко с сестрой. Это новые люди «из хохлов». Обывателей от скуки захватывает идея поженить Варвару Коваленко и Беликова. Внушение делает свое дело, и Антропос склоняется к мысли, что «жениться надо». Но вся эта ситуация действует на учителя греческого угнетающе, он осторожничает.

Тут следуют два решающих случая. В гимназии появляется карикатура «влюбленный антропос», изображающая Беликова с зонтом в калошах и подсученных брюках под руку с Варенькой. Однажды незадачливый влюбленный видит Варвару Саввишну и ее брата на велосипедах.

Зрелище это до глубины души поражает его и приводит в негодование. Он решает объясниться с Коваленко. Беседа перерастает в ссору, и Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы прямо под ноги Варваре. Девушка, видя смущенного и помятого учителя, полагая, что он упал нечаянно, заливается громким смехом. Этим завершается для Беликова все земное существование.

Он слег в постель и уже больше не встал. Умер Антропос через месяц. После похорон все жители испытывают чувство большого удовольствия. Но через некоторое время жизнь возвращается в прежнее русло.

В заключении следует рассуждение охотников на тему футлярности. Но история наводит их на разные мысли и выводы. Каждый, думая о своем, ложится спать.

Анализ произведения

Анализ сочинения Чехова поможет выявить особенности произведения, исследовать способы выражения замысла автора.

идея — что значит «человек в футляре»

протест против футлярности и призыв к простой открытой жизни.

Чехов расширяет значение понятия «футляр». Защитный чехол можно разделить на несколько слоев. Главный персонаж укрывается не только во внешнем футляре: в любую погоду он одет в теплое пальто на вате с поднятым воротником и калоши, носит зонт в чехле, темные очки. Он оберегает свое пространство, закрывается на все задвижки, затворяет ставни.

Беликов защищается от внешних влияний, испытывает страх ко всему новому, неоднозначному.

Почему Беликова боялся весь город? Обратимся к цитате, в которой Буркин описывает Антропоса:

Беликов угнетает всех своей осторожностью, давит на людей, заставляет их бояться всего и вся. Таким образом, имя Беликова становится нарицательным, характеризующим явление человеческой футлярности. В этом заключается смысл названия рассказа.

Композиция

Произведение отличает необычный композиционный прием. Повествование представляет собой один рассказ, вмещающийся в другой. Причем основная часть «Человека в футляре» принадлежит Буркину. Его стиль не чеховский, он публицистичен и отличается патетикой.

Жанр

Произведение «Человек в футляре» относится к жанру рассказа.

Ему присущи характерные черты этого жанра:

  • малый объем — около 13 страниц;
  • немногочисленные действующие лица;
  • описывается один значительный эпизод из жизни;
  • большая роль отводится деталям;
  • повествование ведется от лица рассказчика;
  • в названии заложен ключевой смысл.

Направление

Литературное направление произведения Чехова – реализм . Автор воспроизводит типичные черты жизни своего времени, изображает характерные личности.

11 стр., 5192 слов

Отражение принципов общественной жизни древних греков в произведениях ...

... поэзию. В поэме «Теогония» (то есть «Родословная богов») Гесиод собрал и систематизировал древнегреческие мифы, попытался изложить родословную богов-олимпийцев как единое целое. Поэма «Труды и дни» посвящена тяжбе Гесиода с братом Персом. Гесиод развертывает ...

В «Человеке в футляре» отражается историческая эпоха.

Особенности сюжета

Конфликт разворачивается на фоне повседневной жизни.

Неслучайно по окончании повести о жизни Антропоса звучит лирическое описание окружающей природы, тишины и безмятежности ночи.

Проблематика

В рассказе Чехов поднимает важные проблемы, касающиеся личности, ее места в обществе и роли в социальной жизни. Писатель рисует образ Беликова, как человека, отгородившегося от людей, спрятавшегося в футляр условностей и страхов.

И здесь скрывается множество проблем: проблема одиночества и враждебности по отношению к прогрессу, бессмысленности жизни, страх перед любовью и поиск счастья.

Заключение

Критика высказывала неоднозначные отзывы о рассказе «Человек в футляре». Большинство современников писателя отмечали живой образ Беликова, явившийся «художественным откровением» и выражающий собою «целую общественную среду». И лишь немногие критики не увидели глубины произведения, назвав его плохим и бессодержательным.

Читателю рекомендуется ознакомиться с полным содержанием рассказа, чтобы, основываясь на приведенном анализе произведения, сложить независимое мнение о «Человеке в футляре».

Трудности в работе учителя (анализ анкет).

На РМО проведена была анкета, позволившая выявить трудности в работе учителей русского языка и литературы:

  • Тематическое планирование – 1чел.
  • Умение ставить цели урока -1чел.
  • Планирование внеклассной работы — 2чел.
  • Овладение содержанием новых программ и учебников – 6чел.
  • Организация работы по самообразованию – 5чел.
  • Применение на уроке разнообразных форм и методов работы, в том числе нестандартных – 4чел.
  • Обеспечение самостоятельной и активной работы на уроке в течение всего урока – 2чел.
  • Использование методов и приемов развивающего обучения – 7чел.
  • Использование педагогических технологий обучения – 5чел.
  • Использование компьютерных технологий – 7чел.
  • Проведение и оценивание практических работ -1чел.
  • Формирование умений и навыков организации учебного труда (планирование, самоконтроль, чтение, счет, работа с книгой и т.д.) – 3чел.
  • Развитие интереса к учению, потребности в знаниях – 7чел.
  • Учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся (ведение мониторинга) – 4чел.
  • Осуществление дифференцированного подхода в обучении – 1чел.
  • Использование межпредметных связей в обучении – 5чел.
  • Обобщение опыта своей работы — 4чел.
  • Умение провести самоанализ своего урока – 3чел.
  • Умение работать с одаренными детьми – 1чел.
  • Работа с неуспевающими учениками – 5чел.

Исходя из этого, РМО учителей русского языка и литературы считает важным в 2005 – 2006 учебном году оставить тему:

Программно-методическое обеспечение.

В школах района учителя работают по альтернативным учебникам литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой и А.Г..Кутузова. По русскому языку – по учебникам под редакцией Т.А.Ладыженской в5-7классах, в 8-9классах — М.Т.Баранова и Крючкова, С.Г.Бархударова, в 10-11 классах – под редакцией Л.М. Рыбченковой и А.И. Власенкова.

7 стр., 3197 слов

Обобщение опыта работы учителя начальных классов » как средство ...

... пьесы. Как видим, такой вид работы над развитием речи младших школьников, как сочинение используют все перечисленные методы. Виды сочинений. По жанрам сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения. Сочинения в ... любят Буратино и Карлсона?»). Методика работы над сочинением. Первым шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы. Тема - это предмет сочинения, то, о чем в нем ...

В СОШ№2 и СОШ№17 учителя осваивают учебник русского языка под редакцией Леканта и Разумовской, который также находится в федеральном списке учебников, рекомендованном Министерством образования РФ.

Учителя имеют программы, рекомендованные Министерством образования РФ, на основе которых писали свои программы, которые были утверждены директорами образовательных учреждений.

Выводы, рекомендации по данной работе.

  1. Учителям-русоведам следует активнее стремиться к обобщению своего опыта на уровне ОУ, района, области. Для этого серьезнее подойти к выбору тем самообразования, т.к. систематизация и обобщение опыта – это перспектива для повышения квалификационной категории.
  2. ШМО необходимо активнее анализировать работу педагогов и рекомендовать творчески работающих учителей для обобщения их опыта на уровне района.
  3. РМО активнее работать с методистом ОблИУУ по представлению опыта творчески работающих учителей в областных органах печати.