Матренин двор образ праведницы трагизм ее судьбы. : «Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»

Сочинение

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор» , Сегодня на уроке мы:

  • поговорим о трагической судьбе Матрёны, героини рассказа «Матрёнин двор»;
  • попытаемся понять, можно ли назвать Матрёну праведницей;
  • разберёмся, в чём же смысл рассказа-притчи Солженицына.

праведником

?

В словаре под редакцией Ефремовой есть два толкования этого слова.

человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-либо религии

праведник – это человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности

В православии праведник – это святой, который прославился своими подвигами и святостью в обычной мирской жизни, а не в монастыре

Можно ли назвать Матрёну праведницей? Автор так описывает её отношение к вере: «Не сказать, однако, чтобы Матрёна верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия…

Сколько жил я у неё – никогда не видал её молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала «с Богом!»

В начале рассказа герой-повествователь Игнатич не воспринимает её как праведницу. Какой он видит Матрёну?

Матрёна – обычная старуха, которая живёт в просторном, хоть и обветшалом доме одна. Из хозяйства у неё только грязно-белая криворогая коза и старая колченогая кошка, которую Матрёна приютила из жалости.

Матрёна ведёт обычную для деревенского жителя жизнь. Она рано встаёт и сразу же начинает хлопотать по хозяйству. Много работает. Ворует торф, чтобы протопить зимой дом. Питается Матрёна скудно: одной картошкой или ячневой кашей. «Не всегда это было посолено, как надо, часто пригорало, а после еды оставляло налёт на нёбе, дёснах и вызывало изжогу»

, – пишет Солженицын.

«Не гналась за обзаводом»

, – говорили они. Золовка вспоминает, что и красиво одеваться Матрёна не любила.

А что же ей приносило радость?

«У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа»

пишет автор. Матрёна очень много работает, и не только на себя. Она с удовольствием помогает другим, никому не отказывая и не требуя платы.

«Бодался телёнок с дубом»

Солженицын вспоминает слова Твардовского о рассказе «Матрёнин двор»:

14 стр., 6950 слов

Образ и харатеристика матрены тимофеевны в рассказе матренин двор солженицына

... черт характера. Вариант 4 Рассказ «Матренин двор» (А. И. Солженицын) о нелегкой судьбе деревенской женщины, которая всю жизнь «пропахала» в колхозе «бесплатно», получая «палочки». Рассказ повествует Игнатич, поселившийся в доме Матрены Васильевны. Чем же примечательна ...

«Уж до такой степени у вас деревня с непарадной стороны – ну, хоть бы один заходик с парадной… Все вокруг – дегенераты, вурдалаки…»

Посмотрим, так ли это?

Жена председателя с Матрёной даже не здоровается, приказывая приходить на колхозные работы со своими вилами, хотя Матрёна официально в колхозе давно не работает и платы от него не получает. Врач к Матрёне приехала «злая очень». Пастухов автор описывает так: здоровенный «немоглухой» и мальчишка «с постоянной слюнявой цыгаркой в зубах».

Близкие Матрёны выглядят не лучше. Племянник Матрёны Андрей – ленивый, наглый, неуправляемый мальчишка, вечный второгодник. Родные сёстры Матрёны одержимы жаждой наживы. Узнав, что Матрёна согласилась отдать горницу, они обругали её и сказали, что не хотят её больше видеть. Даже близкая подруга Маша, со слезами рассказывая о гибели Матрёны, не забывает о кофточке, которую непременно надо забрать, «пока родня не налетела»

Фаддей, бывший возлюбленный Матрёны, и вовсе фигура демоническая. Высокий чёрный старик, с чёрными космами, чёрными усами и чёрной бородой – так описывает его Солженицын. Именно жажда наживы Фаддея и сгубила Матрёну. Чтобы получить участок земли для младшей дочери, Фаддей разобрал горницу, разрушил дом Матрёны. Даже на похоронах он не успокаивается. «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то, – Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней матрёниных сестёр».

«В плаче заметил я холодно-продуманный, искони-заведенный порядок».

Искренне плакала только воспитанница Кира, жена Фаддея Матрёна и «древняя старуха», которую Игнатич считает чужой.

Могла ли быть лёгкой жизнь Матрёны среди таких людей? Конечно, нет. С Матрёной обошлись жестоко и люди, и власти, и судьба. Она не смогла выйти замуж за человека, которого любила. Её муж Ефим изменял ей, а во время войны он пропал без вести. Игнатич почему-то предполагает, что если Ефим жив, то «женат где-нибудь в Бразилии или в Австралии. И деревня Тальново, и язык русский изглаживаются из памяти его».

Всех шестерых детей Матрёна потеряла ещё младенцами. Её семьёй стала воспитанница Кира, младшая дочка Фаддея.

Терзает Матрёну и болезнь. «И в эту жизнь, густую заботами, ещё врывалась временами тяжёлая немочь, Матрёна валилась и сутки-двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не шевелилась почти».

Болезнь, невзгоды, обиды и потери не сломили Матрёну. Её душа осталась такой же чистой и светлой. Матрёна всегда готова помочь каждому, кому нужна помощь. По доброте своей она не может отказать даже незнакомому человеку. Ведь она отговаривала Игнатича идти к ней, даже отправляла искать другое жильё. Но уступила ему. Не роптала, когда квартирант по-хозяйски «свою раскладушку развернул у окна и, оттесня от света любимые матрёнины фикусы, ещё у одного окна поставил стол».

Матрёна отдавала непрошенному жильцу самую крупную картошку и ни разу ни в чём его не упрекнула.

«Грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та – мышей душила…»

3 стр., 1244 слов

Фаддей в рассказе Матренин двор Солженицына (Характеристика и образ)

... доброй кроткой и чистосердечной Матрены, жизнь которой была трудна и трагична. Фаддей - скупой старик, думающий лишь о собственных интересах. Он является главным антиподом Матрены в рассказе Солженицына. Сочинение История Фаддея Олицетворением ...

, – замечает писатель.

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»

, – пишет Солженицын. Говорит Матрёна плавно, певуче. Писатель отмечает, что речь её начинается

«каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

«Она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша»,

Праведничество

  • это естественный образ жизни Матрёны, которая живёт с богом в душе. Она следует божьему закону интуитивно, поэтому Матрёну можно назвать «природной праведницей».

Писатель старается сблизиться со своей героиней. Это можно заметить по частому употреблению просторечий и диалектных слов не только в речи крестьянки Матрёны, но и в тексте повествования. Например: «нутряная Россия», «беспритульная Матрёна», «…и за обзаводом не гналась; и не бережная…», «тараканов менело». Слово «бывалоча» вместо «бывало», «пособить» вместо «помочь», «молонья» вместо «молния» и так далее.

«К себе она гостей по вечерам не звала, уважая мои занятия», –

даёт нам ответ текст рассказа.

Подчёркивается и пренебрежение к материальной стороне жизни. Вот как рассказывается о бедной жизни и плохой еде в доме Матрёны : «Я мирился с этим, потому что жизнь научила меня не в еде находить смысл повседневного существования».

Виктор Астафьев

говорил, что прозаики «деревенской школы» одновременно воспевали и отпевали деревню. Солженицын в своём рассказе только отпевает деревню. В рассказе нет светлых красок. Дом Матрёны серый от старости, с изгнивающей щепой. Комнаты в нём тёмные, зеркало тусклое, оконца хилые, красавица на плакате грубая.

Описание посёлка Торфопродукт ужасает: «однообразные, худо штукатуренные бараки», дымящие и свистящие поезда с торфом.

«Без ошибки я мог предположить, что вечером над дверьми клуба будет надрываться радиола, а по улице пображивать пьяные да подпыривать друг друга ножами».

Только в улыбке Матрёны и коротком воспоминании о её юности есть краски и свет: «…вспыхнул передо мной голубой, белый и жёлтый июль четырнадцатого года: ещё мирное небо, плывущие облака и народ, кипящий со спелым жнивом. Я представил их рядом: смоляного богатыря с косой через спину; её, румяную, обнявшую сноп. И – песню, песню под небом».

Идиллическая картина прошлого только подчёркивает беспросветность настоящего. Праведница Матрёна погибает, люди набрасываются на её дом, стараясь урвать себе кусок из скудного наследства. О Матрёне уже никто не думает, вспоминают её не добрым словом. Только Игнатич и оценил красоту её души. Что ждёт теперь село, оставшееся без праведника, без которого оно не стоит?

Мрачная картина, нарисованная писателем, побуждает задуматься об истинных ценностях и смысле человеческой жизни. О том, что добро – это не имущество. О том, что нельзя жить только для себя. О том, что жажда накопительства губит даже невинных людей и ведёт мир к разрушению.

Александр Трифонович Твардовский так оценивал героиню Солженицына: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, её душевный мир наделён такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».

73 стр., 36446 слов

Творчество Солженицына

... а за умерших в российской революции, — так обозначил задачу своей жизни Солженицын в интервью 1983 г. — Я 47 лет рабо ­ таю ... А унижая простой народ, любая система унижает прежде всего себя. Матрена, Иван Денисович и есть истинно русские люди. Как станционный ... низ большим историческим романом «Р-17», выросшим в эпопею «Крас ­ ное Колесо», начата в 1969 г.). В 1970 г. Солженицын становится лауреатом ...

Почему автор называет Матрёну праведницей? (По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор».)

Понятие «село» для А. Солженицына является моделью (синонимом) народной жизни конца 19 – начала 20 веков. Существование национального мира, по мнению автора, невозможно без «праведника» – человека, обладающего лучшими чертами народного характера. Отсутствие такого человека непременно влечет за собой разрушение вековой культуры русской деревни и духовную гибель нации. В центре повествования в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» судьба деревенской женщины Матрёны Васильевны Григорьевой.

Матрена Васильевна – тот самый праведник, который является воплощением духовного начала в национальном характере. Она олицетворяет лучшие качества русского народа, то, на чем держится патриархальный уклад деревни. Ее жизнь построена на гармонии с окружающим миром, ее дом является продолжением ее души, ее характера. Все здесь естественно и органично, вплоть до мышей, шуршащих за обоями. Все, что существовало в доме Матрены (коза, колченогая кошка, фикусы, тараканы), было частью ее небольшой семьи. Возможно, такое уважительное отношение героини ко всему живому происходит от восприятия человека частью природы, частью огромного мира, что тоже характерно для русского национального характера.

Матрёна у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь – житию святой. Её дом – сквозной символический образ рассказа – как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, – чтобы продолжить род людской.

Матрёна – праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Подобно Лукерье из рассказа Тургенева «Живые мощи», Матрёна на свою жизнь не жаловалась, Богу не докучала, ведь он и так знает, чего ей надобно. Всю свою жизнь Матрена прожила для других (колхоз, деревенские бабы, Фаддей).

Однако ни бескорыстие, ни доброта, ни трудолюбие, ни терпение Матрены не находят отклика в душах людей. Сформировавшиеся под влиянием социально-исторических катаклизмов бесчеловечные законы современной цивилизации, разрушив нравственные устои патриархального общества, создали новое, искаженное понятие о морали, в котором нет места ни душевной щедрости, ни сопереживанию, ни элементарному сочувствию.

Автор наделил героиню православною верою в Бога. В самые тяжелые минуты своей жизни она обращается к Господу, но для этого совсем не обязательно молиться: «Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить». Любовь и забота о ближнем, ее «доброе расположение духа» – все это привлекало автора, помогая залечить жизненные раны.

Трагедия Матрены в том, что в ее характере полностью отсутствовало практическое восприятие мира (за всю жизнь она так и не смогла обзавестись хозяйством, а когда-то добротно построенный дом обветшал и постарел).

Эта грань русского народного характера, необходимая для существования нации, воплотилась в образе Фаддея. Однако без духовного начала, без Матрены, практичность Фаддея под влиянием различных социально-исторических обстоятельств (война, революция, коллективизация) трансформируется в абсолютный прагматизм, гибельный как для самого человека, так и для окружающих его людей. Смыслом жизни героя становится гиперболизированная жажда наживы, обогащения, ведущая к полной моральной деградации героя. Фаддей даже на похоронах Матрены «только ненадолго приходил постоять у гробов», потому что был озабочен спасением «горницы от огня и от козней Матрениных сестер».

10 стр., 4938 слов

Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрена – праведница? ...

... жизни. Матрёна была достойна более лучшей жизни и смерти, но это именно это закалило её, сделало сильнее. Такие люди и должны быть праведниками. Сочинение 2 Рассказ А. И. Солженицына ... сочинение на тему «Почему автор называет Матрёну праведницей?». (По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».) Сочинение 1. А. И. Солженицын ... если им нужна помощь. Матрена названа праведницей, так как она ставила ...

Но самым страшным является то, что Фаддей «был в деревне такой не один». Главный герой повести, рассказчик Игнатич, с сожалением констатирует, что и другие жители видят смысл жизни в стяжательстве, в накоплении имущества: «И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». Односельчане Матрены, озабоченные мелкими бытовыми проблемами, не смогли увидеть за внешней неказистостью духовную красоту героини. Умерла Матрена, и уже ее дом и имущество растаскивают чужие люди, не понимая, что вместе с уходом Матрены из жизни уходит что-то более важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. Вот почему именно рассказчик, а не односельчане, осознаёт и чувствует праведность Матрены. Односельчане давно забыли даже само слово «праведник», они не понимают, что это такое, и не думают о праведной жизни.