Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так… (B.C. Высоцкий)
Эти строчки из песни B.C. Высоцкого созвучны более древнему изречению нашего народа «Друг познается в беде». Наверное, это действительно так. В радости и счастье быть друзьями легко: ни в чем не надо себе отказывать, ничем не надо жертвовать, не надо переживать беды и горести своего приятеля. А вот в экстремальной ситуации друзья действительно проходят проверку на прочность. И не все ее выдерживают. Наверное, в жизни каждого из нас были такие моменты, когда тот, на кого ты надеялся больше всего, спасовал, ушел, не помог. Обидно и горько становится оттого, что ты надеялся и верил, а надежды твои не оправдались. Значит, тот человек не был настоящим другом и жалеть о нем не надо.
В творчестве B.C. Высоцкого много песен о дружбе, товариществе, взаимопонимании между людьми. Почему-то считается, что у Высоцкого было очень много друзей, но на самом деле их было всего два-три. Остальные стали «друзьями Володи» уже после его смерти ради славы, имени, чтобы войти в историю.
Настоящим другом был клоун Леонид Енгибаров, которому Высоцкий посвятил строки:
Он не вышел ни званьем, ни ростом,
Не за славу, не за плату.
А на свой необычный манер Он по жизни шагал над помостом По канату, натянутому, как нерв!
Их судьбы во многом были похожи, даже в смертный час они повторились.
Настоящий друг не бросит в беде, он будет «стонать, но держать», и об этом знаменитая «Песня о друге».
Высоцкий выступает в «Песне о друге» как тонкий знаток человеческих душ. По мысли поэта, человек — существо неоднозначное, «и не друг, и не враг, а — так», и между тем, кто он есть на самом деле и каким он хочет казаться — большая разница. Раскрыться человек может только в экстремальной ситуации, например в горах, где от поведения одного альпиниста, идущего в общей связке, напрямую зависит жизнь его товарищей. Здесь лучше всего проверяется такое понятие, как друг. Если в сложный момент человек готов подставить свое плечо, то он заслужил право называться другом и ему можно доверять: «шел за тобой, как в бой». Дружеское отношение нужно заслужить своими личными качествами, а для людей, которые не достойны дружбы, B.C. Высоцкий находит эпитет: «чужой». Того, кто «скис», Высоцкий призывает гнать, «о таких здесь не поют», но финал оптимистичен: поэт продолжает верить в дружбу, в то, что она не исчезнет, несмотря на то что в мире царит подлость и предательство.
Не одежда красит человека, а добрые дела
... Сочинение на тему добрые дела красят человека 3 класс Сочинение ученицы 2 класса МБОУ-гимназия №12 Мальковой Алины Руководитель: Бассараб С.Н. Доброе дело – каждый день. А что же такое добрые дела? ... бегают, играют, безобидно плачут и радужно смеются. Наверное, в этом возрасте мы все беззаботно одинаково ... в сложную минуту каждому нужен друг. Спешите делать добро и не думайте, как сильно это добро ...
И еще одно стихотворение Высоцкого — «Он не вернулся из боя…» На первый взгляд может показаться, что это стихотворение о войне. На самом деле оно — о дружбе, крепкой, настоящей дружбе, когда миришься с тем, что друг «молчал невпопад и не в такт подпевал, … всегда говорил про другое, … спать не давал, … с восходом вставал» , но когда его не стало, в мире наступила пустота и ее не заполнит даже крик души. Иногда мы очень поздно осознаем потерю близкого нам человека и невозможность что-либо изменить, исправить, нам кажется, что это не друг погиб, а частичка нас самих:
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло — для обоих…
Все теперь — одному, — только кажется мне —
Это я не вернулся из боя.
Да, не только в военное, но и в мирное время нам приходится терять друзей. Иногда именно гибель человека заставляет окружающих осознать его неповторимость.
Каждый из нас на жизненном пути покоряет свои вершины, чтобы в конце концов достигнуть духовного совершенства. Этот путь человеку невозможно пройти в одиночку, и настоящие друзья — это те, кто на этом пути до самого его конца разделяет с нами и горечь потерь, и радость победы.
Здесь искали:
- если друг оказался вдруг и не друг и не враг а так история песни
Песни об испытании личности. «Песня о друге»
И в мирное время Высоцкий испытывает своего лирического героя в экстремальных ситуациях, на изломе событий, в которых сущность человека проявляется наиболее отчетливо. Лирический герой Высоцкого – это человек действия, с истинно мужским характером, его невозможно представить равнодушным и успокоившимся, он всегда в исканиях, он всегда проходит проверку на прочность, силу характера, человечность. Стихи Высоцкого не бывают «созерцательными» (хотя часто бывают философичными).
Особую тематическую группу среди стихов Высоцкого составляют песни об испытании личности, о единоборстве со стихией. Это и «Дорожная история», и морские песни, и «альпинистские» песни, написанные для кинофильма «Вертикаль» – «Прощание с горами», «Песня о друге» и многие другие.
Песня о друге
Высоцкий и в этом, и в других стихотворениях не просто рассказывает о суровых испытаниях – он и читателей-слушателей подвергает серьезному испытанию, погружает в атмосферу драматизма, делает их участниками событий. Высоцкий, как правило, драматизирует действие (это излюбленный его прием), достигая потрясающего воздействия на слушателей. Он создавал «песни-роли», вживаясь в образы персонажей – героев его произведений. Каждая его песня – это моноспектакль, где Высоцкий был и актером, и драматургом, и режиссером, и прежде всего поэтом.
►
Владимир Высоцкий «Песня о друге» (Если друг оказался вдруг)
Если друг оказался вдруг
... радость победы. Здесь искали: если друг оказался вдруг и не друг и не враг а так история песни История создания «Песни о друге» Высоцкого Это музыкальное произведение В.С. Высоцкого стало одним из ... чтобы прийти на помощь, может совершить предательство, испугавшись ответственности. Анализ песни Высоцкого В. С. «Песня о друге» «Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B. ...
«Друг познаётся в беде». Все хорошо понимают смысл этой пословицы, которая впервые была изречена во втором веке до нашей эры древнеримским писателем Эннием Квинтом. На самом деле так и бывает: истинное отношение к себе со стороны друзей можно проверить только в сложной жизненной ситуации. Если у человека всё благополучно, его другом быть легко: не надо ничем жертвовать и переживать за него. Тем не менее, у каждого из нас может наступить такой сложный момент, когда помощь близкого товарища становиться необходимой, однако он не помог, так как спасовал перед трудностями. О настоящей дружбе сложено немало песен, но одной из самых запоминающихся считается композиция
Владимира Высоцкого
Песни о друге
Краткая история
1960 год в жизни Владимира Высоцкого отмечен окончанием Школы-студии МХАТ и получением диплома, в котором было записано, что он получил квалификацию — «актёр драмы и кино». Ещё в школе, участвуя в театральном кружке, Высоцкий горел желанием посвятить себя этой профессии, но по настоянию родителей, получив аттестат, подал документы в строительный институт. Такое отступничество от мечты длилось недолго, так как после первого семестра он покинул МИСИ и стал готовиться к поступлению в театральный ВУЗ, по окончании которого был распределён в театр имени Пушкина. Однако у начинающего актёра не всё складывалось удачно: его внешние данные и хрипловатый голос совсем не привлекали режиссеров, а потому Владимир поначалу практически оставался без работы.
Такая творческая нереализованность Высоцкого находила отдушину в поэзии, а после того как он впервые услышал в магнитофонной записи композиции Булата Окуджавы, Владимир сделал вывод, что стихотворный текст чрезвычайно усиливается мелодией и звуком музыкального инструмента. Вскоре стали появляться его первые песни. Наряду с этим молодой артист не отчаивался и пробовал себя на различных московских театральных сценах, например в «Современнике», «Театре миниатюр» и в театре на Таганке, который с 1964 года стал его главным храмом Мельпомены, где Высоцкий впоследствии исполнил свои лучшие роли. Параллельно с театральной деятельностью он понемногу снимался в кино, но поначалу играл второстепенных героев, которые на зрителя особого впечатления не производили. Вот и в 1966 году начинающие режиссёры выпускники ВГИКа Борис Дуров и Станислав Говорухин пригласили Владимира сыграть роль второго плана в киноленте «Вертикаль».
Этот фильм, сюжет которого был основан на реальных событиях, рассказывал о мужестве альпинистов. Высоцкому досталась роль поющего радиста, изначально предназначавшаяся Юрию Визбору, к тому времени уже довольно известному автору и исполнителю собственных песен. Отважный альпинист и тренер по горнолыжному спорту, он удачно прошёл пробы, но неожиданно отказался от съёмок. В последний момент роль была предложена Высоцкому, который помимо этого должен был сочинить песни для фильма. Дело в том, что сценарий, полученный режиссёрами на киностудии, был весьма посредственным, и это признавала вся съёмочная группа, заранее не верившая в успех данного фильма. Говорухин и Дуров, чтобы спасти киноленту, решили украсить её соответствующими песнями.
Фильм «Вертикаль» снимали в Приэльбрусье, в центральной части Большого Кавказа, на леднике Шхельда, так как его герои покоряли горную вершину Ор-Тау (в действительности такого пика не существует и это вымышленное название).
Всё остальное было реальным, и работа съёмочной группы проходила на больших горных высотах, куда добраться можно было только на вертолёте.
Так, в начале съёмок, ожидая винтокрылую машину, Высоцкий, будучи весьма общительным человеком, познакомился и разговорился с человеком, который, как выяснилось, был консультантом фильма и естественно опытным альпинистом – Леонидом Елисеевым. Вертолёт задерживался, и ничего не оставалось, как развлекаться дружеской беседой, которая естественно была посвящена горам. Разговор начался с вопроса Высоцкого: чем Леонида привлекают горы? В ответ актёр услышал, что, во-первых, это притягательная красота: увиденная однажды, она не забывается никогда. Во-вторых человек в горах может познать не только самого себя, но и тех, кто находится рядом, так как чем сложней и драматичней ситуация, тем ярче проявляются волевые и моральные человеческие качества. Именно в связке альпинист проходит настоящую проверку, явно демонстрирующую, кто на самом деле есть кто. Затем Елисеев поведал Владимиру в мельчайших подробностях историю одного восхождения, в котором Леонид был руководителем группы, состоящей из шести человек. При восхождении на вершину Доппах, получилась весьма опасная ситуация: откололась часть скалы. Один из альпинистов, несмотря на то, что имел большой опыт, не смог с собой справиться и, испугавшись, закричал. В результате всем членам команды грозила гибель, и только счастливая случайность помогла альпинистам, идущим в связке остаться в живых. Потрясённый услышанным рассказом Елисеева, Высоцкий за одну ночь написал песню о дружбе, пронизанную романтизмом горной тематики и повествующую о том, что по настоящему постичь силу человеческих взаимоотношений можно только в случае смертельной опасности.
Уже утром возбуждённый Владимир заглянул в номер Елисеева и попросил скорее зайти к нему. В комнате Высоцкого на журнальном столике лежал исписанный лист, который актёр поближе подвинул к себе и, взяв гитару, стал петь песню, начинающуюся словами «Если друг оказался вдруг». Закончив композицию, которая произвела на профессионального альпиниста большое впечатление и впоследствии стала ключевой в кинофильме «Вертикаль», Владимир объявил Елисееву, что Леонид является соавтором, ведь именно его рассказ послужил воодушевляющей основой. Вечером следующего дня песня была представлена всей съёмочной группе. Стоит отметить, во время работы над кинокартиной актёры вместе с консультантами фильма, которые были опытными альпинистами, жили в палатках под ледником. Вечерами они собирались у костра, где разговоры и рассказы большей частью были посвящены теме гор и альпинизма. Например, в то же самое время при восхождении на соседнем пике «Вольная Испания», случилась экстремальная ситуация, в результате которой один альпинист, чтобы спасти своих друзей перерезал верёвку, и сам погиб. Эта трагическая новость близко к сердцу была принята съёмочной группой. Одна из палаток актеров моментально преобразилась в травмпункт для раненых, но спасённых альпинистов. Все эти драматические события, происходящие во время работы над фильмом, подвигли Высоцкого на создание для «Вертикали» ещё нескольких песен, которые впоследствии станут настолько популярными, что их буквально разберут на цитаты, а имя автора прославят на всю страну.
Интересные факты
- По итогам соцопроса, проведённого в России в первом десятилетии XXI века, Высоцкий в списке «кумиров XX века» уступил только Юрию Гагарину, который занял первое место.
- Фильм «Вертикаль» вышел на экраны советских кинотеатров в середине лета 1967 года. Успех картины был потрясающим, а многие зрители просматривали её по несколько раз, чтобы только наслаждаться песнями Высоцкого и записывать их тексты. Учитывая невероятную популярность композиций из фильма, вскоре выпустила диск с этими песнями. Весь многочисленный тираж был ажиотажно раскуплен всего за несколько дней.
- О том, что «Песня о друге» пользуется невероятной популярностью, говорит один важный факт. Создатели культового мультфильма «Ну, погоди!» использовали её мотив не только в первом, но и в десятом выпуске. Помимо этого режиссёр-мультипликатор Вячеслав Котёночкин мечтал, чтобы Волка озвучивал Владимир Высоцкий. К большому сожалению, актёр в то время был в опале и дирекция «Союзмультфильма» его не утвердила.
- Фильм «Вертикаль», несмотря на то, что Высоцкий сыграл в нём роль второго плана, был лучшим в его кинематографической карьере. Эта кинокартина стала первой, где Владимир Семёнович исполнил композиции своего сочинения.
- «Песню о друге» Владимира Высоцкого спортсмены альпинисты считают своим гимном.
- До 1967 года, то есть до выхода фильма «Вертикаль», Высоцкий был театральным актёром, имя которого не вызывало особого интереса, однако его песни, записанные на магнитофонные ленты пользовались определённой популярностью. Весь секрет в том, что Высоцкий до того представлял свои композиции под именем Сергей Кулешов.
- Начинающий режиссёр Говорухин хорошо осознавал, что предоставленный на «Мосфильме» сценарий фильма «Вертикаль» не отличался первосортностью, однако его очень привлекал сюжет про альпинистов. Еще до учёбы во ВГИКе Станислав Сергеевич в Казани окончил геологический факультет университета и затем в течение года работал по данной специальности, попутно увлекаясь альпинизмом. Во время съёмок «Вертикали», Говорухин, имея к тому времени третий разряд по данному виду спорта и соответственно определённые навыки, сам дублировал актёров, играющих роль альпинистов.
- Владимир Высоцкий за свою творческую жизнь сыграл в кинематографе более тридцати ролей, однако несыгранных киноролей у артиста значительно больше. Он пробовался на роли в таких фильмах, как «Живёт такой парень», «12 стульев» «Над Тиссой», «Северная повесть», «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Красная площадь», «Бег», но по разным причинам в них не снимался.
- В наследии Владимира Высоцкого насчитывается около 900 поэтических творений, из которых более половины принадлежат песенному жанру.
Содержание и текст «Песни о друге»
«Песня о друге». Эта яркая композиция, ставшая центральной в фильме «Вертикаль» поднимает одну из вечных нравственных тем, являющуюся особо ценным понятием в отношениях людей — тему дружбы. Все понимают, что заводя знакомство, невозможно сразу распознать, что собой представляет новоявленный товарищ. Можно постоянно слышать в свой адрес много приятных слов и даже съесть вместе пуд соли, но так и не познать заслуживает ли человек твоего доверия. Так вот в данной песне, по своей сути, являющейся хорошим наглядным пособием, Высоцкий, с характерной для него резкостью и грубоватой прямотой, демонстрирует слушателю свои представления о дружбе. Для автора — это преодоление сложных жизненных ситуаций, которое, несомненно, должно осуществляться при поддержке друг друга. Такие испытания являются хорошей проверкой на прочность во взаимоотношениях между людьми.
Смысл сюжетной линии композиции весьма прост: если нет уверенности в человеке, то познать его можно только испытав в трудном деле, и Высоцкий в мирное время проверяет своего героя на прочность в экстремальной ситуации. Он считает, что наиболее отчётливо человеческая сущность может проявиться в таком мужественном виде спорта, как альпинизм.
Данная песня – это своего рода своеобразный моноспектакль, в котором автор, выступая в роли драматурга, режиссёра и актёра, даёт совет, как можно испытать своего друга на надёжность. Он сразу погружает слушателей в драматическую атмосферу, а затем, потрясающе воздействуя на них, заставляет стать участниками экстремальной ситуации.
Уже в первых строках композиции, включающей в себя три куплета, автор выражающий сомнение в крепости дружеских отношений, намерен проверить их в горах. По словам поэта в мирное время только там можно разобраться в истинной сущности человека и его способности совершать самоотверженные поступки. Во втором куплете поэт характеризует слабака, который «раскис», «оступился – и в крик». При этом Высоцкий делает вывод, что таких «чужих» нужно не объясняясь гнать от себя. Однако в заключительной строфе он представляет слушателям иного героя – действительно настоящего друга, на которого можно положиться, как на самого себя.
Песня о друге