Если друг оказался вдруг

Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так… (B.C. Высоцкий)

Эти строчки из песни B.C. Высоцкого созвучны более древнему изречению нашего народа «Друг познается в беде». Наверное, это действительно так. В радости и сча­стье быть друзьями легко: ни в чем не надо себе отказы­вать, ничем не надо жертвовать, не надо переживать бе­ды и горести своего приятеля. А вот в экстремальной ситуации друзья действительно проходят проверку на прочность. И не все ее выдерживают. Наверное, в жизни каждого из нас были такие моменты, когда тот, на кого ты надеялся больше всего, спасовал, ушел, не помог. Обидно и горько становится оттого, что ты надеялся и ве­рил, а надежды твои не оправдались. Значит, тот человек не был настоящим другом и жалеть о нем не надо.

В творчестве B.C. Высоцкого много песен о дружбе, товариществе, взаимопонимании между людьми. Поче­му-то считается, что у Высоцкого было очень много дру­зей, но на самом деле их было всего два-три. Остальные стали «друзьями Володи» уже после его смерти ради сла­вы, имени, чтобы войти в историю.

Настоящим другом был клоун Леонид Енгибаров, ко­торому Высоцкий посвятил строки:

Он не вышел ни званьем, ни ростом,

Не за славу, не за плату.

А на свой необычный манер Он по жизни шагал над помостом По канату, натянутому, как нерв!

Их судьбы во многом были похожи, даже в смертный час они повторились.

Настоящий друг не бросит в беде, он будет «стонать, но держать», и об этом знаменитая «Песня о друге».

Высоцкий выступает в «Песне о друге» как тонкий знаток человеческих душ. По мысли поэта, человек — существо неоднозначное, «и не друг, и не враг, а — так», и между тем, кто он есть на самом деле и каким он хочет казаться — большая разница. Раскрыться человек может только в экстремальной ситуации, например в горах, где от поведения одного альпиниста, идущего в общей связ­ке, напрямую зависит жизнь его товарищей. Здесь лучше всего проверяется такое понятие, как друг. Если в слож­ный момент человек готов подставить свое плечо, то он заслужил право называться другом и ему можно дове­рять: «шел за тобой, как в бой». Дружеское отношение нужно заслужить своими личными качествами, а для людей, которые не достойны дружбы, B.C. Высоцкий на­ходит эпитет: «чужой». Того, кто «скис», Высоцкий при­зывает гнать, «о таких здесь не поют», но финал оптими­стичен: поэт продолжает верить в дружбу, в то, что она не исчезнет, несмотря на то что в мире царит подлость и предательство.

5 стр., 2269 слов

Не одежда красит человека, а добрые дела

... Сочинение на тему добрые дела красят человека 3 класс Сочинение ученицы 2 класса МБОУ-гимназия №12 Мальковой Алины Руководитель: Бассараб С.Н. Доброе дело – каждый день. А что же такое добрые дела? ... бегают, играют, безобидно плачут и радужно смеются. Наверное, в этом возрасте мы все беззаботно одинаково ... в сложную минуту каждому нужен друг. Спешите делать добро и не думайте, как сильно это добро ...

И еще одно стихотворение Высоцкого — «Он не вер­нулся из боя…» На первый взгляд может показаться, что это стихотворение о войне. На самом деле оно — о друж­бе, крепкой, настоящей дружбе, когда миришься с тем, что друг «молчал невпопад и не в такт подпевал, … всегда говорил про другое, … спать не давал, … с восходом вста­вал» , но когда его не стало, в мире наступила пустота и ее не заполнит даже крик души. Иногда мы очень поздно осознаем потерю близкого нам человека и невозможность что-либо изменить, исправить, нам кажется, что это не друг погиб, а частичка нас самих:

Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло — для обоих…

Все теперь — одному, — только кажется мне —

Это я не вернулся из боя.

Да, не только в военное, но и в мирное время нам при­ходится терять друзей. Иногда именно гибель человека заставляет окружающих осознать его неповторимость.

Каждый из нас на жизненном пути покоряет свои вершины, чтобы в конце концов достигнуть духовного совершенства. Этот путь человеку невозможно пройти в одиночку, и настоящие друзья — это те, кто на этом пути до самого его конца разделяет с нами и горечь потерь, и радость победы.

Здесь искали:

  • если друг оказался вдруг и не друг и не враг а так история песни

История создания «Песни о друге» Высоцкого

Это музыкальное произведение В.С. Высоцкого стало одним из ключевых в кинофильме «Вертикаль» С.С. Говорухина и Б.В. Дурова. Данная кинокартина содержит в себе несколько музыкальных композиций Высоцкого, многие из которых стали очень популярны и были буквально разобраны на цитаты. Сама песня в исполнении Владимира Высоцкого длится всего две с половиной минуты, но эти минуты остаются по сей день волнующими и важными в сердцах многих людей, которые прониклись этой музыкальной композицией. История «Песни о друге» сложилась благодаря разговору Высоцкого с консультантом кинофильма «Вертикаль», профессиональным альпинистом Леонидом Елисеевым. Последний поведал поэту историю восхождения группы альпинистов из шести человек, которая попала под обрыв скалы. По нелепой случайности из-за паники одного из альпинистов вся команда оказалась на краю гибели. И лишь по счастливой случайности всей команде удалось благополучно совершить восхождение. Подробный и пронзительный рассказ Елисеева, а также романтизм горной тематики побудили Высоцкого к написанию песни о дружбе, ведь как не на краю гибели можно познать силу человеческих отношений?

Анализ стихотворения Высоцкого «Песня о друге»

«Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве В. С. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравственной категории.

Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм — неотъемлемое качество человека с высокими моральными принципами, и антимещанскую позицию, столь характерную для флибустьерского духа эпохи шестидесятничества.

21 стр., 10215 слов

Героический образ в поэзии Владимира Высоцкого

... Существует множество реальных историй и красивых легенд о том, как песни Высоцкого спасали людям жизнь, исцеляли безнадежно больных, помогали победить в ... не единственная песня, бранящая жизнь без ярких впечатлений. В другом стихотворении поэт сравнивает себя и своих современников с « ... сам Высоцкий: Давно смокли залпы орудий, Над нами лишь солнечный свет. На чем проверяются люди, Если войны больше ...

B. С Высоцкий выступает в «Песне о друге» как тонкий знаток человеческих душ, понимающий разницу между тем образом, который хочет создать человек

в глазах окружающих, и его истинной сущностью, которая порой бывает совершенно иной.

До конца раскрывается человек и его способность на самоотверженные поступки только в экстремальных ситуациях, например в горах, где от поведения одного альпиниста, иду­щего в общей связке, напрямую зависит жизнь его товарищей. Здесь лучше всего проверяется такое понятие, как друг. Если в сложный момент человек готов подставить свое плечо, то он заслужил право называться другом, ему можно доверять.

Наряду с основной

сюжетной линией произведения звучат рассуждения о социальном явлении, при котором человек выглядит как «и не друг, и не враг, а — так». Люди общаются, доверяют друг другу свои мысли, делятся мечтами и радостями. Но как только человеку становится нужна реальная помощь и поддержка, дружеский настрой в отношениях куда-то исчезает.

Весьма резко, даже, можно сказать, жестко звучит вердикт, вынесенный B. С Высоцким во второй строфе по отношению к парню, который «сразу раскис» в горах: «Ты его не брани — гони: Вверх таких не берут, и тут Про таких не поют». Дружеское отношение нужно заслужить своими личными качествами. Для людей, которые не достойны этого, B. С Высоцкий находит красноречивое определение: «чужой». Здесь же возникает образ песни, которой достойны только настоящие друзья. Наказанием же для трусов и слабых духом нытиков будет изгнание и забвение, как, например, был изгнан из племени людского эгоистичный Лappa в «Старухе Изергиль» Л. M. Горького. Но Ларра совершил преступление: он убил отказавшую ему девушку. Он достоин своей участи.

Герой же В. С. Высоцкого, который не смог справиться с малодушием, может быть, еще попытался бы преодолеть свой страх и стать настоящим человеком. Однако поэт не оставляет ему второй попытки. В этом есть определенная категоричность и жесткость авторской позиции. Но такой уж он максималист по духу — лирический герой поэзии В. С. Высоцкого. Для него не существует полутонов: в мире есть лишь добро и зло. белое и черное, а то, что кажется серым, всегда может почернеть в любую минуту.

Однако несмотря на подлость и предательство, нередко поджидающие человека в жизни, поэт продолжает верить в людей, в то, что такое понятие, как дружба, не иссякнет.

Именно поэтому третья заключительная строфа посвящена положительному образу — образу настоящего друга, который «шел за тобой, как в бой». Предательство в горах тем самым приравнивается к предательству на поле битвы. Образ покорителей вершины в финале стихотворения обладает необыкновенной притягательной силой: ничто не приносит человеку такой огромной радости, как радость победы над собой. Наградой за преодоление тягот и испытаний становится для лирического героя и его верного друга прекрасный вид с покоренной вершины горы.

Покорение вершины — образ, обладающий в стихотворении В. С. Высоцкого высокой силой художественного обобщения. Каждый из нас покоряет на жизненном пути свои вершины, чтобы в конце концов взять самую сложную высоту — достигнуть духовного совершенства. Но человеку трудно пройти свой путь одному: настоящие друзья — это именно те, кто до конца разделяет с ним и огорчения, и радость победы.

16 стр., 7938 слов

Беликов в рассказе человек в футляре (образ и характеристика) 9 класс

... всего, Беликов — собирательный образ. В 1939 году на студии «Беларусьфильм» вышел фильм «Человек в футляре» режиссера Исидора Анненского. Роль Беликова там исполнил актер Николай Хмелев. Рассказ «Человек в футляре» Беликов — пожилой ... герой? Это полностью ушедший в себя средних лет мужчина, которому чуждо любое общение с людьми. Когда он встречается со своими «друзьями», например, у них дома, ...

Символы в стихотворении Высоцкого «Песня о друге»

В творчестве В.С. Высоцкого можно найти немало и символов, через которые раскрывается поэтическая суть каждого произведения. В песне «О друге» это, прежде всего, образ горы — вершины, требующей покорения. Гора — это символ испытания, проходя которое люди преображаются. Следуя вышеперечисленному, проверять друга нужно на прочность — только так возможно понять, насколько надежный рядом с тобой человек.

А где можно проверить человека, как не в горах? Слушая песню, я представлял, как идут навстречу вершинам и горным опасностям покорители горных массивов, среди которых есть и два абстрактных героя нашей песни. Причём у второго героя, которого «испытывают на прочность», есть две явные стороны – светлая и тёмная. Вначале это трусливый, слабый человек, неприспособленный к покорению вершин, а значит неспособный совершать серьёзные поступки. Он, в силу своей слабости, уже никогда не сможет хранить очаг дружбы, прикрывая спину и всячески приходя на помощь своему другу. Ему нельзя доверять ни морально, ни, тем более, физически. Кто знает, возможно, что в тяжёлую минуту он, вместо того чтобы прийти на помощь, может совершить предательство, испугавшись ответственности.

Анализ песни Высоцкого В. С. «Песня о друге»

«Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B. C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравст­венной категории.

Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм — неотъем­лемое качество человека с высокими моральными принципа­ми, и антимещанскую позицию, столь характерную для фли­бустьерского духа эпохи шестидесятничества.

B. C. Высоцкий выступает в «Песне о друге» как тонкий знаток человеческих душ, понимающий разницу между тем образом, который хочет создать человек в глазах окружаю­щих, и его истинной сущностью, которая порой бывает со­вершенно иной.

До конца раскрывается человек и его способность на са­моотверженные поступки только в экстремальных ситуациях, например в горах, где от поведения одного альпиниста, иду­щего в общей связке, напрямую зависит жизнь его товарищей. Здесь лучше всего проверяется такое понятие, как друг. Если в сложный момент человек готов подставить свое плечо, то он заслужил право называться другом, ему можно доверять.

Наряду с основной сюжетной линией произведения звучат рассуждения о социальном явлении, при котором человек вы­глядит как «и не друг, и не враг, а — так». Люди общаются, до­веряют друг другу свои мысли, делятся мечтами и радостями. Но как только человеку становится нужна реальная помощь и поддержка, дружеский настрой в отношениях куда-то исчезает.

Весьма резко, даже, можно сказать, жестко звучит вер­дикт, вынесенный B. C. Высоцким во второй строфе по отношению к парню, который «сразу раскис» в горах: «Ты его не брани — гони: Вверх таких не берут, и тут Про таких не поют». Дружеское отношение нужно заслужить своими лич­ными качествами. Для людей, которые не достойны этого, B. C. Высоцкий находит красноречивое определение: «чу­жой». Здесь же возникает образ песни, которой достойны только настоящие друзья. Наказанием же для трусов и сла­бых духом нытиков будет изгнание и забвение, как, напри­мер, был изгнан из племени людского эгоистичный Лappa в «Старухе Изергиль» Л. М. Горького. Но Ларра совершил пре­ступление: он убил отказавшую ему девушку. Он достоин своей участи. Герой же B. C. Высоцкого, который не смог справиться с малодушием, может быть, еще попытался бы преодолеть свой страх и стать настоящим человеком. Однако поэт не оставляет ему второй попытки. В этом есть опреде­ленная категоричность и жесткость авторской позиции. Но такой уж он максималист по духу — лирический герой по­эзии B. C. Высоцкого. Для него не существует полутонов: в мире есть лишь добро и зло, белое и черное, а то, что кажет­ся серым, всегда может почернеть в любую минуту.

3 стр., 1173 слов

Почему люди не понимают друг друга? Декабрьское итоговое

... и эффективные способы взаимодействия с людьми. Сочинение Вопрос «Почему люди друг друга не понимают?» актуален для ... отчет в том, что рядом с вами такой же обычный человек, как и ... непониманий произошла трагедия – Ромул убил собственного брата. Основная причина, по которой люди не понимают и даже не хотят понять друг друга, ... Личность, созданная по преданиям «по образу и подобию Божьему», превращается в ...

Однако несмотря на подлость и предательство, нередко поджидающие человека в жизни, поэт продолжает верить в людей, в то, что такое понятие, как дружба, не иссякнет.

Именно поэтому третья заключительная строфа посвящена положительному образу — образу настоящего друга, который «шел за тобой, как в бой». Предательство в горах тем самым приравнивается к предательству на поле битвы. Образ поко­рителей вершины в финале стихотворения обладает необык­новенной притягательной силой: ничто не приносит человеку такой огромной радости, как радость победы над собой. На­градой за преодоление тягот и испытаний становится для ли­рического героя и его верного друга прекрасный вид с поко­ренной вершины горы.

Покорение вершины — образ, обладающий в стихотворе­нии B. C. Высоцкого высокой силой художественного обобще­ния. Каждый из нас покоряет на жизненном пути свои вершины, чтобы в конце концов взять самую сложную высоту — достигнуть духовного совершенства. Но человеку трудно пройти свой путь одному: настоящие друзья — это именно те, кто до конца разделяет с ним и огорчения, и радость победы.