Урок чтения и обсуждения произведения
Выразительное чтение глав, работа над языком пове-сти, беседа, анализ эпизо-дов
Анализ эпизодов
Тема, заглавие
Подготовить материал к сочинению
69.
РР Классное сочинение : «Путь Васи к правде и добру».
1
Урок развития речи
Обдумывание темы, опреде-ление идеи со-чинения, под-бор материала, составление плана, редак-тирование и переписывание
Написание сочинения
Редактирование, композиция, логическая связь
Закончить работу над сочинением
70.
С.А.Есенин. Слово о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Образ родного дома в стихах Есенина
1
Урок чтения и обсуждения произведения
Чтение статьи о поэте, чтение стихотворе-ний, их вос-приятие, ответы на вопросы, выразительное чтение
Выразительное чтение
Метафора, эпитет, ал-литерации, олицетворение
Подготовить рассказ о поэте, выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…»
71.
П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки
1
Урок чтения и изучения произведения
Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки
Ответить на вопросы: похож ли сказ от сказки? Чем он отличается от нее?
Сказка, сказ
Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка».
72.
Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя
1
Урок чтения и изучения произведения
Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций
Выразительное чтение. Творческий пересказ
Реальность, фантастика
Подготовить рассказ о Степане. Выразитель-
ное чтение сказа «Малахитовая шкатулка»
73.
«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова
1
Урок внеклассного чтения
Выборочный пересказ, бесе-да по творчест-ву П.П.Бажова,
Обсуждение иллюстраций, выразительное чтение
Викторина. Конкурс творческих работ
Читать сказы П.П.Бажова
74.
К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки
1
Урок чтения и изучения произведения
Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки
Викторина
Эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка
Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой»
75.
Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки
1
Урок чтения и изучения произведения
Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа
Выразительное чтене, анализ эпизода
Народная сказка, литературная сказка
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/o-chem-rasskazal-mne-tsvetok-babochka-kamen-derevo/
Выписать сравнения и эпитеты (с определяе-мыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату или. Чи-тать «Заячьи лапы»
76.
Умение видеть необычное в обычном. Лиризм опи-саний. Вырази-тельность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»
1
Урок развития речи
Анализ текста, работа над языком рас-сказа, над изо-бразительно-выразительными средствами языка: сравне-нием и эпите-тами, творчес-кая работа,
Сочинение-миниатюра «Я увидел чудо…»
Эпитеты, сравнения, олицетворе-ние
Написать (закончить) сочинение-миниатюру, прочитать сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
77.
К.Г.Паустовс-кий. Рассказ «Заячьи лапы». Человек и природа
1
Урок чтения и изучения произведения
Выборочное чтение расска-за, его воспри-ятие; краткий пересказ; уст-ное словесное рисование, комментирование художест-венного текста
Составить план рассказа
Ветеринар, онучи, коновал, суховей
Отметить в тексте рас-сказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном
78.
С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
1
Урок чтения и изучения произведения
Чтение статьи о писателе, вы-борочное чте-ние отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное ри-сование, чте-ние по ролям; сопоставление художествен-ных текстов (легенды и сказки)
Чтение по ролям. Устное словесное рисование (описание королевы, деревенской избы, мачехи).
Драма, дра-матический сюжет, дей-ствующие лица, ремарки, диалог, монолог, драматург, пьеса
Повторить роды литературы. Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы.
79.
Положитель-ные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки
1
Урок чтения и изучения произведения
Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирова-ние, чтение по ролям, устное словесное ри-сование; само-стоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; ана-лиз текста, со-поставление сказки Марша-ка с народны-ми сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
Устное словесное рисование (описание костюмов двенадцати месяцев; какой представляют декорацию в картине встречи падчерицы и двенадцати месяцев).
Инсценирование
Подготовиться к само-стоятельной работе по теме «Роды и жанры литературы» Выразительное чтение соей роли и рассказ о «своем» персонаже
80.
Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом
1
Урок чтения и изучения произведения
Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам
Самостоятельная работа «Роды и жанры литературы»
Лирика, драма, эпос; басня, ода, повесть, рассказ, пьеса
81.
А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»
1
Урок чтения и изучения произведения
Чтение статьи об авторе; ху-дожественный пересказ фраг-мента, состав-ление словаря для характе-ристики пред-метов и явле-ний; коммен-тирование эпи-зода «Встреча с отцом», уста-новление ассо-циативных связей с произ-ведениями живописи
Составление плана рассказа о главном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом?
Подготовить рассказ о жизни писателя, разделить на пункты третью часть рассказа «Никита»; подготовить рассказ о Никите
82.
Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П.Платонова
1
Урок чтения и изучения произведения
Составление плана рассказа; работа с иллю-страциями; рассказ о Ни-ките; наблю-дение над языком расска-за А.П.Плато-нова; сравни-тельный анна-лиз произве-дений
Самостоятельная работа над языком рассказа; сра-внительный анализ произведений
Платонов-ские выражения
Подобрать пословицы о труде; прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
83.
В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои
1
Урок чтения и изучения произведения
Чтение статьи о писателе, вы-борочное чте-ние эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, отве-ты на вопросы; чтение по ро-лям; коммен-тирование тек-ста художест-венного произ-ведения, уста-новление ассо-циативных связей с произ-ведением живописи
Пересказ истории с глухарем. Ответить на вопрос: зачем эта история введена писателем в рассказ? Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец»
Слова и выражения, характерные для стиля В.П.Астафьева
Подготовить ответы на вопросы
84.
Человек и природа в рассказе
1
Урок чтения и изучения произведения
Осмысление сюжета рас-сказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка за-блудился», устное сло-весное рисо-вание; коммен-тирование ху-дожественного произведения
Сопоставление двух эпизодов: описание тайги в начале рассказа и «Тайга… тайга … без конца…». Чем различаются два описания и в чем причина этих различий? Пересказ от 1 лица эпизода «Первая ночь в лесу». Сос-тавление ки-носценария на тему «Как Васютка за-блудился». Составление лексического ряда, раскрывающего смену чувств и мыслей героя
Тема, про-блема произ-ведения, авторская позиция
Составить сложный план к сочинению по теме «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»
85.
РР Классное устное сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становле-ние характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»
1
Урок развития речи
Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением
Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Ста-новление ха-рактера Ва-сютки (по рассказу В.П Астафьева «Васюткино озеро»)»
Прочитать рассказы В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»
86.
В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»
1
Урок внеклассного чтения
Пересказ, выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева
Выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева
Подготовить краткий рассказ о Джеке Лондоне; выразительное чтение рассказа «Сказание о Кише»
87.
Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»
1
Урок чтения и изучения произведения
Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.
Выразительное чтение
Баллада
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»
88.
Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста»
1
Урок чтения и изучения произведения
Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений
Выразительное чтение.
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»
89.
Великая Отечественная война в жизни моей семьи
1
Урок развития речи
Чтение стихо-творений, со-общение о Ве-ликой Отечест-венной войне в жизни моей се-мьи, прослу-шивание песен военных лет
Сообщение о Великой Оте-чественной войне в жизни моей семьи
Повторить стихотворения И.А.Бунина, которые изуча-лись в на-чальной школе
90.
Война и дети — тема многих стихотворений о войне в русской литературе
1
Урок чтения и изучения произведения
Знакомство с поэтами, чте-ние стихотво-рений, анализ произведений
Чтение сти-хотворений, анализ произведений
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений о войне
91.
Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»
1
Урок чтения и изучения произведения
Чтение стихо-творений, пол-ноценное их восприятие; ответы на во-просы; вырази-тельное чте-ние, устное словесное рисование
Выразительное чтение, устное словесное рисование
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина «Помню – долгий зимний вечер…»
92.
Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»).
Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»)
1
Урок чтения и изучения произведения
Чтение стихо-творений, пол-ноценное их восприятие; ответы на во-просы; вырази-тельное чте-ние, устное словесное ри-сование, уста-новление ассо-циативных связей с про-изведением живописи
Выразительное чтение, устное словесное рисо-вание, срав-нительный анализ произведений
Метафора
Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений
93.
Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»
1
Урок чтения и обсуждения произведения
Чтение стихо-творений, пол-ноценное их восприятие; ответы на во-просы; вырази-тельное чте-ние, устное словесное рисование
Выразительное чтение, устное словесное рисование
Эпитет, инверсия
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворе-ния Н.М.Рубцова «Родная деревня»
94.
Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор
1
Урок чтения и обсуждения произведения
Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение вы-разительному чтению по ролям
Выразительное чтение по ролям
Интерьер, юмор, юмористический
Прочитать 6 главу из романа «Робинзон Крузо»
95.
Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»
1
Урок чтения и обсуждения произведения
Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; от-веты на вопро-сы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художествен-ных произве-дений
Составление плана всех приключений Робинзона Крузо. Пересказ эпизодов
Робинзон, робинзонада
Подготовить устное сообщение «Друзья и враги Робинзона Крузо». Прочитать «Приключения Тома Сойера» М.Твена
96.
Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»
1
Урок чтения и обсуждения произведения
Чтение статьи учебника об Андерсене, вы-борочное чте-ние сказки, ее восприятие; ответы на во-просы, осмыс-ление сюжета сказки, изобра-женных в ней событий, ха-рактеров (вы-борочный пе-ресказ отдель-ных глав, со-ставление пла-на, воспроиз-водящего ком-позицию сказ-ки, определе-ние главных эпизодов); ус-тановление ас-социативных связей эпизо-дов с иллю-страциями
Связный ответ «История о зеркале тролля, ее смысл и роль в композиции сказки». Подбор цитат к характеристике Кая, Герды, Снежной королевы (описание внешности, обстановки, которая их окружает).
Ответить на вопрос: что сближает и что разделяет Кая и Герду?
Подтекст; псалом, камердинер, вензель, форейтор, чертог
Подготовить краткий пересказ сказки Х.К Андерсена «Снежная королева», ответы на вопросы учебника
97.
Два мира сказки «Снежная королева»
1
Урок чтения и обсуждения произведения
Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов; выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы», сообщения о героях сказки; сопоставление со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне»
Пересказ «Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?». Сопоставление схемы путешествия Герды в поисках Кая
Авторская литературная сказка, авторский замысел, авторская позиция
Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? Прочитать литературные сказки (А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», Х.К.Андерсена «Огниво»,Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов»)
98.
Писатели-сказочники и их герои
1
Урок внеклассного чтения
Выразительное чтение эпизо-дов из художе-ственных текс-тов, устное словесное ри-сование; ком-ментирование сказок, выбра-нных для само-стоятельного чтения; сопос-тавление лите-ратурных ска-зок со сход-ным сюжетом, сопоставление литературных сказок и сказок народных
Комментиро-вание прочи-танных сказок, устное словесное рисование, вы-разительное чтение. Конкурс знатоков
Ответить на вопрос: почему так много писателей обращается к жанру «литературной сказки»? Подготовить иллюстрации к любимой литературной сказке. Проч-тать сказку Жорж Санд «О чем говорят цветы»
99.
Ж.Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном
1
Урок чтения и обсуждения произведения
Чтение статьи учебника, беседа по содержанию текста; работа с текстом; написание сочинения-миниатюры
Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»
Написать сочинение-миниатюру «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»
100.
РР Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»
1
Урок развития речи
Анализ сочи-нений-миниа-тюр, обращая внимание на красоту природы и мира, от-крытую в работах детей
Прочитать рассказ А.П.Платонова «Никита»
101.
Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера
1
Урок чтения и обсуждения произведения
Чтение статьи об авторе, чте-ние эпизодов; ответы на во-просы, осмыс-ление сюжета, изображенных в произведе-нии событий, пересказ (гл. 12, 21 – о про-делках Тома); инсценирова-ние эпизодов из главы 1 и 2; установление ассоциативных связей с произ-ведением живописи
Пересказ любимых эпизодов из романа, пересказ гл. 12, 21. Инсценирование эпизодов «Том и тетя Поли», «Том – маляр»
Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья». Пересказать эпизод игры Тома и Джеда в Робин Гуда. Подготовить краткий рассказ об авторе
102.
Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе).
«Сказание о Кише»
1
Урок чтения и обсуждения произведения
Чтение статьи о писателе; ос-мысление сю-жета произве-дения, ответы на вопросы, пересказ (крат-кий, выбороч-ный, от лица героя); устано-вление ассоци-ативных связей с произведе-нием живопи-си, комменти-рование худо-жественного текста
Составление цитатного плана рассказа, пересказы эпизодов (краткий, выборочный, от лица героя)
Герой литератур-ного произве-дения
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/o-chem-rasskazal-mne-tsvetok-babochka-kamen-derevo/
Подготовить художественный пересказ понравившихся эпизодов.