Рабочая программа по учебному курсу «Литература» 5 класс Базовый уровень (102 часа)

Урок чтения и обсуждения произведения

Выразительное чтение глав, работа над языком пове-сти, беседа, анализ эпизо-дов

Анализ эпизодов

Тема, заглавие

Подготовить материал к сочинению

69.

РР Классное сочинение : «Путь Васи к правде и добру».

1

Урок развития речи

Обдумывание темы, опреде-ление идеи со-чинения, под-бор материала, составление плана, редак-тирование и переписывание

Написание сочинения

Редактирование, композиция, логическая связь

Закончить работу над сочинением

70.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Образ родного дома в стихах Есенина

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворе-ний, их вос-приятие, ответы на вопросы, выразительное чтение

Выразительное чтение

Метафора, эпитет, ал-литерации, олицетворение

Подготовить рассказ о поэте, выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…»

71.

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки

1

Урок чтения и изучения произведения

Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки

Ответить на вопросы: похож ли сказ от сказки? Чем он отличается от нее?

Сказка, сказ

Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка».

72.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

1

Урок чтения и изучения произведения

Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций

Выразительное чтение. Творческий пересказ

Реальность, фантастика

Подготовить рассказ о Степане. Выразитель-

ное чтение сказа «Малахитовая шкатулка»

73.

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

1

Урок внеклассного чтения

Выборочный пересказ, бесе-да по творчест-ву П.П.Бажова,

Обсуждение иллюстраций, выразительное чтение

Викторина. Конкурс творческих работ

Читать сказы П.П.Бажова

74.

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

1

Урок чтения и изучения произведения

Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки

Викторина

Эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка

Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой»

75.

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки

1

Урок чтения и изучения произведения

Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа

Выразительное чтене, анализ эпизода

Народная сказка, литературная сказка

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/o-chem-rasskazal-mne-tsvetok-babochka-kamen-derevo/

Выписать сравнения и эпитеты (с определяе-мыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату или. Чи-тать «Заячьи лапы»

76.

Умение видеть необычное в обычном. Лиризм опи-саний. Вырази-тельность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

1

Урок развития речи

Анализ текста, работа над языком рас-сказа, над изо-бразительно-выразительными средствами языка: сравне-нием и эпите-тами, творчес-кая работа,

Сочинение-миниатюра «Я увидел чудо…»

Эпитеты, сравнения, олицетворе-ние

Написать (закончить) сочинение-миниатюру, прочитать сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

77.

К.Г.Паустовс-кий. Рассказ «Заячьи лапы». Человек и природа

1

Урок чтения и изучения произведения

Выборочное чтение расска-за, его воспри-ятие; краткий пересказ; уст-ное словесное рисование, комментирование художест-венного текста

Составить план рассказа

Ветеринар, онучи, коновал, суховей

Отметить в тексте рас-сказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном

78.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

1

Урок чтения и изучения произведения

Чтение статьи о писателе, вы-борочное чте-ние отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное ри-сование, чте-ние по ролям; сопоставление художествен-ных текстов (легенды и сказки)

Чтение по ролям. Устное словесное рисование (описание королевы, деревенской избы, мачехи).

Драма, дра-матический сюжет, дей-ствующие лица, ремарки, диалог, монолог, драматург, пьеса

Повторить роды литературы. Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы.

79.

Положитель-ные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

1

Урок чтения и изучения произведения

Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирова-ние, чтение по ролям, устное словесное ри-сование; само-стоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; ана-лиз текста, со-поставление сказки Марша-ка с народны-ми сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

Устное словесное рисование (описание костюмов двенадцати месяцев; какой представляют декорацию в картине встречи падчерицы и двенадцати месяцев).

Инсценирование

Подготовиться к само-стоятельной работе по теме «Роды и жанры литературы» Выразительное чтение соей роли и рассказ о «своем» персонаже

80.

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом

1

Урок чтения и изучения произведения

Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам

Самостоятельная работа «Роды и жанры литературы»

Лирика, драма, эпос; басня, ода, повесть, рассказ, пьеса

81.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

1

Урок чтения и изучения произведения

Чтение статьи об авторе; ху-дожественный пересказ фраг-мента, состав-ление словаря для характе-ристики пред-метов и явле-ний; коммен-тирование эпи-зода «Встреча с отцом», уста-новление ассо-циативных связей с произ-ведениями живописи

Составление плана рассказа о главном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом?

Подготовить рассказ о жизни писателя, разделить на пункты третью часть рассказа «Никита»; подготовить рассказ о Никите

82.

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П.Платонова

1

Урок чтения и изучения произведения

Составление плана рассказа; работа с иллю-страциями; рассказ о Ни-ките; наблю-дение над языком расска-за А.П.Плато-нова; сравни-тельный анна-лиз произве-дений

Самостоятельная работа над языком рассказа; сра-внительный анализ произведений

Платонов-ские выражения

Подобрать пословицы о труде; прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

83.

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

1

Урок чтения и изучения произведения

Чтение статьи о писателе, вы-борочное чте-ние эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, отве-ты на вопросы; чтение по ро-лям; коммен-тирование тек-ста художест-венного произ-ведения, уста-новление ассо-циативных связей с произ-ведением живописи

Пересказ истории с глухарем. Ответить на вопрос: зачем эта история введена писателем в рассказ? Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец»

Слова и выражения, характерные для стиля В.П.Астафьева

Подготовить ответы на вопросы

84.

Человек и природа в рассказе

1

Урок чтения и изучения произведения

Осмысление сюжета рас-сказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка за-блудился», устное сло-весное рисо-вание; коммен-тирование ху-дожественного произведения

Сопоставление двух эпизодов: описание тайги в начале рассказа и «Тайга… тайга … без конца…». Чем различаются два описания и в чем причина этих различий? Пересказ от 1 лица эпизода «Первая ночь в лесу». Сос-тавление ки-носценария на тему «Как Васютка за-блудился». Составление лексического ряда, раскрывающего смену чувств и мыслей героя

Тема, про-блема произ-ведения, авторская позиция

Составить сложный план к сочинению по теме «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»

85.

РР Классное устное сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становле-ние характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»

1

Урок развития речи

Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением

Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Ста-новление ха-рактера Ва-сютки (по рассказу В.П Астафьева «Васюткино озеро»)»

Прочитать рассказы В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

86.

В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

1

Урок внеклассного чтения

Пересказ, выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева

Выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева

Подготовить краткий рассказ о Джеке Лондоне; выразительное чтение рассказа «Сказание о Кише»

87.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

1

Урок чтения и изучения произведения

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

Выразительное чтение

Баллада

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»

88.

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста»

1

Урок чтения и изучения произведения

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

Выразительное чтение.

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

89.

Великая Отечественная война в жизни моей семьи

1

Урок развития речи

Чтение стихо-творений, со-общение о Ве-ликой Отечест-венной войне в жизни моей се-мьи, прослу-шивание песен военных лет

Сообщение о Великой Оте-чественной войне в жизни моей семьи

Повторить стихотворения И.А.Бунина, которые изуча-лись в на-чальной школе

90.

Война и дети — тема многих стихотворений о войне в русской литературе

1

Урок чтения и изучения произведения

Знакомство с поэтами, чте-ние стихотво-рений, анализ произведений

Чтение сти-хотворений, анализ произведений

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений о войне

91.

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

1

Урок чтения и изучения произведения

Чтение стихо-творений, пол-ноценное их восприятие; ответы на во-просы; вырази-тельное чте-ние, устное словесное рисование

Выразительное чтение, устное словесное рисование

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина «Помню – долгий зимний вечер…»

92.

Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»).

Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»)

1

Урок чтения и изучения произведения

Чтение стихо-творений, пол-ноценное их восприятие; ответы на во-просы; вырази-тельное чте-ние, устное словесное ри-сование, уста-новление ассо-циативных связей с про-изведением живописи

Выразительное чтение, устное словесное рисо-вание, срав-нительный анализ произведений

Метафора

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений

93.

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение стихо-творений, пол-ноценное их восприятие; ответы на во-просы; вырази-тельное чте-ние, устное словесное рисование

Выразительное чтение, устное словесное рисование

Эпитет, инверсия

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворе-ния Н.М.Рубцова «Родная деревня»

94.

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение вы-разительному чтению по ролям

Выразительное чтение по ролям

Интерьер, юмор, юмористический

Прочитать 6 главу из романа «Робинзон Крузо»

95.

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; от-веты на вопро-сы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художествен-ных произве-дений

Составление плана всех приключений Робинзона Крузо. Пересказ эпизодов

Робинзон, робинзонада

Подготовить устное сообщение «Друзья и враги Робинзона Крузо». Прочитать «Приключения Тома Сойера» М.Твена

96.

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение статьи учебника об Андерсене, вы-борочное чте-ние сказки, ее восприятие; ответы на во-просы, осмыс-ление сюжета сказки, изобра-женных в ней событий, ха-рактеров (вы-борочный пе-ресказ отдель-ных глав, со-ставление пла-на, воспроиз-водящего ком-позицию сказ-ки, определе-ние главных эпизодов); ус-тановление ас-социативных связей эпизо-дов с иллю-страциями

Связный ответ «История о зеркале тролля, ее смысл и роль в композиции сказки». Подбор цитат к характеристике Кая, Герды, Снежной королевы (описание внешности, обстановки, которая их окружает).

Ответить на вопрос: что сближает и что разделяет Кая и Герду?

Подтекст; псалом, камердинер, вензель, форейтор, чертог

Подготовить краткий пересказ сказки Х.К Андерсена «Снежная королева», ответы на вопросы учебника

97.

Два мира сказки «Снежная королева»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов; выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы», сообщения о героях сказки; сопоставление со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне»

Пересказ «Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?». Сопоставление схемы путешествия Герды в поисках Кая

Авторская литературная сказка, авторский замысел, авторская позиция

Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? Прочитать литературные сказки (А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», Х.К.Андерсена «Огниво»,Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов»)

98.

Писатели-сказочники и их герои

1

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение эпизо-дов из художе-ственных текс-тов, устное словесное ри-сование; ком-ментирование сказок, выбра-нных для само-стоятельного чтения; сопос-тавление лите-ратурных ска-зок со сход-ным сюжетом, сопоставление литературных сказок и сказок народных

Комментиро-вание прочи-танных сказок, устное словесное рисование, вы-разительное чтение. Конкурс знатоков

Ответить на вопрос: почему так много писателей обращается к жанру «литературной сказки»? Подготовить иллюстрации к любимой литературной сказке. Проч-тать сказку Жорж Санд «О чем говорят цветы»

99.

Ж.Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение статьи учебника, беседа по содержанию текста; работа с текстом; написание сочинения-миниатюры

Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»

Написать сочинение-миниатюру «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»

100.

РР Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»

1

Урок развития речи

Анализ сочи-нений-миниа-тюр, обращая внимание на красоту природы и мира, от-крытую в работах детей

Прочитать рассказ А.П.Платонова «Никита»

101.

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение статьи об авторе, чте-ние эпизодов; ответы на во-просы, осмыс-ление сюжета, изображенных в произведе-нии событий, пересказ (гл. 12, 21 – о про-делках Тома); инсценирова-ние эпизодов из главы 1 и 2; установление ассоциативных связей с произ-ведением живописи

Пересказ любимых эпизодов из романа, пересказ гл. 12, 21. Инсценирование эпизодов «Том и тетя Поли», «Том – маляр»

Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья». Пересказать эпизод игры Тома и Джеда в Робин Гуда. Подготовить краткий рассказ об авторе

102.

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе).

«Сказание о Кише»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение статьи о писателе; ос-мысление сю-жета произве-дения, ответы на вопросы, пересказ (крат-кий, выбороч-ный, от лица героя); устано-вление ассоци-ативных связей с произведе-нием живопи-си, комменти-рование худо-жественного текста

Составление цитатного плана рассказа, пересказы эпизодов (краткий, выборочный, от лица героя)

Герой литератур-ного произве-дения

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/o-chem-rasskazal-mne-tsvetok-babochka-kamen-derevo/

Подготовить художественный пересказ понравившихся эпизодов.