Мастер-класс по развитию речи: сочинение-отзыв по былинам-старинам «Там русский дух, там Русью пахнет…»
Автор:
Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино Курская область
Назначение:
Тема: «Там русский дух, там Русью пахнет…»
Цель: формировать у детей правильное отношение к прочитанному, совершенствовать понятие «отзыв».
Задачи:
1.Вовлекать детей в диалог с текстом, продолжить учить детей давать оценку прочитанному, помогать им глубже, отчетливее уяснять идейное содержание и художественные детали.
2.Развивать умение обосновывать свое мнение, обобщать, выделять главное, совершенствовать умение правильно строить простые предложения различных типов, отбирать слова и употреблять их в письменной речи, развивать чувство слова, обогащать речь, повышать уровень начитанности, создавать условия для дифференцированной работы на уроке.
3.Воспитывать интерес к устному народному творчеству, любовь к нашей Родине.
Оборудование:
«Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью…» И. Никитин
I. Самоопределение к учебной деятельности. Эмоциональный настрой.
(Звучит запись спокойной народной песни.)
Учитель: (напевно) Ой вы гой еси, добры молодцы и молодушки! Собралися мы не на почестен пир, а на беседу добрую да складную. Чтобы был у нас мир да лад и согласие. И велась беседа наша речью плавною. А еще хочу пожелать вам, чтоб участвовали в нашей беседе и внимательно слушали. Все, что услышите, может вам пригодиться. А расскажем-то мы вам о былинах, о старинах. И всего-то их было больше ста с лишним, да пришли они к нам из времен дальних, передавались они народом нашим из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей. /Пауза!/
II. Актуализация знаний по прочитанному материалу. Литературный блицтурнир.
- Что за стиль речи я себе позволила? Что напомнила вам такая речь? (Ответы детей).
- Правильно.
Мы завершаем изучать тему «Былины», и сейчас я хочу вам предложить литературный блицтурнир. Отвечаем четко, быстро, правильно.
Как научить ребенка правильно и быстро писать
... класс, он сможет самостоятельно писать грамотные и интересные сочинения без помощи взрослого, качественно и понятно излагать свои мысли и отстаивать свое мнение. Умение писать сочинение – это такой же навык, как и ... правильно собрать мысли и в логической цепочке по нему выстроить текст. Если малыш ходит в начальный класс, и это его первое изложение, то обычно учителя дают примерный план написания. И ...
Вопросы блицтурнира:
1.Кто автор картины, которую вы видите? Как она называется? (В.Васнецов «Богатыри»)
2.Каких былинных героев вы видите на этой картине?
(Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.)
3.Почему Алешу Поповича назвали Поповичем? Докажите.
(«На небесах зародился млад-светел месяц, на земле-то у старого соборного Леонтия-попа зародился сын – могучий богатырь; дали имя ему млад Алеша Попович – имечко хорошенькое».)
- Как рос Алеша-богатырь? Ответьте фразеологизмом. ( «Не по дням, а по часам» — быстро.)
4. Каких богатырей помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича вы знаете? (Святогор-Колыван, Вольга, Микула Селянинович, Василий Казимирович, Дунай Иванович, Потанюшка Хроменький, Ставр Годинович, Садко, Василий Буслаев, Данила Ловчанин.)
5.Назовите князя, правившего в то былинное время, в славный град которого часто созывались богатыри на честные пиры-забавы?
(Владимир Красное Солнышко правил в Киев-граде в конце X -начале XI веков.)
6.Назовите отрицательных героев (персонажей) из былин.
(Соловей-разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич, Идолище Поганое, Пелька.)
7.В былинах помимо богатырей-мужчин, есть женщины-богатырши. Кто их назовет?
(Три сестры Микулы Селяниновича: Катерина, Настасья,Василиса.)
8.Кого из женщин освободил из полона Змея Огненного Добрыня Никитич? (Забаву Путятичну.)
9. Назовите имя богатыря, который силой хвастался, а вот сумки пахаря поднять не мог.
(Святогор Колыван)
10.Назовите самого сильного богатыря, который не воевал, а силой обладал огромной?
(Пахарь Микула Селянинович.)
11.На Руси было много странствующих людей. Как их называли? (Странники калики-перехожие.)
12.Сколько же былин дошло до нас? (Более ста с лишним.)
- Молодцы. Ребята, мне приятно, что вы хорошо помните пройденный материал.
III. Работа с выставкой книг.
Перечень книг выставки:
1.Русские сказки. Былины.-Москва.:АДЛ,1993
2.Русские былины и сказки. Добрыня Никитич и Алеша Попович-Москва: «Вагриус», 2004.
3.В. Старостин «Илья Муромец»: богатырские былины.- Москва.: Сов. Россия,1996.
4.Добрыня и змей.: Былина.-Москва,1984.
5.Добрыня Никитич и Алеша Попович: Былина.- Москва,1984.
6.Никита Кожемяка.- Москва 1997.
7. Авдотья Рязаночка.- Москва.: «Детская литература»,1997.
8 Садко. Былинный сказ.- Москва.: «Дет. литература»,1997.
9. Круглов Ю.Г. Былины: книга для внеклассного чтения 5-7 кл.-Москва.:Лросвещение,1985.
10.Илья Муромец.- Москва.: «Дет. литература»,1984.
11. Рассказы о Древней Руси.- Москва.: «Дет. литература»,1992.
12.Былины об Илье Муромце.
Учитель:
- Обратимся к выставке книг. Внимательно рассмотрите книги, представленные на выставке.
Как можно озаглавить нашу выставку книг?
(«Русские богатыри», «Былинные герои», «Герои-богатыри земли русской», «Там русский дух, там Русью пахнет…»)
Былинные герои Илья Муромец и Добрыня Никитич и их исторические прототипы
... богатырей - ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович – не могут сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем. Все герои героического эпоса без исключения сражаются ... книгу В.Я.Проппа «Русский героический эпос» (1958), несколько глав которой полностью посвящено Илье Муромцу, статью и комментарии А.М .Астаховой к изданию « Илья Муромец» в серии «Литературные памятники» (1958). «Илья Муромец, ...
- Верно, вы правильно думаете. Эти мысли нам пригодятся. Давайте остановимся на одном из этих названий – вот на этом «Там русский дух, там Русью пахнет…». Откуда эта фраза? Почему она записана в кавычках?
(Название темы крепится на доске)
Скажите, к этой выставке, к нашему уроку подойдет этот эпиграф:
«Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью…»
И. Никитин
- Почему вы так думаете?
- Какова главная мысль этого четверостишья? (Любовь к Родине)
- Кто обратил внимание на автора этих строк? (Иван Никитин – русский поэт 19 века)
- Какие из книг на нашей выставке вам знакомы?
- Какие книги вы видите впервые? Давайте их озвучим.
Эти книги вы можете прочитать самостоятельно для общего развития.
- Кто из русских богатырей не мог ходить до тридцати лет? Докажите свое утверждение.
Зачитывается сообщение:
Простившись с родными, богатырь покинул отчий дом.
- Как звали родителей Ильи Муромца? (Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна)
- На какие дела благословил отец Илью Муромца? Зачитайте в рабочей тетради на странице 32.
(Задание «Проталинки»: Отец благословил Илью на добрые дела: защищать землю русскую, зря крови не лить, помнить о своем крестьянском происхождении.)
/Пауза!/
- А вы, ребята. Помните о моем наказе в начале урока – участвовать в беседе и внимательно слушать, все, что услышите, может вам пригодиться.
Какие добрые дела совершил Илья Муромец?
1. Спас Чернигов от татар.
2. Победил Соловья – разбойника.
3.Избавил народ от Идолища поганого.
- В какой из известных вам книг в течение нескольких былинных рассказов выступает единственный герой – Илья Муромец? Обоснуйте свой ответ.
( Один из обучающихся выходит к выставке и озвучивает содержание сборника, показывает 1-2 иллюстрации.)
- Чья это обработка? Кто художник слова этого сборника?
- Какие из былин есть у нас в учебнике, в хрестоматии? (Илья Муромец и Соловей – разбойник, Первый бой Ильи Муромца.)
- Почему Илью прозвали Муромец? (Он из города Мурома.)
- Кто знает, что означает слово «Муром»?
(Древнегреческое «мур» — стена каменная, защита, надежный оплот.)
- Что означает имя Илья? (Сила, мощь, крепость, камень)
Чтение стихотворения «Богатырь Илья»
Воплощен в былинах старых-
Вот стоит он, как живой,-
Бич врагов в сраженьях ярых-
Богатырь земли родной.
Меч в руках его тяжелый,
А в ногах узорный щит…
На пиру он гость веселый,
В битвах молнией летит.
Хлебосольный, тароватый,
Станом строен и красив,
Силой крепкою богатый,
Но не горд и не спесив.
Кто обижен, обездолен,
Тот найдет опору в нем.
Он, как буйный вихорь волен,
Жизнь и смерть – все нипочем!
Кудри вьются, взор орлиный-
Илья Муромец в русском эпосе
... Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин - идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж Русской земли. Он защитник Русской земли, защитник ... них, самый могучий, богатырь Илья ; за ним идет Добрыня, уступающий в некоторых качествах Илье ; наконец, Алеша, также отважный защитник Русской земли, однако по ряду ...
Гость он киевских князей…
Молвят старые былины:
Больше нет богатырей!
Эх, неправда! Сказки лживы,
И не верь баянам ты,-
До сих пор в народе живы
Богатырские черты!
И живет еще доныне
Старый дедушка Илья,
И Алеша, и Добрыня-
Старорусская семья!
В каких словах стихотворения вы услышали богатырские черты?, Силой крепкою богатый, но не горд и не спесив.
В битвах молнией летит.
Кто обижен, обездолен, тот найдет опору в нем.
Жизнь и смерть-все нипочем!( Смелый, бесстрашный, отважный)
Хлебосольный, тароватый . (Щедрый, гостеприимный)
Станом строен и красив…
- Молодцы! Вы правильно рассуждаете. И в былинах, и в стихотворении мы находим подтверждение тому, что об Илье в народе говорят: «Сильный, могучий богатырь Илья Муромец, сын Иванович».
IV. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем писать сочинение-отзыв на былинных героев.
Вы, наверное, уже догадались, о ком именно. (Герой наших сочинений – Илья Муромец)