Мастер-класс по развитию речи: -отзыв по былинам — старинам для детей 3-5 классов

Мастер-класс по развитию речи: сочинение-отзыв по былинам-старинам «Там русский дух, там Русью пахнет…»

Автор:

Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино Курская область

Назначение:

Тема: «Там русский дух, там Русью пахнет…»

Цель: формировать у детей правильное отношение к прочитанному, совершенствовать понятие «отзыв».

Задачи:

1.Вовлекать детей в диалог с текстом, продолжить учить детей давать оценку прочитанному, помогать им глубже, отчетливее уяснять идейное содержание и художественные детали.

2.Развивать умение обосновывать свое мнение, обобщать, выделять главное, совершенствовать умение правильно строить простые предложения различных типов, отбирать слова и употреблять их в письменной речи, развивать чувство слова, обогащать речь, повышать уровень начитанности, создавать условия для дифференцированной работы на уроке.

3.Воспитывать интерес к устному народному творчеству, любовь к нашей Родине.

Оборудование:

«Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью…» И. Никитин

I. Самоопределение к учебной деятельности. Эмоциональный настрой.

(Звучит запись спокойной народной песни.)

Учитель: (напевно) Ой вы гой еси, добры молодцы и молодушки! Собралися мы не на почестен пир, а на беседу добрую да складную. Чтобы был у нас мир да лад и согласие. И велась беседа наша речью плавною. А еще хочу пожелать вам, чтоб участвовали в нашей беседе и внимательно слушали. Все, что услышите, может вам пригодиться. А расскажем-то мы вам о былинах, о старинах. И всего-то их было больше ста с лишним, да пришли они к нам из времен дальних, передавались они народом нашим из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей. /Пауза!/

II. Актуализация знаний по прочитанному материалу. Литературный блицтурнир.

  • Что за стиль речи я себе позволила? Что напомнила вам такая речь? (Ответы детей).

  • Правильно.

Мы завершаем изучать тему «Былины», и сейчас я хочу вам предложить литературный блицтурнир. Отвечаем четко, быстро, правильно.

2 стр., 794 слов

Как научить ребенка правильно и быстро писать

... класс, он сможет самостоятельно писать грамотные и интересные сочинения без помощи взрослого, качественно и понятно излагать свои мысли и отстаивать свое мнение. Умение писать сочинение – это такой же навык, как и ... правильно собрать мысли и в логической цепочке по нему выстроить текст. Если малыш ходит в начальный класс, и это его первое изложение, то обычно учителя дают примерный план написания. И ...

Вопросы блицтурнира:

1.Кто автор картины, которую вы видите? Как она называется? (В.Васнецов «Богатыри»)

2.Каких былинных героев вы видите на этой картине?

(Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.)

3.Почему Алешу Поповича назвали Поповичем? Докажите.

(«На небесах зародился млад-светел месяц, на земле-то у старого соборного Леонтия-попа зародился сын – могучий богатырь; дали имя ему млад Алеша Попович – имечко хорошенькое».)

  • Как рос Алеша-богатырь? Ответьте фразеологизмом. ( «Не по дням, а по часам» — быстро.)

4. Каких богатырей помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича вы знаете? (Святогор-Колыван, Вольга, Микула Селянинович, Василий Казимирович, Дунай Иванович, Потанюшка Хроменький, Ставр Годинович, Садко, Василий Буслаев, Данила Ловчанин.)

5.Назовите князя, правившего в то былинное время, в славный град которого часто созывались богатыри на честные пиры-забавы?

(Владимир Красное Солнышко правил в Киев-граде в конце X -начале XI веков.)

6.Назовите отрицательных героев (персонажей) из былин.

(Соловей-разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич, Идолище Поганое, Пелька.)

7.В былинах помимо богатырей-мужчин, есть женщины-богатырши. Кто их назовет?

(Три сестры Микулы Селяниновича: Катерина, Настасья,Василиса.)

8.Кого из женщин освободил из полона Змея Огненного Добрыня Никитич? (Забаву Путятичну.)

9. Назовите имя богатыря, который силой хвастался, а вот сумки пахаря поднять не мог.

(Святогор Колыван)

10.Назовите самого сильного богатыря, который не воевал, а силой обладал огромной?

(Пахарь Микула Селянинович.)

11.На Руси было много странствующих людей. Как их называли? (Странники калики-перехожие.)

12.Сколько же былин дошло до нас? (Более ста с лишним.)

  • Молодцы. Ребята, мне приятно, что вы хорошо помните пройденный материал.

III. Работа с выставкой книг.

Перечень книг выставки:

1.Русские сказки. Былины.-Москва.:АДЛ,1993

2.Русские былины и сказки. Добрыня Никитич и Алеша Попович-Москва: «Вагриус», 2004.

3.В. Старостин «Илья Муромец»: богатырские былины.- Москва.: Сов. Россия,1996.

4.Добрыня и змей.: Былина.-Москва,1984.

5.Добрыня Никитич и Алеша Попович: Былина.- Москва,1984.

6.Никита Кожемяка.- Москва 1997.

7. Авдотья Рязаночка.- Москва.: «Детская литература»,1997.

8 Садко. Былинный сказ.- Москва.: «Дет. литература»,1997.

9. Круглов Ю.Г. Былины: книга для внеклассного чтения 5-7 кл.-Москва.:Лросвещение,1985.

10.Илья Муромец.- Москва.: «Дет. литература»,1984.

11. Рассказы о Древней Руси.- Москва.: «Дет. литература»,1992.

12.Былины об Илье Муромце.

Учитель:

  • Обратимся к выставке книг. Внимательно рассмотрите книги, представленные на выставке.

Как можно озаглавить нашу выставку книг?

(«Русские богатыри», «Былинные герои», «Герои-богатыри земли русской», «Там русский дух, там Русью пахнет…»)

7 стр., 3096 слов

Былинные герои Илья Муромец и Добрыня Никитич и их исторические прототипы

... богатырей - ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович – не могут сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем. Все герои героического эпоса без исключения сражаются ... книгу В.Я.Проппа «Русский героический эпос» (1958), несколько глав которой полностью посвящено Илье Муромцу, статью и комментарии А.М .Астаховой к изданию « Илья Муромец» в серии «Литературные памятники» (1958). «Илья Муромец, ...

  • Верно, вы правильно думаете. Эти мысли нам пригодятся. Давайте остановимся на одном из этих названий – вот на этом «Там русский дух, там Русью пахнет…». Откуда эта фраза? Почему она записана в кавычках?

(Название темы крепится на доске)

Скажите, к этой выставке, к нашему уроку подойдет этот эпиграф:

«Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью…»

И. Никитин

  • Почему вы так думаете?
  • Какова главная мысль этого четверостишья? (Любовь к Родине)
  • Кто обратил внимание на автора этих строк? (Иван Никитин – русский поэт 19 века)
  • Какие из книг на нашей выставке вам знакомы?
  • Какие книги вы видите впервые? Давайте их озвучим.

Эти книги вы можете прочитать самостоятельно для общего развития.

  • Кто из русских богатырей не мог ходить до тридцати лет? Докажите свое утверждение.

Зачитывается сообщение:

Простившись с родными, богатырь покинул отчий дом.

  • Как звали родителей Ильи Муромца? (Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна)
  • На какие дела благословил отец Илью Муромца? Зачитайте в рабочей тетради на странице 32.

(Задание «Проталинки»: Отец благословил Илью на добрые дела: защищать землю русскую, зря крови не лить, помнить о своем крестьянском происхождении.)

/Пауза!/

  • А вы, ребята. Помните о моем наказе в начале урока – участвовать в беседе и внимательно слушать, все, что услышите, может вам пригодиться.

Какие добрые дела совершил Илья Муромец?

1. Спас Чернигов от татар.

2. Победил Соловья – разбойника.

3.Избавил народ от Идолища поганого.

  • В какой из известных вам книг в течение нескольких былинных рассказов выступает единственный герой – Илья Муромец? Обоснуйте свой ответ.

( Один из обучающихся выходит к выставке и озвучивает содержание сборника, показывает 1-2 иллюстрации.)

  • Чья это обработка? Кто художник слова этого сборника?
  • Какие из былин есть у нас в учебнике, в хрестоматии? (Илья Муромец и Соловей – разбойник, Первый бой Ильи Муромца.)
  • Почему Илью прозвали Муромец? (Он из города Мурома.)
  • Кто знает, что означает слово «Муром»?

(Древнегреческое «мур» — стена каменная, защита, надежный оплот.)

  • Что означает имя Илья? (Сила, мощь, крепость, камень)

Чтение стихотворения «Богатырь Илья»

Воплощен в былинах старых-

Вот стоит он, как живой,-

Бич врагов в сраженьях ярых-

Богатырь земли родной.

Меч в руках его тяжелый,

А в ногах узорный щит…

На пиру он гость веселый,

В битвах молнией летит.

Хлебосольный, тароватый,

Станом строен и красив,

Силой крепкою богатый,

Но не горд и не спесив.

Кто обижен, обездолен,

Тот найдет опору в нем.

Он, как буйный вихорь волен,

Жизнь и смерть – все нипочем!

Кудри вьются, взор орлиный-

11 стр., 5211 слов

Илья Муромец в русском эпосе

... Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин - идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж Русской земли. Он защитник Русской земли, защитник ... них, самый могучий, богатырь Илья ; за ним идет Добрыня, уступающий в некоторых качествах Илье ; наконец, Алеша, также отважный защитник Русской земли, однако по ряду ...

Гость он киевских князей…

Молвят старые былины:

Больше нет богатырей!

Эх, неправда! Сказки лживы,

И не верь баянам ты,-

До сих пор в народе живы

Богатырские черты!

И живет еще доныне

Старый дедушка Илья,

И Алеша, и Добрыня-

Старорусская семья!

В каких словах стихотворения вы услышали богатырские черты?, Силой крепкою богатый, но не горд и не спесив.

В битвах молнией летит.

Кто обижен, обездолен, тот найдет опору в нем.

Жизнь и смерть-все нипочем!( Смелый, бесстрашный, отважный)

Хлебосольный, тароватый . (Щедрый, гостеприимный)

Станом строен и красив…

  • Молодцы! Вы правильно рассуждаете. И в былинах, и в стихотворении мы находим подтверждение тому, что об Илье в народе говорят: «Сильный, могучий богатырь Илья Муромец, сын Иванович».

IV. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем писать сочинение-отзыв на былинных героев.

Вы, наверное, уже догадались, о ком именно. (Герой наших сочинений – Илья Муромец)