Сочинение 9 класс. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (восприятие, истолкование, оценка)
Лермонтов умер совсем молодым, поэтому иногда бывает странно читать его стихотворения, написанные как будто древним старцем. К этому разряду можно отнести и стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Лермонтов чувствовал себя гораздо старше своих лет и обладал мироощущением старого, много пережившего человека:
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Автор здесь предстает даже не как отдельная личность, а как представитель целого поколения, поколения, отжившего свое и имеющего в своем распоряжении только воспоминания. Многим критикам свойственно считать, что душевное состояние Лермонтова отвечало умонастроению всей его эпохи. Кто знает, может быть, Лермонтов действительно сын своей эпохи и не мог родиться ни в какое другое время. Это, по сути, не важно, ведь главное, что он родился, что он был гением, и его стихи навсегда останутся одним из главных и сокровищ русской литературы.
Строчки, обращенные к неизвестной даме, не слишком лестны для нее. Она является всего лишь проводником между настоящим и прошлым, и автор, глядя в ее красивое и даже некогда любимое лицо, не видит в нем ничего, кроме своего собственного отражения в юности. Строки о «погибшей молодости» полны такого душевного надрыва, что это пугает и одновременно приводит в недоумение. С современной точки зрения двадцать семь лет — самый расцвет молодости, энергии и сил. А у Лермонтова чувствуется упадок сил, стремление убежать от будущего, спрятаться в прошлом.
Поэт использует (именно использует) женщину, к которой обращено стихотворение, для того, чтобы говорить со своим прошлым, с самим собой, только юным. Даму, с которой автор разговаривает, он приравнивает к старой женщине, хотя, надо полагать, что ей было не больше лет, чем самому Лермонтову. Но она не может заменить ему ту юную девушку, какой была совсем недолгое время назад. Лермонтов ищет в ней те забытые черты, которыми она уже не обладает. В ней как будто уживаются две женщины, одна из них — та, которая находится перед поэтом сейчас, и другая, любимая и близкая, но оставшаяся в прошлом. Такой мрачный пессимизм был присущ Лермонтову, как никому другому. Если вдуматься, то с ужасом понимаешь, что если он и ощущал молодость и счастье, то очень недолгое время. Возможно, Лермонтова тяготило отсутствие того легкомыслия в лучшем смысле этого слова, которое было так свойственно Пушкину. Каждый поэт выбирает сам свой путь, и Лермонтов был таким, каким был, то есть душевным стариком, как это ужасно ни звучит. Сравним его с тем же Фетом, который до старости сохранил почти детское, очень непосредственное восприятие действительности; никогда не нужно делать скидок на физический возраст. Лермонтов, вспоминая не такие уж далекие, судя по всему, события, говорит о них, как о давно прошедших временах:
ВОСХИЩЕНИЕ КАВКАЗОМ В СТИХОТВОРЕНИЯХ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ЛЮБЛЮ ...
... творчестве поэта это было первое стихотворение, посвященное кавказской теме. Можно утверждать, что толчком к созданию “Кавказа” послужили детские воспоминания поэта о пребывании на Кавказе в 1825 году. Не ... образец пейзажной лирики “Люблю я цепи синих гор…”. Не много рождалось поэтов, которые бы так видели мир – динамично, объемно, красочно. В этом Лермонтову-поэту помогал его ...
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Так, глядя на портрет давно умершего человека, хотят воскресить его, зная, что это невозможно и все же предаваясь тщетным надеждам. Лермонтов принадлежал к тем болезненно-чувствительным людям, которые не просто не умеют, но и не хотят жить настоящим. Это утверждение нельзя считать абсолютной истиной. Конечно, и у Лермонтова встречаются стихотворения, где слышится наслаждение настоящим моментом, испытываемым именно в данный момент чувством.
Возможно, стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» навеяно лишь минутным настроением тоски и одиночества, а возможно, оно написано в предчувствии близкой смерти. Оно, казалось бы, выбивается из ряда других стихов, но в нем чувствуется что-то неуловимое, лермонтовское. В стихотворении есть эти характерные, узнаваемые ноты: одиночество, грусть, оторванность от людей, мечтательность, романтичность и характерная для таких натур, как Лермонтов, ностальгия по прошлому страданию: «Люблю в тебе я прошлое страданье…». Часто человек мучается, проклинает судьбу, стремится поскорей избавиться от своих невзгод, но проходит время и появляется понимание того, что именно эти беспокойные годы и были лучшим временем жизни. Наверное, каждый с тоской вспоминает свою былую любовь, даже если она была безответной или мучительной. Человек так устроен, что любовь для него — одна из главных жизненных ценностей, поэтому ее и не забывают, и благословляют до конца жизни свою несбывшуюся мечту. У Лермонтова очень своеобразное понимание любви: она для него (в этом стихотворении, по крайней мере) является источником непрерывных воспоминаний и огорчений, но он равнодушен и даже пренебрежителен с женщиной, которая заставила его испытать это чувство.
Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» — одно из самых замечательных творений Лермонтова. В нем смешалось прошлое и настоящее, былое счастье и сегодняшнее разочарование, любовь и равнодушие, упадок сил и душевный подъем, мука одиночества и нежелание общаться с людьми. Поэт метался, не умел понять себя, успокоить свою душу, это особенно ясно видно именно в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Наверно, в этом смятении, знакомом каждому, и заключена главная притягательная сила стихотворения.
Любимое стихотворение лермонтова
... пришла к Лермонтову со смертью Пушкина. 28 января 1837 года Лермонтов написал стихотворение «Смерть ... Поражает мудрость исповеди, произнесенной таким молодым человеком. Проведя несколько лет в монастыре, бедный ... («К Сушковой», «Нищий», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор…»), «Ночь», «Я не люблю ... жизни, любви к родине, родным и близким. Факты из биографии Литературное наследие Лермонтова велико ...