Напишите по прочитанному тексту

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения не менее 150 слов., Формулируем проблему текста, Что такое проблема?

Проблема — это сложный теоретический или практи­ческий вопрос, требующий решения, исследования.

Существуют разные виды проблем: философские, социальные, политические, экологические, нравственные.

Проблема может быть охарактеризована как сложная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая. Проблема имеет свой объект. Например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, вос­питания, образования.

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства жизни и общества. Нравственные проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:

1) оценить объект проблемы (ответить на вопросы «Чья это проблема?», «Что это за проблема?»);

2) определить проблему в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения).

Это более простой путь.

Конечно, невозможно составить список всех проблем, которые встают перед человеком, обществом. Но, скажем так, есть круг вопросов, которые поражают своей неисчерпаемостью, повторяемостью, неизбывностью.

Главное для вас — точно и лаконично сформулировать проблему, поставленную в тексте. Даже психологи утверждают, что процесс восстановления человека начинается с того момента, когда он признал наличие подобной проблемы в своей жизни и определил ее, дал ей название.

Предлагаем список сформулированных проблем.

Проблема памяти о своем детстве,

роли детства в жизни человека,

влияния технического прогресса на внутренний мир человека,

сохранения природных душевных качеств в современном мире,

взаимоотношений природы и человека,

силы характера,

трусости и смелости,

физической и моральной победы,

сохранения природы,

сохранения материальной культуры народа,

влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека,

духовности в искусстве,

роли красоты в возрождении души человека,

взаимосвязи красоты природы и внутреннего мира человека,

воспитания детей,

формирования мировоззрения художника,

отцов и детей,

формирования характера,

чувства собственного достоинства,

памяти о родине и родном доме,

чинопочитания и угодничества,

милосердия,

судьбы художника,

нравственного воздействия искусства на душу человека,

нравственной ответственности художника перед обществом,

истинной и ложной красоты,

утраты интереса к приобретению знаний,

героизма в мирное время,

поведения человека в экстремальной ситуации,

воспитания художественного вкуса у молодежи,

отрыва материальной культуры от культуры духовной,

жизни в условиях войны,

человеческой ограниченности,

назначения подлинного искусства,

влияния книги на судьбу человека,

гуманного отношения ко всему живому на земле,

нравственного выбора,

нравственной стойкости человека,

любви к родине.

Контрольная работа № 1.

1.Задание:

2) распределите эти формулировки на группы по вашим критериям

3) составьте список глаголов, с которыми сочетается слово «проблема»

Подсказка. Проблема ИССЛЕДУЕТСЯ, АНАЛИЗИРУЕТСЯ, ПОДНИМАЕТСЯ, СТАВИТСЯ, РАССМАТРИВАЕТСЯ, ЗАТРАГИВАЕТСЯ, ВЫДВИГАЕТСЯ, ФОРМУЛИРУЕТСЯ.

2.Задание

1. Автор рассматривает проблему того, что падает ценность человеческой жизни.

2. В тексте излагается проблема о преступности.

3. Автор анализирует проблему об отсутствии гражданской солидарности.

4. Автор ставит проблему о том, что молодежь жестока.

5. У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни.

6. Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека…

7. Главная проблема этого текста – это умение «отзываться на чужую беду».

8. Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью.

9. В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня.

10. Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности.

Подсказка. Виды ошибок: 1) нарушение управления

2) подмена понятий

3) нарушение сочетаемости

4) вместо проблемы формулируется позиция автора

5) неудачная формулировка с использованием цитаты

Задание.

Сформулируйте проблемы, поставленные в исходном тексте. Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные случаи.

В.П.Астафьев «Затеси»

Текст № 1.Лунный блик.

Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик.

Он серебрился, фосфорно зеленел, искрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую топь

луны, сомнет ее, срежет плугом носа.

Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину.

И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.

Текст № 2.Записка.

«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» ее на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

Текст № 3.Игра.

Мальчишки гоняли по тротуару шайбу. Она щелкала звонко, летала легко и отчего-то крошилась.

Я приблизился и увидел: мальчишки играют пряником, какие в детстве нам давали по праздникам, и, бывало, прежде чем надкусишь пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую разводами, пятнами и лунками.

Пряник походил на маленькую далекую луну и так же, как луна, был манящ,

недоступен и призрачен.

Текст № 4.Вопрос ребенка.

Жадно растут нынешние ребятишки, рано, стремительно развиваются и, сдается мне, чувствуют трагичность времени, в которое они народились.

  • Баба, а баба! Скажи, пожалуйста, когда на комбайн принимают работать? – спросил мой шестилетний внук у бабушки.
  • А зачем тебе это?
  • Я хочу работать на комбайне.
  • Почему именно на комбайне?
  • Чтобы никого не убивать.

Текст № 5.Современный жених.

На свадьбе говорили: живите дружно, делите горести и радости пополам.

  • Радости и без жены хороши! — ответствовал современный жених.

Текст № 6. Мертвый таймень

Меж бревен вверх брюхом плавал по Енисею огромный таймень, и замусоренная вода пузырилась вокруг мертвой рыбины.

По древнему зову пришел таймень осенью к тому месту, где был Манский бык, который безо всякой надобности смахнули гидростроители, стал за камни — ближе к живым донным ключам.

Весной таймень начал пасти стаю ельцов, выедая тех, что больны и ослаблены.

Забылся в охоте таймень. Увлекся. А возле займища в Овсянскую запань разгружалась железная лесовозная баржа — колымага, разом обрушив в воду весь лесной груз тонн в семьдесят весом, и, как глупого мелкого ельца, хряпнуло бревнами, оглушило речного красавца, быть может, последнего из тех речных богатырей, что стояли веками за Манским быком зимней порой в холодной, тихой яме и украшали жизнь реки, продляя богатырский таймений род, разжигали рыбачью удаль и страсть.

Текст № 7.Кровью залитая книжка.

На улице Предмостной ткнулся в меня человек в помятом пиджаке:

  • Восемь копеек, — хрипит. — До дому доехать… — И сует мне красную книжку. Пригляделся — инвалидный билет. — Восемь копеек. Ну, гривенник! — и все сует и сует книжку.
  • Ты что? — растерялся я. — Ты что?

Хотел крикнуть: «Кого позоришь? Чего позоришь?..»

Да ведь бесполезно. Не поймет. И только повторялось и повторялось, беспомощно, растерянно: «Ты что? Ты что?..»

У меня у самого под грудью лежит инвалидная книжка — самый горький и дорогой документ. Я его редко достаю — нас мало осталось. Скоро и книжки, и инвалиды войны исчезнут…

А этот людям в лицо тычет, на выпивку серебрушки вымогает кровью облитой книжкой.

Стыдно-то как, господи!

Итак, проблема сформулирована. Теперь нужно прокомментировать ее.