Оборона Севастополя в «Севастопольских рассказах» Толстого

У этого термина существуют и другие значения, см. Оборона Севастополя.

Александр Александрович Дейнека
Оборона Севастополя

— 1942

Холст, масло. 200 × 400 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
(инв. ЖБ-954)

«Оборо́на Севасто́поля»

(1942 год) — одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки. Созданная в Москве, в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Картина по праву является одной из самых сильных в творчестве художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени. На картине запечатлён скорбный и величественный подвиг советских бойцов, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году.

История создания[править | править код]

В феврале 1942 года Дейнека вместе со своим другом художником Г. Г. Нисским ездил в район боевых действий под Юхнов[1].

По возвращении он побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. Позднее художник вспоминал[1]:

Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада.

Работу над картиной Дейнека начал в конце февраля 1942 года, а закончил к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Сам он вспоминал впоследствии: « Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину

»[1].

Панорама «Оборона Севастополя 1854 — 1855»

В октябре 1853 г. Турция в 10-й раз (с 1475 года) объявила войну России. На Дунае и Кавказе, на суше и на море начались активные боевые действия. Всего из 12 русско-турецких войн, 10 раз Россия выходила с победами.

И в этот раз в ноябре на Кавказе под Башкадыкларом 10-тысячный отряд генерала В.О. Бебутова разгромил 36-тысячное войско Ахмет-паши. Успешно шли боевые действия и на море. Эскадра из 8 кораблей под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова в ходе Синопского сражения уничтожила черноморскую турецкую эскадру Османа-паши из 16 кораблей в ее собственной базе.

Неминуемое поражение Турции и угроза потери ею контроля над черноморскими проливами ускорили вступление в войну в феврале 1854 года Великобритании, Франции и Сардинского королевства. По мнению многих историков, это была первая мировая война.

К июню — июлю, заклятым партнерам, еще вчера скрещивавшим шпаги под Ватерлоо, удалось собрать 4-х кратно превосходящие силы, англо-франко-турецкий флот вошел в Черное море. Ни о какой «войне умением» не было и речи. Такой подавляющий перевес позволил блокировать русский флот в Севастополе, а сухопутным англо-французским войскам высадиться под Евпаторией. К сентябрю силы десанта осадили базу Черноморского флота.

Началась первая героическая оборона города, которая заняла главное место в ходе событий Крымской (Восточной) войны 1853 – 1856 гг. 349 дней (более чем 11 месяцев) русские солдаты и моряки в борьбе с численно превосходящим противником отстаивали Севастополь.

Их беспримерному героизму, отваге и мужеству посвящена панорама “Оборона Севастополя 1854 — 55”, которая входит в число 50 самых известных и масштабных панорам мира.

ПАНОРАМА «ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ 1854-55»

Для просмотра 3D панорамы 360°, нажмите на ССЫЛКУ:, ПАНОРАМА «ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ 1854-55»

Заказ на создание Панорамы в 1901 г. получил основоположник отечественной школы батальной и панорамной живописи, российский художник-баталист, одессит французского происхождения Франц Алексеевич Рубо.

Размер живописного полотна панорамы поражает: длина — 114 м, высота — 14 метров, общая площадь панорамы —1610 кв.м! Между полотном и смотровой площадкой размещен предметный план-макет площадью 900 кв. м.

Поднявшись на круговую смотровую площадку Панорамы, зритель оказывается на вершине Малахова кургана, в самом центре событий 6 (18) июня 1855 года при отражении второго вражеского нападения.

В этот день союзники предприняли генеральный штурм города. Восемь французских и английских дивизий численностью 43 тыс. человек атаковали укрепления Корабельной стороны, которые защищали 24 тыс. российских воинов.

Именно на Малаховом кургане происходили события, определившие исход штурма как «серьезное поражение французско-английской армии».

Переход от макетов предметного плана к изображению на холсте почти незаметен. Бутафорские оборонительные сооружения и подлинные предметы военной атрибутики, единство живописи и объёмного макетирования, использование специального освещения, создают впечатление реальности изображённых событий.

Рубо продумал композицию таким образом, чтобы показать все этапы штурма города и оборонительного боя за Малахов курган. Сначала зритель видит происходящее в тыловой части кургана и на подступах к нему. Затем постепенно приближается к кульминации сражения – рукопашной схватке с французами на батарее Жерве.

Уже через несколько минут присутствия на смотровой площадке Панорамы начинаешь ощущать себя не наблюдателем, а участником происходящего.

Описание картины и предметного плана панорамы по книге Панорама «Оборона Севастополя” Б.М. Россейкина.

Раннее утро. Первые лучи восходящего солнца озаряют город, окружающие его холмы, горы, море. Постепенно рассеивающийся предутренний туман еще стелется над балками и оврагами.

Безоблачно небо, спокойно море. Утро, предвещающее солнечный, погожий июньский день, — утро жестокой битвы и ратных испытаний…

В небе дымки шрапнельных разрывов. Поле сражения покрыто пеленой порохового дыма, сквозь просветы которого видны вражеские колонны, яростно штурмующие линию обороны Севастополя.

Взгляд посетителя привлекают знакомые очертания многих зданий. Вот Графская пристань с ее колоннадой, ближе — две церкви, рядом высится Минная башня, ниже идут постройки старого адмиралтейства.

Выше — здание Морской библиотеки, основанной еще в 1822 г., служившее наблюдательным и сигнальным пунктом (разрушено в 1855 г., от него сохранилась до настоящего времени только «Башня ветров»).

Левее, на городском холме, видно здание с колоннами, напоминающее храм Тезея в Афинах (оно сохранилось поныне).

Вход в Большую (Северную) бухту вражеской эскадре преграждают затопленные корабли Черноморского флота. Верхушки их мачт поднимаются из воды двумя рядами.

На мысе у самого входа в Большую бухту расположена большая каменная полукруглая Константиновская батарея. Она ведет огонь по вражеским кораблям. Ближе к зрителю, на этом же берегу бухты, — каменная Михайловская батарея. Обе они сохранились до наших дней. Напротив Михайловской батареи, там, где теперь Приморский бульвар, видна большая каменная, вооруженная 105 орудиями Николаевская батарея. На мыске у входа в Корабельную бухту — каменная Павловская батарея.

На рейде правее Павловской батареи стоит трехмачтовый 120-пушечный флагманский корабль «Великий князь Константин», на котором находилось командование эскадры. Этот линейный корабль, активно участвовавший в обороне Севастополя, имел славное боевое прошлое. В Синопском бою «Константин» своим метким огнем вывел из строя несколько турецких военных кораблей.

Левее «Константина», в Южной бухте, стоит трехмачтовый 84-пушечный парусный корабль «Ягудиил», выполнявший роль плавучей батареи. Он оборонял Южную и Корабельную бухты. Вправо от него пароходо-фрегат «Бессарабия». На средине бухты пароход ведет на буксире баржи с убитыми солдатами и матросами, их везут на Северную сторону, на Братское кладбище. На этом кладбище похоронено около 130 000 защитников Севастополя.

На возвышенности рядом с Корабельной бухтой — сохранившееся поныне здание Лазаревских казарм (флотского экипажа).

Над одним из многоэтажных зданий казарм — высокий столб дыма и пламя от пожара, вызванного попаданием вражеской бомбы.

Ближе к зрителям — разрушенные здания Корабельной слободки, населенной мастеровыми, отставными матросами и солдатами и их семьями.

Внимание зрителя останавливается на перевязочном пункте Малахова кургана. Сюда только что приехал на бричке великий русский хирург, основоположник военно-полевой хирургии, Н.И. Пирогов. Он стоит у входа в операционную землянку и дает указания военному медику. Около него солдат, который держит в руке походный ящик с медицинскими инструментами.

Передвигаясь по площадке вправо, посетители как бы приближаются к месту решающих схваток. Всюду столбы порохового дыма.

Над берегом Большой бухты у Килен-балки виден 1-й бастион и его оборонительная казарма с окнами-бойницами в толстых каменных стенах. Отсюда начиналась сухопутная оборонительная линия Севастополя. Вот 2-й бастион. Яростные атаки врага захлебнулись; под огнем бастиона откатились колонны французов в синих мундирах.

В Большой бухте русские военные корабли оказывают огневую поддержку защитникам бастионов. Пароходы «Владимир», «Громоносец», «Херсонес», «Крым», «Одесса» обстреливают правый фланг наступающих французов, поражая их резервы.

Среди них пароходо-фрегат «Владимир», командовал которым капитан-лейтенант (впоследствии выдающийся адмирал, основатель тактики парового флота) Г.И. Бутаков. «Владимир» 5 ноября 1853 г. в упорном бою взял в плен большой турецкий пароходо-фрегат. Это был первый в морской истории бой паровых судов. В дни обороны Севастополя на «Владимире» впервые была произведена стрельба из орудий с закрытых позиций по невидимым целям.

Левее Ушаковой балки стоят русские резервные батальоны. Солдаты Черниговского полка бегом спешат на помощь защитникам Малахова кургана.

Позади черниговцев из-за укрытия выходит группа женщин, неся на коромыслах ведра. Невзирая на опасность, они идут на бастион напоить воинов водой и оказать помощь раненым. Правее стоят телеги, до отказа нагруженные тяжело раненными; на носилках подносят новых раненых.

Дальше, на предметном плане посетители видят сигнальный пост Малахова кургана. На флагштоке (мачте) сигнального поста поднят красный флажок. Это сигнал большой опасности, угрожающей Малахову кургану.

Рядом с флагштоком станок для запуска и зажигания светового сигнала, который был дан с Малахова кургана перед рассветом, в момент начала штурма. На земле и на станке сгоревшие гильзы.

Недалеко от батареи зритель видит по-крестьянски просто одетую, в ситцевой кофточке, в краской юбке, в сапогах и платочке на голове, девушку. На ее плече коромысло с ведрами, в которых она принесла воду, для того чтобы напоить солдат и матросов. Около нее солдат с жадностью пьет принесенную ею воду. Рядом с ним дожидается своей очереди, чтобы утолить жажду, молодой, веселый солдат.

Эта девушка — знаменитая Даша Севастопольская, первая русская сестра милосердия, помогавшая раненым непосредственно на поле сражения.

Матросская дочь, оставшаяся 15 лет круглой сиротой, она, узнав об Альминском сражении, продала свое имущество, купила лошадь и направилась на поле боя, чтобы снабжать солдат водой и делать раненым перевязки. Во время осады Севастополя она работала в госпитале и на бастионах. Ее самоотверженный труд высоко оценил Н.И. Пирогов. Даша Севастопольская была награждена медалью и золотым крестом с надписью: «Севастополь».

Влево от каменной оборонительной башни, стоящей на вершине Малахова кургана, на бруствере одной из батарей переднего края обороны кургана, окутанного дымом, идет ожесточенная борьба солдат Селенгинского, Суздальского и Якутского полков с лезущими по штурмовым лестницам французами. Защитники Малахова кургана отбивают атаку ружейным и орудийным огнем, штыками, прикладами и камнями, сбрасывают атакующих в рвы. У тяжелых батарейных пушек, расстреливающих в упор французов, бесстрашно стоят матросы в белых брезентовых рубахах.

По проходу батареи идут прославившиеся своей храбростью разведчики, участники многочисленных ночных и дневных вылазок — матросы Петр Кошка (с двумя ружьями) и Федор Заика. Они в это раннее утро возвращаются с разведки и ведут взятого ими в плен француза. Впереди них два матроса в белых рубахах несут на носилках раненого.

По проходу батареи идут прославившиеся своей храбростью разведчики, участники многочисленных ночных и дневных вылазок — матросы Петр Кошка (с двумя ружьями) и Федор Заика. Они в это раннее утро возвращаются с разведки и ведут взятого ими в плен француза. Впереди них два матроса в белых рубахах несут на носилках раненого.

Композиционный центр панорамы — полуразрушенная каменная башня на вершине Малахова кургана с закрытыми ярусами, приспособлениями к ружейной обороне, усиливаемой батарейными орудиями.

Влево от башни — противоштурмовая батарея. Видна фигура героя Синопа П.С. Нахимова, которого справедливо называли душой Севастопольской обороны. Опираясь обеими руками на бруствер, он следит за отражением штурма.

Здесь же, на Малаховом кургане, 28 июня (10 июля) 1855 г. П.С. Нахимов был смертельно ранен.

Направо, на лестнице, начальник обороны Малахова капитана капитан первого ранга Ф.С. Керн отдает приказание командиру Корниловского бастиона капитан-лейтенанту П.А. Карпову.

Внизу около башни медицинская сестра Прасковья Ивановна Графова оказывает помощь офицеру, раненному осколком разорвавшейся рядом бомбы. П.И. Графова приехала из Петербурга и почти весь период обороны пробыла под огнем неприятеля на Малаховом кургане, оказывая помощь раненым солдатам, матросам и офицерам. В день штурма 6 (18) июня она сделала около 200 перевязок. Графова первая оказала помощь смертельно раненному Нахимову. 8 августа она здесь и погибла.

На верху оборонительной башни наблюдает за действиями противника группа штабных офицеров.

Ближе к переднему плану видно огромное и яркое пламя пожара, вызванного вражеской бомбой. Загорелись туры. От огня взорвался пороховой запас. Пожар не тушат, так как все внимание защитников кургана сосредоточено на отражении вражеского натиска.

Пройдя по смотровой площадке вправо, посетители видят пятипушечную батарею Сенявина. Она беглым огнем крупнокалиберных орудий поражает лезущих на курган французов. На ее бруствере солдаты отражают натиск неприятеля.

Около третьего орудия изображен матрос Трофим Александров. Он смело тушит упавшую и готовую разорваться бомбу, заливая ее водой. Александров прославился своей отвагой и смелостью еще в начале обороны. Во время первой бомбардировки Севастополя он подбежал к упавшей бомбе, и рискуя жизнью, залепил горящую трубку мокрой землей.

Интересно показан процесс стрельбы этой батареи, ведущей беглый огонь в условиях, когда еще не было автоматического оружия. Зрители видят первое орудие, накатываемое к амбразуре (оно откатилось после выстрела).

В этот момент второе орудие наводится на цель, третье заряжается с дула, к четвертому поднесен пальник, пятое откатилось силой отдачи после выстрела.

На бруствере батареи, между вторым и третьим орудиями, изображен ее командир лейтенант Гейкинг. Он отдает приказание наводчику орудия.

…Бой за батарею Жерве достиг наивысшего напряжения. За его ходом с волнением наблюдает начальник пехоты Малахова кургана генерал Юферов. В зеленом мундире, с палкой в руке, он стоит на скате кургана, обращенном в сторону батареи. Позади — сопровождающие его офицеры и адъютант. Юферов был убит в последний день обороны Севастополя.

Правее видна захваченная французами русская батарея Жерве (№ 6).

Над батареей поднят трехцветный французский флаг, одно из орудий уже повернуто в сторону русских. Клубится пороховой дым. В просветах видна холмистая, изрезанная оврагами местность, покрытая колоннами наступающих французов.

На предметном плане, правее офицерской землянки, батарея Станиславского. У орудий не видно артиллерийской прислуги: артиллеристы вместе с пехотинцами участвуют в бою за батарею Жерве.

Батарея Жерве, вынесенная вперед, на скат Докового оврага, имела большое значение в системе обороны Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны. Зная это, французская бригада Ниоля, несмотря на огромные потери от ружейного и картечного огня русских, приблизилась по дну Докового оврага и благодаря огромному превосходству в силах сбила мужественно оборонявший батарею батальон Полтавского полка.

Захватив батарею, французы ворвались в здания, расположенные на скате Малахова кургана. Таким образом, на этом участке главная линия обороны оказалась прорванной.

Создалась реальная угроза флангового удара французов по кургану и их маневра на обход его для удара с тыла. Серьезнейшая опасность нависла над Севастополем.

Перед зрителями один из наиболее ярких и запоминающихся эпизодов сражения — рукопашная схватка за батарею Жерве.

Объезжая бастионы, начальник всех войск Корабельной стороны генерал-лейтенант С.А. Хрулев разгадал замысел врага, правильно оценил обстановку и быстро принял решение.

Отличавшийся необычайной личной храбростью и за это любимый солдатами и матросами, Хрулев остановил роту Севского полка, которая возвращалась с ночной работы по исправлению нанесенных врагом повреждений, и со 138 севцами и взводом матросов 37-го флотского экипажа бросился на врага. Завязалась жестокая рукопашная схватка. Поддержанная полтавцами и подоспевшими солдатами Якутского полка, горстка храбрецов опрокинула противника, отбила батарею Жерве и удержала ее, несмотря на неоднократные попытки французов вновь захватить ее.

Героическими усилиями защитников Малахова кургана прорыв главной линии обороны на этом важном участке был ликвидирован. Это имело огромное значение для исхода сражения.

Панорама изображает волнующую сцену схватки. В самой гуще сражающихся на белом вздыбившемся коне, с высоко поднятой обнаженной шашкой генерал С.А. Хрулев.

Несколько ближе к зрителю, правее, изображен адъютант Хрулева, который скачет на коне за резервами, указывая им обнаженной шашкой направление движения.

В заключение осмотра панорамы посетители видят отражение атаки англичан. Вдали, на склоне за Доковым оврагом, на Бомбарской высоте — 3-й бастион. Над ним облака порохового дыма.

Впереди наступающих колонн английских войск идут штурмовые команды с лестницами для преодоления рва и укреплений бастиона. Английские солдаты — в красных парадных мундирах.

Картечный и ружейный огонь с бастиона и ближайших к нему батарей Будищева и Яновского поражает англичан, не допуская их до бастионного рва. Неся огромный урон, часть атакующих добралась до сделанных на подступах к бастиону засек, которые в условиях военных действий того времени выполняли роль нынешних проволочных заграждений. Сделанные из хвороста и срубленных деревьев, они представляли трудно преодолимое препятствие. Несмотря на все усилия, англичанам не удалось разобрать засеки, линия которых четко изображена на картине.

Шквальный огонь обороняющихся косит ряды английских войск. Подступы к бастиону усыпаны трупами убитых английских солдат и офицеров. Русские воины иронически говорили: «Маками зацвело поле».

Левее видны стоящие в резерве английские войска. Вдалеке выстроилась готовая к атаке неприятельская конница.

По всей линии обороны к 7 часам утра 6 (18) июня штурм был отбит.

На другой день по просьбе неприятельского командования было объявлено перемирие для уборки тел убитых солдат и офицеров англо-французских войск.

Не овладев ни одним из севастопольских укреплений, враг потерял до семи тысяч человек. Морально подавленный неудачей, он был прикован к стенам Севастополя еще на три месяца. Провал штурма 6 (18) июня воочию показал, что войска союзников неспособны осуществить намеченные их командованием планы.

P.S. Ночь музеев — 2020

P.P.S. Возможно ли перенестись на 150 лет назад и окинуть взглядом огромный город, например Москву, с высоты птичьего полета? Не виртуально, а реально, практически документально. Думаете вряд ли? Тогда смотрите…

Художественное решение[править | править код]

Картина Дейнеки представляет собой не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков. Динамику и драматизм композиции определяет центральная фигура матроса в последнем отчаянном броске на геометрически точный ряд вражеских штыков[1].

В военное время художник не смог найти мужскую натуру для центральной фигуры, и в конце концов пригласил позировать девушку-спортсменку подходящего телосложения, о чём впоследствии писал: « Тогда мне пришла в голову мысль прибегнуть к женской натуре. Одна из моих знакомых спортсменок с подходящими физическими данными согласилась позировать

»[1].