Итоговый урок по рассказу «Кавказский пленник». 5 класс. Подготовка к сочинению «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

Итоговый урок по рассказу «Кавказский пленник».

5 класс.

Тема: Подготовка к сочинению «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

Тип урока – урок комплексного применения ЗУН.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, с использованием ИТ.

Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, доска, учебники, презентация.

Оформление доски:

Эпиграф

…край дикий, в котором так странно и поэтически

соединяются две самые противоположные вещи –

война и свобода.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Образовательные:

Обобщение и систематизация полученных знаний. Формирование умений выделять главное в тексте. Обучение сравнительному и сопоставительному анализу персонажей. Обучение умению отбирать текстовый материал для работы над сочинением.

Развивающие:

Формирование интереса к учебно-исследовательской деятельности.

Воспитательные:

Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся о понятиях «совесть», «мужество», «отзывчивость», «эгоизм», «сила воли» и др. Воспитание толерантности и гуманистического мировоззрения.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II. Постановка целей. Вступительное слово.

Учитель: Мы завершаем изучение рассказа «Кавказский пленник» сочинением – рассуждением над прочитанным. Перед нами стоит непростая задача: разобраться в сложных вопросах, которые поставил писатель. Читая рассказ, мы сопереживали героям, размышляли, пытаясь объяснить мотивы поступков разных персонажей. Только на первый взгляд всё кажется в рассказе простым и очевидным: этот – друг, он хороший, а тот — враг, он плохой. Однако, поставив себя на место противника, вы задумались: «А почему он так поступает»? Я хочу, чтобы вы, обобщив всё, что уже знаете о героях, их поступках, написали очень честное сочинение.

6 стр., 2698 слов

Главные герои сказки кавказский пленник толстой. Рассказ «Кавказский пленник» Л

... жизнью. «Кавказский пленник». Образы основных персонажей Сегодня мы… Продолжим рассматривать рассказ «Кавказский пленник». Поговорим об образе главного героя. Рассмотрим второстепенных героев рассказа. А пока что присоединимся к ... враг, забыв про разногласия, протянет руку помощи. 5 класс по рассказу Толстова Кавказский пленник Другие сочинения: ← Жилин и Дина↑ Толстой Л. Н.Образ Андрея Болконского ...

Вы, конечно же, помните, что произведение литературы – это удивительный мир образов, красок, звуков, но в центре всегда стоит Человек. Образ каждого персонажа автор создаёт при помощи особых приёмов. Каких?

III. Проверка домашнего задания.

Ученики:

  • Автор создает образ каждого персонажа с помощью портрета, поступков, речи, показа взаимоотношений героя с другими людьми.
  • Иногда автор использует «говорящие» фамилии. Мы на предыдущих уроках говорили об этом.

Учитель: О чём же нам «говорят» фамилии главных героев рассказа «Кавказский пленник»?

Ученики:

  • «Жила» – прочное окончание мыщц, поэтому о крепком, сильном и выносливом человеке говорят слова «жилистый», «двужильный». Таким был Жилин.
  • «Костыль» — палка для хромых или больных людей.

Таким образом, автор словно подсказывает, что Костылин слабый, нуждающийся в помощи и поддержке человек.

Учитель: Правильно. Наша задача — научиться видеть в тексте эти авторские средства, чтобы понимать мысли и чувства героев, объяснять мотивы их поступков. Дома вы составляли по группам синквейны на героев рассказа. Представьте их вниманию своих товарищей.

Учащиеся зачитывают синквейны, объясняя свой выбор фрагментами текста. Самые удачные записываются на доске (от каждой группы):

1 группа – пленники; 2 группа – Дина и её отец;

3 группа — «красный татарин» и старик-татарин

Жилин

Смелый, добрый, трудолюбивый.

Помогает, лечит, рукодельничает.

Он не привык отступать перед трудностями.

Герой!

Костылин Дина

Трусливый, ленивый, безвольный. Добрая, заботливая. Ноет, спит, ждёт (денег).

Помогает, рискует, грустит.

Боится трудностей и боли. Способна оценить доброту.

Эгоист! Преданный друг!

Абдул Мурат Красный татарин

Гостеприимный, добрый, смелый. Сильный, воинственный.

Смеётся, хвалит, торгуется. Ненавидит, кричит, ругается.

Способен понять и оценить человека. Презирает всех русских.

«Твоя хорош!», «Моя хорош!». Он враг.

Старик-татарин

Одинокий, злой.

Кричит, смотрит волком, убил сына.

Настаивает на убийстве пленников.

Несчастный!

IV. Развитие речи, обучение аргументации с опорой на текст.

Обсуждение синквейнов.

Учитель: Какие качества характера в Жилине вы считаете главными?

  • Главными качествами характера Жилина я считаю доброту, трудолюбие и силу воли. Именно они помогли ему сбежать из плена.

Учитель: Чем он завоевал расположение татар? Какие качества роднят всех людей?

  • Всех людей роднят любовь к матери, трудолюбие, доброта. Именно этими качествами и обладает Жилин. Поэтому он и завоевал расположение татар.

Учитель: Как называют татары Костылина?

  • Татары называют Костылина «смирный».

Учитель: А Жилина?

14 стр., 6786 слов

Характеристика жилина и его образ (5 класс) (2)

... горцы заставляют обеих писать письмо родным с прошением дать за них выкуп, проявляется благородство Жилина. ... учиться писать сочинения. Первое сочинение в жанре сравнительной характеристики — «Жилин и Костылин» ... режиссером Георгием Калатозашвили. В образе Жилина в кинокартине выступил ... домой, причем Жилин ехал повидаться с матерью, находящейся на ... Абдул-Мурата. Мужчина делал Дине игрушки. На прогулках ...

  • А Жилина татары называют «джигит».

Учитель: Почему к ним такое разное отношение: одного презирают, а другого уважают?

  • Жилин отказался писать письмо домой, всегда был спокойным, уверенным и выносливым, а Костылин сразу согласился написать домой письмо с просьбой прислать выкуп, он все время ныл, стонал. Он был слабым человеком.

Учитель: Как бы сложились отношения горцев и Жилина, если бы не было войны?

  • Простые люди всегда могут найти общие интересы, быть полезными друг другу. Мне кажется, что отношения горцев и Жилина были бы добрыми, дружескими.

Учитель: Понравилась вам Дина? Почему она перестала бояться Жилина?

  • Дина мне очень понравилась своей добротой, внимательностью к пленникам. В Жилине она увидела доброго, хорошего человека, а у неё не было матери и подружек, она была одинока, пока не подружилась с Жилиным.

Учитель: Хотели бы вы иметь такого друга, как Дина? Чему можно поучиться у этой татарской девочки?

  • Дина верный и преданный друг, готовый прийти на помощь, даже пожертвовав своей безопасностью. Поэтому каждый мечтает иметь такого друга.
  • У Дины можно поучиться смелости, доброте, предусмотрительности.

Учитель: Что хотел сказать писатель, повествуя о дружбе Дины и Жилина?

  • Л. Толстой хотел сказать, что для дружбы неважна национальность и вера. Все люди способны жить в мире и должны к этому стремиться.

Учитель: Как протекает ежедневная жизнь в татарской деревне? Какими рисует горцев?

  • Жизнь горцев практически ничем не отличается от жизни в России: женщины готовят, стирают, ухаживают за скотом, а дети им помогают и так же, как все дети на свете, любят играть.
  • Как и все люди на земле, горцы разные: добрые и злые, весёлые и трагически одинокие.
  • Жилина уважали за умелые руки, за то, что не дал себя запугать, когда потребовали выкуп: настоял на своём.
  • Отношение горцев к пленникам сильно изменилось, когда в ауле погибло несколько мужчин в битве с русскими. Война не располагает к проявлению добрых чувств к людям.

Учитель: Третья группа назвала старика-татарина «несчастным». А ведь именно он требовал убить русских пленников. Как вы прокомментируете своё отношение к этому персонажу?

  • Мне жалко старика, потому что он очень несчастен: война отняла у него всех сыновей!

— Я думаю, что последний сын очень не хотел погибнуть в бессмысленной войне и поэтому перешёл на сторону русских, а отец от горя стал очень озлобленным и убил его. Я думаю, что он даже сошёл с ума от горя, потому что в каждом русском видел врага.

V. Закрепление литературоведческих понятий.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/nad-chem-menya-zastavil-zadumatsya-rasskaz-kavkazskiy-plennik/

Учитель: На предыдущих уроках мы работали над системой образов в рассказе и составили схему «Система образов в рассказе». Она есть у вас в тетрадях. Какие выводы можно сделать, если внимательно рассмотреть и проанализировать взаимоотношения персонажей? Какие мысли хотел донести читателю ?

5 стр., 2416 слов

«Человек на войне. «Человек на войне» Жестокие реалии и романтика

... отвоевали свободу, мир и любовь. Другие сочинения: ← Великая Отечественная война↑ ВойнаДень победы 9 мая → Сочинение на тему Человек на войне Самая тяжелая за всю историю война, которая была в этом мире это ...

Система образов в рассказе (слайд презентации)

Учащиеся:

  • Я думаю, что писатель хотел, чтобы читатели поняли: все люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война.
  • Деньги, которые можно быстро получить за выкуп пленных, не дают людям относиться друг к другу по — человечески.
  • Людей разных национальностей объединяет труд: в татарской деревне выполняют такую же работу, как и в любой русской.
  • Толстой помогает нам понять, что всюду ценят людей смелых, отважных, с умелыми руками.

Учитель: Я думаю, что каждый из вас прав: война делает людей жестокими, она несёт с собой смерть, ненависть к людям. Она бесчеловечна, так как губит в душах самое святое: любовь к ближнему, взаимопонимание и взаимоуважение между национальностями, возможные в мирное время. Кроме того, желая выжить любой ценой, слабый человек поддаётся больше инстинктам, чем разуму, в нём проявляются все самые плохие, низменные качества: ненависть, жадность, эгоизм, трусость, предательство и др. Это мы наблюдали, анализируя поведение Костылина, Абдул Мурата и старика-татарина.

VI. Этап осмысления. (Работа с презентацией)

Учитель:

Вот какие непростые вопросы ставит перед читателями писатель.

Проблемные вопросы к рассказу:

Как необходимо относиться к людям другой национальности? Что мешает людям жить в мире и дружбе? Что роднит всех людей, помогая преодолевать национальную вражду? Возможна ли дружба людей разных национальностей? Каковы основные идеи рассказа?

VII. Этап рефлексии.

Учитель: Какие идеи рассказа обязательно должны найти отражение в ваших сочинениях?

  • Жизнь каждого человека зависит от его характера и того выбора, который он делает самостоятельно. Нужно с детства формировать в себе характер, чтобы не стать таким, как Костылин.
  • помогает нам понять, что лучше дружить, чем враждовать.
  • Чтобы дружить, не обязательно быть одной веры и национальности. Дружить могут абсолютно разные люди, если у них есть общие интересы.
  • Война делает людей врагами, мешает нормальной мирной жизни.
  • Война превращает людей в злых и жестоких. Делает всех несчастными.

Учитель: Я рада, что вы сумели разобраться с основными идеями рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник». К сожалению, в современном мире тоже не стихают войны, царит вражда между народами. Кавказская война, начавшаяся в 19 веке, длилась 47 лет. Толстой писал свой рассказ, шёл 31 год войны. Сколько уже было потерь с обеих сторон – горцев и русских – трудно подсчитать. Вы знаете, что в 20 веке, к сожалению, война на Кавказе возобновилась. Продолжают страдать все народы, населяющие этот регион России: ингуши, дагестанцы, русские, чеченцы, осетины, кабардинцы и другие. Северный Кавказ – самый многонациональный Федеральный округ России. Почти ежедневно мы слышим о терактах, нападениях боевиков на мирные сёла, о межнациональных стычках молодёжи в различных регионах нашей страны. Значит, проблемы, о которых нас заставил задуматься автор рассказа «Кавказский пленник», актуальны и сегодня. Прошло 150 лет, появились новые технологии, оружие, но люди остались прежними: они хотят растить детей в мире, любить свой дом и уважать родителей, соблюдать свои обычаи, поэтому отношения в мире должны основываться на законах взаимоуважения культур разных народов. Можно избежать многих конфликтов, если помнить об уроках в его замечательном рассказе «Кавказский пленник».

2 стр., 996 слов

Кавказский пленник аргументы к сочинению

... сильных и свободолюбивых людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен. «Кавказский пленник» Толстого – рассказ-быль. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне ... Толстого говорящая, соответствующая характеру героя: рубаха-парень. Анализируя рассказ, мы видим, что Рубахин находится в постоянном состоянии войны, не только реальной, но и душевной. Он настолько ...

VIII. Домашнее задание:

Написать сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

В стилистике русского языка выделяется три типа текстов:

повествование

описание

рассуждение

Какой тип текста вы будете использовать при написании сочинения?

В своих сочинениях вы можете использовать следующие речевые клише: (метод незаконченных предложений, слайд резентации)

Я согласен с тем, что… Мне близка мысль… Я научился… Я понял, что… Я думаю, что … Мне особенно понравилось… Я задумался о том, как …