Мечта и реальность (Алые паруса) – повести Грина

В повести описывается жизнь девочки, которая была изгоем в обществе, но свято верила в свою мечту о принце под алыми парусами. Грин описал настоящую мечту, которая стала смыслом жизни для ребенка и перенеслась в осознанный возраст. Девочка Ассоль, которую в городе считали сумасшедшей потому что она верила в казалось бы несбыточную мечту дождалась ее исполнения. Но несмотря на конфликт с обществом, вопреки всем предрассудкам, она ждала исполнения своей мечты. Это показывает читателям, насколько важно верить, даже если мечта кажется неисполнимой.

«Алые паруса» как воплощение мечты

Апокрифический трансерфинг Вадима Зеланда, научные молитвы Джозефа Мерфи, язык интуиции и синхронности Джо Диспенза, законы подсознания Джона Кехо и прочие широко разрекламированные техники исполнения желаний… Однако если разобраться, то все это, — заумный пересказ одной простой методики, опубликованной в 1923 году русским писателем Александром Грином.

Предсказание

Внимательный читатель помнит, что юная Ассоль прекрасно умела пользоваться тем, что называется в разных скучных книжках «визуализацией».

  • Ты откуда приехал, капитан? — важно спросила Ассоль воображенное лицо и, отвечая сама себе, сказала:
  • Я приехал… приехал… приехал я из Китая.

Мечта и реальность Грэя

А вот Артуру для исполнения своей мечты пришлось принимать решительные действия и делать серьезный выбор. Будучи единственным сыном обеспеченных родителей, он пошел на конфликт с ними, чтобы воплотить в реальность свою мечту и стать моряком. Для него было уготовано хорошее место, он мог стать дипломатом и продолжить карьеру родителей. Но он верил в то, что его место – в море. Благодаря этой вере, следованию за собственной мечтой, решительным действиям, он смог не только исполнить собственные желания, но и стать воплощением мечты юной и прекрасной девушки.

Сравнение Онегина и Ленского – сочинение с таблицей образов и цитатами

Урок по литературе, 6 класс, «Тема мечты в повести А. Грина «Алые паруса» , Урок по теме «Тема мечты в повести А. Грина «Алые паруса». 6-й класс

Цель урока:

обозначить роль и значимость проведения нестандартных уроков литературы, их воздействие на повышение эффективности обучения и воспитания, развитие творческого самовыражения личности.

4 стр., 1852 слов

Характеристика и образ Ассоль в повести Алые паруса Грина

... надо стремиться к исполнению своих желаний. Сочинение Образ Ассоль В «Алых парусах» читателям очень полюбился образ Ассоли, который воплощает в себя веру в доброту и исполнения мечты, что сказка станет былью и все ... не поверил ее рассказу про встречу в лесу с волшебником, считали это выдумкой. Однажды девочка возвращалась из города и шла через лес. В лесу Ассоль встретила доброго Эгля, ...

Задачи урока.

  • Расширить и углубить знания об особенностях произведений А.С. Грина, совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, находить ответы на поставленные вопросы;
  • обобщать, делать выводы, формировать умение давать оценку героям и их поступкам, совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения.
  • Развивать устную речь, память, способность высказывать собственное мнение.
  • Воспитывать ответственность за свои поступки, чувство отзывчивости, заботливого и бережного отношения друг к другу.

Оборудование:

портрет А. Грина, портреты героев произведения, фрагменты фильма “Алые паруса”, песня В. Ланцберга “Алые паруса”, распечатки заданий для работы в парах, белый парусник (оборотная сторона парусов красного цвета), на борту которого написаны слова Н. Тихонова: “… он любил живую, красивую, сильную жизнь; его герои ищут справедливости, свободы, верят в высоту человеческих подвигов, исканий, высоту духа”,тексты стихов С.Наровчатова, Н.Матвеевой и Н.Варлей, биография А. Грина в картинках (презентация к уроку), Э.Григ “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”.

План урока

1. Музыкальное сопровождение (исполнение песни В.Ланцберга “Алые паруса”).

2. Вступительное слово учителя (биография А. Грина в картинках (презентация к уроку).

3. Словарная работа.

4. Беседа по произведению.(выполнение заданий).

5. Словесный портрет героев по воображению.

6. Просмотр видеосюжета из кинофильма “Алые паруса”.

7. Анализ стихов Н.Матвеевой “Предсказание Эгля”, С.Наровчатова “Алые паруса”, Н. Варлей “Ассоль” (муз.сопровождение Э.Григ “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”.

8. Беседа по вопросам.

9. Выполнение кроссворда по феерии “Алые паруса”.

10. Итог урока.

Ход урока

Организационный момент.

Урок начинается с исполнения творческой группой ребят песни “Алые паруса”.

Песня “Алые паруса”

(фонограмма песни в аудиозаписи).

Звучат слова и музыка Владимира Ланцберга.

Ребята, надо верить в чудеса! Когда-нибудь весенним утром ранним Над океаном алые взметнутся паруса, И скрипка пропоет над океаном…

2. Вступительное слово учителя.

(Биография А. Грина в картинках. Презентация к уроку).

— Сегодня мы продолжаем работу над произведением А. Грина “Алые паруса”. Автор создал книгу о мечте, преобразующей жизнь двух людей, о сказке, ставшей жизнью. На уроке подведем итоги прочитанного, будем говорить об удивительных героях произведения и вслед за ними пройдем путь к осуществлению их мечты. Сам А.Грин назвал свое произведение феерией (волшебное сказочное зрелище).

Давайте подумаем и ответим на вопрос: “А что такое мечта? Нужна ли человеку мечта?”

3. Словарная работа. (На партах словарь С.И.Ожегова)

  • Вспомните, с каким словом соотнесено у Грина понятие “мечта”?

(Мечта — Сказка — Чудо).

  • Что общего в этих понятиях? Как вы думаете, какое из этих слов однозначное и почему? (Чудо)

Мечта

11 стр., 5097 слов

«Алые паруса» как культурно-зрелищная традиция Санкт-Петербурга

... страны или разрушение его? После выхода в свет замечательного произведения А. Грина о мечтательнице Ассоль алые паруса стали символом надежды, достижения цели. Единственный в Советском Союзе праздник ... подростков - Алые паруса - появился на берегах Невы в 1969 году. "Алые паруса" дошли до нас от доброго мечтателя Александра Грина. Его паруса "цвета глубокой радости" стали символом юношеской мечты о ...

1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.

2. Предмет желаний, стремлений.

Сказка

1. Повествование, основанное на вымысле, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

2. То же, что чудо.

Чудо

  • нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.

А какое из этих слов ближе вам и почему?

Анатоль Франс

говорил некогда: “

Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию”.

  • Как можно прокомментировать слова французского писателя, если их перенести на произведение А.Грина “Алые паруса?”.
  • Действительно, мечты — это самое ценное, что есть у человека, они зажигают в его душе огонь.

Мечты заставляют человека творить чудеса.

4. Беседа по повести

(работа на восприятие произведения).

1. Чем необычна повесть?

2. Каким проникнута настроением?

3. Какое оставляет впечатление после прочтения?

Задание

: распределите отрывки из феерии “Алые паруса” в последовательном порядке (работа в группах), объясните ваш выбор.

Группам раздаются листы с напечатанными выдержками из разных частей отрывка.

4. А что означает для вас алый цвет? (Цвет мечты, чуда, любви).

Три главные темы раскрыты в повести: чистой и светлой любви, воплощенной мечты, исполнившегося чуда.

Слово учителя:

— Алый цвет парусов, несущих на своих крыльях воплощение мечты в жизнь — это символ отражения духовного мира Ассоль и Грея. Откроем для себя этот мир и пройдем тот путь к мечте и счастью, который прошли герои повести Ассоль и Грей. «Алые паруса» Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом — значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.

5. Словесный портрет героев по воображению. (Работа по вариантам)

  • Почему Лонгрена и Ассоль не любили в Каперне?
  • Какой была Ассоль для жителей Каперны? (Непохожей, странной, не такой, как они, но даже эти люди чувствовали, что она лучше их.)
  • Почему Ассоль не могла играть со своими сверстниками?

— Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться доброй девочкой? (Лонгрен, её отец, большой и сильный человек. Он учил её уметь любить, он рассказывал ей своеобразные фантастические истории о жизни и людях, поэтому голова её была полна чудесных снов. Она больше жила в мире мечты.)

  • Как росла Ассоль? (Она росла на сказках, гуляла по лесу, по берегу моря, дружила со зверями и птицами, с деревьями.)
  • Как относился к ней Лонгрен? (Он её любил. А люди из Каперны не умели любить.)
  • А что такое, по-вашему, любовь?
  • Ассоль умеет любить? (Да.

Она жалеет людей. Любит всё живое на земле. В лесу она “чувствовала себя как дома; здоровалась с деревьями, как с людьми, то есть пожимая их широкие листья…”. “Я иду, братцы, спешу, пустите меня, я вас узнаю всех, всех помню и почитаю…”)

16 стр., 7766 слов

По повести алые паруса грина

... соблюдать баланс между миром реальности и миром мечты Сочинение Мечта и реальность в произведении Алые паруса В повести Александра Грина «Алые паруса показаны два романтичных героя – Ассоль и Грей. Они живут в разных ... и исполнил её. Я считаю, что главная идея автора повести заключается в том, что человеку в своей жизни нужно иметь самую заветную мечту, верить и стремиться к ней, и ...

  • А как в Каперне отнеслись к этой сказке?
  • Если бы вы очутились в этой толпе, как бы вы повели себя? (Защитили бы)
  • В повести есть такой герой, который хочет защищать слабых и беззащитных.

Это – Грэй. Вспомните поступки маленького графа, говорящие о нём, как от рыцаре, защитнике слабых: 1) замазал краской раны Христа на картине; 2) чтобы пережить чужое страдание, он намеренно обварил себе руку; 3) подарил деньги Бетси от имени Робина Гуда.

  • Чем похожи судьбы Ассоль и Грэя? (Одиночество. Мечта. Странность, непохожесть. Стремление к чудесам. Ожидание чуда. Жажда приключений. Любовь к природе. Доброта и бескорыстность.)
  • Мечта в чудо и ожидание любви – вот основное в характере обоих героев.
  • Случайно ли они встретились в жизни? (И случайно, и не случайно. Они искали друг друга – две родственные души.)
  • Сама судьба их свела. Вспомните тревожное чувство Грэя накануне первой встречи с Ассоль вечером и радостное пробуждение утром: “С изумлением видел он счастливый блеск утра, обрыв берега среди ярких ветвей и пылающую синюю даль…”.

— А что испытывала Ассоль в ночь перед встречей? (“Сна не было, как если бы она не засыпала совсем. Чувство новизны, радости и желания что-то сделать согревало её… Вдруг нечто, подобное отдалённому зову, всколыхнуло её внутри и вовне, и она как бы проснулась ещё раз от явной действительности к тому, что явнее и несомненнее. С этой минуты ликующее богатство сознания не оставляло её.”)

  • Это говорит о родственности их душ. А почему Ассоль никому не рассказала о кольце? (Наученная горьким опытом жизни… Боялась вспугнуть счастье…)
  • Как она увидела алые паруса? Зачитайте это место. (“Она вздрогнула,
  • Это говорит о родственности их душ. А почему Ассоль никому не рассказала о кольце? (Наученная горьким опытом жизни… Боялась вспугнуть счастье…)
  • Как она увидела алые паруса? Зачитайте это место.

(“Она вздрогнула, откинулась, замерла; потом резко вскочила, с головокружительно падающим сердцем, вспыхнув неудержимыми слезами вдохновенного потрясения”.)

  • А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (С тревогой, злобным испугом; “змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины”)
  • Итак, Ассоль нашла своё счастье.

Что помогло ей осуществить свою мечту? (Искренность, открытость, душевность, мечтательность, доброта…)

6. Просмотр видеосюжета.

(Фрагмент фильма “Алые паруса”)

1. Просмотрите видеофрагмент, в котором старик Эгль напророчил судьбу Ассоль. Какую судьбу предсказал Ассоль старик Эгль? Почему Эгль именно Ассоль дарит свою сказку? (“Невольное ожидание прекрасного” увидел Эгль в лице девочки)

2. Что особенно выделяется в описании Ассоль? (“Темные, с оттенком грустного вопроса глаза”, “серьезные глаза, повеселев, просияли доверием”)

3. Почему Ассоль поверила в эту сказку? (“Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так”)

7. Анализ стихов Н.Матвеевой “Предсказание Эгля”, С.Наровчатова “Алые паруса” Н. Варлей “Ассоль”., Новеллы Матвеевой “Предсказание Эгля”

Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слез. В мире много зла, но не надо все принимать всерьез. Ты не верь земле, черствой и сухой, — верь волне морей. Пусть она скользит, дразнит и грозит — больше правды в ней.

16 стр., 7552 слов

Делать чудеса своими руками по повести Алые паруса Грина (2)

... Грина “Алые паруса” Чудеса делаются своими руками. Сочинение на тему чудо своими руками в повести алые паруса, грин читать бесплатно. Стихотворение Бориса Чичибабина «Памяти Грина» Александр Грин (11.08.1880—8.07.1932) – настоящие имя, отчество и фамилия Александр Степанович Гриневский. В своих произведениях ...

Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода. Видишь тот обрыв и простор морской — посмотри туда. Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов. С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.

Это будет бриг из далеких стран, из других широт. Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдет, И прекрасный принц, сказочный герой, нареченный твой, Весел и умен, строен и высок, ступит на песок.

Слушай, он затем только приплывет, чтоб тебя спасти. Если он тебя сразу не найдет, ты его прости! Ступит на песок — радость на лице сильная, как боль, — Скажет: “Добрый день!” Спросит он: “А где тут живет Ассоль?”

Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слезы с них сотри. Верь моим словам, чаще по утрам на море смотри. Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой. Ты увидишь блеск алых парусов — это за тобой.

  • В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Н.Матвеевой “Предсказание Эгля” — фантазия по мотивам произведений Александра Грина, содержащая 33 песни Новеллы Николаевны.

Слово учителя:

— «Алые паруса» Грина можно с уверенностью отнести к «современной классике», потому что это произведение победно прошло, как корабль Артура Грэя под алыми парусами, все штормы событий прошлого века и сохранило любовь и интерес читателей, спустя почти 100 лет после его написания.

Наровчатова Сергея

, которое оставляет неизгладимый след в душе и сердце влюбленных людей. (Чтение стихотворения звучит под музыку Э.Грига ,берем фрагмент “Утро” из первой сюиты к драме “Пер Гюнт”,сначала музыка звучит тихо, затем постепенно увеличивается громкость)

Алые паруса

Сказками я с дочкой провожаю Каждый день вечернюю зарю: Коням в стойлах гривы заплетаю, Перстни красным девушкам дарю.

И от перьев пойманной жар-птицы Обгорают пальцы у меня, А звезда во лбу у царь-девицы Светит ночью ярче света дня.

Но в глаза мне дочка смотрит прямо: — Расскажи мне сказку поновей, Сказку, что когда-то ты и мама Полюбили в юности своей.

Ох, как не люблю я просьбы эти!… Все ж придется рассказать. Изволь, Ну, так вот. Жила-была на свете Девочка по имени Ассоль.

Странная она была девчонка — Только к морю направляла взгляд, Принимая каждую лодчонку За пунцовопарусный фрегат.

Платьишко — заплата на заплате. Но упрямо сжат был дерзкий рот; «Капитан приедет на фрегате, И меня с собою заберет!».

Как жилось девчонке этой трудно, Легче даже Золушке жилось! Но уж как мечталось непробудно! А в мечтах и радости и злость.

Злость к подругам, к мелочным соседям, Для которых сказка — лишь обман, Кто твердит: «Вовеки не приедет Твой великолепный капитан».

Зависть не нуждалась и в ответе!.. Ветром принесло морскую соль, И, ее вдохнувши, на рассвете Выбежала на берег Ассоль.

Море ноги ей расцеловало, А она, легко вбежав в прибой, Даже чаек крик перекричала, И ее услышал рулевой.

Брызги волн ей замочили юбку, Холоден был утренний туман… Но уже неслась навстречу шлюпка, И стоял на шлюпке капитан.

У Ассоль спросил он только имя, И тогда-то, ослепив глаза, Сказка окаянная над ними Алые взметнула паруса!

Так я дочку развлекаю к ночи… Пусть про нас с усмешкой говорят, Что от парусов остались клочья И на камни наскочил фрегат.

А на этих клочьях только дыры, Да и те, мол, выточила моль, Что половиками для квартиры Бросила их под ноги Ассоль.

Что, мол, капитан теперь в отставке, Путь его — не впрямь, а наугад… Дочка! Мы внесем свои поправки: Люди ведь неправду говорят!

Дочка отвечает: — Что за толки! Мы рассеем их за полчаса. Я сама сумею без иголки, Снова сшить такие паруса,

Что корабль сорвется сразу с мели, Полетит в морскую синеву…- Только бы мы вместе захотели Эту сказку вспомнить наяву!

1954

Наталья Варлей

, советская и российская актриса театра и кино ,так же вдохновилась произведением А.Грина “Алые паруса”, ее было написано стихотворение “Ассоль” . Вот что говорила

Н.Варлей

о себе: “ Мы, актеры, страшные зануды. Как бы ни сложилась актерская судьба, всегда найдем предлог, чтобы пожаловаться на нее. Я снялась в 61 фильме, все роли очень разные. Но после “Кавказской пленницы” ко мне очень долго относились как к циркачке. Эта роль была заслонкою, которая мешала многим режиссерам, а главное – зрителям разглядеть во мне актрису другого плана.

”, по характеру я скорее лирик, некая романтическая Ассоль.

Но к имени Нина привыкла, горжусь и не обижаюсь. Лет в 9 я прочитала “Алые паруса” Александра Грина и навсегда влюбилась в этого автора, в книгу и её героев. Грин доказал, что нет на свете ничего более важного, чем “жизнь сердца”, души человеческой; что бескорыстие, честность, доброта, любовь наделяют человека могучей, всепобеждающей силой нравственного совершенства. Через несколько лет

посмотрела фильм Александра Птушко “Алые паруса”.

И облик Ассоли навсегда соединился в моём представлении с образом, созданным обаятельнейшей Анастасией Вертинской. И ещё одна

встреча с Ассолью – это репродукция с выполненной пастелью портретной работы Юрия Масютина .

Художник изобразил загорелую девочку с

высветленными южным солнышком волосами и не по-детски серьёзным взглядом больших синих глаз. Что в этом “блеске свежих глаз”: грусть, задумчивость, мечтательность? Её отроческая душа исполнена доверия к людям и миру. Её чувства легки, как перистые облака, которые высоко поднявшись в небо, никогда не предвещают бурь и ненастий. Всё, хорошее и плохое, в её жизни впереди. А пока девочка пленяет наивной прелестью детства и верой в осуществимость мечты. Она Ассоль по состоянию души. Всегда возле “глаз и души” Грина были любимые им крымские города – Феодосия, Гурзуф, Севастополь. Ведь в конце концов не так уж и важно, где человек появился на свет – в Вятке или в Саратове. Куда важнее, что есть у него на необъятной… земле такое место, с которым его связывает особое духовное родство, к которому он чувствует постоянное притяжение”.

  • Послушайте его ,пожалуйста.. (Читает наизусть заранее подготовленный ученик)

Ассоль

Проходит жизнь, как сон, как боль. Мечты сдаются и стареют. И постаревшая Ассоль Уходит, не дождавшись Грея.

Лишь отблеск алых парусов Почудится в слезинке горькой, Когда надломленная гордость Опять откликнется на зов.

И вновь она вбежит в волну, Раскинув жалобные руки, Неотвратимый час разлуки Как бы стараясь оттолкнуть…

Мгновенье счастием закружит, Заставит верить терпеливо… Пока сухая явь отлива Надежды дно не обнажит…

И, обманувшись тишиной, Миражным скрипом мачт и вёсел, Простившись с морем и с собой, Она уходит в ночь — без вёсен.

8. Беседа по вопросам

  • А что объединяет все эти стихи?
  • Какие герои встречаются в них?
  • С помощью каких средств выразительности показывает автор идею своего произведения?
  • Что характерно для мечты здесь? (Готовность действовать ради достижения,присущи чувства страстного желания, верит в ее реализацию, и верит, что он может ее осуществить, человек испытывает необходимость в осуществлении мечты)
  • Что было бы с главными героями, если бы у них не было мечты?

План анализа стихотворения

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения:

1) Подобрать в тексте “ключевые” слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить “цепочки” ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

9. Выполнение кроссворда по феерии “Алые паруса” (взаимопроверка)

1. А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Тревога)

2. Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться доброй девочкой? (Лонгрен)

3. Чем похожи судьбы Ассоль и Грэя? (Одиночество)

4.Один из главных героев произведения. (Грэй)

5. Ассоль жила больше в мире…. (Мечты)

6. Что помогло ей осуществить свою мечту? (Искренность, открытость, душевность, мечтательность, доброта…)

10. Итог урока.

  • Что же общего между портретом Ассоль, феерией, стихами, музыкой Грига? (Их объединяет вера в мечту, любовь, чудо, дружбу).

  • Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.

— Давайте прочитаем ключевые строки повести: “…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и у тебя… Но есть и не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и – вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.

русский писатель Даниил Гранин

: “Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве”.

Пусть символом сбывшейся мечты навсегда для вас останутся алые паруса.

Показательный пример

О том, что проект Пятого канала победил на The Best Event Awards World, стало известно в субботу, 23 ноября. «Алые паруса» взяли главную награду в номинации ICONIC EVENT AWARD 2020, а также серебряные награды в номинациях BEST MUSICAL EVENT 2020 и BEST BEA WORLD EVENT AGENCY 2020. Выпускной убедителен по всем критериям: креативность, технологические инновации, вовлеченность участников, целостность бренда и многие другие. И опередил порядка 160 заявок из 30 стран, победив в основной номинации главного международного мероприятия в индустрии.

Паруса_1

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

«Это — замечательная традиция Петербурга»

Музыкант Максим Леонидов — о своем выступлении на главном выпускном страны, советских композициях и автобиографическом мюзикле

Сейчас «Алые паруса» — мероприятие, внесенное в реестр мирового событийного туризма. The Telegraph в 2020 году включил шоу «Алые паруса» в десятку самых посещаемых туристических событий мира наряду с Октоберфестом и Бразильским карнавалом. Репортажи с петербургского выпускного с международным статусом занимают полосы The Times, транслируются телеканалом Euronews и попадают в сводки крупнейших мировых информационных агентств, в том числе Синьхуа. Но еще совсем недавно этот романтический праздник оставался грустным воспоминанием для многих жителей Санкт-Петербурга.

Ассоль, «подхваченная неодолимым ветром события»

«Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство.» (А. Грин, «Алые паруса»)

Кадр из фильма «Алые паруса»

На роль Ассоль Птушко утвердил молодую молдавскую актрису, но она не до конца совпадала с его представлением о юной мечтательнице. Вертинскую привел на пробы художник-постановщик фильма Леван Шенгелия. Поначалу Анастасия никакого впечатления на режиссера не произвела – стеснительная пятнадцатилетняя девочка в спортивном костюмчике с короткой стрижкой. Для фотопроб Вертинской одели парик с кудряшками и длинное платье. От этой Ассоль невозможно было оторвать взгляд… Красиво… Она настолько вписывалась в роль, что режиссер легко прощал и отсутствие актерского опыта, и неумение держаться перед камерой. Озвучить героиню, правда, Вертинской так и не удалось. За кадром текст читает актриса Нина Гуляева.

Лановой вошел в роль

«Я делаю то, что существует, как старинное представление о прекрасном несбыточном, и что, по существу, так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка…» (А. Грин, «Алые паруса»)

Кадр из фильма «Алые паруса»[/td]

Представьте… 1961 год, лето. На ялтинском пляже множество отдыхающих. И вдруг на горизонте появляется корабль с алыми парусами! Да! Это Лановой совершил «загородную прогулку» на баркентине «Альфа», украшенной 500 метрами алого шелка, из которого шили пионерские галстуки. В Ялте отдыхала жена Ланового Тамара. Вдохновленный ролью благородного капитана Грэя, он решил поразить супругу красивым поступком и предложил немного изменить маршрут корабля. Красиво… Фильм «Алые паруса» был уже пятой киноработой Василия Ланового, поэтому появление 27-летнего красавца в роли Артура Грэя публика восприняла восторженно. Больше сомнений вызывала у режиссера А. Птушко кандидатура на роль романтичной Ассоль.