Одна из самых излюбленных тем писателей XIX столетия – это выбор жизненного пути молодыми людьми и их становление в обществе. Яркое разнообразие судеб героев рисуется в таких всемирно известных романах прославленных авторов, как “Обломов” и “Обыкновенная история” И. А. ГончаровА, “Евгений Онегин” А. С. ПушкинА, “Человеческая комедия” Бальзака, “Красное и черное” Стендаля и многих других. К числу этих бессмертных
творений относится и “Горе от ума” А. С. ГрибоедовА.
И это даже не роман, а “высокое” комедийное произведение, в котором, тем не менее, очень мало смешного, исключая единичные ситуации, зато затронуты важнейшие для того времени нравственные и социально-политические проблемы, многие из которых актуальны и в наше время.
Каким должен быть достойный человек? Как он должен прокладывать свой жизненный путь? Что на этом пути нельзя никогда позволять себе и что можно делать?
И что же важнее для человека – его карьера или достоинство? Именно на эти и многие другие вопросы отвечает А. С. Грибоедов
в своей комедии “Горе от ума”. И некоторые ответы, признаться, довольно странные, мы слышим из уст одного из героев произведения – Алексея Степановича Молчалина.
По своему социальному положению и происхождению он не относится к московской знати. “Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секретари” столичный вельможа Фамусов. Даже фамилия этого героя характеризует его поведение: это молчаливый молодой человек, вкрадчивый, благообразный, скромный. Он старается всем угодить, любит сентиментальные стихотворения и искусно играет на флейте. Любой зритель или читатель комедии скажет: “Что же в этом страшного?”.
Действительно, страшного в этом ничего нет, тем более, что, читая комедию, мы убеждаемся в том, что благопристойные мысли и такое же благопристойное поведение Молчалина – это хорошо подобранная маска, за которой скрывается фальшивый, лицемерный и подлый человек. В одну из минут откровенности Молчалин признается, что живет по заветам отца, который учил его “угождать всем людям без изъятья”, поэтому он угождает даже собаке дворника.
Главная жизненная цель Молчалина – добиться богатства, чинов и сделать блестящую карьеру. Свой жизненный идеал, высшее счастье, этот герой видит в том, чтобы “и награжденья брать, и весело пожить”. Молчалин уверен, что все средства хороши на пути к этой цели.
Чацкий — странный человек (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
... Чацкого, героя комедии Грибоедова “Горе от ума”, с образом лишнего человека. ... и жалкое ничтожество вроде Молчалина или Скалозуба. Он пытается ... идеалов вызывает не знание путей их реализации, а отсутствие ... Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорецких. Его считают “странным ... молчалиных. С горячим сочувствием раскрывает автор и личную и общественную драму своего героя. Чацкий ...
При этом он использует самый эффективный способ выслужиться – это угодничество, низкопоклонство и лесть. Он предупредителен и почтителен с Фамусовым, всеми способами угождает влиятельной госпоже Хлестаковой и почти не отходит от богатых стариков, постоянно играет с ними в карты и развлекает.
Лицемер и льстец, Молчалин притворяется, что влюблен в Софью (что же тут удивительного – ведь она дочь его благодетеля и начальника) и тут же признается Лизе, что хозяйскую дочь любит исключительно “по должности”. Жизненные принципы Молчалина бесстыдны и просты. Это самоуничижение, отказ от собственного мнения и своего человеческого достоинства: “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь” или: “Ведь надобно зависеть от других”.
Молчалин понятия не имеет, что такое искренность, честность, честь, и подличает даже просто так, по привычке, или на всякий случай.
И что самое интересное, такое поведение приносит Молчалину успех: всего лишь секретарь, он не только проживает в доме своего начальника и покровителя, но и принят в высшем обществе. Кроме того, “умеренность и аккуратность” за короткое время обеспечили Молчалину “три награжденья” по службе, поддержку и расположение влиятельных господ.
Вполне понятно, что такой “жизненный опыт” Молчалина является приговором не только герою комедии, но и обществу, которое поддерживает и одобряет его поведение. Люди, которые организовали травлю искреннего, справедливого и целеустремленного Чацкого, которые объявили его, образованного и умного человека, сумасшедшим, не считают постыдным покровительствовать бесчестному подлецу и общаться с Молчалиным, что прекрасно характеризует нравы высшего общества.
После общения с фамусовским обществом Чацкий сделал один из самых горьких выводов: “Молчалины блаженствуют на свете”. Будучи подлым человеком, Молчалин вовсе не смешон и не беспомощен, скорее, он страшен. И в комедии значение этого персонажа определяется двумя обстоятельствами.
Во-первых, А. С. Грибоедов изображает человека, который, живя по подобным принципам, обязательно “дойдет до степеней известных” в фамусовском обществе. Ему не повредит даже разоблачение: ползая на коленях и униженно кланяясь, Молчалин все-таки отыщет путь к сердцу своего покровителя, при этом есть кому заступиться, да и Фамусову нужен такой человек. Так что “деловой секретарь” непотопляем.
Во-вторых, повествуя о “становлении” Молчалина, А. С. Грибоедов клеймит московское высшее общество, которое является олицетворением общественного строя “фамусовской” России, разоблачает “мучителей толпу”. Это “толпа” панически боится людей с несгибаемыми, твердыми характерами и передовыми взглядами, и не принимает их, как многочисленных “Молчалиных”. Только “великая способность нравиться” вывела многих “в люди” в том беспринципном обществе.
Автор комедии уверен, что избранная Молчалиным стратегия нужна ему до поры, до времени. Добившись определенных высот, он обязательно сбросит маску почтительности и скромности, и тогда будет горе тем, кто окажется на его пути. К большому сожалению, “Молчалины” не ушли в прошлое, и сегодня такой человек может легко скрываться под маской скромности и благопристойности, человек, который не брезгует никакими средствами ради достижения собственных целей и который умеет угодить всем и каждому.
Культура, общество, человек
... постепенное совершенствование интеллектуальных и моральных сил как отдельного человека, так и общества в целом, У Гердера культура является необходимым атрибутом всех народов - варварских и ... а все общество в целом как продукт взаимодействия людей, как среду, создаваемую трудом человека и формирующую его как целостную личность. Однако подобному пониманию культуры противостоят многочисленные ...
А. С. Грибоедов, автор бессмертной комедии “Горе от ума”, учит нас разбираться в людях и видеть под маской истинное лицо человека.
1
votes, average:
5.00
out of 5)