Чацкий — странный человек (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Можно ли назвать образ Чацкого «лишним человеком»

Глубоко ошибочно истолкование Чацкого как образа «лишнего человека», беспочвенного «мечтателя», «одинокого протестанта». Сам Чацкий чувствовал себя на почве «» и отнюдь не сознавал себя одиноким. В Чацком нет ни романтического демонизма, свойственного байроническим героям, ни гордой мизантропии пушкинского Алеко. Образ его как бы противопоставлен разочарованным романтикам, изображенным Пушкиным в его южных поэмах. Чацкий не замыкается в себе, не уходит от общества, от действительности. В знаменитом своем монологе «А судьи кто?..» он выступает от имени нового поколения:

Где, укажите нам, отечества отцы…

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Кто это — «мы»? Кого здесь имел в виду Чацкий? «Судьям», у которых к « вражда непримирима», он противопоставляет молодое поколение, идущее другими путями. Образ «одного из нас, молодых людей» возникает в словах грибоедовско-го героя. О том, что сам Грибоедов насмешливо относился к байроническому скептицизму и разочарованности, модным в начале 20-х гг. в кругах мыслящей дворянской молодежи, свидетельствует Кюхельбекер. «Я в 1824 году начал первый вооружаться против этой страсти наших молодых людей, поэтов и не поэтов, прикидываться Чайльд-Гарольдами,- вспоминал Кюхельбекер в 1834 г., Грибоедов и в этом отношении принес мне величайшую пользу: он заставил меня почувствовать, как все это смешно, как недостойно истинного мужа». Подлинным передовым героем начала XIX в. были не Кавказский пленник и даже не Онегин и не Печорин, а Чацкий. Конечно, у грибоедовского героя много общего с Онегиным и Печориным. Они — дети одного класса и одной эпохи. Отрицая дворянско-крепостническое общество, они были вместе с тем его порождением. Страдая от неудовлетворенности жизнью, они были в то же время оторваны от почвы народной.

Но Чацкому равно чужды и онегинское охлаждение чувства и печоринское разочарование в людях. В противоположность разочарованному «усталому» Онегину Чацкий, по отзыву друга и соратника Герцена Н. П. Огарева, «представляет деятельную сторону жизни, негодование, ненависть к существующему правительственному складу общества».

Еще Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» правильно отметил, что «Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина… Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век — ив этом все его значение и весь «ум». В юные годы у Чацкого, несмотря на ясное осознание многих действительности, преобладает оптимистическое представление о характере и направлении современной ему жизни по сравнению с недавним прошлым. Он верит в наступление новой эры.

2 стр., 952 слов

Чацкий — образ «нового человека» (По комедии А. С. ...

... взглядам к декабристам. В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал "нового человека", воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, ... химик и ботаник". Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского общества, его лучшую часть. А. И. Герцен писал о Чацком: "Образ Чацкого, печального, неприкаянного в ...

Как нам сравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший:

Свежо предание, а верится с трудом,

«Прямой был век покорности и страха». Тот славился, «чья чаще гнулась шея». Нынче же охотники поподличать жестоко осмеиваются. Пробуждается чувство личного достоинства. Не все хотят прислуживаться, не каждый ищет покровителей, «вольнее всякий дышит», возникло общественное мнение. Чацкому кажется, что наступило то время, когда крепостническое общество становится возможным изменить и исправить путем развития передового общественного мнения, воздействия благородных, гуманных идей. Но романтическое вольнолюбие Чацкого, его вера в людей, в силу разума, в близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической действительностью, со Фамусовых и молчалиных. С горячим сочувствием раскрывает автор и личную и общественную драму своего героя.

Чацкий возвращается в Москву, полный надежд и мечтаний. В чужих краях он истосковался по родине, «и дым отечества» ему «сладок и приятен».

«Случалось ли, чтоб Вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?» Сначала он ответил, было нежной шуткой, но потом, почувствовав раздражение Софьи, после минутного молчания говорит уже серьезно:

И клонятся к чьему-нибудь вреду?

Но если так: ум с сердцем не в ладу.

Я в чудаках иному чуду

Раз посмеюсь, потом забуду;

  • Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.

драма героя — и сердечная и общественная — достигает предельного напряжения. Измученный сомнениями, но все еще надеющийся, он узнает, наконец, горькую истину. Не называя имени, Софья признается, что «иные» ей милее Чацкого. Он глубоко взволнован приговором, и ему больно от ее улыбки:

И я чего хочу, когда все решено?

Мне в петлю лезть, а ей смешно.

«Однако лезет, как все влюбленные, несмотря на свой «ум»… — замечает И. А. Гончаров. — Он бросает никуда не годное против счастливого соперника оружие — прямое нападение на него, и снисходит до притворства… чтоб «разгадать загадку»…»

Мнение Гончарова, что Чацкий якобы до конца комедии не разрешил загадку — разлюбила ли его Софья или нет,- неверно. Софья сказала совершенно ясно, и он понял, что ее любовь к нему угасла. Но кого любит Софья? Молчалина? Скалозуба? И все-же он не теряет надежды. Ведь Чацкий любит страстно, безумно и говорит Софье правду о своих чувствах:

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!?

«Знаете ли вы, как любят такие люди?

» — пишет о любви Чацкого А. Григорьев.

Он слишком любил Софью, чтобы думать только о себе, и здесь начинается еще одно горе Чацкого — горе от высокого понимания им человеческого достоинства. Его страшит, что любимая может стать жертвой корыстолюбивых расчетов отца или сама полюбит пошлое и жалкое ничтожество вроде Молчалина или Скалозуба. Он пытается предостеречь ее, ссылаясь на свои права друга и брата («Но вас он стоит ли?» и пр.).

Не для себя притворяется Чацкий, а для Софьи. Любовь у него неотделима от его морального идеала. Он может любить только человека, соответствующего его высоким понятиям о чести, благородстве, нравственности. В этом отношении Чацкий более близок к людям 60-х гг., чем к Онегину и Печорину. Для главным образом «наука страсти нежной», для Чацкого — целый мир, возвышенный и благородный.

2 стр., 839 слов

Чацкий и Печорин. Эволюция героя (по комедии А.С. Грибоедова ...

... и мира». Печорин уже способен совершить поступки, невозможные с точки зрения человека александровской поры. И там, где Чацкий оказывается лишь невольным свидетелем, Печорин ... два образа двух литературных героев позволяют увидеть две ... вершина такой философии. Жизнь не только обесценена, ... На них, подобно Чацкому, открыто и публично высказывали они вслух «крамольные» и обличительные мысли. Печорин ...

разлюбила его, но и тем, что его доверие к ней, возвышенное о ней представление, все прошлое — было, как ему кажется, растоптано Софьей, осмеяно и унижено:

А вы! о боже мой! кого себе избрали?

Вот почему он и не мог промолчать, а должен был все высказать Софье.

Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая свое место в жизни?

Художник П.Соколов

учитель русского языка и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/strannyie-lyudi-chatskiy/

ГБОУ №1794 г. Москвы

А.С.Грибоедов. Готовимся к ЕГЭ по литературе.

1.Кто такой «лишний» человек?

2. Образ Чацкого:

  • а) портрет героя;
  • б) человек новых взглядов;

в) «век нынешний» и

«век минувший» в лице

Чацкого и

фамусовского общества.

3. Чацкий пока «лишний»,

но своё место в жизни

у него есть: служить делу.

Н.Кузьмин

Кто такой «лишний» человек?

«Лишний человек», социально-психологический тип, запечатленный в русской литературе 1-й половины 19 в.; его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно — дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время — душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела.

Наименование «Лишний человек» вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» (1850) И. С. Тургенева; сам же тип сложился раньше.

Портрет героя. Кто так чувствителен, и весел, и остер… Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив. Он славно пересмеять умеет всех. Что говорит, и говорит, как пишет! Явитесь вы вполне великодушны: К несчастью ближнего вы так неравнодушны Чацкий – человек новых взглядов Ах, боже мой! Он карбонари! Он вольность хочет проповедать! Да он властей не признает! Служить бы рад, прислуживаться тошно. Кто служит делу, а не лицам… Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели. «Век нынешний» и «век минувший» в лице Чацкого и фамусовского общества Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. А судьи кто? За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют — и вот общественное мненье! Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары Вывод Взгляды героя противоречат мировоззрениям фамусовского общества, где царит невежество, отвращение к наукам, преклонение перед чинами и зависимость от общественного мнения. Чацкий не находит поддержки и понимания в городе, где «дома новы, но предрассудки стары». Но едва ли Чацкого можно назвать человеком, не нашедшим своего места в жизни.

Д. Кардовский

«Карету мне, карету!»

Он не нашел его лишь в фамусовской Москве, в жизни же решил служить делу.

Чацкий – лишний человек, потому что обречен на непонимание обществом своих идей и убеждений и на одиночество.

2 стр., 837 слов

Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? (2 варианта)

... «Я бы в сундуке берег свое добро — в сумке сломается и помнется». Перед нами уже не ребенок, а взрослый человек. ... Отец решил положить конец этому и отправил наследника служить в отдаленную крепость, где не было развлечений и ... жизни больше не был ему по карману. Он устроился на работу и был вынужден стать ответственным и экономным. Темная полоса в судьбе научила Ростова хозяйственности. Когда герой ...

Д.Кардовский

Иллюстрации к комедии

«Горе от ума».

Список используемых источников

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/strannyie-lyudi-chatskiy/

  • http://ilibrary.ru/text/5/p.1/index.html
  • http://litena.ru/literaturovedenie/
  • http://www.literaturus.ru/2015/08/illjustracii-gore-ot-uma-griboedov.html
  • http://www.liveinternet.ru/users/4168247/post211096218/
  • http://literatura5.narod.ru/kardovsky.html
  • http://hallenna.narod.ru/griboedov_portrety.html
  • https://yandex.ru/images/search?text=вид%20москвы%20времён%20грибоедова&stype
  • https://yandex.ru/images/search?text=памятники%20%20грибоедову

В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнего человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью века”: для них очевидны проблемы окружающего мира, пороки и “язвы” . Не удовлетворенные жизнью, эти герои более всего несчастны от невозможности что-либо исправить. Неопределенность томящих их высоких идеалов вызывает не знание путей их реализации, а отсутствие конкретных целей и дела, которое могло бы удовлетворить их высокие требования к себе и к жизни, — пассивность и бездеятельность, беспомощность существования.

Сопоставим Чацкого, героя комедии Грибоедова “Горе от ума”, с образом лишнего человека.

Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое подражание французской моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорецких. Его считают “странным”, а в итоге даже признают безумцем. Так грибоедовский герой вступает, как и лишние люди, в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Но если последние лишь страдают и бездействуют, то “в озлобленной; мысли” Чацкого “слышится здоровый позыв к делу…”. “Он чувствует, чем недоволен”, ибо его идеал жизни вполне определен: “свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество”. Активное же противостояние Чацкого тем, “чья вражда к свободной жизни непримирима”, позволяет нам полагать, что он знает пути изменения жизни в обществе. Кроме того, грибоедовский герой, пройдя исканий, три года путешествовавший, обретает цель в жизни — “служить делу”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”, “в науки вперить ум, алчущий познаний”. Желание героя — приносить пользу отечеству, служить на благо обществу, к чему он и стремится.

Таким образом, Чацкий несомненно является представителем передового общества, людей, не желающих мириться с пережитками, реакционными порядками и активно с ними борющихся. Лишние же люди, не сумев найти себе достойного занятия, самореализоваться, не примыкают ни к консерваторам, ни к революционно настроенным кругам, храня в душе разочарованность в жизни и впустую растрачивая невостребованные таланты.

Проблема «лишних» в обществе людей отражена в творчестве многих русских писателей. Например, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

3 стр., 1252 слов

Чацкий как герой своего времени (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

... людям, как он, желая революции. Ведь Грибоедов выражал свои мысли через Чацкого, а у писателя были друзья-декабристы. И сам он был подозреваемым в участии планов декабристов. Сочинение ... самобытности русских людей, особенности русской национальной культуры. Интересно, что главный герой произведения является, по своей сути, воплощением автора, его идей и страстей. Чацкий долгое время путешествовал по ...

Александр Чацкий – это образ передового человека 10 – 20 годов XIX века, который по своим убеждениям и взглядам близок будущим декабристам. В соответствии с нравственными принципами декабристов, человек должен воспринимать проблемы общества, как свои личные, иметь активную гражданскую позицию, что и отмечается в поведении Чацкого. Он высказывает своё мнение по разным вопросам, вступая в конфликт со многими представителями московского дворянства.

Прежде всего, сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев комедии. Это образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарён , что возвышает его над косностью и невежеством московского барства. Столкновение Чацкого с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе , к отечественной науке и культуре, к образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что «служить бы рад – прислуживаться тошно». Значит, он не станет ради карьеры угодничать, льстить начальству, унижаться. Он хотел бы служить «делу, а не лицам» и не желает искать развлечений, если занят делом.

Московских дворян раздражают те качества личности главного героя, которые как раз и являются положительными: его образованность и стремление к знаниям, способность мыслить самостоятельно и жажда справедливости, желание послужить Отечеству, но с пользой для прогресса и с целью реформирования существующей общественно-политической системы. А преобразований «фамусовское общество» не желало допускать, поэтому люди, подобные Чацкому, считались опасными, их не хотели видеть в высшем свете, и они становились «лишними людьми».

Чацкий одинок в толпе гостей Фамусова, представляющих московское общество, где царствует «пустое, рабское, слепое подражанье» всему иностранному и слышится «смешенье языков: французского с нижегородским». Чацкий — патриот, он хотел бы гордиться своей страной и народом, но в нравах дворян, в их образе жизни герой отмечает вырождение всего русского, национального.

Несомненно, патриотизм – одно из достойнейших качеств личности, и духовный облик Чацкого заслуживает высокой оценки. Но есть некоторые черты, которые несколько нарушают целостность . Возможно, вследствие неопытности, молодости и горячности герой не понимает, что произносить обличительные монологи на приёме у Фамусова неуместно. Тем более что никто и не желает прислушиваться к мнению Чацкого, никого не волнуют его переживания. Он вызывает отрицательные эмоции у окружающих, так как взаимопониманию с ними не способствует прямое осуждение нравов и убеждений чиновничества, помещиков. Герою следовало бы понимать, что Фамусов и его гости – это не то общество, где стоит раскрывать свою душу, делиться размышлениями о современной действительности. Софья, как и её отец, легко причисляет Чацкого к сумасшедшим, желая отомстить ему за насмешки над Молчалиным. Герой вынужден покинуть дом Фамусовых, где его ум, его критические взгляды на жизнь были так неприятны окружающим. Он не приобрёл здесь друзей или единомышленников, а только познал разочарование, почувствовал себя оскорблённым и готов бежать отсюда, чтобы приглушить душевную боль.

25 стр., 12374 слов

Почему чацкий лишний человек. : Чацкий — странный человек ...

... термину «лишний человек», ответить на вопрос: «Являются ли Чацкий и Онегин «лишними людьми»?» Характер, судьбу, взаимоотношения с людьми Евгения Онегина и Александра Андреевича Чацкого определяет совокупность ... целям. Чацкий, так же как и Онегин, - герой своего времени, обладающий человека, не просто получившего поверхностное образование, но человека умного, пылкого, человека, небоящегося ...

Было ли такое место в России, где герой Грибоедова мог найти «уголок оскорблённому чувству»? Наверное, Чацкий должен ехать туда, где уже существовали тайные общества будущих декабристов, где ценили , готовых использовать свои знания и силы для назревших преобразований в Отечестве. В понимании передовых дворян, ум должен быть свободным, «вольным», а значит, вольнодумство было для декабристов не ругательным словом или определением порока, опасного недуга, а наоборот. Понятно, что и смелость Грибоедова была высоко оценена современниками с передовыми убеждениями, так как его герой Чацкий был близок по духу будущим декабристам. Он вызывал симпатии тем, что испытывал потребность борьбы с косностью, невежеством, жестокостью, несправедливостью и другими пороками, хотел участвовать в преобразованиях. При общении с представителями московского дворянства он увидел непонимание, враждебное к себе отношение, кроме того, положение его осложнилось трагедией в любви и одиночеством. Поэтому А.С.Грибоедов определил состояние Чацкого как «горе от ума», так как герой почувствовал себя «лишним» в обществе московских дворян.

Похожая информация.

Я странен, а не странен кто ж?, Тот, кто на всех глупцов похож;, Молчалин, например…

Чацкий — представитель современной генерации и этим неугоден для окружения Фамусова. Этот молодой человек неудержим, как ветер. Однако искренние чувства, неподдельный смех, душевность и пылкость остаются непонятыми в доме помещика, где его принимают за странного и даже сумасшедшего человека, желающего потрясти общественные устои.

Странность Чацкого и конфликт двух поколений

Главный мотив произведения А. С. Грибоедова заключается в описании конфликта двух поколений, которые отличаются противоположным мировосприятием. Автор противопоставляет Чацкого всем знатным особам, собирающимся в доме Фамусова. Ярким представителем последнего выступает Молчалин, фразы которого являются полной противоположностью речам Александра Андреевича.

Молчалин — типичный лицемер. Он хитер и двуличен, даже по отношению к Софии. При этом мужчина умеет выслуживаться перед другими и всецело им угождать, чтобы добиться выгоды.

Александр не привык прислуживаться, считая это недопустимым действием. Он готов честно служить, чтобы получить чин. Однако к людям относится с опаской, боясь их обмана. Он не похож на Молчалина и всех членов «фамусовского общества» ни своими взглядами на жизнь, ни характером.

Всё это делает его странным в глазах окружающих и непонятым. Он «лишний» человек здесь, так как не хочет вести такой же образ жизни, как все вокруг. Его мечта — изменить общество, мир. Но разве можно это сделать только едкими словами? Общество не желает понимать героя и, можно сказать, прогоняет его. Для Фамусова и его окружения Чацкий сошел с ума…

Странность чацкого и конфликт двух поколений 1

Образ передового человека в русской литературе

Русская литература ранее не знала «нового человека». Грибоедов впервые показал читателю свободного и гуманного гражданина с возвышенными идеями, выступающего против консервативного общества. Его герой умен и культурен, наделен прогрессивными взглядами относительно окружающего мира и отношений между людьми. Именно таким выступает А.А. Чацкий.

3 стр., 1429 слов

Чацкий — передовой человек своего времени

... чацкого эпиграф о чацком чацкий начинает новый век чацкий-герой для подражания или отвращения сочинение по грибоедову горе от ума чацкий Недостатки Чацкого Являясь очень образованным человеком, Чацкий ... созданы образы людей, которые, оставаясь героями своего времени, являются «вечными ... себя норм общественной жизни, пересмотреть отношение к ... распроданы поодиночке? Может ли процветать страна, в которой ...

Представители знати в доме Фамусова совершенно похожи друг на друга: готовы льстить и угождать другим ради собственной выгоды. Они не привыкли лицезреть инакомыслящих людей, считая их странными. Даже сегодня есть подобные «Александры Андреевичи» — сумасшедшие по мнению людей, которые привыкли жить и думать по шаблонам.

Роль пьесы «Горе от ума» и образа Чацкого в становлении общественного сознания

Герои комедии А. С. Грибоедова, в особенности странный Чацкий, оказали огромное влияние на ни одного поколения молодежи. Они воодушевили людей бороться с насилием и произволом, необразованностью и подлостью. Образ Чацкого призывал стать свободными и пользоваться своим разумом, чтобы в обществе восторжествовали передовые идеи и подлинная культура.

Современные читатели, как в свое время их предки, считают «Горе от ума» настоящим шедевром . Комедия написана уникальным языком, который максимально точно передал особенности быта того периода, а также нравы и характер грибоедовских персонажей.

Евгений Онегин и Александр Андреевич Чацкий открывают тему «лишнего человека» в русской литературе 19 века. Они — два совершенно . Чацкий — герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», а Онегин — герой романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Авторы показали в своих произведениях совершенно разные характеры , но оба героя и Чацкий, и Онегин оказались «лишними». Чацкий — передовой человек своего времени, остр и скор на язык, полон амбиций. Онегин — образованный человек, родившийся и выросший среди дворянского окружения, «умная ненужность», потерявшая свое место в обществе. Когда мы читаем эти два произведения, мы находим не только одни различия между этими двумя героями, но и сходства, которые мы еще обсудим в дальнейшем.

В какой-то мере тема «лишнего человека» противоположна теме «». Если в теме «маленького человека» видится оправдание судьбы каждого, то здесь — наоборот, категоричное побуждение «кто-то из нас лишний», которое может, как относится к герою, так и исходить из героя. Лишним человеком чаще всего оказывается тот, кто всех обличает. «Лишний человек» — это определенный литературный тип , к которому относится совокупность персонажей близких по своему мировосприятию, роду занятий и духовному облику. «Лишними людьми» литературоведы 20-ого века называют Онегина, Печорина, Чацкого, Обломова и т. д. Объявлять кого-то лишним — это совсем не русская традиция. Воспитанные на православной почве наши писатели не могли этого не чувствовать, что шло вразрез с их общественными позициями . Можно предположить, что лишних людей в этом мире и в литературе нет, тогда останется только осознание героем самого себя лишним. Можно сказать, что есть определенный стереотип «лишнего человека». Ведь, и Онегина, и Чацкого можно рассматривать не только, как «лишних» людей, но и, как личностей! Это говорит о том, что под стереотипом лишнего человека можно объединить самых разных героев, которые, однако, имеют общую проблему. Они не могут найти своего места в обществе, поэтому дело не в общественном положение, а во внутреннем убеждении героя. Тема «лишнего человека» была особенно актуальна во времена Чацкого и Онегина, когда в Росси уже начинали появляться западные новшества, но она все же оставалась «отсталой» по государственным меркам страной. В современном же обществе мы также часто можем встретить «чацких» и «онегиных». Ведь «лишний человек» — это человек, не нашедший своего жизненного пути, нецельная, можно даже сказать обедненная, личность. Например, по словам Гончарова: « Чацкие неизбежны при каждой смене одного века другим … Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым … Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия». Мы живем в передовом обществе, в котором многие могут не успевать за темпом роста науки и культуры, другие же наоборот. С такими веяниями люди теряются, не знают, кем им быть, с какими взглядами идти по жизни и, в конце концов, становятся лишними для общества.

7 стр., 3130 слов

Как соотносятся автор и евгений онегин. Сравнение пушкина и онегина. ...

... Они оба разбивали сердца и оставляли надежды, говорили слова любви и ревновали, возвращались и уходили навсегда. Но этот бурный образ жизни оказался невечным. Пушкин и Онегин как будто оба повзрослели. ... был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины… Этим сравнением Пушкин все-таки пытается “отделить” себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сравнивает взгляды свои и Онегина. Да, в ...

Цель работы: сравнить двух героев — Чацкого и Онегина. Проанализировать все стороны их жизни. В связи с этой целью поставлены основные задачи работы: дать определение термину «лишний человек», ответить на вопрос: «Являются ли Чацкий и Онегин «лишними людьми»?»

Характер, судьбу, взаимоотношения с людьми Евгения Онегина и Александра Андреевича Чацкого определяет совокупность обстоятельств современной действительности, незаурядные личные качества и круг «вечных» проблем, с которыми они сталкиваются.

«Евгений Онегин» писался Пушкиным на протяжении многих лет, в течение которых автор пережил самые разные события, и ссылка в Михайловское, и восстание декабристов. Все это давало очень хорошую почву для размышлений, что привело к созданию, наверное, самого реалистичного образа светского того времени, вобравшего в себя огромный исторический, литературный, общественный и бытовой смысл. Евгений Онегин — это герой времени, в котором отобразилась «та преждевременная старость души, которая стала основной чертой молодого поколения того времени». Образ Онегина все время находится в развитие, его взгляды меняются на протяжении все го романа. Онегин томится, задыхается в своей среде и сам не знает, чего же он на самом деле хочет.

Недуг, которого причину, Давно отыскать пора,

с п л и н у,

х а н д р а

Им овладела понемногу;

Он застрелится, слава богу,

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел.

Пушкин подчеркивает отрицательное отношение Онегина к : «резкий, охлажденный ум», «шутки с желчью пополам»; говорит о злости «мрачных эпиграмм», о «язвительном» споре. Все это показывает, что Онегин принадлежал к числу тех, кто «жил и мыслил». Так и хочется сказать, что Онегин — полноправный хозяин собственной жизни , но, увы, это только иллюзия. В Петербурге и в деревне ему одинаково скучно. Он так и не смог преодолеть в себе душевную лень и зависимость от мнения общества, в котором огромное значение играет мода. Кабинет Онегина полон всяких модных вещиц, через которые воссоздается облик светского молодого человека того времени.

8 стр., 3688 слов

Вопросы и ответы к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

... мотивированными переходами от темы к теме или соединительными звеньями внутри одной темы. Строфы романа «Евгений Онегин» одинаковы как по числу ... и частной жизни. В ком, по-вашему, более убедительно «отразился век»: в грибоедовском Чацком или в Онегине? Оба героя ... ним. Именно он нам при этом говорит о чертах характе­ра Онегина: «мечтам невольная предан­ность, неподражательная странность и ...

Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам…

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале,

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые

И щетки тридцати родов

И для ногтей, и для зубов.

Какими бы глубокими ни были его переживания, он не смог преодолеть барьера, построенного на общественном мнении. Онегин не стал изгоем в своем обществе, как Чацкий, он мог спокойно существовать среди своего окружения. В то время в любом доме приветствовались такие, как он — обеспеченные, образованные, в меру остроумные, талантливые молодые люди. Но, безусловно, как только Онегин делал вещи не присталые людям их круга, к нему начинали относиться с опаской, осторожностью. Общество давало оценку Онегину все время, давало оценку каждому его поступку.

«Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон, он пьет одно

Стаканом красное вино;

  • Он дамам к ручке не подходит;
  • Все да, да нет; не скажет да-с

Иль нет-с!» Таков был общий глас.

Комедия «Горе от ума» была задумана и написана во времена активного декабристского движения, когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого выразились дух вольности и свободной жизни. Такие герои, как Чацкий, призваны вносить в смысл, вести к новым целям. Чацкий, так же как и Онегин, — герой своего времени, обладающий характерными чертами человека, не просто получившего поверхностное образование, но человека умного, пылкого, человека, небоящегося высказывать открыто своего мнения.

После войны в обществе сложились два политических лагеря: лагерь передовой дворянской молодежи и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Их столкновение воплотилось в конфликте между «веком нынешним» и « веком минувшим», т. е. между Чацким (например, критик А.А. Григорьев писал, что «Чацкий единственный герой, т. е. единственно положительно борющийся в той среде, куда судьба и страсть его забросили».) и всем фамусовским обществом.

В характере Чацкого можно заметить дерзость, непримиримость к равнодушно или консервативно настроенным людям. Автор внушает нам любовь к свободному человеку с его стремлениями к счастью, к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», с его правом «не требуя ни мест, ни повышенья в чин» «в науки вперить ум, алчущий познаний». Чацкий любит и уважает свою родину, с сердечной теплотой говорит о ней: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен». Он высокого мнения о своем народе, «умном» и «бодром», когда же Онегин бесконечно далек от него. Самое главное стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не людям». Чацкий активно отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком иметь собственные мнения и убеждения, открыто их высказывать. То есть к обществу он относится положительно, но он не выносит лицемерия, лжи, низкопоклонничества, и в дворянском кругу ему становится «тошно и противно». Такая жизненная философия ставит этого героя вне общества, собравшегося в доме Фамусова. В глазах этих людей, привыкших жить по-старому, Чацкий — , «карбонарий», нарушающий гармонию их существования. Теперь мы можем заметить, что не только за Онегиным следило общество. Чацкого объявляли не только сумасбродом, как Онегина, а сумасшедшим, осуждали за непочтение к старшим и дамам, за пьянство:

Шампанское стаканами тянул.

  • — Бутылками-с и пребольшими.
  • — Нет-с бочками сороковыми.

пусурманы?

Чацкий в отличие от Онегина предстает перед нами сразу таким, какой он есть, он — герой с устоявшимися взглядами, убеждениями, поэтому-то ему сложнее существовать в этой среде. Онегин в ней вырос и, несмотря на все попытки, не сумел выбраться из нее, а Чацкий, выбравшись, вернулся и стал в ней лишним.

Воспитание и образование Евгения Онегина ничем не отличалось от воспитания и образования всех светских людей того времени.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь…

Онегин родился в богатой, но разоряющейся дворянской семье. Его детство прошло в полном отрыве от народа, от всего русского, национального, он воспитывался французами.

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой…

Такое, типичное для большинства столичных дворян, воспитание Онегина носило поверхностный характер и не подготовило его к труду, реальной жизни. Онегин нетерпеливо дожидался момента, когда он уже сможет вступить в свет. Домашнее воспитание было более, чем полезно в светской жизни. Онегин — «забав и роскоши дитя», живет «однообразной и пестрой» жизнью в течение восьми лет. Жизнь «свободного» дворянина, не обремененного службой — суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами могла уложиться в один утомительно длинный день. Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека: богатство, роскошь, наслаждение жизнью, блестящий успех среди женщин — вот что его привлекает. Автор отмечает, что единственное в чем Онегин «истинный был гений», что «знал он тверже всех наук», была «наука страсти нежной», то есть умение любить не любя, изображать чувства, оставаясь холодным и расчетливым. Он ведет типичную для золотой молодежи жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Все это делало его для светского общества человеком по-своему оригинальным, остроумным, «ученым малым», «умным и очень милым», но все же покорно следующим за светской, «чинной» толпой. Б.С. Мейлах говорит об этом периоде жизни Онегина: «В первой главе образ жизни Онегина приближается к господствующему идеалу, к норме общества того времени». Вот так, в роскоши и блаженстве, прошли детство и юность Онегина.

Воспитание и образование Чацкого на первых порах не отличалось от онегинского, то есть от воспитания и образования всего столичного дворянства.

Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья

Как наши робкие тревожили умы,

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья…

Чацкий же, в отличие от Онегина, с детства серьезно готовился к деятельности на благо отечества. Он с удовольствием учился, мечтал служить и восхищался русским народом. Что самое интересное, детство его прошло в доме его идейного противника Павла Афанасьевича Фамусова, его отца. Там же он познакомился и подружился со своей будущей любовью Софьей. Его московская барская жизнь была, как ей и подобает, спокойной и размеренной. Ее могли разрядить только веселые игры с Софьей.

Где время то? Где возраст тот невинный,

Когда, бывало, в вечер длинный

Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,

Играем и шумим по стульям и столам.

Вскоре же он уехал в Петербург на службу, о которой мечтал, но разочаровался в ней.

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти — так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой

И славно пишет, переводит.

Тогда он поехал искать знаний и приключений за границу. Пребывание там лишь расширило его кругозор, а не сделало поклонником всего иностранного.

К сожалению, мы можем слишком мало узнать о детстве и юности этого уникального героя из текста комедии, но о нем складывается такое: резвый, прыткий, мечтающий молодой человек — вот таким вот представляется он нам в юности.

Напомним, что Евгений Онегин пресытился светской, праздной жизнью. Хандра, которую с такой остротою переживает Онегин, подымает его выше окружающих, показывает значительность и глубину его переживаний. Онегин, как человек незаурядный, обладающий острым критическим умом, ищет место, в котором он сможет почувствовать себя свободным. Онегин постоянно находится в этом поиске, и ничего его не прельщает, у него есть только одно желание, которое он никак не может воплотить в жизнь. Онегину ничего не надо — в этом его трагедия. Ему не нужны ни любовь Татьяны, ни дружба Ленского, ни услады праздной жизни. «С самого начала,- пишет И. Семенко,- Онегин был задуман Пушкиным, как выражение значительный и глубоких переживаний поколения… Онегина можно вполне представить членом «Зеленой лампы», о которой Пушкин в первые годы ссылки так часто вспоминал, как о близкой себе стихии (а ведь «» — филиал «Союза благоденствия»).

Светский образ жизни Онегина не только не опровергает этого, но, напротив, подтверждает… Тот факт, что Онегин чужд политике в романе, отнюдь не означает, будто Пушкин хотел изобразить героя, лишенным политических интересов. Хандра Онегина, как и хандра Пушкина,… отнюдь не признак «холодности» к политике, а признак «холодности» к общественной системе, предмету недовольства передового дворянства».

Порвав со светом («условий света свергнув бремя») Онегин взялся за самообразование.

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал — а все без толку…

Говоря о чтении Онегина, нужно вспомнить и о тех книгах, которые он привез в деревню. Пушкин называет здесь прежде всего Байрона («Певца Гяура и Жуана»), знаменитого своими свободолюбивыми взглядами на жизнь. Пушкин неоднократно указывает на то, что Байрон — любимый поэт Онегина; в его кабинете: «лорда Байрона портрет». Байрон Джордж Гордон — английский поэт. Его творчество, личность и сама жизнь — аристократизм, гордость, свободолюбие, отчасти вынужденное, отчасти добровольное изгнание, борьба за права английских рабочих, за национальную независимость Ирландии, Италии, Греции, его смерть за свои идеалы — стала наиболее полным и законченным проявлением английского высокого романтизма первой четверти 19 века. Во всех его поступках, и даже в выборе литературы, чувствовались борьба с собой и какие-то попытки выбраться из рутины. В деревне он даже заменяет барщину оброком, чем стремится облегчить жизнь крестьян, но встречает только неодобрение соседей и, опять же, не находит в этом себя.

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил

Зато в углу своем надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед;

  • Что он опаснейший чудак.

Комментаторы по-разному объясняют это деяние, вплоть до того, что Онегин, «некогда читавший Адама Смита, своей осуществлял интересы нового класса, молодой буржуазии». Традиционно этот поступок Онегина связывают с декабристскими симпатиями Пушкина и, в частности, с его общением с Н.И. Тургеневым. Анализирую строфу 5 второй главы, Б.П. Городецкий отмечает: «Пушкин, передавая эту ситуацию, воспроизвел здесь не единичный случай, показывающий нелюдимость Онегина, но дал глубокую художественную характеристику складывавшихся к тому времени отношений между представителями старого и нового в тогдашней русской жизни». Стремления Онегина здесь очень напоминают нам о стремлениях Чацкого. Только, если Чацкий доводил все свои дела до конца, то Онегин делал все урывками, особо не вникая в важность своих дел. Пушкин роняет вскользь важное замечание:

Один среди своих владений,

Чтоб только время проводить,

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить.

Эти слова доказывают, что передовые Онегина еще не были выстраданы и продуманы им до конца. Мы видим, что влияние света и принятых в дворянском кругу взглядов, норм морали и поведения преодолеваются Онегиным. Но этот процесс сложен и не мог быть быстрым. Предрассудки света, закрепленные всем ходом жизни, условиями воспитания и юношеской жизни Онегина, были прочны в его душе, их можно было преодолеть только жизненными испытаниями, душевными страданиями за себя и за людей, только тесным соприкосновением с реальной жизнью народа, и Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, испытывая его все новыми и новыми жизненными обстоятельствами.

Если в начале и на протяжении практически всего романа у Онегина нет ясно выраженных целей и желаний в жизни, то в конце мы видим преобразовавшегося, влюбленного Евгения. У него появляется безумное желание — вернуть любовь Татьяны, но теперь она не свободна, как раньше, она замужем, она теперь светская дама. Онегин получает отказ и опять остается без определенной цели в жизни, опять он опустошен, и не знает, что ему дальше делать.

Образ же Чацкого полон целей, желаний, собственный передовых взглядов на жизнь. Чацкий мне кажется выше и умнее Онегина. Он полон светлых идей преобразования общества, он с гневом обличает пороки «старой» Москвы. Его глубокий ум дает ему веру в жизнь, в высокие идеалы. В комедии тесно переплетаются два сюжетных конфликта: любовный конфликт, основными участниками которого являются Чацкий и Софья, и конфликт общественно-идеологический, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами, собравшимися в доме Фамусова. Для самого же героя первостепенное значение имеет не общественно-идеологический, а любовный конфликт. Ведь Чацкий приехал в Москву спустя три года странствий с единственной целью — увидеть Софью, найти подтверждение прежней любви и, возможно, посвататься.

Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног.

И между тем, не вспомнясь, без души,

Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,

Верст больше седьмисот пронесся,- ветер, буря;

И растерялся весь, и падал столько раз-

И вот за подвиги награда.

Интересно проследить, как любовные переживания героя обостряют идейное противостояние Чацкого фамусовскому обществу. В начале произведения из-за огромной любви и интереса к изменившейся семнадцатилетней Софье не замечает привычных пороков дворянского общества, а видит в нем только комические стороны.

Я в чудаках иному чуду

Раз посмеюсь, потом забуду…

Но, когда Чацкий убеждается, что Софья уже давно его забыла, что предпочла ему другого, все в Москве начинает его раздражать. Реплики и монологи его становятся дерзкими, язвительными, он гневно обличает то, над чем ранее беззлобно смеялся. Именно с этого момента образ Чацкого начинает раскрываться на глазах; он произносит монологи, затрагивающие все самые , современной ему эпохи: вопрос о том, что такое настоящая дружба, проблемы просвещения и образования, крепостного права, национальной самобытности. Эти его убеждения были рождены духом перемен, тем веком «нынешним», который пытались приблизить многие здравомыслящие и идейно близкие Чацкому люди. Важнейшим вопросом в современной Грибоедову России был вопрос о крепостном праве, которое лежало в основе экономического и политического устройства государства. Об отношении автора к крепостному праву нельзя судить на основании текста комедии. Чацкий и Фамусов противопоставлены в комедии отнюдь не по принципу «противник — ярый защитник крепостного права». Надо признать, что Чацкий был не за отмену крепостного права, он выступал, как ярый противник злоупотребления крепостным правом. Даже за крепостными он признавал право на жизнь без вечных упреков и наказаний. Ведь фамусовское окружение совершенно не ценило своих крепостных, а иногда обращалось с ними даже жестоко.

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали вдруг

На них он выменял борзые три собаки!!!

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов, отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и Амурах

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все

Распроданы поодиночке!!!

Все рассуждения о жестокости крепостного права не трогают представителей фамусовского общества — ведь на крепостном праве было построено все благополучие дворянства. А как легко управлять, помыкать совершенно бесправными и беззащитными людьми! Это отчетливо видно в доме Фамусова, который пристает к Лизе, ругает слуг, волен наказать их всех, когда и как ему заблагорассудится. Об этом свидетельствует поведение Хлестовой: она велит покормить на кухне свою собачку и заодно девку-арапку. Чацкого же такие нормы жизни возмущают, он не понимает, как можно так обращаться с людьми, хоть и крепостными. На гневные выпады Чацкого Фамусов просто ничего не отвечает. Чацкий, как и Грибоедов, убежден, что достоинство дворянина не в том, чтобы быть крепостником, а в том, чтобы быть верным слугой Отечества. На совет Фамусова послужить, он резонно отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий — человек истинно благородный, для него служба — это цель всей жизни, но служба в России, где люди заботятся только о своем благополучии, становится мукой. Здесь каждый хочет только денег, работа же зачастую выполняется спустя рукава, о чем свидетельствуют слова Фамусова:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Чацкий же относится к каждому своему начинанию с большим вниманием.

Когда в делах — я от веселей прячусь,

Когда дурачиться — дурачусь…

Для представителей фамусовского общества служба является средством достижения личного благополучия, а идеалом является праздная жизнь в свое удовольствие. Как мы уже говорили, Чацкий был бы рад служить «делу, а не лицам», но это повсеместное чинопочитание и лицемерие раздражают Чацкого.

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту

Когда-то украшал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету…

Где? укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять

за образцы?

Не эти ли грабительством богаты?

Взаимоотношение национального и европейского — важная для того времени проблема. Национальная самобытность — идеал декабристов. Люди, собравшиеся в доме Фамусова, преклоняются перед всем иностранным, что не может не выводить из себя Чацкого — России.

Я одаль воссылал желанья

Смеренные, однако, вслух,

Чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья…

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий, как выразитель передовых идей своего времени, не может согласиться со взглядами Фамусова на образование. Он не может смотреть на пренебрежение московскими дворянами науками и подлинным образованием.

Ах! к воспитанью перейдем.

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Грустный результат подобной систему воспитания, который предвидит Чацкий, можно наблюдать в третьем действии:

Ах! Франция! Нет в мире лучше края!

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержен.

Вот из-за таких своих передовых идей Чацкий начинает чувствовать себя в этом кругу одиноким, как и Онегин, только Онегин совсем по другой причине, и именно из-за таких взглядов его объявляют сумасшедшим, и он становится «лишним».

Сложность и противоречивость характера Онегина вскрывается, прежде всего, в его отношениях с Татьяной. В образе Татьяны Пушкин изображает идеал русской женщины, «милой», нежной, доброй искренней. Татьяне Пушкин посвящает целую главу романа, в которой она влюбляется в Онегина, что мы сразу узнаем из эпиграфа: «Elle иtait fille, elle иtait amoureuse». В переводе эпиграф означает: «Она была девушка, она была влюблена». Онегин едет в дом Лариных, чтобы увидеть возлюбленную своего друга — Ольгу. Нельзя отрицать, что Онегин сразу же заметил Татьяну и понял суть обеих сестер:

«Неужто ты влюблен в меньшую?»

А что? — «Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт!»

Вот, что доказывает его заинтересованность Татьяной, пусть небольшую, но все же он спрашивает у Ленского не про Ольгу, с которой он поехал знакомиться, а именно про Татьяну! В тот миг встретились два человека, которые могли бы дать друг другу счастье. Встретились — заметили друг друга и могли бы полюбить. Но Онегин сам отталкивает от себя эту возможность: он не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, потому что не умеет верить. Татьяна совсем не знает Онегина. Она сама наделяет его чертами героя книжного романа, зачитанного до дыр. Она знала только то, что он не такой, как все мужчины, с которыми она была знакома в своей провинции, поэтому-то он так ее и привлекал. Она была уже неспособна сдерживать свои чувства. Чтобы перестать томиться в неведение, она идет на очень дерзкий шаг, она пишет Евгению письмо с признанием в любви первая . Любой знакомый Татьяне человек стал бы презирать ее за то, что она первая написала ему письмо. Любой — но не Онегин! Неопытная Татьяна чувством понимает людей лучше, чем умом, она знает: Онегин не такой, как все, для него не такое значение имеют законы света, он не осудит, не станет презирать ее, — ведь эта самая необычность Онегина и привлекла ее к нему. Давайте вернемся к жизни Онегина.

Он в первой юности своей

Был жертвой бурных заблуждений

и необузданных страстей.

Но годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли даром. «Роптанье вечное души» сменилось равнодушием и к людям, и к чувствам.

В красавиц он уж не влюблялся

А волочился как-нибудь;

Откажут — мигом утешался

Изменят — рад был отдохнуть.

Искренние увлечения сменились игрой; надежды и мечты молодости показались наивными и несбыточными; пришло неверие, а с ним — безразличие к жизни. По прошествии восьми лет в таком обществе, в котором никогда не встретишь искреннего чувства, Онегин не мог бы быть таким искренним и нежным, как Татьяна. Этим и объясняется его трагическое непонимание своих собственных чувств.

Но, получив посланье Тани,

живо тронут был:

Язык девических мечтаний

думы роем возмутил;

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет, и вид унылый;

И в сладостный, безгрешный сон, Душою погрузился он.

чувствий пыл старинный

Им на минуту овладел;

Но обмануть он не хотел, Доверчивость души невинной.

Что же помешало Онегину отдаться чувству? Почему он отодвигает, стряхивает с себя «сладостный, безгрешный сон»? Да потому, что сам себе не верит, потому что, убивая восемь лет жизни, он и сам не заметил, как убил в себе высокое, а теперь, когда это высокое готово воскреснуть,- он испугался. Испугался волнений любви, потрясений страданий и даже слишком больших радостей, испугался — предпочел холодный покой.

Все хорошее, чистое, светлое в его душе, все не замутненное светом и светской моралью проснулось в Онегине.

Мне ваша искренность мила,

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства.

Онегин берется научить Татьяну жизни, читает ей нежную проповедь о том, как надо относиться к чувствам. Думая, что оберегает Татьяну, Онегин сам, своими руками, убивает свое будущее счастье, как убил восемь лет жизни, свои мечты, свои искренние чувства. Глубина и значительность душевного вида Татьяны, искренность и сила ее чувства поняты и оценены Онегиным, они родили в его душе такое же чистое ответное чувство.

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней…

Позже он признается:

В вас искру нежности заметя,

Я ей поверить не посмел:

Привычке милой не дал ходу,

Свою постылую свободу я потерять не захотел…, Я думал: вольность и покой

Замена счастью.

Безразличие к жизни, пассивность, желание «покоя», равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с молодым, теплым и искренним чувством — и победили, подавили его.

И через много лет, встретив Татьяну, он не поверил своим глазам.

Ужель та самая Татьяна…

… Та девочка… иль это сон?

Он увидел уже не ту милую девочку, которая когда-то вызвала в нем столько нежности, а сдержанную, холодную светскую даму. Онегина привлекали в Татьяне теперь именно эта холодная сдержанность, ее положение в свете. Показные страсти его молодости не тревожили душу, не заставляли задумываться и мечтать. Теперь не то. Теперь он, как и всякий влюбленный, занят ею непрерывно. Но, вот беда, опять его ожидают неудачи. Она замужем! Теперь она не готова ради любви забыть все на свете, теперь она, также как и он когда-то, зависит от общественных разговоров.

И опять Евгений не на месте, и опять он сломлен жизнью.

Чацкий, не как Онегин, он с самого начала знал, что такое любовь. Он знал все преимущества искреннего чувства, он умел любить. Напомним, из-за чего же Чацкий уезжает из Москвы? Он разочаровывается в московской жизни. Но тогда почему, с какой целью он возвращается в дом, который ему так ненавистен? Конечно же, причиной является прекрасная София. Чацкий — человек пылкий, но не быстротечных чувств. После трех лет, проведенных заграницей, он не забывает Софьи, он возвращается в Москву с еще большей любовью, подкрепленной разлукой, со страстным желанием увидеть свою прежнюю любовь. В первых своих разговорах с Фамусовым он твердит только об одном, он не может усидеть на месте, в тот миг для него не существовало этих грубых недостатков света, тогда все казалось только нелепостью. «Как Софья Павловна у вас похорошела!» Все его мысли только о ней. Любовь для него не «наука страсти нежной», как для Онегина. Чацкий любит Софью серьезно, видя в ней будущую жену.

А что же Софья? Она не только разлюбила Чацкого, но и нашла себе другого спутника. Вольнолюбивые мысли, язвительные и колкие насмешки Чацкого в адрес людей ее круга, особенно Молчалина, теперь раздражают Софью: «Не человек — змея!»- отзывается она о нем. А Чацкий испытывает к ней искреннюю, горячую любовь. Он объясняется с ней в любви при первом же своем появлении. В нем нет никакой скрытности, никакой фальши. О силе и характере его чувства можно судить по его словам о Молчалине:

Но есть ли в нем та страсть? то чувство? Пылкость та?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый

Казался прах и суета?

Но можно ли винить Софью за ее поступок? Я думаю, что Софью никак нельзя осуждать за ее любовь к Молчалину. Чацкий уезжает заграницу по какой-то своей прихоти, не попрощавшись, не сказав ни слова. Мало того, из заграницы Чацкий не написал ей ни единого письма, от него не было ни одной весточки, ни одного намека на то, что он еще вернется, что он еще любит ее. Любовь к Молчалину — ее горькая реакция на любовь к Чацкому, от которой у нее осталось лишь чувство разочарования, обиды, оскорбления. Пусть Молчалин не так ярок, как Чацкий, но на его чувства можно положиться. У Чацкого по его собственному признанию, « ум с сердцем не в ладу». Ум подсказывает ему, что надо покидать это, потерявшееся в прошлом, фамусовское общество, а сердце не может отказаться от любви. И потому Чацкий, уже слыша, как Софья защищает Молчалина, уже видя, как волнует Софью его падение с лошади, все-таки хочет еще и еще раз убедиться в обратном тому, что видно невооруженным взглядом. Однако не только чувства, которые «надежду придают», но и благородный ум Чацкого не может смириться с этой нелепой любовью Софьи к Молчалину.

Ведь Софья во многом похожа на самого Чацкого. Софья гораздо выше своих сверстниц, столь ядовито изображенных Грибоедовым в лице шести княжон Тугоуховских, для которых важна не любовь, а богатый «муж-мальчик», «муж слуга». «Софья начертана неясно…»,- заметил Пушкин. Действительно, в ее поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. По силе характера, страстности, умению отстаивать свою точку зрения Софья очень схожа с Александром Андреевичем. Поэтому-то Чацкий был не на шутку раздосадован, когда узнал, что его соперником является Молчалин. Это больно ударило по его самолюбию. Как же можно было выбрать Молчалина, у которого не было даже собственных взглядов на жизнь? Чацкий не мог с этим смириться. Я очень хорошо понимаю Софью, потому что Чацкий сделал ей очень больно своим отъездом за границу, а тут еще и так критично, даже язвительно, отзывается о ее выборе. Теперь Софья не желает видеть Чацкого, его отталкивают все его язвительные, на что Чацкий ей отвечает:

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож

Молчалин, например…

На балу Софья доходит до пика своей раздраженности. Ее возмущает такое поведение Чацкого, и в разговоре с господином N она невольно роняет: «Он не в своем уме». Ей так легче, ей приятнее объяснять язвительность Чацкого безумием любви, о котором он сам говорит ей. Ее предательство становится обдуманной местью, когда она видит, что ей готовы верить:

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себя примерить?

И слух о сумасшествии Чацкого разносится со стремительной быстротой. Чацкий ну просто вне себя, он возмущен! И здесь я его понимаю, так же как, как понимала Софью. Он не смог себя сдерживать и обвинил во всем Софью, он был безумно унижен, в нем кипели чувства.

Слепец! я в ком искал награду всех трудов!

Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал,

Пред кем я давеча так страстно и так низко

Был расточитель нежных слов!

А вы! о боже мой! кого себе избрали?

Когда подумаю, кого вы предпочли!

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Что память даже вам постыла

Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,

Которые во мне ни даль не охладила,

Ни развлечения, ни перемена мест.

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!

Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,

Мой вид, мои слова, поступки — все противно,

Я с вами тотчас бы сношения пресек,

И перед тем, как навсегда расстаться,

Не стал бы очень добираться,

Кто этот вам любезный человек?..

В этом монологе отразилось столько любви, отчаяния, нежности, он так ярок, что мы сразу понимаем, насколько сильной была любовь Чацкого к Софье. Чацкому в любви повезло намного меньше, чем Онегину, но Онегин сам отталкивал ее от себя, в то время как Чацкий ее лишался постепенно и не по своей воле, от чего ему становилось все хуже и хуже.

Столкновение «старого» и «нового» в сознании Онегина очень трагично раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским.

Ленский, новоиспеченный друг Онегина, наивен, не знает жизни, но Онегину, конечно, интереснее с ним, чем с остальными соседями, которые «благоразумно» беседуют «о сенокосе, о вине, / О псарне, о своей родне…».

Онегин и Ленский такие разные, но все-таки подружились.

…Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Подружились они потому, что все остальные совсем уж не подходили для дружбы, потому что каждый скучал в своей деревне, не имея никаких серьезных занятий, никакого настоящего дела, потому что жизнь обоих, в сущности, ничем не заполнена.

Так люди (первый каюсь я)

делать нечего

Пушкин говорит о Евгении: «Сноснее многих был Евгений…» — многих людей света. Но, не умея уважать другого, как себя, не умея, нести ответственность за свои отношения с людьми, он не мог найти себе настоящих друзей — таких, какими для Пушкина были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, Жуковский, Вяземский, Плетнев… Круг разговоров двух юношей серьезен:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду,

Все подвергалось их суду.

Это — темы разговоров мыслящих людей, те же проблемы обсуждались и декабристами.

Когда Ленский вызывает Онегина на дуэль, Онегин не думает, не анализирует своего поведения, а отвечает готовой, обязательной, внушенной ему светской средой формулой. «Так вступили в действие светская автоматика мыслей и поступков, норм светской морали». За что и обвинял себя Евгений «наедине с своей душой».

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом.

Пушкин подбирает глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина: «обвинял себя», «был должен», «он мог бы», «он должен был обезоружить младое сердце…». Но если бы не его страх перед общественным мнением, он смог бы все еще изменить, отказаться от дуэли, но

« …в это дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист…

Конечно, быть должно презренье

Ценой его забавных слов,

Но шепот, хохотня глупцов…»

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Строчка «И вот общественное мненье!» — прямая цитата из «Горя от ума». Мир, убивший душу Чацкого, всей своей тяжестью наваливается теперь на Онегина, но нет у него в отличии от Чацкого никаких нравственных сил, чтобы противостоять этому миру, — он сдается.

убийством

«Ну что ж? убит», — решил сосед.

Убит!..

Убив на поединке друга…

Убийца юного поэта…

Убийство Ленского на дуэли во имя норм светской морали было осознано как преступление прежде всего самим Онегиным.

Началась мучительная трагедия его совести. Боже, ну почему же он оказывается везде лишним? Почему же не может найти себя? Ведь сам все от себя отталкивает. Вот он — «лишний человек» во плоти.

У Чацкого в комедии на дружбу свои взгляды. По его мнению, дружба должна быть честной, истинной и крепкой. У Онегина же нет взглядов на дружбу, он выбирает себе в друзья первого человека, который был хоть немного ему интересен. Чацкий же никогда себе не позволит притворяться и лицемерить. Уж лучше, пусть его считают сумасшедшим! В фамусовском обществе у него нет друзей. Здесь никогда не примут и не поймут его взглядов. Ведь друг — это человек, который будет разделять с ним не только отдых и развлечения, но и взгляды на жизнь. На балу он встречает своего старого друга Платона Михайловича Горича, с которым когда-то служил, который был такой же, как и он, стремился защищать свое отечество, был полон желаний преобразований! И когда Чацкий видит, что делает такое общество с людьми неординарными, мыслящими, он искренне жалеет о всех своих знакомых, с которыми когда-то строил мечты и планы. Ему, конечно, очень жаль своего друга, и фамусовское общество становится для него еще более ненавистным! Да и сам Платон Михайлович понимает, что изменился, ему самому постыла своя жизнь, ему становится стыдно перед Чацким, потому что он поддался этому пагубному влиянию общества. Он осознает всю нелепость своего положения перед Чацким: говорит с женой «хладнокровно», «глаза к небу», «со вздохом». Стоит заметить, что Чацкий постоянно употребляет местоимение «мы», так как считает себя не одиноким в стремлении к переменам. Его друзьями, возможно, являются те, кто представляет собой «век нынешний», но Грибоедов лишь упоминает об этих людях, вводя в пьесу внесценические персонажи.

На этих примерах мы еще раз можем убедиться, что Чацкий не может найти себе места в этом обществе, поэтому и становится «лишним человеком».

чацкий онегин лишний человек

Итак, проанализировав и сравнив жизни и взгляды Онегина и Чацкого, мы можем дать определение этому явлению — «лишний человек».

«Лишний человек» — социально-психологический тип, получивший распространение в русской литературе первой половины 19 века, хотя и во многих героях можно обнаружить его типологические черты: это, как правило, дворянин, получивший соответствующее образование и воспитание, но не нашедший себе места в своей среде. Он одинок, разочарован, ощущает свое интеллектуальное и нравственное превосходство над окружающим обществом и отчуждение от него, он чувствует разрыв между «силами необъятными» и «жалкостью действий». Жизнь его бесплодна, обычно он терпит неудачу и в любви. Герой находится в остром конфликте с обществом. Никто его не понимает, он чувствует себя одиноким. Окружающие осуждают его за высокомерие (Онегин. «Все да да нет ; не скажет да-с иль нет-с ». Таков был общий глас». Чацкий. «Да, правда, не свои беды — для вас забавы, / Отец родной убейся — все равно»).

Уже по такому описанию становится понятно, что такой герой мог зародиться в романтическую эпоху и связан с конфликтами, свойственными ее герою.

В «Евгении Онегине» Пушкин запечатлел именно этот момент: описывая близость Онегина самому автору в молодые годы, он несколько иронически квалифицирует черты, ставшие впоследствии отличительными признаками «лишнего человека» (разочарованность, скептицизм, оппозиционность по отношению к обществу) как элементы романтической маски, которую молодые люди были не прочь носить в то время.

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время,

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражаемая странность

И резкий, охлажденный ум.

Я был озлоблен, он угрюм;

  • Страстей игру мы знали оба;
  • Томила жизнь обоих нас;
  • В обоих сердца жар угас;

Обоих ожидала злоба

Слепой фортуны и людей

На самом утре наших дней.

В образе Чацкого, так же как и в образе Онегина, присутствуют ярко выраженные черты «лишнего человека». Он несчастен в любви, разочарован в своих друзьях, не понимает светского общества, а оно не принимает его.

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором, —

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Тема «лишнего человека» привлекает своей остротой и актуальностью. Теперь поставить под сомнение то, что Чацкий и Онегин «лишние люди» практически невозможно. «Лишний человек», как литературный тип — очень распространен, так как в обществе не переводятся такие люди, как Чацкий или Онегин. Все это говорит об актуальности и особенной важности данной темы. Каждое поколение внимательно изучает эти произведения, так как они не умирают, помогают читателям мыслить в контексте сегодняшнего дня.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/strannyie-lyudi-chatskiy/

  • 1. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Москва. «Эксмо». 2007 г.
  • 2. А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Москва. «Эксмо». 2008 г.
  • 3. К.М. Азарова. «Текст». Москва. «Прометей». 1995 г.
  • 4. И. А. Гончаров. «Собрание сочинений: в 8 томах». Москва. 1995 г. Том 8.
  • 5. Н.А. Демин. «Изучение творчества А.С. Пушкина в 8 классе». Москва. «Просвещение». 1986 г.
  • 6. В. Г. Белинский. «Горе от ума». Комедия в четырех действиях, в стихах. Сочинение А. С. Грибоедова». Санкт-Петербург. «Искусство-СПБ» 2004 г.
  • 7. Н. Долинина. «Прочитаем Онегина вместе» Ленинград. «Детская литература». 1983 г.
  • 8. О.Н. Петрова. «Принципы анализа ». Москва. «КДУ» 2007 г.
  • 9. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Ю.М. Лотман. «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий». Санкт-Петербург. «Искусство-СПБ». 2007 г.
  • 10. Ю.Н. Чумаков. «Евгений Онегин» в мире стихотворного романа». Москва. «Лайда». 2004 г.
  • 11. А. И. Островский. «Александр Сергеевич Грибоедов». Москва. «Лайда». 2004 г.