Достойна ли Софья любви Чацкого в комедии Горе от ума, Грибоедов. Образы Чацкого и Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума Особенности восприятия пьесы

Комедия «Горе от ума», написанная А. С. Грибоедовым в первой половине 19-го века, несомненно, является произведением большого социального значения. комедии, Александр Андреевич Чацкий противопоставлен лагерю представителей фамусовского общества, а именно обществу людей «минувшего» века. Он без страха и сожаления один идет наперекор московским чиновничьим семьям, открыто насмехаясь над их пороками и лживыми успехами. Это, безусловно, смелый молодой человек с открытой душой. Но все ли его понимают правильно?

В сложившейся ситуации он ждет хоть немного поддержки или одобрения со стороны своих старых друзей – от той же Софьи , которая еще три года назад была в него влюблена, от Платона Михайловича , который изменился до неузнаваемости, от своего старого знакомого Репетилова . Но в ответ получает только упреки в сумасшествии. Примечательно то, что между Софьей, Чацким и Молчалиным складывается «любовный треугольник». Чацкий после долгого отсутствия приехал именно потому, что хотел ее видеть, а у Софьи уже появился новый ухажер, во всех смыслах ее недостойный.

Молчалин – человек мягкий и благовоспитанный, но за этой маской скрывающий свои корыстные цели. За Софьей Павловной он ухаживает только для того, чтобы подняться по карьерной лестнице. Он надеется, что она против воли отца выберет его себе в избранники. Софья – натура страстная и открытая. Если уж ей нравится Молчалин, она этого особо не скрывает и открыто выражает недовольство выбором отца. Фамусов , в свою очередь, давно присмотрел для своей дочки богатого кандидата в мужья. Им стал небезызвестный в обществе Скалозуб .

С одной стороны, мы можем заметить, что в Софье много хорошего. Она способна на добрые поступки, она стремиться к чистой и бескорыстной любви, она не принадлежит ни к одному из лагерей. Однако есть в этой героине и . Софья может быть капризной и своенравной. Она способна на безнравственные поступки, в которых не отдает себе отчета. На все жизненные вопросы у нее «чужое» мнение и она не несет ответственности за свои действия. Именно по этой причине в конце произведения она теряет такого умного и интересного кандидата, как Чацкий.

К сожалению, она превратила в героя своего романа не того человека и даже не заметила своей оплошности, пока не услышала правды из уст самого Молчалина о его несуществующих чувствах. Не замечая его глупого нрава, притворства и лицемерия, она посчитала его более приоритетным человеком для жизни, нежели Чацкого и жестоко ошиблась. Невольно возникает вопрос, а достойна ли она была смелого, упрямого и искренне любящего Чацкого.

11 стр., 5061 слов

Что может привести человека к бесчестным поступкам. Какой поступок ...

... что непростительно быть злым, а ещё хуже – делать зло по глупости. Это самый бесчестный поступок! Даже самый добрый поступок в глубине может ... путь от эгоизма до заложения нравственных принципов. От человека к человеку, из поколения в поколение передавались основы чести, этикета ... не подтверждает тезис., Аргумент 2: В доказательство можно привести ещё и произведение Валентина Распутина "Живи и ...

С точки зрения, личностных качеств, скорее всего, да. Потому что эта героиня не менее отважна и умна, чем сам Чацкий. Но с точки зрения ее поведения на балу, нет. По своей недальновидности она обидела лучшие чувства человека умного и способного на поступки. Чацкий, в отличие от Молчалина, на балу у Фамусова не льстил и не унижался ради получения «высоких» чинов. А сумасшедшим его объявили именно с легкой подачи Софьи. В результате он оказался изгнан и из фамусовского общества, о чем, я думаю, он ни капли не сожалел, и из сердца девушки, что его, безусловно, расстроило.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», несомненно, является произведением большого социального звучания. В ней отразилось мятежное время, когда по всей России распространялись вольнолюбивые идеи. В центре пьесы — Александр Андреевич Чацкий, воплотивший в себе лучшие черты прогрессивной дворянской молодежи начала века. Этот герой объединяет две сюжетные линии комедии. Одна (главная) содержит конфликтное столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» и предлагает противостояние Чацкого Фамусову. Другая сюжетная пиния — Чацкий — Софья — раскрывает личную драму главного героя.

Софья, стоящая между фамусовским лагерем и Чацким, сыграла большую роль в создании «миньона терзаний» героя, хотя и сама пережила свое «горе от ума». «Софья начертана неясно…» — заметил Пушкин. Действительно, в ее поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. Прекрасное понимание характеров отца и Скалозуба сочетается у нее с полной слепотой в отношении Молчалина. Софья гораздо выше своих сверстниц, столь ядовито изображенных Грибоедовым в лице шестерых княжон Тугоуховских, для которых важна не любовь, а богатый «муж-мальчик», «муж-слуга». Софья живет только любовью. Невысокое и зависимое положение Молчалина как будто даже усиливает ее влечение к нему. Ее чувство серьезно, оно дает ей смелость не бояться мнения «света».

Нельзя согласиться с тем, что слова Фамусова о московских девицах: «Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой», — имеют прямое отношение и к его дочке. Она всегда искренна. «Что мне молва? (Кто хочет, так и судит», — говорит она. Софья не чужда духовных интересов, не увлекается светской суетой. Чтение ею книг Фамусов называет «прихотью». Действительно, тогда это было новостью для дворянской девушки. Софья в ужасе от того, что отец прочит ей в женихи Скалозуба, который «слева умного не выговорит сразу». Не любит она и пустое умничанье, острословие и злоязычие. Однако ей чужда и неприятна беспощадно логичная, острая мысль Чацкого. Софья не доросла до нее, она слишком полна «чувствительности». Она воспитывалась в век Карамзина и Жуковского. Ее идеал — робкий, мечтательный юноша, образ которого рисовала сентиментально-романтическая литература конца XVIII- начала XIX веков. Именно таким представляется Софье Молчалин.

14 стр., 6636 слов

Чем вызвано заблуждение софьи в отношении молчалина

... почему же Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому? На это есть ряд объективных и субъективных причин. К первым можно отнести долгое отсутствие Чацкого, в то время, когда Молчалин постоянно находился ... восхищение. Разлуку же они могут не перенести. Так произошло и с Софьей. Но в Чацком любовь не угасла. Отсюда и любовная драма — непонимание одного героя другим. В пьесе «Гоу» ...

Ее неожиданную любовь к секретарю отца невозможно понять, если не вдуматься во все то, что произошло у нее с Чацким. Он увлек ее, но внезапно, в припадке онегинской хандры, когда ему все на свете надоело, в том числе и она, уехал за границу и не написал ей за три года ни слова. Софья, слушая влюбленного Чацкого, думает, что он может только «прикинуться влюбленным», что о себе «задумал он высоко». Она с иронией восклицает: «Охота странствовать напала на него… Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»

Я думаю, что никак нельзя осуждать Софью за ее любовь к Молчалину. Любовь к Молчалину — ее здравый протест, ее горькая реакция на любовь к Чацкому, от которой у нее осталось чувство разочарования, обиды, оскорбления. Пусть Молчалин не так ярок, как Чацкий, но на чувства Молчалина (по ее убеждению) можно положиться.

Может быть, Молчалин и не хотел, чтобы Софья его полюбила. Всем угождающий Молчалин был робко почтителен с ней, как «с собакой дворника, чтоб ласкова была». Он хотел добиться симпатии дочки начальника. Он настолько старался добиться ее расположения, что она приняла эту угодливость за глубокую, трепетную любовь, которую она встречала в сентиментальных французских романах, так ненавистных ее отцу.

Софья увидела в трусливой робости Молчалина благородную, целомудренную робость возвышенной души. И не безнравственность заставляла ее проводить ночи с Молчалиным, запершись. А многие критики упрекали ее а этом. Именно уверенность в чистоте помыслов Молчалина в отношении к ней, презрение к «молве» и, конечно, влюбленность руководят Софьей.

Не разглядев Молчалина, она не сумела оценить Чацкого, не увидела, как умненькая горничная Лиза, что Чацкий не только «весел и остер», но и «чувствителен», то есть не только умен, но и нежен.

Мне кажется, что, когда Софья и Чацкий росли вместе, он, несомненно, оказывал на нее влияние. Именно это научило Софью не отворачиваться от бедных, не презирать их, несмотря на философию отца — «Кто беден, тот тебе не пара». Три года разлуки с Чацким не могли не изменить Софью, не нанести отпечаток фальшивой, жеманной среды московского «света».

Вольнолюбивые мысли, язвительные, колкие насмешки Чацкого в адрес людей ее круга, особенно Молчалина, теперь раздражают Софью. «Не человек — змея!» — отзывается она о нем. А Чацкий испытывает к Софье искреннюю, горячую любовь. Он объясняется ей в любви при первом же появлении. В Чацком нет никакой скрытности, никакой фальши. О силе и характере его чувства можно судить по словам о Молчалине, обращенным к Софье:

Но есть ли в нем та страсть? то чувство?

пылкость та?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый Казался прах и суета?

5 стр., 2297 слов

Чацкий и Молчалин — сравнение (сравнительная характеристика 9 класс)

... написать сочинение «Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина», рассмотрит сходства и различия героев, олицетворяющих «век минувший» и «век нынешний». Сочинение Чацкий и Молчалин сравнительная характериситка 9 класс В своей бессмертной комедии Грибоедов поднимает острые морально – нравственные проблемы, ...

Тяжело переживает Чацкий разочарование в любимой девушке. («А вы… кого мне предпочли!») В запальчивости он упрекает ев даже в том, в чем она перед ним не виновата:

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?

Гончаров по этому поводу отмечает, что Чацкий разыграл сцену ревности, не имея на то никакого права. Это говорит не только о слепоте влюбленной Софьи, но и слепоте влюбленного Чацкого. Традиционный любовный треугольник «сломан». Оскорблены в своих чувствах и Софья, и Молчалин. И оба стараются вести достойно. Как ни тяжело было Софье, но она нашла в себе мужество и достоинство не разрыдаться, не выказать ничем свою слабость. Она непримирима к Молчалину, ползающему у ее ног. В каждом слове ее чувствуется гордый характер, достойный Чацкого. Она требует от Молчалина немедленно покинуть их дом, и чтоб «я с этих пор вас будто не знавала».

На мой взгляд, Софья, безусловно, достойна любви Чацкого. Она умна и смела не менее Чацкого, потому что сумела перенести последствия своей ошибки.

В статье «Мильон терзаний» Гончаров отметил, что у Софьи «задатки недюжинной натуры». Ведь недаром любил ее Чацкий. Она достойна сочувствия, когда звучит приговор отца: «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

Показывая любовный «поединок» героев, Грибоедов обнаруживает личность не только в одном Чацком, но также и в Софье. И это тоже подтверждает то, что Софья- достойный объект любви. Но, к сожалению, их любовь не состоялась. Оба терпят беду, и трудно сказать, кто «ударился» тяжелей, больней. С легкой руки Софьи Чацкого объявили безумцем. Он изгнан и из сердца девушки, и из общества.

Таким образом, личная драма осложняет его общественную драму, ожесточая Чацкого все более против всей дворянской Москвы.

Любовь в понимании Чацкого и Софьи» из произведения А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» Грибоедова, несомненно, является произведением большого социального звучания. В ней отразилось мятежное время, когда по всей России распространялись вольнолюбивые идеи. В центре пьесы — Александр Андреевич Чацкий, воплотивший в себе лучшие черты прогрессивной дворянской молодежи начала века. Этот герой объединяет две сюжетные линии комедии. Одна содержит конфликтное столкновение «века минувшего» и «века нынешнего» и предлагает противостояние Чацкого Фамусову. Другая сюжетная линия — Чацкий — Софья — раскрывает личную драму главного героя.

Софья, стоящая между Фамусовским обществом и Чацким, сыграла большую роль в создании «мильона терзаний» героя, хотя и сама пережила свое «горе от ума». «Софья начертана неясно….» — заметил Пушкин. Действительно, в ее поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. Прекрасное понимание характеров отца и Скалозуба сочетается у нее с полной слепотой в отношении Молчалина. Софья гораздо выше своих сверстниц, столь ядовито изображенных Грибоедовым в лице шестерых княжон Тугоуховских, для которых важна не любовь, а богатый «муж-мальчик», «муж-слуга». Софья живет только любовью. Невысокое и зависимое положение Молчалина как будто даже усиливает ее влечение к нему. Ее чувство серьезно, оно дает ей смелость не боятся мнения «света».

5 стр., 2450 слов

Достойна ли Софья любви Чацкого рассуждение

... этом нет. Именно поэтому социальный конфликт в пьесе тесно связан с любовным. Достойна ли Софья любви Чацкого Талия Горести от ума Грибоедова, несомненно, представляется творением большого общественного звучания. В ... нападки на Молчалина. Он не верит в то, что девушка не видит недостатков своего возлюбленного. Несмотря на большие отличия в представлениях о любви Чацкого и Софьи, они очень ...

Нельзя согласиться с тем, что слова Фамусова о московских девицах: «Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой», -имеют прямое отношение и к его дочке. Она всегда искренна. «Что мне молва? Кто хочет, так и судит», — говорит она. Софья не чужда духовных интересов, не увлекается светской суетой. Чтение ею книг Фамусов называет «прихотью «. Действительно, тогда это было новостью для дворянской девушки. Софья в ужасе от того, сто отец прочит ей в женихи Скалозуба, который «слова умного не выговорит сразу». Не любит она и пустое умничанье, острословие и злоязычие. Однако ей чужда и неприятна беспощадно логичная, острая мысль Чацкого. Софья не доросла до нее, она слишком полна «чувствительности». Она воспиталась в век Карамзина и Жуковского. Ее идеал — робкий, мечтательный юноша, образ которого рисовала сентиментально-романтическая литература конца XIX веков. Именно таким представляется Софье Молчалин.

Ее неожиданную любовь к секретарю отца невозможно понять, если не вдуматься во все то, что произошло у нее с Чацким. Он увлек ее, но внезапно, в припадке онегинской хандры, когда ему все на свет надоело, в том числе и она, уехал за границу и не написал ей за три года ни слова. Софья, слушая влюбленного Чацкого, думает, что он может только «прикинуться влюбленным», что о себе «задумал он высоко». Она с иронией восклицает: «Охота странствовать напала на него… Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»

Я думаю, что никак нельзя осуждать Софью за ее любовь к Молчалину. Любовь К Молчалину — ее здравый портрет, ее горькая реакция на любовь к Чацкому, от которой у нее осталось чувство разочарования, обиды, оскорбления. Пусть Молчалин не так ярок, как Чацкий, но на чувства Молчалина можно положиться.

Может быть, Молчалин и не хотел, чтобы Софья его полюбила. Всем угождающим Молчалин был робко почтителен с ней, как » с собакой дворника, чтоб ласкова была». Он хотел добиться симпатии дочки начальника. Он настолько старался добиться ее расположения, что она приняла эту угодливость за глубокую, трепетную любовь, которую она встречала в сентиментальных французских романах, так ненавистных отцу.

В своей неувядающей комедии «Горе от ума» Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и типичных ха-рактеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.

И Софья, и Чацкий несут в себе те качества, которыми не обладают большинство представителей фамусовского общества. Их отличает сила воли, способность переживать «живые страсти», самоотверженность, умение делать соб-ственные выводы.

Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе в доме Фамусова:

2 стр., 903 слов

«Достойна ли Софья любви Чацкого» — история отношений героев

... любовь в понимании Софии и Чацкого — совсем не одно и то же. Чацкому в такой схеме места нет. И Софья, ... человек опять не написал ни краткого письма, ни слова. Так прошли три ... Софья приписывает своему избраннику благородные черты и чувства, но тот их вовсе не испытывал); потребность в любви и внимании; притворство Молчалина. ... развлечения — водоворот событий так увлёк юношу, что он не написал ничего ...

Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой…

За время, проведенное вместе, Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полю-бил ее за эти качества. Когда он, повзрослевший, набрав-шийся ума, многое повидавший, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувств «ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест». Он счастлив видеть уди-вительно похорошевшую за время разлуки Софью и ис-кренне радуется встрече.

Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Начитавшись французских сен-тиментальных романов, Софья жаждет любви и хочет быть любимой, но Чацкий далеко, поэтому она избирает для выражения своих чувств человека, уж никак не достойно-го ее любви. Льстец и лицемер, «жалчайшее созданье» Мол-чалин лишь использует отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебной лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской, и поэтому направ-ляет искреннюю, нежную, готовую на жертвы любовь на труса и низкопоклонника.

Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разде-ляет его чувств, и хочет знать, кто же ее избранник — его соперник. Многое говорит о том, что этот счастливчик — Молчалин, но Чацкий никак не хочет и не может этому поверить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима.

Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та, Чтоб кроме вас ему мир целый Казался прах и суета? Чтоб сердца каждое биенье Любовью ускорялось к вам?

Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полю-бить! Однако он стремится познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находит их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представи-тельницу фамусовского общества.

Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защи-тить свою любовь. Она испытывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, поэтому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою лю-бовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близ-кому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумас-шествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацко-го не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он «не свой», из другого круга:

3 стр., 1432 слов

Ученический Мое отношение к Чацкому и Молчалину

... его, а Молчалина. Но Софья пустила сплетни о странности и безумии Чацкого. Тогда он полностью был уверен, что поездка в Москву будет хорошей идеей. Мое отношение к Чацкому положительное. Это мой любимый ... от ума», дают возможность формирующейся молодежи сделать правильный выбор. Следующая > Еще сочинения автора: Сочинение. Гости в доме Фамусова (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ...

Да этакий ли ум семейство осчастливит?

А Чацкий тем временем все ищет определения чув-ствам Софьи и обманывается, потому что все то, что прези-раемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродете-ли. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Со-фьи, и поэтому в который раз списывает Молчалина со счетов:

С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои?

Материал с сайта

Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил! Глядел, и видел, и не верил!

Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарова-ния, негодования, обиды, и во всем винит Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя имен-но во взаимоотношениях с Чацким Софья была хоть жес-тока, но честна. Теперь же девушка действительно в неза-видном положении, но у нее хватает силы воли и чувства порвать отношения с Молчалиным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:

Я с этих пор вас будто не знавала. Упреков, жалоб, слез моих Не смейте ожидать, не стоите вы их. Но чтобы в доме здесь заря вас не застала. Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.

Во всем случившемся Софья винит «себя кругом». Ее положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и ос-тавшись с разгневанным отцом, она опять одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижение, поддержать ее. Но мне хочется верить, что она справится со всем, и что Чацкий, говоря: «Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом», — неправ.

Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне, что в ис-токах поступков людей лежат неоднозначные, зачастую противоречивые мотивы, и для того, чтобы правильно раз-гадать их, нужно обладать не только ясным умом, но и интуицией, широким сердцем, открытой душой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • урок по теме образы чацкого софьи молчалина
  • анализ характера чацкого и софьи
  • любовь в понимании чацкого и софьи сочинение
  • любовь чацкого к софье и лицемерная маска молчалина
  • горе от ума портреты чацкого и софьи

Ответ оставил Гость

Итак, вот мнение Софьи об их прошлых отношениях с Чацким: детская дружба. Хотя, вопреки этому определению, в словах Софьи слышна и обида на Чацкого за то, что тот ее покинул. Но, с ее точки зрения, Чацкий не имеет никакого права попрекать ее тем, что она полюбила другого. Никаких обязательств она ему не давала. Если бы Чацкий не был так ослеплен своим чувством, он бы довольно быстро догадался о том, что у него есть счастливый соперник. Собственно, он все время стоит на грани этой догадки. Но никак не может ей поверить. Во-первых, потому, что сам влюблен. А во-вторых, он никак не может предположить, что Софья способна полю­бить такого ничтожного человека, каким в его глазах являет­ся Молчалин.

8 стр., 3874 слов

С5- Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому?

... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском На этой странице материал по темам: молчалин софья и чацкий почему софья полюбила молчалина почему софья выбрала молчалина отношения чацкого софьи молчалина сочинение горе от ума смысл названия комедии Комедия в стихах «Горе ...

Отношение Софьи к Чацкому за три года резко изменилось, и для этого было несколько причин. Прежде всего отметим сильную и глубокую женскую обиду: ему стало скучно с ней, сначала он ушел к друзьям, а затем и совсем уехал. Само страстное чувство Чацкого («с жаром целует руку») вызывает у Софьи сомнение, холодность, даже неприязнь. Оно быстро может пройти, сгореть. Оно делает Чацкого слишком говорливым, дерзким, бесцеремонным. Софья по темпераменту другая: более спокойная,созерцательная — и в любви ищет не «ветер, бурю», которые грозят «падениями»а внутреннее спокойствие, душевную гармонию («Ни беспокойства, ни сомнения…»).

Чацкий же не только в дороге «растерялся весь», но в самом себе растерян («ум с сердцем не в ладу»).

А в Софье живет то чистое и поэтическое чувство влюбленности в Молчалина, когда «застенчивость, несмелость любимого так естественна и приятна, когда достаточно простого прикосновения к руке, когда ночь так быстро и незаметно проходит за игрой на «фортепьяно с флейтою».

Сама Софья изменилась за эти три года, изменилось ее отношение к людям, к миру. Прошел возраст милых забав, веселых шуток, беззаботного смеха; прошло время, когда ей нравилось вместе с Чацким смеяться над другими, над близкими, да и прежний смех, видимо, был веселым, а не злым. Наконец, она увидела и поняла в Чацком главные его пороки — гордыню («Вот об себе задумал он высоко…») и отсутствие доброты к людям.

Чацкий без памяти любит Софью, конечно, не только за внешнюю красоту («В семнадцать лет вы расцвели прелестно»).

Он в ней видит, прозревает высокое, идеальное, святое («Лицо святейшей богомолки!»), то, что, по словам Гончарова, «сильно напоминает Татьяну Пушкина». Чацкий чувствует с Софьей духовное родство, которое проявляется в их отношении к любви как к высшей ценности бытия.

таким образом мы видим, что отношение к любви у главных героев совершенно не совпадает. . Что и приводит их к печальному финалу! Можно еще добавить, что Для Чацкого любовь — чувство хоть и горячее, но непременно подчиненное разуму, уважающее разум и т.п. Поэтому, по его мнению, Софья не может любить Молчалина. А для Софьи — это сентиментальный французский роман со счастливым «брачным» концом. Ни у того, ни у другой ничего не получилось.