«Мой взгляд на сохранение родного языка» Подготовила: Эюбова С.А. учитель родного языка и литературы 2020йис

Сочинение

Каждый язык, как известно, это отдельное окно, через которое мы видим мир. Желание сохранить и развить язык, как у носителей, должно быть у каждого. Только на первый взгляд кажется, что язык – это лишь инструмент для общения. Но на самом деле язык значит намного больше, чем просто общение. Язык – это хранилище коллективных мыслей и памяти общества. Это прекрасно наточенный инструмент народа для выражения его самых тонких мыслей, самых нежных чувств, его духовных ценностей и самых блестящих идей, хранилище самой прекрасной литературы, истории, памяти народа, его опасений, мечтаний и надежд. Язык хранит все это богатство и делает его доступным не только для нынешнего поколения, но и для будущего. Он позволяет людям чувствовать себя людьми, ощущать свою общность, идентифицировать себя этнически с народом.

«Пока жив язык народный в детях народа, до тех пор жив народ. Вымер язык в детях народа, вымер народ» — эти слова великого русского педагога актуальны и сегодня.

Родной язык обладает огромной притягательной силой. Лезгины обычно сравнивали, а точнее отождествляли его со священным словом «мать». Не случайно родной язык называли «материнский язык», самый радостный для ребенка язык, на который он тотчас реагирует – это голос матери, самый понятный язык, на котором она поет колыбельные песни. Именно с колыбели малыш начинает усваивать чистые родные звуки. Зерна добра и человечности, идеалы красоты и совершенства заложены, прежде всего, в бабушкиных сказках, в традиционном искусстве и народном творчестве, так понятных и близких сердцу ребенка. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык. Слово матери божественно. Мать дает жизнь в физическом смысле, а язык в духовном…Тот, кто не ценит свой родной язык,

Тот жесточайший заслужил упрек:

Он матерью своею пренебрег.

Не любя и не зная своего языка, мы обедняем себя, прежде всего духовно, нравственно, теряем моральные силы, питающие и подкрепляющие нас .

В повседневной суете мы совсем не замечаем и не обращаем внимания на то, как мы обижаем и унижаем свой родной язык. Не ценим его как один из редких монгольских языков, как язык величайшего эпоса, как язык наших просветителей, как язык лучших сказок в мире.

  • «Сколько я знаю языков, столько – я человек», — гласит народная пословица.

В духовной культуре любого народа родной язык – одно из самых ценных сокровищ. Истинно народный, истинно национальный педагог Я.А.Коменский выражает нежнейщую любовь к своей Родине, к своему народу, проповедуя неиссякаемую любовь к родному языку. В уста умирающей матери им вложены слова: «Я советую тебе и моим сынам держать в чистоте и блеске любвеобильный, исполненный сердечной теплоты язык наших предков, оставляя в неприкосновенности его дух, твердость и характер. Великий педагог – гуманист добивался того, чтобы учителя были подлинно народными. Первое и главное требование к ним – изучать, любить родной язык, устное творчество народа. Он с прискорбием писал: «…народ и народные языки находятся в величайшем презрении, чем им наносится величайшая обида. Пусть всякому народу все передается на родном языке». Это высказывание Я.А.Коменского очень правдиво, но при условии, что дети и их родители владеют родным языком

28 стр., 13738 слов

Достопримечательности моего родного края это

... ведь на ней будут жить и наши потомки. Сочинение на тему родной край Достопримечательности моего села Рассказ о православном храме Вложение Размер ... шагаю в свою школу, чтобы изучать родной край, его историю, природу, традиции моего народа. Ведь нельзя любить нашу прекрасную Родину, ... Во время богослужения среди нас присутствуют Иисус Христос, Божия Матерь и святые. Их изображения мы видим на стенных ...

Великий писатель Н.В.Гоголь писал «Ученики научившись «погружаться» в язык, придут к пониманию его законов и правил». Эти слова близки и лезгинскому языку. Вот когда ученик научится чувствовать язык, понимать почему так, а не иначе говорят, пишут, тогда придет и желание «изловить законы языка, т.е. через постижение красоты языка, его богатства неисчерпаемых возможностей, ученики придут к грамотной устной и письменной речи. Но опять-таки, чтобы погрузиться нашим ученикам ведь надо владеть родной речью. Да, мы учителя умиляемся успехами наших учеников на конкурсах, олимпиадах по лезгинскому языку и литературе.

Сейчас надо как можно скорее думать как нам дальше сохранить свой родной «лезгинский» язык

Если серьезно задаться этим вопросом, то ответ один – все зависит от всех и каждого.

Начнем с родителей. Истоки языка в семье, не случайно родной язык называют материнским. Какие причины могут стать препятствием, чтобы дома говорили или начали говорить на родном языке с детьми и внуками. Бабушки и дедушки должны подавать пример им, это совсем несложно делать.

Зависит от педагогов. Учитель должен виртуозно давать урок по родному языку, преподавая как что-то тайное и радостное. Учитель должен уметь внушить необходимость знания родного языка, усиливая его этническую притягательность и подчеркивая его актуальность для завтрашнего дня.

Зависит от руководителей. Их личный пример – лучшее доказательство востребованности языка, политического и идеологического интереса к нему, развития престижа родного языка в обществе.

Зависит от каждого из нас. Необходимо всячески поддерживать язык – добрыми инициативами, просветительской работой. Сделанное доброе дело в защиту языка обернется благом для каждого.

И вот когда все это будет, все приложат усилия для возрождения языка, то можно ожидать чуда: вопреки прогнозам ученых язык обретет второе дыхание и заживет полноценной жизнью.