Ф. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины».
«Простое подражание легко воспринимающимся объектам –
возьмем хотя бы цветы и фрукты – уже может быть доведено
до высшей степени совершенства.
Мастер станет еще значительнее и ярче,
если помимо своего таланта,
будет еще и образованным ботаником».
русском художнике первой половины XIX века
рисунков-натюрмортов
основным сюжетом натюрморта Академии Художеств
натюрморт «Ягоды красной и белой смородины»
натюрморт «Смородина»
Федор Толстой. «Ягоды красной и белой смородины».: 2 комментария
Как-то не слишком похоже на ягоды, скорее на стекляные бусы….
Перед нами натюрморт Фёдора Петровича Толстого «Ягоды красной и белой смородины» , это картина из серии «ботанических зарисовок художника». На бежевом фоне в едва заметную желтовато-белую крапинку изображено две веточки смородины: красной и белой.
Веточки располагаются по центру полотна, они совсем без листьев.
На ветке красной смородины – спелые, блестящие ягодки в несколько рядов. «Красные бусинки» лежат на поверхности, они повернуты к нам полу-боком, и только одна, крупная ягода, «смотрит» прямо на нас.
Сверху, накрест, лежит веточка белой смородины, она расположена ближе к верхушке ветки красной смородины, так, что белые и красные ягодки почти не пересекаются.
Ягоды молочно-белого цвета блестят на свету, через них немного просвечивают косточки.
От ягод падает на поверхность легкая тень.
Изображение заключено в аккуратную двойную бежевую рамку. Внизу слева подпись изящным округлым почерком 1818 год, а справа – рисовал с натуры граф Фёдор Толстой. Внизу, у нижней рамки изображены несколько объемных капель чистой воды, они как будто только что слетели с веточек смородины.
Натюрморт фотографически точен, при этом картина дышит легкостью, светом и любовью к природе.
***
Автор описания: Татьяна Кряжимская
Федор Петрович Толстой – знаменитый художник золотого века русского искусства
... «Ягоды красной и белой смородины», анализ «по шагового» выполнения, используя методы и приемы Ф.П. Толстого. Курсовая ... 1. Жизнь и творчество Ф.П. Толстого Граф Федор Петрович Толстой (Приложение 1) - медальер, скульптор, ... поводу она выбита». «Сочинение поручаемых мне медалей, - писал Ф.П. Толстой, - я полагал производить ... желание стать профессиональным художником, но для этого необходимо было подать в ...
ни разу не выходила
Статистика
Натюрморт — это прекрасно! Федор Толстой. «Ягоды красной и белой смородины».
Доброго времени суток, уважаемые читатели!
Этими словами И.В. Гете можно предварить рассказ о русском художнике первой половины XIX века – Федоре Петровиче Толстом (1783—1873).
Говорить об этом художнике можно долго, потому что на примере его творчества мы можем затронуть такие темы как иллюзорность и натурализм в живописи, тонкость рисовальной техники, формирование и развитие ботанического натюрморта в России и в Европе, возрождение медальерного дела и т.д.
Готовившийся к военной карьере, Толстой окончил Морской корпус и служил во флоте. Но вскоре он уходит в отставку — интерес к искусству и отличные способности привели его в Академию Художеств. Здесь он пользовался советами Ореста Кипренского, учился у скульптора Ивана Прокофьева. Толстой становится известнейшим российским медальером: он создал серию из 21 медали-медальона, посвященную войне 1812 года. Но в истории живописи он остался знаменитым автором рисунков-натюрмортов – «Ягоды красной и белой смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка», и др.
С детства Федор Петрович был окружен особой атмосферой любительского искусства, дочь художника, М. Ф. Каменская вспоминала: «Его мать изводила иголкой и шелком по полотну такие пейзажи и цветы, что им дивиться надо». Именно цветы и фрукты считались наиболее легкой и приятной темой для рисования. На рубеже XVIII-XIX веков стали выходить руководства типа «Правила о рисовании цветов и фруктов к пользе и удовольствию прекрасного пола» — наподобие сегодняшних женских журналов по рукоделию. И здесь искусство дилетантское пересекалось с академическим, так как основным сюжетом натюрморта Академии Художеств еще с XVIII века считался «живопись цветов и плодов с насекомыми».
Изображения цветов фруктов в творчестве Толстого настолько притягательны в своем мастерстве, в своем натурализме, что они стали наиболее известными его рисунками. Хотя сам художник говорил, что занимался ими в свободное от работы время и серьезными работами не считал. Но тут он немного лукавил: если отвлечься от эстетической ценности работ, то, например, натюрморт «Ягоды красной и белой смородины» приносил и ощутимый доход семье художника – по воспоминаниям дочери Федора Петровича: «Целая семья питалась одной смородиной». Та же «смородина» принесла художнику и почет – рисунок был преподнесен в подарок императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I.
По сути, натюрморт «Смородина» — это иллюзионистическая обманка, точное копирование натуры, если вернуться к мысли Гете – ботаническая зарисовка, но между тем, эта работа вызывает у зрителя чувства – нежности, любования, понимания хрупкости и красоты природы, те, о которых сам художник говорил так: «Каким рисунком выскажу я эту чистую радость, это светлое удовольствие, которыми наполняется моя душа и сердце в минуты, когда отбросив все заботы, беспечно любуюсь я прелестью природы…». Почитав подобные размышления Толстого, изложенные в письмах и воспоминаниях, начинаешь понимать, что его «Смородина» — это больше, нежели игра с натурой или точное копирование, это субъективное видение, особое мироощущение, попытка запечатлеть тленную и вечную красоту природы. Это своеобразное «спасибо» Создателю, выраженное на тонком альбомном листе …
Символика цвета в различных культурах
... символики белого цвета, позволяющие понять его магическое значение в жизни первобытного человека. 1.2. ЧЕРНЫЙ Вторым важнейшим цветом в жизни первобытных людей был черный цвет. ... меняться в зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие отнести тот или иной цвет к ... были помечены белой краской, либо имели амулеты белого цвета. Важную роль играл белый и в ритуале ...