Исследовательская работа : «Зачем нужны псевдонимы?»

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Когда мы знакомимся с кем-то, мы узнаем сначала его имя. Мы просим подписаться под своей работой, в каком-либо документе, чтобы знать к кому они имеют отношение. Но бывают ситуации, когда человек не хочет или не может называть свое имя. И тогда он прячется за вымышленное. Такое имя называют псевдонимом.

Псевдонимами пользуются писатели и поэты, политические деятели и преступники, актеры, режиссеры и другие люди, которым бы не хотелось, чтобы знали их настоящее имя.

В переводе с греческого «онима» значит «имя», а «псевдо» означает «ложь».

«псевдоним»

В литературной энциклопедии дается следующее определение псевдонима — вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, которое по тем или иным причинам необходимо скрыть.

Цель исследовательской работы:

  • исследовать, выявить и систематизировать причины использования псевдонимов.

Исследовательские задачи :

  • собрать материал по теме;
  • найти определения слова «псевдоним»;
  • проследить историю возникновения псевдонимов;
  • исследовать способы и условия возникновения псевдонимов;
  • привести примеры псевдонимов.
  • сравнить и проанализировать собранные материалы;
  • и в результате исследования установить причины выбора псевдонимов.

Объектом исследования, Актуальность, Новизна исследования

Почему я выбрала эту тему исследовательской работы?

Во-первых, потому что она показалась мне достаточно интересной (дополнительный материал по данной теме доступен, его можно найти в литературоведческих пособиях, энциклопедиях, публикациях в журналах, словарных статьях и на интернет-сайтах).

Во-вторых, объект исследования – это термин известный в науке, но до конца не исследованный.

Для достижения цели я использовала следующие методы :

  • Изучение теоретического материала по теме;
  • Анализ, обобщение и систематизация полученных сведений;
  • Использование ресурсов сети Интернет и опубликованных источников по данной теме.

Данная работа относится к теоретическим исследованиям. Она помогает пополнить знания и развить кругозор, сформировать представление о возникновении псевдонимов и о причине их использования. Своими знаниями я могу поделиться с одноклассниками и знакомыми.

32 стр., 15603 слов

Социально-психологические аспекты общения посредством Интернета

... есть Интернет-зависимость, ее критерии и причины возникновения. Во второй главе приведены данные социологических исследований в Сети, а также рассмотрена проблема девиантного поведения в Интернете. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ...

Гипотеза исследования : предположим, что причина использования псевдонима заключается в том, что при принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, человек сам выбирает себе судьбу. Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется роковым шагом в карьере.

Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь. Псевдонимом можно воздействовать на человека психологически, вызывать те или иные ассоциации, создавая определенный образ.

Глава I. Из истории псевдонимов

Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Наши предки верили в таинственную власть имени над судьбой человека. Считалось, что имя может защитить человека от злых духов, поэтому получается, что первые псевдонимы появились вместе с именем. Ребенку давали два имени: одно, которым его называли все, и второе, настоящее, которое знали только священнослужители, родители и сам человек. Таким образом, все имена, которые находились в пользовании, были на самом деле псевдонимами.

Порой прозвище подчеркивало какую-нибудь черту в характере автора, его жизни или творчестве.

Часто жизнь псевдонима была короткой: вымышленное имя, под которой начинающий автор из осторожности или по другим соображениям вступал на литературное поприще, оказывалось ненужным и отбрасывалось. Но порой, и не так уж редко, псевдоним полностью вытеснял настоящую фамилию как на страницах книг, так и в жизни.

Глава II. Наука о псевдонимах

Наука о псевдонимах, которую по аналогии с ономастикой (наукой об именах), называют псевдомастикой или псевдонимикой, то есть наукой о вымышленных именах, возникла в эпоху Возрождения.

Тогда международным языком науки и культуры была латынь, поэтому первые словари псевдонимов перечисляли авторов, писавших на этом языке. Первый такой труд принадлежит Сауэрсу, который был издан в середине XVII века и назывался в переводе с латинского «О подписях и знаках, под коими скрыты истинные имена».

Тогда же в Париже издаётся трактат Андриена Байе с длинным названием: «Авторы, укрывавшие под чужими, заимствованными, придуманными, ложными, зашифрованными, нарочито изменёнными, вывороченными или переведёнными на другой язык фамилиями» и детально описал в нём как причины, из-за которых писатели заменяли свои именам другими, так и способы, с помощью которых эта замена проводилась. Таким образом, в книге Байе была сделана первая попытка классификации псевдонимов.

Русские литературоведы и библиографы этому вопросу также уделяли этому вопросу большое значение. В 1874 году Г.Геннади составил «Список русских анонимных книг с именами их авторов и переводчиков». В «Библиографическом словаре русских писательниц» Н.Голицына указаны анонимные и вышедшие под псевдонимами произведения.

Глава III. Какие бывают псевдонимы

25 стр., 12308 слов

Права авторов музыкальных произведений

... авторском праве и смежных правах» автору в отношении его произведения принадлежали следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом, ... записей на сумму более 262 млн. долларов. Всего в мире в прошлом году размер несанкционированного сбыта музыкальных ...

Известный библиограф Валентин Григорьевич Дмитриев классифицировал псевдонимы в соответствии со способом их образования. Он разделил псевдонимы на два типа:

1) псевдонимы, в которых истинное имя спрятано различными способами, но его можно расшифровать;

2) псевдонимы, характеризующие автора с той или иной стороны; представляющие автора не таким, каков он есть на самом деле (литературные маски); обеспечивающие инкогнито.

Псевдонимы первого типа

Зашифровка подписей – криптоним (от греч. «kryptos» -«тайный») – могла производиться посредством анаграмм – перестановки букв. Например, одним из псевдонимов В.Я.Брюсова был Аврелий (анаграмма его имени Валерий).

Анаграммы, получаемые от чтения справа налево – палионимы – было легко расшифровать. Фамилия или имя при чтении справа налево приобретает экзотический оттенок.

Многие авторы использовали ателонимы (от греч. «atelis» – «неполный») – сокращение имен посредством пропуска части букв.

Иногда писатели использовали апоконимы (от греч. «apokopto» – «отрезаю», «отрубаю») – криптонимы, полученные путем отбрасывания начала или конца имени или фамилии. Получалось: Злов вместо Козлов, Гарев вместо Огарев, Ленский вместо Оболенский.

Довольно часто использовали паронимы (от греч. «para» – «возле», «около») – псевдонимы, образованные по сходству звучания с настоящей фамилией. Так, например, Николай Васильевич Корнейчук из своей фамилии образовал свои литературные имя и фамилию Корней Чуковский .

Писатели часто брали в качестве псевдонима патроним (от лат. «pater» – «отец») – образованный из имени отца автора. Так, например, мировую славу Алексею Пешкову принес псевдоним Максим Горький . Старые нижегородцы утверждали, что он избрал этот псевдоним в память об отце, спасшем Алексея от холеры. Андрей Платонович Климентов выбрал себе псевдоним Андрей Платонов , образованный от отчества.

Иногда основой для псевдонима становилась девическая фамилия ее матери или ее имя – матроним (от лат. «mater» – «мать»).

Также имена более отдаленных предков автора могли использоваться при выборе псевдонима. Так, например, Анне Ахматовой, шальной семнадцатилетней девчонке, пришло на ум взять себе псевдоним – татарскую фамилию бабушки, происходившей от древнего рода хана Ахмата.

Псевдонимы второго типа

Инкогнитоним – подпись, подчеркивающая, что автор хочет остаться неизвестным.

Однако псевдонимы брались не только для того, чтобы скрыть имя, но и для того, чтобы подчеркнуть то или иное качество автора, например, национальность, особенность внешности, месторождения или жительства, главную черту характера или его творчества, звание, должность, социальное положение и многое другое.

Этнонимом (от греч. «ethnos» – «народ») – псевдонимом, указывающем на национальность автора пользовался Н.И.Спиридонов, впервые рассказавший о народах Крайнего Севера. Он подписывался Теки Одулок – «маленький юкагир». Часто избранное автором имя указывает на место его рождения или жительства – геоним (от греч. «geo» – «земля»). Автор Д. Н. Мамин-Сибиряк вспоминает: «Пробовал я подписываться фамилиями Рассказов и Томский – не то! А мою фамилию еще в бурсе просмеяли: мы, мол, все мамины, почему не тятин? И решили, что самый подходящий псевдоним – Сибиряк : ведь Екатеринбург – за Уралом, и в представлении российских Сибирь и Зауралье сливаются в одно понятие!»

15 стр., 7161 слов

Псевдонимы в русской литературе (причины возникновения, виды)

... странах побуждавших авторов скрывать свое имя, было стремление избежать преследований за сочинения обличительного характера. Вполне естественно, что произведения без подписи или под псевдонимом наиболее часто ... цензоры не пропускали произведений, подписанных настоящим именем автора. Например, в Англии в годы буржуазной революции XVII в. авторов произведений, направленных против властей, присуждали к ...

Многие авторы приняли в разное время псевдоним Северянин . Самым известным из них стал Игорь Северянин, поэт-модернист, которого даже избрали на одном литературном вечере в 1918 году «королем поэтов». Его настоящее имя было Лотарев Игорь Васильевич.

Часто писатели использовали геронимы – имена литературных и мифологических героев, которые ставились вместо имени с целью подчеркнуть идейную близость данного персонажа автору.

Также для создания псевдонима использовались цвета – хроматонимы (от греч. «chroma» – «цвет»), названия цветов, деревьев – фитонимы (от греч. «phytos» – «растение»).

Глава IV. Причины использования псевдонимов

Причины, принуждавшие людей сохранять инкогнито, очень разнообразны. Некоторые вынуждены держать свое имя в тайне из боязни преследований за свои сочинения.

Некоторые авторы были вынуждены скрывать свое имя, потому что их общественное положение не позволяло им открыто заниматься литературой.

Люди, часто появляющиеся на публике (актеры, режиссеры, певцы, политики) могут отказаться от своей фамилии из-за ее неблагозвучия.

Встречаются, также, авторы, которые из скромности или равнодушия к славе не желали выставлять свое имя напоказ.

Некоторые известные люди придумывали себе псевдонимы из-за наличия тезок, однофамильцев.

А для сатириков и юмористов забавные псевдонимы были дополнительным средством, чтобы произвести комический эффект.

Иногда, принимая псевдоним, человек ставил целью не скрыть свое имя, а подчеркнуть свою профессию, национальность, место рождения, жительства, главную черту своего характера или направления своего творчества.

С помощью псевдонима маскировалось и количество авторов: написанное несколькими выдавалось за произведение одного или наоборот.

4.1 . Псевдоним – средство скрыть общественное положение

Одной из причин, заставлявших некоторых авторов скрывать своё имя, были сословные предрассудки. Сочинительство считалось трудом недостойным для благородного происхождения. Писателей сторонились в так называемом высшем обществе.

Екатерина II обычно подписывала свои литературные произведения – пьесы, притчи – И.Е.В, что должно было означать: Императрица Екатерина Великая, а скучные рассуждения о правах, законах и нравственности, соответственно снабжала псевдонимами “Любомудров”, “Правдомыслов”, “Угадаев”.

Члены семьи Николая I подписывались либо инициалами, либо вместо подписей ставились звёздочки.

Княгиня Екатерина Дашкова подписывалась К.Д., а также Благородная россиянка.

Авторам – офицерам, чиновникам, дипломатам грозили служебные неприятности, если они без разрешения начальства выступали в печати под своим именем. Поэтому повести декабриста Александра Александровича Бестужева выходили под псевдонимом Марлинский (по названию дворца Марли в Петергофе, где стоял его полк).

9 стр., 4347 слов

Становление и развитие татарской периодической печати на территории ...

... работы сводятся к следующему: — определение условий и предпосылок возникновения периодической печати на татарском языке на территории современного Башкортостана. С. Г. Сафуанов У. И. Сила Закиров Э. ... национальный, конфессиональный, образовательный, возрастной состав аудитории, использовать факты, явления и привлекать авторов, которых жители региона знают лучше. Это делает региональные СМИ более ...

Марлинский пользовался большим успехом как романист; в нём, по словам Белинского, «думали видеть Пушкина в прозе».

Высокое служебное положение вице-губернатора и председателя казённой палаты не позволяло подписываться собственной фамилией Михаилу Евграфовичу Салтыкову. Его мать предложила избрать псевдонимом что-нибудь подходящее к слову «щедрый», зная его щедрость на всякого рода сарказмы.

Особенно преследовалось «сочинительство» в военных заведениях. В 1-м кадетском корпусе в 1824 году приказано было давать по 25 розог каждому кадету, замеченному в сочинении прозы, и по 50 розог за стихи. Поэзия считалась вдвойне криминальной. Поэтому, когда Александр Иванович Куприн в девятнадцать лет, будучи юнкером Александровского военного училища, напечатал рассказ «Последний дебют», подписав его Ал.К-рин, его, по воспоминаниям, «посадили на двое суток в карцер и под угрозой исключения из училища запретили заниматься впредь недостойным будущего офицера бумагомаранием».

Если автор работает в какой-либо “серьёзной” отрасли, а к собственному творчеству относится снисходительно или не желает посвящать коллег в свои увлечения, то он обычно выступает под псевдонимом.

Офицер милиции Марина Алексеева на досуге превращается в Александру Маринину. Журналистка Агриппина Васильева, выйдя замуж, сменила и род занятий, и фамилию, и имя, и стала Дарьей Донцовой.

У писательниц была серьезная причина скрывать свое авторство. Отношение в буржуазном обществе к женскому труду было отрицательным и даже враждебным. Принадлежность к прекрасному полу значительно уменьшало шансы признание в литературе. Несколько лет назад сочетание слов «женщина-литератор» казалось противоестественным и вызывало удивление. Во французском языке до сих пор не существует женского рода от слова «ecrivain» – писатель.

Преодолеть издавна сложившееся убеждение было нелегко, поэтому часто женщины-литераторы подписывали свои произведения мужскими именами. Например, две сестры-романтистки, Хвощинские, выступали под именами: Софья – Иван Весеньев , а Надежда – В.Крестовский. Также она подписываласьВ.Поречников , Н.Куратов , Н.Воздвиженский . Н.К.Крупская одну статью подписала Учитель . Под рассказом В.И.Ершовой (Дмитриевой) «За веру, царя и отечество» (1901) стояла подпись Иван Вольный .

Женщинам-литераторам удавалось скрыть от большинства читателей свой пол, но критики, более осведомленные, подчеркивали литературную слабость романов и повестей, вышедших из-под пера женщин.

Отрицательно относился к авторам-женщинам и Тургенев. По его словам, им «не страшно наполнять десятки страниц либо ненужными рассуждениями, либо рассказами, не ведущими к делу, либо даже просто болтовней… В женских талантах… есть что-то неправильное, нелитературное».

4.2 . Псевдоним – средство избежать преследования за сочинения

Одной из главных причин во все времена, побуждавших автора скрывать своё подлинное имя, было стремление избежать преследований за сочинения обличительного характера. Это было в те времена, когда свобода печати была ограничена. Анонимными были памфлеты и эпиграммы, направленные против властей.

25 стр., 12165 слов

Автор произведения соавторство

... авторского права являются авторы произведений. Автор - это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Творцом произведения может быть любое ... произведение явилось результатом их совместных усилий. Важнейшим условием соавторства является то, что вклад лиц, претендующих на соавторство должен носить творческий характер. Не дает оснований для признания соавторства оказание автору ...

Первая книга, обличавшая ужасы и варварство крепостного строя, знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева была издана без указания автора под безобидным заглавием. Никогда ещё в России не раздавался столь гневный протест против рабства.

Князь Пётр Владимирович Долгоруков выпустил в Париже на французском языке, от имени графа Альмагро, брошюру «Заметки о знатных русских семействах», где содержались компрометирующие материалы о высокопоставленных особах. Псевдоним автору не помог: по возвращении в Россию он был арестован и по приказу Николая I выслан в Вятку. Впоследствии стал политическим эмигрантом.

Самуил Яковлевич Маршак, находясь в годы гражданской войны на территории белогвардейцев, печатался в журнале «Утро Юга» под псевдонимом Доктор Фрикен. Лишь псевдоним, тщательно оберегаемый редакцией, помог Маршаку избежать расправы за то, что он высмеивал генералов – самодуров.

В начале XX века во времена революций и жесткой цензуры остро стоял вопрос о свободе слова и печати. Преследования властей вынуждали писателей-революционеров к сугубой конспирации. Из соображений безопасности они скрывали свои имена, подписываясь вымышленными именами. Так, например, Самуил Яковлевич Маршак, находясь в годы гражданской войны на территории, занятой белыми, печатался в журнале «Утро Юга» под псевдонимом ДокторФрикен , под которым еще до революции выступал в «Сатириконе» и «Солнце России». В фельетонах и стихах доктора Фрикена обличались порядки, установленные белогвардейцами, показывались политическая бесперспективность и обреченность контрреволюции, высмеивались генералы-самодуры. Лишь псевдоним, тщательно оберегавшийся редакцией, помог Маршаку избежать расправы.

В послереволюционное время писатели также опасались выступать открыто и писали под псевдонимами.

4.3. Псевдоним – средство маскировать несколько авторов

Коллективные псевдонимы призваны обозначить единым именем общую деятельность авторов.

Козьма Петрович Прутков – литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50—60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы, а также Пётр Ершов. Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность».

Павел Багряк — коллективный псевдоним, под которым издавалась фантастическая проза содружества шести авторов: писателей Валерия Аграновского, Дмитрия Биленкина, Ярослава Голованова, Владимира Губарева, Виктора Комарова и художника Павла Бунина.

Эрин Хантер — общий псевдоним четырёх британских писательниц, авторов серий книг «Коты-воители» и «Странники». (Виктория Холмс, КейтКэри, ЧеритБолдри, Тай Сазерленд).

4.4 . Псевдоним – отличие от однофамильцев и родственников

Нередко выбор псевдонима был вызван стремлением отличаться от родственников.

Брат писателя Валентина Катаева, Евгений Катаев, один из авторов книг «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», взял псевдоним Евгений Петров.

У Антона Павловича Чехова брат тоже выступал в печати. Инициалы у него были те же, что и у Антона Павловича, и он писал под псевдонимами: А.Седов, АгафоподЕдиницын, Гусев, Алоэ и другие.

10 стр., 4842 слов

Сочинения об авторе чехов

... чтобы совершенствовать свой собственный литературный стиль. ( 1 Сочинение о Чехове А.П Желание служить благу должно непременно быть потребностью ... товарищей Чехова по гимназии был устроен театр, где Чехов играл городничего в « Ревизоре», и впервые выступил как драматург, автор ... работ, посвящённый 155-летию со дня рождения А. П. Чехова Сочинение на тему: «Мой Чехов» Выполнила: ученица 10 класса ...

Брат Самуила Яковлевича Маршака известен под псевдонимом М.Ильин, этой же фамилией подписывалась их сестра Л.Я.Прейс, перу которой принадлежало немало детских книг.

Туркменские поэты отец и сын Довлетмамеды писали под псевдонимами Азади и Махтумкули, причем Махтумкули избрал себе еще один псевдоним — Фраги, под которым и приобрел наибольшую известность.

В писательской среде было много однофамильцев. Чтобы выйти из затруднительного положения, литератор обзаводился псевдонимом. Так, автор книги «Детство Темы» стал Н. Гариным. Его настоящая фамилия Михайловский совпала с фамилией редактора, где издавался Николай Гарин.

Писатель – этнограф Николай Феофилактович Лесков, чтобы его не путали с автором «Левши» (обоих звали Николаями) подписывался Лесков –Корельский.

4.5 . Забавные псевдонимы – комический эффект

У Антона Павловича Чехова было много шуточных псевдонимов. Сотрудничая в “Стрекозе” и других журналах конца XIX века, он подписывался: Врач без пациентов (намек на свой врачебный диплом), Гайка №6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Человек без селезенки.

Советские юмористические журналы пестрели такими подписями, иногда созвучными эпохе и новому составу читателей: Савелий Октябрев, Лука Наждачный, Иван Борона, Ваня Гайкин, Ваня Гармошкин, Нэпорылов, Иван Дитя, Памфил Головотяпкин, Евлампий Надькин. Выходила даже “Газета Надькина”, редактором-издателем которой числился “популярный приключатель ЕвлампийКарпович Надькин”.

Создатели некоторых псевдонимов имели одну цель – вызвать улыбку у читателей. Писатель Владимир Гиляровский часто подписывал свои статьи – «Театральная крыса», а Алексей Писемский – «Фельетонная кляча Никита Безрылов». Для создания комического эффекта писатели использовали шуточные псевдонимы – пайзонимы (от греч. «paizein» – «шутить»).

Молодой М.Горький выбрал старые, давно вышедшие из употребления имя с замысловатой фамилией Иегудиил Хламида . Полны остроумия подписи под произведениями М.Горького, которые не предназначались для печати. Под одним из его писем к 15-летнему сыну стоит: Отец твой Поликарп Унесибоженожкин . На страницах домашнего рукописного журнала «Соррентийская правда» 1924 года, на обложке которого Горький был изображен в виде великана, затыкающего пальцем кратер Везувия, он подписывался Метранпаж Горячкин, Инвалид муз, Осип Тиховоев, АристидБалык .

4.6 Дань моде

Немалую роль в принятии псевдонима играла мода на создание вымышленного имени, которая зародилась еще в XVIII веке и особенно пышно расцвела в годы символизма. Символисты считали, что символика должна быть уже в самой подписи автора. Например, символист Андрей Бугаев известен нам как Андрей Белый , Константин Бальмонт имел настоящее имя Константин Баламут.

4.7 . Проба пера

Дебют на литературном поприще может оказаться неудачным. Его можно замаскировать, подписавшись псевдонимом или оставив произведение без подписи.

Владимир Маяковский в возрасте 14 лет стихи «Весенняя картинка» и «Полно плакать над ним» в гимназическом журнале «Порыв» 1907 года подписывал –ъ , последней буквой своего имени. В этом же журнале его перу, по всей видимости, принадлежали также: юмореска «Гимназисты», подписанная Константин , и статья «Бранд и русская действительность», подписанная Югов . Константином звали деда Маяковского и его рано умершего брата. Но уже под ранними стихами в альманахах «Пощечина общественному вкусу» (1912) и «Требник троих» (1913) Маяковский поставил полностью свои имя и фамилию.

3 стр., 1365 слов

Творчество Марка Твена

... В 1864 он окончательно останавливается на литературном имени Марк Твен. Есть несколько версий, касающихся появления псевдонима: 1.Клеменс утверждал, что псевдоним <#"justify">Первая версия кажется мне наиболее правдоподобной, так как ...

4.8 Создание образа

Иногда автор придумывал псевдонимы, которые соответствовали бы к определенному образу, воздействуя на читателя и создавая нужное впечатление.

Глава V. Как появляются псевдонимы

Иногда в основе псевдонима лежит какая-либо внешняя примета автора, например, Назон («носатый»), Флакк («лопоухий») или Тацит («молчаливый»).

Часто в псевдонимах содержится указание на национальность их авторов или место их рождения — Леся Украинка, Ана-толь Франс.

Иногда псевдонимы появлялись и без участия их авторов, по инициативе редакторов или друзей, пожелавших подшутить над ними.

Некоторые авторы ставили целью подчеркнуть свою профессию, национальность, место рождения, жительства, социальное положение, главную черту своего характера или направления своего творчества.

Добавочное слово могло указывать на место его рождения автора.

Аркадий Гайдар

Сам Аркадий Петрович однозначно и чётко о происхождении псевдонима «Гайдар» не писал. Разгадать загадку псевдонима «Гайдар» удалось школьному товарищу Аркадия А.М. Гольдину:

«Г» – первая буква в фамилии «Голиков », «АЙ» —первая и последняя буква имени, «Д» – по-французски «из», «АР» – первые буквы названия родного города Арзамаса. Таким образом, имя «Гайдар» расшифровывается как «Голиков Аркадий из Арзамаса» .

Джек Лондон

Свои литературные произведения Лондон подписывал псевдонимом «Джек Лондон». Этот псевдоним связан, с тем, что имя Джон мальчику не нравилось. В детстве няня Лондона Вирджиния Прентисс и ее муж Алонсо ласково звали мальчика Джеки (в английском языке имя Джек — уменьшительная форма от имени Джон).

Максим Горький

Псевдоним себе Алексей Максимович Пешков придумал сам. Этот псевдоним характеризует не только его судьбу, но и творчество. Жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных.

Марк Твен

Настоящее имя – Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. Псевдоним «Марк Твен» был взят Клеменсом, когда он всерьез начал свою литературную деятельность. Марк Твен (marktwain, «мерка-два») – ходовой лоцманский термин на Миссисипи. «Марк-твен!» – выкрикивал на речном перекате лотовый матрос, убедившись, что глубина достигает двух морских саженей (около четырех метров) и пароход безопасно может следовать своим курсом. Твен сам разъяснил этот лоцманский термин в примечании к одной журнальной публикации «Старых времен на Миссисипи» в 1875 году.

О. Генри

Настоящее имя Уильям Сидни Портер. Находясь в каторжной тюрьме по обвинению в растрате, Уильям Портер, отбывая наказание, работал в лазарете (поскольку имел образование фармацевта, а тюремному госпиталю требовался ночной аптекарь).

7 стр., 3363 слов

«Жить ясно и честно, достойно своей страны» (О повести А.Гайдара ...

... не является. В сочинении по повести А. Гайдара «Тимур и его команда» следует продемонстрировать понимание причин такого противопоставления. Непонимание детей и взрослых, отцов и сыновей поднимается в ... Автор выражает своё желание призвать всех мальчишек и девчонок становиться добрее и сильнее. «Жить ясно и честно, достойно своей страны» (О повести А.Гайдара «Тимур и его команда»). «Жить ясно и ...

Ночные дежурства позволяли заниматься сочинительством, иногда ему даже удавалось переправлять свои рассказы на волю. Но он стыдился печататься под своей фамилией, поэтому решил взять псевдоним «О.Генри», происхождение которого совсем не ясно.

Считается, что этот псевдоним – переделанная на английский лад фамилия французского фармацевта ЭтьенаОсеана Анри, автора популярного в то время медицинского справочника, который был в тюремной аптеке.

Сам писатель о происхождении своего псевдонима говорил, что инициал «О.» выбран, потому что «О» – самая простая буква, а фамилия «Генри» взята из газеты. Одной из газет он сообщил, что «О.» расшифровывается как Оливер, и на самом деле, несколько рассказов он опубликовал там под именем Оливер Генри.

Заключение

Выводы, к которым я пришла в ходе работы:

Псевдонимы заслуживают изучения, как один из важных факторов литературной жизни всех времён и народов. Я думаю, что знакомство с такой интересной темой расширит кругозор любителей литературы.

Имя имеет большее влияние на жизнь и характер его носителя. И при принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, писатель сам выбирает себе судьбу, прежде всего, в писательской деятельности. Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется роковым шагом в карьере.

Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь. Псевдонимом можно воздействовать на человека психологически, вызывать те или иные ассоциации, создавая определенный образ.

Псевдонимы продолжают жить своей жизнью. Звучное и оригинальное имя для творческого человека, подчас, половина его успеха. Остальное зависит от самого автора. Кстати вспомнить интересный пример. Журналистка Татьяна Сосюра взяла себе псевдоним Тэсс. Дело было в том, что в литературе был известен поэт Сосюра. Как-то на открытии московского планетария молодая очеркистка познакомилась с М. Горьким. Писатель спросил смущенную журналистку: «Почему у вас странный псевдоним?» Девушка пояснила сочетание букв в нем. Но тут же сказала: «Это, наверное, плохо». На что Горький ответил: «Будете писать хорошо, ваш псевдоним будут все знать. А плохо – тут уж никто не поможет…»

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-psevdonim/

В.Г.Дмитриев. Скрывшие свое имя: издание 2-е, дополненное, М.: Наука, 1977.

И.Ф.Масанов. Словарь псевдонимов: в 3-х т. – Т.1, М: Всесоюзная книжная палата.

Псевдоним// Словарь литературоведческих терминов/ ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев, М.: Просвещение, 1974.

Псевдонимы// Большая советская энциклопедия/ 3-е изд. – Т.21

Б.Бялик. Судьба Максима Горького: М.: Художественная литература, 1986.

А.И.Павловский. Анна Ахматова, жизнь и творчество: кн. для учителя, М.: Просвещение, 1991.

Материалы из Интернета. http://rudocs.exdat.com;http://www.proshkolu.ru/user/ignatenko52/file/575943/;

— Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.

Литературная энциклопедия. М., 1929-1939, Т. 1-11

Колосова С. Энциклопедический словарь псевдонимов.

Приложение 1

Анкетирование для учащихся 6 «а» класса.

По теме: «Псевдонимы, их образование и использование»

Вопросы:

1.Что такое псевдоним? (дать определение)

2.Назовите причины появления псевдонимов.

3.Взяли ли бы псевдоним?

4.Приведите примеры псевдонимов?

5.Кто пользуется псевдонимами?