Региональный экзамен по русскому языку в 7 классе, Ф.И.О. учащегося ______________________________________________, Наименование учреждения _____________________________________
Класс ___________________
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 3-х частей.
Часть 1 включает 16 заданий (А1-А16).
К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.
Часть 2 состоит из 4 заданий (В1-В4), требующих краткого ответа. Ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания в экзаменационной работе в отведённом для этого месте словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 состоит из 1 задания (С1), требующего развернутого ответа (сочинение-рассуждение).
Записывайте ответ на это задание на отдельном бланке.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий этой части (А1-А16) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
-
килограмм помидоров
-
обеим ученицам
-
согласно расписания
11 стр., 5378 словИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной ...
... номера этих предложений. Ответ: _________________________________________________________________ ^ Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите Ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке). С1 На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Почему Олег стал немного завидовать Вовке после ...
-
длиннее обычного
А2 В каком слове пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?
1) укл..няющийся
2) отв..рить калитку
3) раск..лить
4) прод..раться
А3 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
-
ра..гонять, ра..чистить
-
пр..сечь, пр..рекаться
-
во..парить, неи..бежный
-
пр..брежный, пр..рвать (беседу)
А4 В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) звонкая пощ..чина
2) деш..вые товары
3) стереж..т дом
4) жалкая душ..нка
А5 Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.
1) разыскива..мые полицией
2) успоко..вший сестру
3) возненавид..вший врагов
4) растира..мые в ступке коренья
А6 В каком предложении на месте пропуска пишется одна
1) Я нашел и настрелял довольно много дичи; наполне…ый ягдташ немилосердно резал мне плечо.
2) Мы вытаскивали оловя..ую плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны.
3) Тут я окончательно убедился в том, что заблудился соверше..о.
4) Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устрое..о не так, как нам бы хотелось.
А7 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется слитно?
1) Даже за час до ночи вы (не)чувствуете сырости.
2) Мальчики с (не)доумением переглядывались, как бы выжидая, что-то будет.
3) В воздухе, еще светлом, хотя (не)озаренном более лучами закатившегося солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени.
4) Уже (не)стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, я пошел себе прямо, по звездам – наудалую…
А8 Укажите слово, требующее дефисного написания.
1) (по)вашему решению
2) сделано (в)ручную
3) перевязать крест(на)крест
4) прийти (во)время
А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Долго мы спрашивали прохожих про Карла Петровича, но н(1)кто н(2) разу толком н(3)чего н(4) ответил.
-
1) 1, 4
2) 2, 4
3)1, 2, 3
4) 1, 3
А10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Он не без удовольствия оглядел (1) промытый дождями (2) широкий асфальт (3) залитый обычно солнцем (4) и совершенно серый теперь (5) и гараж из бурого камня (6) похожий на пещеру.
-
1) 3, 5, 6
2) 1, 2, 3, 6
3) 2, 3, 4
4) 1, 3, 5, 6
А11 Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.
-
1) о завтрашних работах
3) окутанный тайной
2) опершись на локоть
4) тихо играя
Прочитайте текст и выполните задания A12-A16; B1-В4; С1.
(1)Ученик восьмого класса Шарыгин дал пощечину своему товарищу Аврамову.
(2)Дело было так. (3)На классной стене висело расписание уроков. (4)Его не замечали до тех пор, пока надзиратель не обратил внимания на то, что лист с расписанием исчез и рамка пуста. (5)Был вставлен новый лист, но на другой день рамка была опять пуста.
(6)На третий день в рамке вместо расписания был вставлен лист, на котором выделялся тщательно оттушеванный кукиш. (7)Было произведено следствие, но оно не привело ни к чему: кукиш умели рисовать все. (8)Наступил четвертый день – и еще более изящный и насмешливый кукиш снова пятнал стену.
(10)Директор сказал, что если виновные сознаются, то они наказанию подвергнуты не будут, в противном случае он не освободит от платы за право учения всех тех, кто в первое полугодие был освобожден.
(11)Директор ушел, и класс занялся бурным обсуждением вопроса. (12)Из-за этой дурацкой шутки несколько бедняков могли вылететь из гимназии. (13)На большой перемене Шарыгин от имени класса заявил, что подозревают троих: Аврамова, Валича и Основского. (14)Класс полагает, что этим заявлением он снимает наказание с остальных.
(15)Когда Шарыгин подходил к классу, навстречу ему выбежал Рождественский и радостно сообщил ему:
- (16)А Аврамов тебя подлецом назвал!
(17)Аврамов стоял и презрительно смотрел в сторону.
- (18)Аврамов! (19)Ты назвал меня подлецом? (20)Прошу тебя извиниться.
- (21)Нет, – ответил Аврамов.
(22)Сердце у Шарыгина начало тяжело и медленно колотиться: он должен ударить, он чувствует себя правым. (23)Товарищи перестанут уважать его, если он оставит незаслуженное оскорбление безнаказанным. (24)Шарыгин не сознает, как он поднимает руку и бьет, и не чувствует силы удара…
(25)Когда Шарыгин возвращался домой, душным и тяжелым сном казалось то, что час тому назад произошло в классе.
(26)Первый, кому Шарыгин рассказал о происшедшем случае, была Александра, гимназистка восьмого класса, которую он считал умной и «развитой».
- (27)Ты поступил подло, – ответила Александра.
(28)Он просто исполнил свой долг честного человека, иначе из-за глупой шутки понесут наказание неповинные. (29)Как они все не могут понять, что он страдает…
(30)Прошло три дня. (31)Класс ни словом не вспоминал о происшедшей истории и с особенной предупредительностью относился к Аврамову. (32)Никто не подходил к Шарыгину на переменах, точно драка составляла постоянное свойство шарыгинского характера.
(33)В понедельник на второй перемене Шарыгин после звонка попросил всех остаться в классе и взошел на кафедру:
- (34)Слушайте. (35)Аврамов оскорбил меня… (36)И он был неправ. (37)Он должен был сказать: «Все вы подлецы!» (38)Один за всех, все за одного! (39)Вот как нужно жить, братцы. (40)А что я… я… ударил Аврамова, то я такой… такой…
(41)Красноречивый оратор всхлипнул и, сбежав с кафедры, устремился к дверям, но бесчисленное множество рук схватили его и закружили.
(42)На большой перемене многие искали Шарыгина, но он куда-то пропал. (43)Когда восьмиклассники гурьбой ворвались в класс, их пораженным глазам представилось чудное произведение искусства. (44)На классной доске было нарисовано расписание с заключенным в него кукишем, а перед ним в недоумевающих позах инспектор и директор, а за ними сторож Семен.
- (45)Кто? – лаконично спросил директор, оценив широту замысла.
- (46)Я, – отвечал Шарыгин.
- (47)Ты будешь исключен.
(48)Но директора смягчили, и наказание было ограничено четырехдневным арестом. (49)Когда Шарыгин остался в классе один под арестом, он впервые почувствовал, что «грязь прошлого» совершенно смыта с него. (50)И целый день у закрытой стеклянной двери класса одна дружеская физиономия сменяла другую, и все они мигали, кричали в замочную скважину и дружески скалились.
(По Андрееву Л.)
Леонид Николаевич Андреев (1871 г. – 1919 г.) – русский прозаик, драматург, критик и публицист. Писателя привлекала морально-этическая и философская сущность человеческого бытия.
А12 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Шарыгин выдал имена одноклассников, виновных в «дурацкой шутке», и чувствовал себя при этом правым ?»
1) (13)На большой перемене Шарыгин от имени класса заявил, что подозревают троих: Аврамова, Валича и Основского.
2) (22)Сердце у Шарыгина начало тяжело и медленно колотиться: он должен ударить, он чувствует себя правым.
3) (28)Он просто исполнил свой долг честного человека, иначе из-за глупой шутки понесут наказание неповинные.
4) (11)Директор ушел, и класс занялся бурным обсуждением вопроса.
А13 Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в предложениях 22-25?
-
1) повествование и рассуждение
2) описание
3) рассуждение
4) повествование
А14 Укажите правильную морфологическую характеристику слова «вставлен» из 6 предложения текста.
-
-
наречие
-
деепричастие
-
краткое причастие
-
краткое прилагательное
-
А15 Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 49: «Когда Шарыгин остался в классе один под арестом, он впервые почувствовал, что «грязь прошлого» совершенно смыта с него».
-
эпитет
-
сравнение
-
фразеологический оборот
-
метафора
А16 Укажите ошибочное суждение.
-
В слове ЧУВСТВУЕТ буква В обозначает непроизносимый звук.
-
В слове БЕСЧИСЛЕННОЕ букв больше, чем звуков.
-
В слове НЕПРАВ последний звук – ф.
-
В слове ТЩАТЕЛЬНО мягкость согласного л̓̓ на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
Часть 2
При выполнении заданий этой части (В1-В4) запишите Ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми.
Ответы к заданиям B1-B2 запишите словами. |
В1 Укажите способ образования слова «обсуждением» (предложение 11).
Ответ: _________________________________________________________________
В2 Из предложения 15 выпишите производный предлог .
Ответ: _________________________________________________________________
Ответы к заданиям В3 и B4 запишите цифрами.
В3 Среди предложений 28-32 найдите простое предложение с однородными сказуемыми . Напишите номер этого предложения.
Ответ: _________________________________________________________________
В4 Среди предложений 34-43 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _________________________________________________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите Ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).
С1 На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Прав ли был Шарыгин в том, что дал пощечину своему товарищу Аврамову?»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных Вам предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку в 7 классе
Часть 1
За выполнение каждого из заданий А1-А16 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что обведён только номер верного ответа.
Если обведены два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается.
16 баллов
Ключи к заданиям А-А16
-
-
-
-
Номер задания
Ответ
А1
3
А2
3
А3
2
А4
4
А5
2
А6
4
А7
2
А8
3
А9
3
А10
1
А11
3
А12
3
А13
1
А14
3
А15
4
А16
2
-
-
-
Часть 2
За верное выполнение заданий второй части экзаменационной работы (В1-В4) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. В заданиях, где в качестве ответа записывается несколько слов или цифр, 1 балл выставляется, если верно указаны все слова или цифры.
Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 4 тестовых задания второй части работы, – 4 балла .
Ключи к заданиям В1-В4
-
-
-
Номер задания
Ответы
В1
суффиксальный
В2
навстречу
В3
31
В4
41
-
-
Часть 3
Проверка задания С1
Ответ на задание С1 (сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста) оценивается по следующим критериям.
№ |
Критерии оценивания развернутого ответа (сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста) |
Баллы |
СК1 |
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос на основе интерпретации текста. |
|
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос. Ошибок в интерпретации текста нет. |
2 |
|
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но допустил 1ошибку в его интерпретации. |
1 |
|
Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос, или экзаменуемый допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста. |
0 |
|
СК2 |
Наличие примеров-аргументов |
|
Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента , которые соответствуют обоснованному ответу на поставленный вопрос. |
3 |
|
Экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент , который соответствует обоснованному ответу на поставленный вопрос. |
2 |
|
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста. |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, соответствующего обоснованному ответу на поставленный вопрос, или приведённые экзаменуемый примеры-аргументы не соответствуют обоснованному ответу на поставленный вопрос. |
0 |
|
СК3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — в работе нет нарушений абзацного членения текста. |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. |
0 |
|
СК4 |
Композиционная стройность работы |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. |
2 |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1ошибка в построении текста. |
1 |
|
В работе допущено 2 ошибки и более в построении текста. |
0 |
|
СК5 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1ошибки. |
2 |
|
Допущено 2-3 ошибки. |
1 |
|
Допущено 4 ошибки и более. |
0 |
|
СК6 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. |
2 |
|
Допущено 3-4 ошибки. |
1 |
|
Допущено 5 ошибок и более. |
0 |
|
СК7 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка. |
2 |
|
Допущено 2 ошибки. |
1 |
|
Допущено 3 ошибки и более. |
0 |
|
СК8 |
Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. |
2 |
|
Допущено 3-4 ошибки. |
1 |
|
Допущено 5 ошибок и более. |
0 |
|
СК9 |
Фактическая точность письменной речи |
|
Фактических ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов нет. |
2 |
|
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов. |
1 |
|
Допущено 2 ошибки и более в изложении материала или в употреблении терминов. |
0 |
|
Максимальное количество баллов за задание С1 |
19 баллов |
При оценке грамотности (СК5-СК8) следует учитывать объём сочинения.
Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки сочинения, объём которого составляет 70-110 слов.
Если объём развернутого ответа составляет 50-69 слов, то по каждому из критериев СК5-СК8 не ставится больше 1 балла:
- СК5 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
- СК6 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
- СК7 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
- СК8 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в развернутом ответе в целом насчитывается менее 50 слов, то такая работа по критериям СК5-СК8 оценивается нулём баллов.
- 19 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов.
Шкала перевода первичных баллов в школьную оценку
-
Оценка
«2»
«3»
«4»
«5»
Интервал баллов
0-16
17-28
29-35
36-39