Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 3-х частей (2)

Региональный экзамен по русскому языку в 7 классе

ФИО учащегося ______________________________________________, Наименование учреждения _____________________________________

Класс ___________________

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 включает 16 заданий (А1-А16).

К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 состоит из 4 заданий (В1-В4), требующих краткого ответа. Ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания в экзаменационной работе в отведённом для этого месте словами или цифрами , разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 состоит из 1 задания (С1), требующего развернутого ответа (сочинение-рассуждение).

Записывайте ответ на это задание на отдельном бланке.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!, Вариант 1

Часть 1

При выполнении заданий этой части (А1-А16) обведите кружком, А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. крем для сапог

  2. четверо сирот

  3. самая важнейшая беседа

  4. ввиду предстоящего отъезда

А2 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. во..величивать, и..парение, бе..тактный

    4 стр., 1778 слов

    Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной ...

    ... разборчивым почерком. Часть 2 Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9, С2. (1)Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как ... ответы в бланк ответов № 1. Часть 3 Используя прочитанный текст части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Для ответа к заданию используйте бланк ответов № 2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: ...

  2. пр..градит (путь), пр..вышение (скорости), пр..целиться

  3. во..местить, бе..голосый, ра..жигать

  4. пр..увеличение, пр..глушённый, пр..мудрость

А3 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) внезапный смерч.., привлеч.. внимание

2) причина неудач.., ждать невмоч..

3) спряч.. подальше, конь горяч..

4) образовалась бреш., упасть навзнич..

^

1) изуча..мый объект

2) знач..мое событие

3) придержива..мый руками

4) исполня..мый оркестром

^

1) Узорная чугу..ая лестница вела на второй этаж.

2) Сереют передки телег, засыпа..ые снегом.

3) Утром гружё..ые рыбой баркасы причаливали к берегу.

4) Все вещи были аккуратно сложе..ы в большой черный чемодан.

^

1) о колышущ..мся знамен..

2) мальчиком, играющ..м на свирел..

3) об исчезнувш..м вид.. растения

4) о выдающ..йся личност…

^

1) Глаза у него были вовсе (не)черные, а самые обыкновенные, желтоватые, с зеленым ободком.

2) Он сидел за обедом стесненный, (не)зная, куда девать руки.

3) Ромашов, до сих пор (не)приучившийся справляться со своим молодым сном, по обыкновению опоздал на утренние занятия.

4) Почерк Александры Петровны был своеобразен, (не)правилен и изящен.

^

1) переписать (на)бело, (по)лисьи хитёр

2) еле(еле), (с)начала урока

3) где(нибудь), выть (по)волчьи

4) (по)осеннему лесу, знали (из)давна

^

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, н(1)изменяется целый день и кругом одинаков: н(2)где н(3)темнеет, н(4)густеет гроза, разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы.

1) 1, 4, 3

2) 1

3) 2, 3

4) 2

^

Даже сильный ветер (1) стремительно (2) носившийся по улицам (3) дул по-весеннему неровно и прерывисто (4) вздрагивая и шаля.

1) 1, 2, 3

2) 1, 2, 3

3) 1, 3, 4

4) 1, 4

^

1) исхоженной дорогой

3) о лелеемой мечте

2) делясь впечатлениями

4) построен давно

А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения., Встречая в доме гостей,

  1. должно быть чисто и уютно.

  2. хозяин должен быть радушен и приветлив.

  3. от хозяина должно исходить радушие и приветливость.

  4. программа праздника тщательно подготовлена.

Прочитайте текст и выполните задания A13-A16; B1-В4; С1.

(1)Он растяпа, этот Вовка. (2)Олег же его предупреждал! (3)Деревенские ребята хорошие, но их надо авторитетом брать, после этого они станут друзьями – во!

(4)А с авторитетом вот что вышло.

(5)Олег-то в Ольшанке сто раз был. (6)Он только вылез из автобуса, и к нему сразу кинулись мальчишки: Минтин, Витек и Егорка. (7)Расхватали вещи и понесли к дому его родни. (8)Когда их тут было авторитетом брать?

(9)А у самого дома на Вовку пошел какой-то сивобородый козел. (10)Чего козел Сивка от Вовки хотел – неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлепнулся прямо на коровью лепешку.

(11)Витек и Минтин ка-ак захохочут, за ними – самый маленький – Егорка.

(12)А он в этот момент как бы провалился сквозь землю. (13)Таким, провалившимся, он и сел за стол.

(14)После обеда Минтин с Витьком повели компанию в лес в свой «фирменный» малинник.

(15) Вскарабкавшись на обрыв по узенькой тропе, они очутились на вырубке. (16)Это и был малинник: запах малины, жара и шмелиный гуд…

(17)Когда наелись малины, повернули назад. (18)По дороге решили зайти в старый парк школы-интерната.

(19)Одна из аллей парка шла в самый глухой угол парка. (20)Там стояла бывшая барская контора, пугая прохожих пустыми черными окнами.

(21)Солнце уже клонилось к закату, и было совсем по-вечернему.

  • (22)Здесь черт живет, – неожиданно сказал Минтин, – это все наши старики знают.
  • (23)Там, – указал пальцем в небо Олег, – космонавты круглосуточно вкалывают, а у вас – черти!

(24)Олег пихнул Вовку коленом и губами показал: «Авторитет!..» (25)А вслух сказал:

  • (26)Вовка, сходи в разведку и выведи этого черта на чистую воду.

(27)Вовка поморщился… (28)А может, и правда там кто-нибудь есть?

(29)Вовка встал.

  • (30)Я с тобой пойду! – закричал Егорка.
  • (31)Вдвоем и дурак сходит, – отрезал Олег. – (32)Или ты один иди, или я один.
  • (33)Ладно, пошел я, – сказал Вовка.

(34)Он понимал: Олег точно уж пойдет вместо него, но тогда – хоть в другую школу уходи.

(35)Вовка медленно зашагал к черному входу и замер.

(36)Он зажмурил глаза, досчитал до пяти – и вошел. (37)Его охватила холодная, как вода, тьма. (38)Сердце стучало под самым горлом… (39)Но тьма все же немного рассеялась. (40)Он глянул в самый темный угол – прямо на него смотрели жуткие золотые глаза. (41)Ох и взвизгнул он, а потом засмеялся мелким, как дрожь, смехом и пошел на эти глаза. (42)Он разглядел под ними знакомую сивую бороду.

  • (43)Сивка, гад ты такой, – выговорил сквозь мелкий смех Вовка и попытался обнять козла за шею.

(44)Но Сивка вывернулся, кинулся к выходу и остановился там.

(45)Ребята обступили его и смеялись почти так же, как Вовка.

  • (46)Молоток, старик! – как-то даже с завистью сказал Олег.
  • (47)Теперь ты – легенда, Минтин по всей деревне разнесет, – вздохнув, сказал Олег.
  • (48)А, ладно.

Главное, мы Сивку домой привели, – ответил Вовка и немного, конечно, соврал.

(49)Рад он был всему происшествию: и тому, что Витек его зауважал, и что Сивка оказался Сивкой, а не чем-то вроде…

(По Одноралову В.И.)

^ член Союза писателей России, лауреат премий журналов «Костер» и «Литературная учеба», областных премий «Оренбургская лира», премии ГТРК «Оренбург».

^

1) (28)А может, и правда там кто-нибудь есть?

2) (34)Он понимал: Олег точно уж пойдет вместо него, но тогда – хоть в другую школу уходи.

3) – (26)Вовка, сходи в разведку и выведи этого черта на чистую воду.

4) – (22)Здесь черт живет, – неожиданно сказал Минтин, – это все наши старики знают.

А14 Какой тип речи представлен в предложениях 36-42?

  1. описание

  2. рассуждение

  1. повествование и описанием

  2. описание и рассуждение

А15 Укажите правильную морфологическую характеристику слова «сразу» из 6 предложения текста.

  1. наречие

  2. деепричастие

  1. причастие

  2. прилагательное

А16 Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 12: «А он в этот момент как бы провалился сквозь землю».

  1. эпитет

  2. метафора

  3. фразеологический оборот

  4. антитеза

Часть 2

При выполнении заданий этой части (В1-В4) запишите Ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми.

Ответы к заданиям B1-B3 запишите словами.

В1 Укажите способ образования слова «по-вечернему» (предложение 21).

Ответ: _________________________________________________________________

В2 Из предложения 34 выпишите производный предлог .

Ответ: _________________________________________________________________

^

Ответ: _________________________________________________________________

Ответы к заданию B4 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 14-21 найдите предложения с деепричастными оборотами . Напишите номера этих предложений.

Ответ: _________________________________________________________________

^

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите Ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Почему Олег стал немного завидовать Вовке после истории с Сивкой?»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных Вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

^

ФИО учащегося ______________________________________________, Наименование учреждения _____________________________________

Класс ___________________

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 включает 16 заданий (А1-А16).

К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 состоит из 4 заданий (В1-В4), требующих краткого ответа. Ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания в экзаменационной работе в отведённом для этого месте словами или цифрами , разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 состоит из 1 задания (С1), требующего развернутого ответа (сочинение-рассуждение).

Записывайте ответ на это задание на отдельном бланке.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!, Вариант 2

Часть 1

При выполнении заданий этой части (А1-А16) обведите кружком, А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. китель без погон

  2. пятеро друзей

  3. благодаря своим способностям

  4. самый тяжелейший год

А2 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..обретать, пр..граждать (путь), пр..образовать

  2. и..полнение, бе..форменный, бе..хитростный

  3. пр..жизненное (издание), пр..дорожный, пр..успеть (в делах)

  4. и..бежать (потерь), бе..надёжный, ра..полневший

А3 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) горячий борщ.., пол скрипуч..

2) разжеч.. костёр, усеян сплош..

3) большой тираж.., привлеч.. к ответственности

4) похож.. на брата, дюжина рогож..

^

1) еле улавлива..мые зкуки

2) обожа..мый друзьями

3) испытыва..мый восторг

4) муч..мый угрызениями совести

^

1) В широкое окно без занавесок просто и мирно глядит озарё..ый луной снежный двор.

2) На холме высилась стари..ая чёрная башня.

3) На крышке пенала было выжже..о изображение веселого зайчика.

4) Девочка обиже..о поджала губы и заплакала.

^

1) в застывш..м воздух..

2) в свете сверкающ..й молни…

3) ускользающ..м времен..м

4) на скачущ..й лошад..

^

1) Белые, легкие облака стояли (не)подвижно, и над ними быстро катился круглый месяц.

2) Собрание занимало (не)большой одноэтажный домик.

3) А Назанский все ходил по комнате и говорил, (не)глядя на Ромашова, точно обращаясь к стенам и к углам комнаты.

4) Он казался заметно сконфуженным за свой (не)истовый порыв.

^

1) кое(как), (по)летнему расписанию

2) (где)то, узнать (в)последствии

3) устремиться (в)перёд, жить (по)новому

4) подобру(поздорову), уступить (по)дружески

^

Так как все эти помещения, кроме столовой, были обыкновенно н(1)обитаемы и н(2)когда н(3) проветривались, то в них стоял сыроватый, н(4)жилой воздух, к которому примешивался особый запах от старой ковровой обивки, покрывавшей мебель.

1) 4

2) 2, 4

3) 2

4) 1, 3, 4

^

Ромашов (1) идя домой (2) глядел на небо и траву (3) поседевшую от росы (4) и чувствовал себя бесконечно чужим среди этой невинной прелести утра (5) улыбавшегося спросонок.

1) 1, 2, 3

2) 1, 2, 3, 4, 5

3) 2, 3, 4

4) 1, 3, 5

^

1 ) захватив корабль

3) ищущим правду

2) из светящихся окон

4) рассказывая сказки

А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения., Начиная заниматься закаливанием,

  1. выполняются определенные требования.

  2. улучшается физическое состояние организма.

  3. я познакомился со специальной литературой по этой проблеме.

  4. успеху способствуют определённые правила.

Прочитайте текст и выполните задания A13-A16; B1-В4; С1.

(1)Первым во дворе модные кроссовки надел Кешка Щеглов. (2)И не какие-нибудь, а трехцветные, английские. (3)Он ходил по двору и попинывал все, что попадалось под ноги: спичечные коробки, камешки, стаканчики из-под мороженого.

(4) Глаза у пацанов загорелись: везло же Щеглову! (5)Один только Витька Сомов не участвовал в обсуждении кешкиной обновы. (6)Кроссовки, конечно, были классные, но завидовать Щеглову Витя не хотел. (7)У него в груди все горело от досады, что везет именно Кешке. (8)Горело так, будто он глотнул крутого кипятку. (9)Уж везло бы Толе Голеву – его отец берет мальчишек на рыбалку. (10)Или Сане Борисову – он живет без папы, с мамой и бабушкой. (11)Но везло Щеглову, задире и драчуну.

(12)Кешка был грозой двора и несчастьем родителей, которые выбились с ним из сил. (13)Он обижал других не просто так: все его проделки были злыми.

(14)А сегодня Кешка в новых кроссовках, фирмовых. (15)Нет, не хочет Витя ни завидовать Щеглову, ни радоваться за него. (16)Другие пусть как хотят.

(17)Но само собою вышло, что и другие ребята отделились от Кешки и побрели к дому. (18)Они сидели на кушетке возле штакетника и смотрели, как бабушка из соседнего дома кормит голубей. (19)Голубям она выносила хлебный мякиш и всегда крошила его на крышку колодца. (20)Голуби привыкли и с утра уже семенили на колодезном пятачке, доверчиво петляли под ногами прохожих.

(21)Голуби подбирали последние крошки, когда Кешка Щеглов, поравнявшись со старушкой, носком кроссовки поддел одну из птиц и отбросил с асфальта на газон. (22)Голубь забил крыльями, пытаясь подняться, но тут же сложил веер хвоста и упал набок. (23)Старушка с ненавистью проводила Щеглова взглядом.

  • (24)Ты что, живодер! – Витька скатился с кушетки и подбежал к подбитой птице. – (25)Ты же ему ноги перебил!
  • (26)А что они путаются под ногами! (27)Перестрелять их всех пора.
  • (28)Что она – мешала тебе? – Витя с голубем в руке стоял перед Щегловым. – (29)Как дам сейчас!
  • (30)Ты? – разинул Кешка рот от изумления.

(31)Да Витька и сам понимал: где уж ему, с его бараньим весом, справиться с Щегловым. (32)Вот если бы всем вместе!.. (33)Но с Кешкой никто не затевал драку: все знали, что он каждого потом отлупит поодиночке.

(34)Витька стоял перед ребятами с голубем в руке, и ему хотелось плакать.

– (35)Чтобы ты… – Витя захлебывался от злости в поиске самых страшных слов. – (36)Чтобы ты сам ногу сломал! (37)Витьке стало легко-легко. (38)Но в следующий миг он уже испугался. (39)«Врагу своему не пожелаю», – говорила мама, когда ей приходилось плохо. (40)А Витя пожелал. (41)А Щеглов что – враг? (42)А остальные ребята? (43)Ясно, что не враги. (44)А друзья ли? (45)Вон сидят с Щегловым рядышком и хоть бы что.

(46)Витя уходил мелкими шажками, ждал, что кто-то окликнет либо догонит и зашагает рядом. (47)Никого не было. (48)Навстречу со стула поднялась старушка и решительно взяла из Витькиных рук голубя.

(49)А Кешка Щеглов в тот же вечер на ровном месте сломал ногу.

(По Турусовой А.А.)

Анна Александровна Турусова (род. 1936 г.) – российская писательница, поэтесса, член Союза писателей России, лауреат Литературного конкурса имени К. М. Нефедьева. Живёт в г. Магнитогорске.

^

1) (17)Но само собою вышло, что и другие ребята отделились от Кешки и побрели к дому.

2) (9)Уж везло бы Толе Голеву – его отец берет мальчишек на рыбалку.

3) (11)Но везло Щеглову, задире и драчуну.

4) (14)А сегодня Кешка в новых кроссовках, фирмовых.

А14 Какой тип речи представлен в предложениях 36-45?

  1. описание

  2. рассуждение

  1. повествование и описание

  2. описание и рассуждение

А15 Укажите правильную морфологическую характеристику слова «навстречу» из 48 предложения текста.

  1. наречие

  2. деепричастие

  1. причастие

  2. прилагательное

А16 Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 12: «Кешка был грозой двора и несчастьем родителей, которые выбились с ним из сил».

  1. эпитет

  2. сравнение

  3. фразеологический оборот

  4. антитеза

Часть 2

При выполнении заданий этой части (В1-В4) запишите Ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми.

Ответы к заданиям B1-B3 запишите словами.

В1 Укажите способ образования слова «доверчиво» (предложение 20).

Ответ: _________________________________________________________________

^

Ответ: _________________________________________________________________

В3 Из предложения 21 выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова .

Ответ: _________________________________________________________________

Ответы к заданию B4 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 18-23 найдите предложения с деепричастными оборотами. Напишите номера этих предложений.

Ответ: _________________________________________________________________

^

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите Ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Почему Витька Сомов стал сомневаться в своих друзьях?»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных Вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.