В литературе есть ряд произведений, относящихся к жанру сатиры. Чем же характеризуется этот жанр? Сатирические произведения пишутся с определенной целью — высмеять пороки окружающей действительности. Автор обращает внимание читателя на то, что давно стало в обществе нормой, но, по его мнению, не может считаться нормальным.
Является ли сатирическим произведением пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор»?
В комедии представлен ряд карикатурных образов провинциальных чиновников и обывателей. Автор описывает маленький городок в российской глубинке, где процветают глупость, подхалимство, воровство и взяточничество, а городничий является полновластным хозяином. В «замечаниях для господ актеров» Гоголь характеризует этого персонажа — Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского — как «очень неглупого по- своему человека». Но своему уму он находит довольно странное применение: вместо того чтобы регулировать городские дела по закону, этот высокопоставленный — по здешним меркам — чиновник устраивает все так, чтобы ему было чем поживиться и у купцов, и у чиновников рангом пониже, и у простых обывателей. В ответ на щедрость горожан Сквозник-Дмухановский оказывает им услуги, на которые не имеет права. И с этим все мирятся. Мало того, городничего здесь уважает каждый, кого он еще не успел обидеть.
Рядом с почтенным Антоном Антоновичем в городке живут и другие уважаемые люди. Это и судья Ляпкин-Тяпкин, сама фамилия которого говорит о том, как здесь творится правосудие; и Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ, от которого «такой запах, как будто он сейчас вышел из винокуренного завода»; и Земляника, попечитель богоугодных заведений, для которого Гоголь не нашел иных слов, кроме «проныра и плут», и многие другие.
Неудивительно, что все местные чиновники переполошились, узнав о скором приезде ревизора. Ведь среди них «нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов». Мздоимничать здесь считается нормой — по словам городничего, «это уж самим Богом устроено». Так что предположение «не было ли какого доноса» представляется совсем недалеким от истины.
Эволюция драматургических принципов Н.В. Гоголя
... человек», - только такое изображение приносит существенную пользу». Здесь и в других местах Гоголь защищает принципы реалистического театра и только такому театру придает большое общественно-воспитательное значение. От лица актеров автор ... сатира, осмеивавшая нежинских обывателей, о которых Гоголь критически отзывался и в своих письмах. После окончания нежинской гимназии Н.В. Гоголь приезжает в ...
Однако никто не желает попадать в поле зрения строгого чиновника из самого Петербурга, и в доме городничего устроен своеобразный военный совет, на котором обсуждается степень вины каждого, и каждый старается придумать себе убедительное оправдание. «Грешки грешкам рознь»: судья — взяточник, но приводит в свою защиту тот аргумент, что берет не деньги, а борзых щенков. В больнице у Земляники пациенты вместо положенного габерсупа получают на обед капусту, а вот дорогих лекарств не получают вовсе: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». К тому же местный врач Гибнер совсем не говорит по-русски, а значит, не может объясниться с больными. Возможно, и его фамилия говорящая — ведь многие его пациенты наверняка гибнут.
В учебных заведениях у Хлопова тоже есть проблемы. Это учителя. Городничий говорит о них: «если умный человек, то или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси». Неудивительно, что таких педагогов представлять ревизору боятся.
Есть свои грехи и у почтмейстера Шпекина, и у частного пристава Уховертова… Словом, приезд ревизора в провинциальный городок — это действительно страшное бедствие для чиновников.
Зато для их жен и дочерей появление столичного гостя — знаменательное событие. Они сгорают от любопытства, обсуждают, что надеть, спорят, строят планы. Определенные надежды возлагают на приезжего и остальные жители городка: обиженные чиновниками •надеются восстановить справедливость, хотя и у самих рыльце в пушку. Почти у всех обывателей имеются какие-то просьбы.
В этот важный для всех горожан момент на сцене появляется Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга. Он не ревизор, а обыкновенный проигравшийся мот, которому даже нечем расплатиться за обед. Но его столичные манеры и дорогой сюртук вводят в заблуждение помещиков Петра Ивановича Бобчинского и Петра Ивановича Добчинского, и они наперегонки мчатся сообщить всем, что ревизор уже прибыл. Тут же потоком идут подношения, проявления уважения, и Хлестаков верно оценивает ситуацию. Он не понимает, за что ему оказывают почести, но пользуется моментом и занимает денег почти у каждого чиновника, не собираясь возвращать долгов. Но никто на это и не рассчитывает: все искренне уверены, что дают взятку ревизору.
Провинциальных дам Хлестаков очаровывает, а их мужей пугает. Он плетет небылицы о своей столичной жизни, о знакомстве с генералами и министрами, о собственных выдающихся способностях. Он приписывает себе авторство многих классических произведений — «Женитьбы Фигаро», «Юрия Милославского» — и отметает робкие возражения дочери городничего: «Ах, да, правда, это точно Загоскина; а есть другой “Юрий Милославский”, так тот уж мой». И этот неуклюжий аргумент, как и неубедительное хвастовство, действуют убедительно. Однако проницательный читатель отлично видит, что Хлестаков просто глуп и необразован. Он даже не может вспомнить короткого стихотворения, чтобы записать в альбом Марьи Антоновны, дочери городничего.
Почему же все эти «неглупые по-своему люди» буквально смотрят в рот столичному хвастуну?
Чиновники, боясь, что раскроются их махинации и они будут наказаны, раболепствуют перед вышестоящим, каковым они считают Хлестакова. Купцы надеются, что столичный начальник обуздает непомерные аппетиты городничего, который не довольствуется обычными взятками, а «придет в лавку и, что ни попадет, все берет», но в то же время и сами боятся разоблачения. Женщины в восхищении от него, ведь он — такое значительное лицо! Прочие же — просто-напросто преклоняются перед столичным жителем, считая его более важным, умным, образованным, чем они, только за то, что он живет в Петербурге и — по его собственным словам — знаком с высокопоставленными людьми и даже самим Пушкиным.
Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой?
... что Хлестаков себя за ревизора не выдаёт. Возникает вопрос: почему же они обманулись, почему они приняли Хлестакова за ревизора? Ответ на этот ... является той силой, тем чувством, которое способно объединить всех в этой комедии. Причём понятно, чего боится городничий, боятся чиновники. Как ... нет, вам должно не стул, а трон. Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную ...
У столичного гостя даже не спросили документов. Почему же герои комедии так легко дали себя обмануть? А потому, что они сами были готовы обмануться. Каждый из чиновников надеялся отделаться от проверяющего взятками, подарками. Будь на месте Хлестакова настоящий ревизор, ему пришлось бы нелегко, попытайся он выполнить свои обязанности как положено. Впрочем, в честных ревизоров в этом городе уже давно никто не верил.
Именно поэтому в финале пьесы обманщик уезжает безнаказанным, а горожане остаются в дураках и начинают искать виноватых, пытаясь оправдать себя. Добчинский и Бобчинский, указывая друг на друга, наперебой твердят: «Ей богу, это не я, это Петр Иванович». Остальные, читая письмо Хлестакова, написанное приятелю, старательно пропускают места, где он о них «неприлично выразился». Но им некого винить, кроме самих себя. И когда жандарм сообщает о том, что в город приехал настоящий ревизор, чиновникам остается только обреченно вздохнуть и развести руками со словами «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
Таким образом, пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» действительно является сатирическим произведением, в котором изображена в смешном свете все обычное и привычное, причем настолько обычное и привычное, что этого никто не замечает. Автор представил ряд характерных карикатур, в которых каждый мог узнать кого-нибудь из тех, с кем ему доводилось встречаться, посмеяться над ними, покритиковать.
Но основная задача пьесы все-таки не в этом. Гоголь предлагает читателям подумать не о чужих, а о собственных пороках. Не случайно эпиграфом к комедии стала пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
На этой странице искали :
- сочинение на тему что произойдет когда приедет настоящий ревизор
- сочинение на тему что высмеивает гоголь в комедии ревизор
- что высмеивает гоголь в комедии ревизор
- сочинение на тему что будет когда приедет настоящий ревизор
- сочинение по камедии Н В Гоголя ревизор