УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ С ИКТ, В 5 КЛАССЕ, Сочинение — описание предметов по картине, Ф.П. Толстого
«Цветы, фрукты, птица»
Тема: Сочинение — описание предметов по картине Ф.П. Толстого
«Цветы, фрукты, птица»
Цели урока:
-
Ознакомить детей с особенностями натюрморта как жанра живописи
-
Учить писать на заданную тему, раскрывая основную мысль
-
Развитие орфографической зоркости учащихся
-
Расширить словарный запас учащихся, познакомить с жизнью и творчеством Ф.П.Толстого
-
Развитие эстетических чувств, воображения, памяти и любви к природе и живописи
Оборудование:
Натюрморты Ф.П. Толстого, русских и зарубежных художников (презентация)
Красота есть гармония;
в ней залог успокоения…
Ф.М. Достоевский
ХОД УРОКА
-
Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.
— Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.
Натюрморт – слово французское, и значит оно буквально – «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.).
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.
Натюрморты, написанные когда-то художниками, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.
Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.
-
Слово учителя о художнике и его картинах.
3 стр., 1298 словПо картине «Цветы, фрукты, птица» Ф. Толстого
... и любить прекрасное во всех проявлениях. Краткое сочинение по картине «Цветы, фрукты, птица» 5 класс Есть очень ... живописью и скульптурой. Больше всего любил писать Ф.П. Толстой цветы, бабочек, чудесных птичек, фрукты. Одним из самых его известных творений по праву можно считать картину «Цветы, ... Они парят рядышком в радостном вальсе. Ф. П. Толстой создал из хаотического разнообразия живого мира ...
— Фёдор Петрович Толстой (1783-1873) — замечательный русский художник и скульптор. Родился в семье графа П.А.Толстого в 1783 году. Будущий художник, как было принято в то время, с рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского корпуса в 1802 году молодой мичман Фёдор Толстой поступил в Академию художеств, где потом долгие годы преподавал. В последние годы жизни художник потерял зрение.
Скончался великий мастер в 1873 году.
Ф.П. Толстой был человеком большой культуры и глубокой эрудиции, художником разносторонних профессиональных интересов.
Его способности к рисованию проявились очень рано. Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы, искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы.
Кроме живописи Ф.П. Толстой увлекался энтомологией (Энтомология – наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».
Наиболее самобытную область творчества Толстого составляет большая коллекция акварелей с блистательным изображением цветов и фруктов. Художник рисует стрекоз, бабочек с фантастическими крыльями, птичек с необычным оперением. Созданные «Толстого кистью чудотворной» (А.С. Пушкин) натюрморты стали произведениями большого искусства.
Натюрморты Ф.Толстого – это попытка запечатлеть чарующую
красоту природы. Наиболее известные работы в этом жанре – «Букет цветов», «Бабочка и птичка», «Цветы, фрукты, птица».
-
Словарная работа.
Натюрморт – картины, изображающие ягоды, фрукты, сорванные цветы, продукты и т.д.
Композиция картины — расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении.
IV. Беседа по картине
- Перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». Какие предметы изобразил художник?
- Что поместил художник в центре своей картины?
( В центре картины — стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев.)
- Как художник показывает прозрачность воды в вазе?
Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)
- Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?
(На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)
- Что изобразил художник на картине слева от вазы?
( Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко. )
- Что мы видим справа от вазы?
(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету. Кажется, брызнут сейчас сладким соком.)
По картине Толстого Цветы, фрукты, птица
... картине Толстого Цветы, фрукты, птица представлен красочный рисунок-натюрморт. Также хорошо известны его натюрморты «Ягоды красной и белой смородины», «», «Ветка винограда». Сочинение по картине Толстого Цветы, фрукты, птица: описание и анализ рисунка На картине Толстого Цветы, фрукты, птица ... птичка очень оживляют рисунок. У художника получилось очень реалистично изобразить все персонажи и предметы ...
- Как художник изобразил птичку? Какая она?
(На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек аромат спелого плода?)
- Что еще на картине привлекает ваше внимание?
(Слева и справа от букета Ф.П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.)
- Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?
(Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены тёплым летним солнцем, согреты его яркими лучами.)
- Итак, мы увидели, что на картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.
- Давайте определим основную мысль автора натюрморта.
(Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)
- Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой вид сочинения используем?
(Описание)
- Какое: деловое или художественное?
(Художественное. Картина — произведение искусства.)
- Какова же будет основная мысль нашего описания ?
( Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)
V. Составление плана описания картины.
I. Краткая информация о художнике.
II. Композиция натюрморта:
- а) цветы;
- б) фрукты;
- в) бабочка;
- г) птичка.
III. Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт.
VI. Устное описание картины 1-2 учащимися, редактирование и обсуждение высказываний
Опорная лексика:
Передо мной картина …
На переднем плане замечательного полотна…
В центре картины художник изобразил…
Цветовая гамма очень разнообразна:…
При создании картины мастер использовал…
Художнику удалось…
Опорные фразы и словосочетания
Стеклянная ваза,
фиолетово-розовая лаватера,
морковно-красный с жёлтыми полосками бархатец,
веточка душистого горошка,
пушистая головка ало-красного мака с белой каёмочкой на кончиках лепестков,
сине-голубой с золотыми серединками дельфиниум,
разноцветная птичка,
лимонно-жёлтая бабочка.