Урок 86. «Мои сверстники…»

Задачи урока :

1. достичь понимания такой истины как необходимость прислушиваться к советам взрослых.

2. достичь понимания смысла жизни на основе рассказов.

3. достичь понимания философского смысла произведений.

4. развивать общеучебные умения: слушать советы взрослых, внимательно читать, запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, применять полученные знания на практике.

Сегодня мы будем учиться писать сочинение по произведениям литературы, которые изучили на прошлых уроках.

Это задание очень сложное и может быть задано по всем предметам.

Оно требует от учеников владение изученными материалами, умения пользоваться ими, умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Частично этому научились на уроках русского языка, когда писали сочинения по картинам художников, рассуждали по какому-то вопросу (например: о происхождении дней недели), когда придумывали рассказ о каком-то событии из жизни.

Но такое задание по литературе потребует от вас умение соединять в одной работе и описание, и повествование, и рассуждение.

Мы проделаем такую работу, опираясь на произведения В.П.Астафьева. И выберем для примера один рассказ.

Подготовка к написанию сочинения

А сейчас проверим, насколько внимательно вы читали рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

  • На какой реке происходили события?
  • Назовите возраст Васютки.
  • Чем снабжал Васютка рыбаков?
  • Что такое затеси?
  • Какую птицу первой увидел Васютка?
  • Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?
  • Сколько, по мнению Васютки, весил пойманный глухарь?
  • О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?
  • Сколько патронов осталось у Васютки после того, как он стрелял в воздух?
  • По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?
  • Как звали Васюткину собаку?
  • Откуда Васютка так много знает?
  • А почему заблудился?
  • Но упорство Васютки должно быть вознаграждено.

    6 стр., 2942 слов

    Какой таежный закон нарушил васютка. законы тайги в рассказе ...

    ... мы знаем, что рассказ «Васюткино озеро» тоже отражает жизненный опыт писателя. Что мы можем вспомнить об истории создания рассказа? (сначала пятиклассник Виктор Астафьев написал сочинение на тему «Как я провел ... мы проявим своем умение внимательно, осмысленно читать текст и постараемся решить несколько задач: найти в тексте правила, законы, мудрости, помогающие выжить в тайге; понаблюдать над языком ...

    Но как? (ответ на этот вопрос найдём в течение урока)

  • За что ругает себя Васютка?
  • А как бы вы стали вести себя в данной ситуации?
  • Какое решение принимает Васютка? О чем говорит такое решение?
  • Васютка бодрится, но … легко ли ему?
  • С каким произведением вы познакомились на предыдущих уроках?

Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по этому произведению.

Практическая работа

Вспомните этапы работы над сочинением. Восстановите последовательность этапов работы над сочинением.

  • — Проверяем свою работу.
  • — Работаем над следующим этапом сочинения.
  • — «Обдумывание и составление плана»
  • — О чём вы расскажете во вступительной части сочинения?
  • — Каков жанр произведения?

Для того, чтобы в работах не было содержательных (фактических) ошибок, нужно хорошо знать сюжет произведения.

Сюжетная линия

Первую вспомним, опираясь на вопросы:

  • — Когда Васютка окончательно понял, что заблудился?
  • — Как передает писатель состояние мальчика в этот момент?
  • — Что кроется в словах “Будь что будет”?
  • — “В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод”, — говорит Астафьев. Какие слова вспомнил Васютка, когда им овладело отчаяние? И Васютка стал припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.
  • — Что сделал Васютка в первую очередь?
  • Занятый хлопотами, Васютка немного успокоился. “Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой”. Тревога о чем?
  • — Что помогло Васютке провести первую ночь?
  • — Что заметил Васютка на исходе второго дня среди однообразного мха?
  • — Приметой чего является трава в тайге?
  • — На что надеялся Васятка?
  • — А оказалось?

А какая вторая? Это внутренний, душевный, мир героя, то, как он изменился, что стал понимать после приключений в тайге.

4 стр., 1837 слов

«Уроки французского» анализ произведения Распутина – тема, план, ...

... Главные герои Продолжим анализ произведения «Уроки французского» Распутина В. Г. описанием главных героев. Ими ... эти качества, лишившись своей работы. В рассказе мальчик поражает ... Уроки французского»). Анализ произведения, представленный в этой статье, поможет вам в них разобраться. Неспешно течет повествование, богатое бытовыми подробностями, однако его ритм постепенно захватывает. Подробный план ...

Например, кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать? Он стал больше ценить материнскую любовь и заботу.

Приступим к написанию плана сочинения.

План

I. Васютка — главный герой рассказа «Васюткино озеро».

II. Становление характера мальчика:

  1. Забота о рыбаках.
  2. Поведение в таежном лесу.
  3. Забота об общем деле.

III. Почему озеро названо именем Васютки?

— План составлен. Какой следует этап работы?

Многие уже догадались? –

Подбор материалов к пунктам плана сочинения

Рекомендации:

— Подумайте, о каком герое и какого произведения хотите написать, что именно в характере героя вас привлекло, что заставило задуматься?

— Если затрудняетесь с выбором героя и произведения для своего сочинения, воспользуйтесь предложенным материалом урока.

Не превращайте сочинение в пересказ!

— Вы должны показать своё впечатление от прочитанного и позицию автора.

— При оформлении черновика нужно оставлять просвет между строчками. Это даст возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания.

— Не забывайте пользоваться планом.

— Пользуйтесь орфографическим словарём.

И вот, когда черновик готов…

— Прочитайте написанное, проверьте, используя орфографические словари.

Домашнее задание: