Лирический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова
Лермонтов начинал как романтик, подражал в стихах Пушкину и Байрону. Он позаимствовал многие пушкинские образы, но развил их совершенно особенным образом, отличным от манеры Пушкина.
Каков лирический герой Лермонтова? Как и для всех поэтов в целом, это поэтический образ, в котором можно увидеть три начала: тот, кто чаще всего называет себя в стихотворениях (лирическое «я»); образ, проходящий через всю лирику поэта; отражение личности самого поэта (но вовсе не тождественно равное самому поэту).
Между лирическим героем и личностью самого поэта нужно искать не биографическое сходство, а глубокое внутреннее родство, ведь иногда эти личности могут очень сильно расходиться.
В стихотворении «Узник» (1837) лирический герой выступает в роли узника, мечтающего о свободе:
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня .
Герой поэзии Лермонтова смел и вольнолюбив, он жаждет нового, он романтик. Но увлечение романтизмом — отражение не жизненного, а духовного опыта поэта.
Лирический герой предстает как герой своего времени, он выражает в себе самые важные черты целого поколения, он — образ поколения, он узнаваем и нужен современникам.
В лирическом герое всегда есть черты, свойственные многим людям, в какое бы время они ни жили. А лермонтовский герой становится нужен не только современникам, но и последующим поколениям.
Лирический герой Лермонтова уникален. Он удивительно цельный, это единая личность, проходящая через всю лирику поэта. Не каждый поэт может похвастаться этим, даже у Пушкина лирический герой меняется на протяжении творческого пути.
Мир лирического героя Лермонтова составляет постоянная и напряженная борьба полярно противоположных начал:
- он мечтает о свободе, но в тоже время говорит о ее отсутствии;
- он хотел бы любить, но любовь трагична;
- хотел бы почувствовать единство с миром, а вместо этого бросает вызов обществу;
- хотел бы почувствовать себя частью жизни, но ощущает глубочайшее одиночество;
- хотел бы ощутить единство с миром природы, но понимает, что человеку нет места в ее гармонии;
- постоянно чувствует стремление к вере и обращается к поиску Бога, но и здесь его ждет разочарование.
Мотив одиночества очень силен в творчестве Лермонтова. Лирический герой обречен быть одиноким в любви, ведь он в ней разочарован:
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт
... пиррихия. Это позволяет автору создать плавную, тягучую речь. Таким образом, стихотворение Лермонтова «Поэт» является одним из лучших его стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии. Произведение наполнено горьким пафосом, и в ... что кинжал был близок автору лишь тогда, когда он был боевым оружием. Лирический герой с горечью взирает на грозный кинжал, висящий на стене пустым украшением. Автор ...
Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
(«И скучно, и грустно», 1840)
Помимо любовной лирики, очень ярко тема одиночества проявляется в стихотворениях «Узник», «Листок», «Выхожу один я на дорогу» и многих других.
В стихотворении «Утес» (1841) Лермонтов сравнивает себя с одинокой скалой, выражая весь масштаб своего одиночества:
И тихонько плачет он в пустыне.
Также в лирике Лермонтова часто встречается тема одиночества личности внутри целого поколения. В стихотворении «Дума» автор говорит о безыдейности, пассивности и вялости своего поколения:
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Это основные черты, характерные для лирического героя Лермонтова, который бросает вызов всему миру, находя себя лишь в борьбе и в отрицании.
Мотив борьбы очень ярко проявился в стихотворении 1836 года «Парус». Парус — это символ мятущейся души лирического героя.
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой: —
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Образ лирического героя в поэзии Лермонтова
В 1836-1837гг. образ лирического героя в поэзии Лермонтова откровенно демифологизируется. Окружавший его сверхчеловеческий ореол исчезает, герой начинает ощущать свое родство со всеми остальными людьми.
Но, в конце концов, выясняется, что вел эта эволюция означает лишь расставание с традиционной формой мифологизации собственного образа.
В поздней лирике Лермонтова (1839-1841) ориентация на распространенные в романтической культуре варианты “демонического” мифа сменяются совершенно иной и глубоко оригинальной формой
Мифотворчества.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Опять герой предстает каким-то межмирным существом, которому нет места ни на земле, ни на небе. Единственный исход видится в том, что выпасть из мира совсем, забыться в фантастической дреме, которая не сон и не явь, не жизнь и не смерть.
И, эта мечта о блаженном забытьи в “искусственной вселенной” (С. В. Ломинадзе), освобожденной от власти законов земного бытия и в такой же мере от власти законов царствия небесного, в сущности, аналогична вселенской утопии Демона, т. е.
образам всецело мифологизированной мистериальной поэмы.
Чудесный мир “искусственной вселенной” напоминает и о мифологических мотивах ранней лермонтовской лирики: так, “сладкий голос”, поющий “про любовь”, возвращает читателя к “чудной песне” ангела, которую еще до рождения слышала и с тех пор не может забыть человеческая душа.
Лирический герой Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта
... к миру - и отторжения от людей. Часто стихи Лермонтова являются вариациями на тему одного и того же поэтического сюжета, где мы встречаем устойчивый образ лирического героя: романтический герой лермонтовской поэзии ... Все его Мученья происходят оттого. Это стихотворение очень многое объясняет в духовном мире лирического героя Лермонтова. Человек сложнее просто чистоты и просто зла, поэтому его душа ...
И при всем том отсутствуют какие-либо претензии к миру. На смену байроническому разочарованию, всегда обоснованному такими претензиями, приходит безмотивная тоска, не поддающаяся никакому рациональному объяснению и уже тем самым приближенная к миру мифического.
К тому же все здесь выражено с почти фольклорным простодушием, с той степенью непосредственности и непритязательности, которая не позволяет воспринять образы стихотворения (и прежде всего его центральный лирический образ) как собственно поэтические фикции. Опять.
мифичность лирического “я” достигает полноты и завершенности, получая не только семантико-стилистическое, но и собственно психологическое воплощение.
Словом, главное лирическое лицо и его конфликт с миром вновь обретают мифическую природу.. Но на этот раз мифологизация лирического “я” обходится без “демонических” мотивировок, соотносящих его с потусторонним и сверхъестественным.
И поэтому почти без опоры на готовые, уже существовавшие традиции или формы мифологического мышления. Лермонтов и теперь возносит свою личную драму на уровень мифотворчества, но теперь это уже не субстанциональное, а, говоря словами А. Ф.
Лосева, “энергийное, феноменальное самоутверждение личности”.
В такой системе циклическое время ассоциируется с блаженством, а линейное – с чувством беспокойства и страданием.30 Линейное время всегда было актуально для преходящего существования (и самосознания) индивида.
Поэтому его ход от исчезающего прошлого к непредсказуемому или уничтожающему индивида будущему естественно становился в архаическом мироощущении источником неуверенности: архаический человек обретал равновесие лишь в меру своей приобщенности к непреходящему коллективному бытию, к его “вечным образцам” и “вечным возвращениям”.
Любопытно, что мифический сюжет стихотворения “Выхожу один я на дорогу…” в определенном отношении оказывается воплощением динамики, приближающей сознание лирического героя именно к архаической концепции времени.
Ощущение непереносимого страдания (“Что же мне так больно и так трудно?”) ведет сначала к обесцениванию линейного времени: обесценивается будущее (“Уж не жду от жизни ничего я”), обесценивается прошлое (“И не жаль мне прошлого ничуть”), обесценивается настоящее мгновение, а вслед за ним и движущееся время вообще (“Я б хотел забыться и заснуть”).
А потом мечта переносит героя в мир эдемского блаженства, и мир этот оказывается миром циклического времени – царством бесконечных повторений одного и того же, тем самым “раем вечных возвращений”, в котором блаженствовал архаический человек. В сущности, это греза об уничтожении линейного времени с его необратимым ходом, событиями, переменами, причинно-следственными связями и т. п.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Образ лирического героя в поэзии Лермонтова
Другие сочинения по теме:
- Глубина чувства лирического героя в поэзии Владимира Сосюры Владимир Сосюра вошел в украинскую поэзию как певец нежности и любви. “Такой я нежный, такой тревожный”, – говорил он о…
- Особенности лирического героя поэзии Есенина “Мои стихи – моя биография”, – писал о себе Есенин. Это ощущение нерасторжимого единства бытия и творчества сопутствовало поэту на…
- Образ лирического героя в драме Блока “Песня Судьбы” Драма “Песня Судьбы” задает возможность поисков нового пути, как это было в ранних лирических драмах, именно в тот момент, когда…
- Эволюция лермонтовского лирического героя В стихотворении “Не верь себе” (1839) Лермонтов как бы заново обращается к романтической теме “поэт и толпа”, но с далеко…
- Стихотворение В. В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”. Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения Стихотворение В. В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”. Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического…
- В чем смысл бунта лирического героя поэмы Маяковского “Облако в штанах”? В. Маяковский – один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма “Облако в штанах” была закончена…
- Динамизм образа лирического героя в поэтике Маяковского Очень значимыми в художественном мире Маяковского оказываются гипербола и литота. В них раскрывается и кошмар современной жизни, и вселенское одиночество,…
- Тема противостояния героя и толпы в поэзии Маяковского В. В. Маяковский ворвался в литературу как поэт новый, нетрадиционный, “кричащий”. Он раскрывал в своем творчестве темы и проблемы, которых…
- Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии М. Ю. Лермонтова Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя. Творчество М. Ю. Лермонтова – послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем…
- Образ главного героя в цикле рассказов “Зона” Довлатов лукавит, называя рассказы “Зоны” “хаотическими записками”: образ главного героя превращает их в главы целостного произведения. Жанр “Зоны” генетически связан…
- Значение для русской литературы “Героя нашего времени” М. Ю. Лермонтова Этот роман также послужил делу утверждения реалистического направления, хотя его автор не отказывался еще от создания романтических произведений, да и…
- Образ главного героя в повести Бальзака “Гобсек” Гобсек это не бездушный человек-автомат. Это душа, о которой Дервиль говорил следующее: “… присягаюсь, что ни одна человеческая душа в…
- Типический образ героя-современника в произведениях Пушкина Субъективно-романтический метод изображения “главного лица” вступал в противоречие с замыслом Пушкина – воспроизвести типический образ героя-современника, ибо нельзя создать объективный…
- Пушкинская тема в поэзии Лермонтова В. Г. Белинский в письме к Боткину писал: “Пушкин умер не без наследника”. Действительно, Лермонтов принял эстафету лидерства у Пушкина…
- Трагический образ типического героя в поэме “Демон” “Демон” Лермонтова, особенно в его наиболее последовательной и цельной шестой редакции,- значительнейшее произведение активного романтизма, где трагический образ типического героя…
- Структурный анализ лирического произведения “Весь день она лежала в забытьи” Выразительное чтение – одна из наиболее распространенных форм работы со стихотворным произведением; оно позволяет ученику проникнуть в образно – эмоциональную…
- Образ главного героя в сказке сказки “Конек-Горбунок” Сила сказки в глубоко жизненном раскрытии образа Ивана. В нем выразилась самая суть сказочной истории, вся полнота реализма Ершова. С…
- Образ главного героя в одной из пьес Арбузова Необычным для самого драматурга оказался образ главного героя, Сергея в пьесе Арбузова “Иркутская история”. В отличие от персонажей ранних пьес…
- Образ осужденного и вновь оправданного героя в творчестве Кафки Этот образ можно показать и в новелле “Превращение” (написана в 1912, опубликована в 1915).
3 стр., 1315 слов
Лирический герой поэзии С. Есенина
... героя. Лирический герой Сергея Есенина, ставший двойником, отражением поэта, прошел свой путь в постоянных исканиях и, что самое горькое, в постоянных разочарованиях. Но, несмотря на трагический финал, поэзия Сергея Есенина ... реками. Лирический герой предстает перед читателями верным сыном своей родины, восхищающимся ее "сказочными уголками", где "благостно и свято", где "хаты, в ризах образа", а ...
9 стр., 4470 словОтношения печорина и княжны мери в романе “герой нашего времени”: ...
... гордость девушки. Взаимоотношения этих двух героев ни к чему не привели. Отвергнуть чувство Мери его заставляет страх, а не равнодушие. Как следует относиться к Печорину? Вероятно, Печорин навсегда ... – но только не на настоящую любовь! Какое отношение Печорина к Мери в романе Герой нашего времени Роман “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова считается одним из лучших произведений классической ...
Ее герой, очнувшись рано утром от…
- Краткое содержание “Героя нашего времени” Лермонтова Роман основан на услышанных автором рассказах о Печорине и на записях из дневника героя. Бэла Рассказчик-офицер, странствующий по Кавказу, встречает…
Сочинение по литературе. Лирический герой лермонтова
Лирический герой М. Ю. Лермонтова
Во всех стихотворных произведениях образ лирического героя является главным. Это герой, с позиции которого поэт оценивает происходящие события. Нередко лирический герой очень близок самому автору, сливается с ним, однако, между ними всегда можно провести грань.
Лирическое стихотворение — это внутренний монолог героя, а автор оказывается лишь единственным свидетелем его.
Говоря о лирическом героя в поэзии М. Ю. Лермонтова, нельзя не отметить основной мотив стихотворения — мотив одиночества и трагичности судьбы героя. Лермонтовский герой не знает счастливой любви.
Предмет своих мечтаний он отодвигает на недостижимую высоту, обожествляя его. Любовь героя высока, но она всегда несчастна и неразделена:
Я не достоин, может быть,
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты…
(«К Н.И.»)
В любви лермонтовского героя всё время возникают какие-то препятствия. То влюблённых разделяют расстояния, то она отдана другому, то любимая женщина просто отвергает «певца». В стихотворении «К Л.» поэт пишет:
Принадлежишь другому ты,
Забыт певец тобой;
С тех пор влекут меня мечты
Прочь от земли родной.
Но трагедия его не только в неразделённой любви, трагичен весь мир поэта. Окружающее чуждо ему, он всё время один и не понят никем:
И скучно и грустно,
И некому руку подать…
(«И скучно и грустно»)
Глубокая безнадёжность звучит в этих строках. Нет ни одного человека, кто был бы близок к герою, отсюда и так называемые «антипослания», например, «в никуда».
Традиционный мотив дружественности, свойственный русским поэтам, у Лермонтова полностью переосмыслен. В обществе близких друзей, герой предельно открыт, искренен, с ними он чувствует себя легко и просто, там он такой, какой он есть. Лермонтовский герой внешне принимает друзей, он легко вращается в их кругу, на первый взгляд он с ними, но на самом деле душа его постоянно закрыта от всех:
Взаимоотношения Печорина с другими героями романа Лермонтова ...
... столкновение романтизма и реализма. Печорин воплощает в себе образ романтика, но Лермонтов судит его с точки зрения реализма. Писатель начинает открывать душевные надломы героя, подчёркивать ... Печорин бесцеремонно вторгается в отношения Мэри и Грушницкого, нарушает привычный покой Веры. Он осознает скуку и печаль, которые может утолить только возможностью завладеть душой другого человека. Но герой ...
Я рождён с душою пылкой,
Я люблю с друзьями быть,
А подчас и за бутылкой
Быстро время проводить…
Но нередко средь веселья
Дух мой страждет и грустит,
В шуме буйного похмелья
Дума на сердце лежит.
(«К друзьям»)
Это внешнее благополучие и внутреннее неспокойствие — основные в образе лермонтовского лирического героя. Одиночество его в этом мире пронзает всё творчество поэта:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
(«Парус»)<\p>
- «В уме своём я создал мир иной», — пишет поэт, и создание этого мира ставит непреодолимую преграду между героем и окружающими.
И наконец, трагичность судьбы героя проявляется в том, чем кончается обычно его жизнь. Это либо смерть, либо одиночество.
Состояние лермонтовского героя часто подчёркивает и природа. Небо, море, необитаемый островок — вот обычное окружение молодого человека, подчёркивающее его полную отчуждённость.
Поэт в стихотворениях Лермонтова, подобно пушкинскому герою, является пророком. Причём лермонтовский пророк словно продолжает путь, начатый героем Пушкина.
Пушкинский пророк горд, свободен и независим, ему не надо было понимания его сути «низкой чернью», а герой Лермонтова считает это самым главным:
Я не страшился бы суда,
Когда б уверен был веками,
Что вдохновенного труда
Мир не обидит клеветами;
Что станут верить и внимать
Повествованью горькой муки
И не осмелятся равнять
С земным небес живые звуки.
(«Слава»)
Для лермонтовского пророка необходимо запечатление истин, изрекаемых им, в веках всеми, а этого можно достичь лишь через духовное совершенство героя:
К чему ищу так славы я?
Известно, в славе нет блаженства,
Но хочет всё душа моя
Во всём дойти до совершенства.
(«Слава»)
Нередко лирический герой Лермонтова — это демон, символ всех сил зла, но в то же время это и не первоисточник зла, а его порождение. Это порождение окружающего мира, всех зол его. Он противопоставлен силам добра, всему прекрасному. На миг озаряя красотой и совершенством» он исчезает, оставляя в душе неясную тревогу и печаль:
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
(«Мой Демон»)
В стихотворениях Лермонтова зло — это символ окружающего мира, враждебного всему живому, чистому и честному.
Таким образом, лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова предстает перед нами одиноким человеком, страдающим от своего одиночества и невозможности быть понятым людьми. Это трагическое ощущение лишает его любви и искренних дружеских связей, даже мир и природа враждебны герою. Такое самоосмысление было свойственно мироощущению романтиков, традициям которых следовал М. Ю. Лермонтов на протяжении всего творчества.
13 стр., 6087 словСочинения. : «Герой нашего времени» как социально-психологический ...
... своего героя, «типичныйх обстоятельств» общественной жизниЮ объясняющих личность Печорина. Все этой естьв романе. С этой точки зрения роман Лермонтова социально-психологический. По Белинскому: «Роман нельзя ... оригинальность- вот качества этого произведения, представляющего собой совершенно новый мир искусства». Лермонтов писал: Герой нашего времени- «это портрет, составленный из пороков всего ...