МЕЧТА О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, О ЛЮБВИ (по рассказу А. П. Чехова «Дом с мезонином»)

Мечта о красоте человеческих отношений, о любви (по рассказу а. п. чехова «дом с мезонином»)

МЕЧТА О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, О ЛЮБВИ (по рассказу А. П. Чехова «Дом с мезонином»)

МЕЧТА О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. К рассказам А. П. Чехова как нельзя лучше подходят слова В. Г. Белинского, сказанные о малой прозе. Писатель словно «дро­бит жизнь по мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни.

Соедините эти листки под один переплет, и какая обшир­ная книга, какой огромный роман, какая многосложная поэма соста­вилась бы из них!» Как правило, события, на которых строятся сю­жеты чеховских рассказов, незначительные, обыкновенные, взятые из обычной повседневной жизни, но каждое событие психологично, предельно насыщено мыслями и переживаниями, которые вовлека­ют нас в свое движение.

В рассказе «Дом с мезонином», одном из самых поэтических произведений писателя, перед нами старая, как мир, история влюб­ленных, которых разлучают. Обо всех событиях, происходящих в произведении, нам рассказывает главный герой, и мы узнаем таким образом о его душевном состоянии.

Герой рассказа — художник-пейзажист, в душе которого назрел кризис, нравственный разлад: его труд не приносит ему удовлетво­рения, счастья, не заполняет его жизни сознанием того, что он де­лает нужное дело.

У молодого человека пропадает желание работать, а потому он проводит свои дни в праздности: подолгу гуляет, чита­ет все что под руку попадет, много спит.

Во время одной из прогу­лок он знакомится с сестрами Волчаниновыми, и в его жизнь нео­жиданно врывается любовь.

Любовь окрылила художника. Его отношения с возлюбленной, младшей Волчаниновой, полны поэзии, но отчего-то в эту поэзию постоянно проникают тоскливые нотки. Мы еще не знаем, чем за­кончится эта история, но нас не покидает грустное чувство.

В са­мом начале его навевает пейзаж: «Два ряда старых, тесно посажен­ных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею…», «…прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени».

И сам образ девушки, которую полюбил художник, окрашен грустью. Он говорит о Мисюсь, как называли ее родные, как о ре­бенке, ласково,бережно. Ее «худенькоетело», «тонкиеруки», «тон­кая шея », « печальные глаза » для него « трогательно прекрасны ». Он любит и ее «слабость», и ее «праздность».

2 стр., 863 слов

Сочинения | Сочинения 6 класс. Борьба за жизнь (по рассказу Д. ...

... жизни, он способен преодолевать любые препятствия и опасности. Жажда жизни, любовь к жизни способна победить смерть. И рассказ замечательного американского писателя Джека Лондона «Любовь к жизни» ... жизни. Однако при условии, что речь идет о жизни Человека. 2 вариант сочинения «В Джеке Лондоне ... не откликнувшись на зов. Но герой произведения не потерял силы духа ... на друга, две истории, два вида борьбы, ...

Художник подозревает у Жени «недюжинный ум», восхищается широтой ее воззрений и видит в ней своего доброго гения.

«…Мне страстно хотелось писать только для нее, — говорит он, — я мечтал о ней, как о своей малень­кой королеве, которая вместе со мной будет владеть этими деревья­ми, Нолями, туманом, зарею, этой природой, чудесной, очарователь­ной, среди которой я до сих пор чувствовал себя безнадежно одино­ким и ненужным…»

Женя также влюблена в молодого человека. Ее чувство искрен­нее, чистое. Она в том прекрасном возрасте, когда все в ней тянется навстречу добру и свету.

Мисюсь смотрит на возлюбленного «нежно и с восхищением», ведь он «победил ее сердце своим талантом».

Ей хочется, чтобы он «ввел ее в область вечного и прекрасного, в этот высший свет, в котором, по ее мнению, …был своим человеком…». Но их общему счастью не суждено состояться.

Автор дает нам понять, что его герои обречены на разлуку, и грусть этой разлуки чувствуется во всем, даже самая светлая сцена в рассказе — сцена объяснения молодых людей — проникнута этим чувством. Печальное настроение подчеркивают блеклые полутона ночной природы: «на пруде едва светились бледные отражения звезд» и луна «еле-еле освещала дорогу».

Наутро Мисюсь с матерью спешно уехали к тете в Пензенскую губернию. Об этом художнику холодно сообщила старшая Волчани- нова, Лида.

Это она потребовала от Жени, чтобы та рассталась с художником, и робкая Мисюсь не осмелилась огорчить сестру сво­им неповиновением, о чем сообщила возлюбленному в записке.

Именно Лида оказалась той злой силой, которая погубила счастье молодых людей, полюбивших искренне и нежно.

Лида Волчанинова — красивая и умная девушка с твердым ха­рактером, твердыми убеждениями, посвятившая свою жизнь «слу­жению народу». Она носительница философии «малых дел». Она лечит крестьян, учительствует, то есть ведет деятельность, помога­ющую чем-то улучшить положение народа, но никак не решающую задач его освобождения.

В споре с художником Лида отстаивает свою точку зрения с напором, категорично заявляя, что «самую несовер­шенную из всех библиотек и аптечек» ставит выше всех пейзажей на свете. А художник придерживается противоположной точки зре­ния.

Он спорит с Лидой, считая, что медицинские пункты и школы только «прибавляют звенья к великой цепи», которой опутан народ.

По его убеждению, «миллионы людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх», «с раннего утра до потемок» они «гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей… рано старятся и умирают в грязи и вони; их дети, подрастая, начинают ту же музы­ку, и так проходят сотни лет».

Весь ужас положения простых людей художник видит в том, что «им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своем образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им путь к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от жи­вотного и составляет единственное, ради чего стоит жить».

2 стр., 803 слов

Аргументы к сочинению роль искусства в жизни человека

... механически, не касаясь собственной души, создает продукт. «Свеча горела» М. Гелприна О роли искусства в жизни человека повествует рассказ Майкла Гелприна «Свеча горела». Навыки механического труда развивают ... Ведь роза должна была принести счастье. Так и случилось, к ней приехал из Парижа сын, ставший известным художником. Он помог матери построить новый дом, стал заботиться о ней. ...

При существующих условиях, считает он, «медицинские пунк­ты, школы, библиотеки, аптечки… служат только порабощению», внося в жизнь этих людей «новые предрассудки», увеличивая число их потребностей, необходимость платить за эти новые блага, а зна­чит, «сильнее гнуть спину». Но Лида уверена: «нельзя сидеть сложа руки», и гордится тем, что живет нй свое учительское жалованье.

Лида смотрит узко, но зато она деятельна, а художник смотрит шире, но он только мечтатель, грезящий о прекрасном будущем.

Кто из них прав? Автор не встает прямо на сторону одного из спорящих, но он однозначно дает нам понять, что не душевное тепло, не любовь к человеку заставляют « неизменно строгую» девушку идти по пути «служения народу».

Он не говорит прямо, что свой путь старшая Волчанинова избрала из тщеславия или от скуки, но это чувствует­ся во всем повествовании, и постепенно мы перестаем верить Лиде, как не верит ей и герой рассказа.

Лида настояла на том, чтобы Мисюсь увезли, чтобы сестра боль­ше не встречалась с художником, и сделано это было якобы ради блага Жени, с тем же самоуверенным бездушием, с каким Лида тво­рила все свои добрые дела.

А молодые люди оказались неспособными отстоять свое право на личное счастье. Они подчинились, смирились. Вместе с Мисюсь из жизни художника ушла радость, ушла поэзия, ушла красота.

Постепенно чувства стали остывать, и он продолжил свою праз­дную «скучную» жизнь, лишь изредка вспоминая прелесть летней ночи и дом с мезонином, где жила его любимая девушка.

Но в финале неожиданно звучит светлая нота, исполненная лиризма и дающая надежду на счастье.

Пусть редко, но все же «в минуты, когда меня томит одиночество и мне грустно, — пишет художник, — …мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспомина­ют, меня ждут, и что мы встретимся… Мисюсь, где ты?…

В своих рассказах А.П. Чехов воплощал мечты о здоровом, ос­мысленном существовании, о духовной красоте человека, о труде как основе справедливой и честной жизни, но он также обладал даром открывать в нелегкой, безрадостной жизни утонченные натуры, на­ходить героев с «пробуждением души».

Этот дар с необыкновенной силой проявился в поэтическом рассказе «Дом с мезонином».

Пове­дав грустную историю о любви и разлуке, автор на самом деле заста­вил нас задуматься о необходимости борьбы за правду и счастье, за искренность и красоту человеческих отношений, против бездушия, лицемерия, жестокости, против всего того, что уродует жизнь, гу­бит в ней все самое светлое и прекрасное.

читать похожие:

Сочинение по рассказу Дом с мезонином Чехова

МЕЧТА О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, О ЛЮБВИ (по рассказу А. П. Чехова «Дом с мезонином»)

3 стр., 1021 слов

Утро изменившее жизнь по рассказу После бала

... намного лучше, чем добрые и мирные. Утро изменившее жизнь по рассказу После бала сочинение Все события, происходившие в произведении реальные. Они имели ... чувство любви к ближнему и ответственность за него. Писатель показал, как в главном герое пробудилась совесть. Толстой осуждает ... площади, сквозь строй, гнали татарина, который сбежал из армии. Каждый из солдат, стоящих в шеренге должен был с ...

Это лирическая история о короткой любви. Главный герой – художник, одиноко скучающий в провинции. В его творчестве кризис, поэтому он проводит время в праздности и скуке. Случайно молодой человек знакомится с сестрами Волчаниновыми.

Эта встреча вносит некоторое оживление в его однообразную жизнь. Девушки происходят из обеспеченной семьи. Когда-то их отец занимал высокий пост в Москве, но после его смерти сёстры живут с матерью в имении. Старшая Лида – очень красивая, деятельная девушка.

Несмотря на достаток в семье, она работает сельской учительницей. Лида – барышня нового времени. Она помогает простым людям, активно участвует в политической жизни земства. В семье Лида занимает главенствующее положение. Для матери и младшей сестры она – неоспоримый авторитет.

Они прислушиваются к мнению Лиды и во всём с ней соглашаются.

Главный герой не разделяет взгляды девушки, постоянно в спорах с ней отстаивает свою точку зрения. Он, в отличие от Лиды, считает, что заботой о человеке труда – ничего изменить нельзя, нужны глобальные преобразования в устройстве общества.

Младшая Женя совершенно отличается от своей старшей сестры. Это юная, нежная, романтичная девушка с мягким характером. В семье не считают её взрослой и зовут, как в детстве, Мисюсь. С художником их связывает праздное времяпрепровождение, совместные прогулки, разговоры об искусстве. Женя считает его человеком, который много знает. Она восхищается талантом художника, его картинами.

Главного героя девушка привлекает своей чистотой, непосредственностью и искренностью. Любовь избавляет молодого человека от хандры, вдохновляет его на творчество, новые идеи. Однако эти романтичные отношения неожиданно заканчиваются по воле старшей сестры Жени. Из-за антипатии к художнику, она разлучает влюблённых и отправляет Мисюсь с матерью подальше от этих мест.

Автор показывает главного героя, как слабовольного, бесхарактерного человека, не способного бороться за собственное счастье. Он смиряется с отъездом любимой девушки и возвращается к своей обычной скучной, бесцельной и бесполезной жизни.

В образе художника представлены типичные представители молодежи того времени, не занятые какой-либо полезной деятельностью, одолеваемые скукой и ленью, умеющими только рассуждать о смысле жизни.

Таким образом, А.П. Чехов даёт понять, что для воплощения мечты в реальность нужно не сидеть, сложа руки, а трудиться.

2 вариант

Каждый рассказ Антона Павловича Чехова – это небольшие трогательные истории из жизни и обычных людей, и представителей дворян. Однако ни один сюжет не оставляет равнодушными читателей. Их истории запоминаются надолго, так как связаны с настоящими чувствами, знакомыми всем читателям, такими как любовь, разлука.

Автор представляет несколько образов, у каждого из которых свое мнение, прошлое и род занятий, отложившие отпечаток на всю жизнь. Будни художника проходят бесполезно. Любование природой и чтение книг доставляют ему удовольствие, но ненадолго.

В душе этого человека произошло разочарование, в результате которого он хотел отдохнуть от своей работы, уехав погостить в Т-ю губернию. Его друг – молодой помещик, который верит в то, что является очень деятельным.

На самом деле лень не позволяет ему продвигаться вперед.

3 стр., 1307 слов

Нравственный идеал автора

... всю свою жизнь науке, бесконечно добрый человек. Приблизиться к пониманию чеховского идеала можно через еще один контрпример. В рассказе “О любви ... конечно, эта проблема не решена до сих пор и поныне спорна. Очевидно одно: автор новеллы одобряет ... в теме борьбы с пошлостью является рассказ “Учитель словесности”. Никитин, очарованный юностью и нежностью девушки Мисюсь, влюбленный, не замечает в ...

Встреча главного героя с вдовой и ее дочерями стала судьбоносной. Она сыграла огромную роль в жизни каждого из них, изменив сознание. Автор с самого начала незаметно соединил сердца двух людей, дал возможность им увлечься друг другом.

Художник и Женя ждали встречи с нетерпением, их чувства усиливались с каждым днем. Для пейзажиста девушка стала источником вдохновения. Но любовная история закончилась печально. Очарованный мужчина остался в одиночестве. Женя покинула его навсегда. Автор не дал возможности героям продолжить отношения.

Их любовь обречена на разлуку, так и не успев полностью раскрыться.

В рассказе вызывают интерес позиции Лиды и гостя. На протяжении нескольких дней они ведут спор. Девушка не принимает род деятельности собеседника. А мужчина критикует то, что она, не думая об освобождении людей, просто излечивает их от болезней.

Бездушная Лида всю жизнь совершает поступки, непонятные гостю, так как в них нет спасительной силы для народа и искренней любви к ним. Автор не говорит, чью сторону принимает.

Читатель имеет возможность поразмышлять самостоятельно, выбрав для себя удобную позицию.

Таким образом, рассказ А. П. Чехова представляет грустную историю любви, в которой любовная связь внезапно обрывается. Именно так автор дает понять, что существуют разные проявления любви с несчастливым концом. Параллельно с развитием их отношений герои представляют на суд читателя мысли, которые способны повлиять на судьбу простого народа.

← По рассказу Толстый и тонкий← По рассказу Палата номер 6↑ ЧеховПо рассказу Дама с собачкой →По рассказу Тоска →

Мечта о красоте человеческих отношений, о любви (по рассказу а. п. чехова “дом с мезонином”)

МЕЧТА О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, О ЛЮБВИ (по рассказу А. П. Чехова «Дом с мезонином»)

МЕЧТА О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, О ЛЮБВИ

(по рассказу А. П. Чехова “Дом с мезонином”)

К рассказам А. П. Чехова как нельзя лучше подходят слова В. Г. Белинского, сказанные о малой прозе. Писатель словно “дробит жизнь по мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни.

Соедините эти листки под один переплет, и какая обширная книга, какой огромный роман, какая многосложная поэма составилась бы из них!” Как правило, события, на которых строятся сюжеты чеховских рассказов, незначительные, обыкновенные, взятые из обычной повседневной жизни, но каждое событие психологично, предельно насыщено мыслями и переживаниями, которые вовлекают нас в свое движение.

В рассказе “Дом с мезонином”, одном из самых поэтических произведений писателя, перед нами старая, как мир, история влюбленных, которых разлучают. Обо всех событиях, происходящих в рассказе, нам рассказывает главный герой, и мы узнаем таким образом о его душевном состоянии.

Герой рассказа – художник-пейзажист, в душе которого назрел кризис, нравственный разлад: его труд не приносит ему удовлетворения, счастья, не заполняет его жизни сознанием того, что он делает нужное дело.

У молодого человека пропадает желание работать, а потому он проводит свои дни в праздности: подолгу гуляет, читает все что под руку попадет, много спит.

2 стр., 994 слов

А. П. Чехов – несравненный художник жизни

... “Пропащая моя жизнь, – заключает мальчик,- хуже собаки всякой…” Сочинение письма перемежается светлыми воспоминаниями Ваньки о жизни с дедом в ... Обычно избегающий прямых авторских высказываний в своих произведениях, Чехов на этот раз посчитал уместным в короткой реплике прокомментировать ... важно родителям понимать, что происходит с их детьми, быть внимательными к ним. Вопросы воспитания детей глубоко ...

Во время одной из прогулок он знакомится с сестрами Волчаниновыми, и в его жизнь неожиданно врывается любовь.

Любовь окрылила художника. Его отношения с возлюбленной, младшей Волчаниновой, полны поэзии, но отчего-то в эту поэзию постоянно проникают тоскливые нотки. Мы еще не знаем, чем закончится эта историй, но нас не покидает грустное чувство.

В самом начале его навевает пейзаж: “Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею…”, “…прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени”.

И сам образ девушки, которую полюбил художник, окрашен грустью. Он говорит о Мисюсь, как называли ее родные, как о ребенке, ласково, бережно. Ее “худенькое тело”, “тонкие руки”, “тонкая шея”, “печальные глаза” для него “трогательно прекрасны”. Он любит и ее “слабость”, и ее “праздность”.

Художник подозревает у Жени “недюжинный ум”, восхищается широтой ее воззрений и видит в ней своего доброго гения.

“…Мне страстно хотелось писать только для нее, – говорит он, – я мечтал о ней, как о своей маленькой королеве, которая вместе со мной будет владеть этими деревьями, полями, туманом, зарею, этой природой, чудесной, очаровательной, среди которой я до сих пор чувствовал себя безнадежно одиноким и ненужным…”

Женя также влюблена в молодого человека. Ее чувство искреннее, чистое. Она в том прекрасном возрасте, когда все в ней тянется навстречу добру и свету.

Мисюсь смотрит на возлюбленного “нежно и с восхищением”, ведь он “победил ее сердце своим талантом”.

Ей хочется, чтобы он “ввел ее в область вечного и прекрасного, в этот высший свет, в котором, по ее мнению, …был своим человеком…”. Но их общему счастью не суждено состояться.

Автор дает нам понять, что его герои обречены на разлуку, и грусть этой разлуки чувствуется во всем, даже самая светлая сцена в рассказе – сцена объяснения молодых людей – проникнута этим чувством. Печальное настроение подчеркивают блеклые полутона ночной природы: “на пруде едва светились бледные отражения звезд” и луна “еле-еле освещала дорогу”.

Наутро Мисюсь с матерью спешно уехали к тете в Пензенскую губернию. Об этом художнику холодно сообщила старшая Волчанинова, Лида.

Это она потребовала от Жени, чтобы та рассталась с художником, и робкая Мисюсь не осмелилась огорчить сестру своим неповиновением, о чем сообщила возлюбленному в записке.

Именно Лида оказалась той злой силой, которая погубила счастье молодых людей, полюбивших искренне и нежно.

Лида Волчанинова – красивая и умная девушка с твердым характером, твердыми убеждениями, посвятившая свою жизнь “служению народу”. Она носительница философии “малых дел”. Она лечит крестьян, учительствует, то есть ведет деятельность, помогающую чем-то улучшить положение народа, но никак не решающую задач его освобождения.

В споре с художником Лида отстаивает свою точку зрения с напором, категорично заявляя, что “самую несовершенною из всех библиотек и аптечек” ставит выше всех пейзажей на свете. А художник придерживается противоположной точки зрения. Он спорит с Лидой, считая, что медицинские пункты и школы только “прибавляют звенья к великой цепи”, которой опутан народ.

3 стр., 1232 слов

Почему костя считает что чечек украла сочинение у лиды

... я его у Лиды украла, что ли? Украла. ... – прошептала Чечек. Конечно, совсем плохо, – сказал Костя. – Но то, что ты сделала, еще ... почему же? Могла бы и так петь – правда была бы. Ну, а что я сделала? – закричала Чечек, и смуглые щеки ее густо порозовели. – Ну, а что? Подумаешь – сочинение! Что, ...

По его убеждению, “миллионы людей живут хуже животных – только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх”, “с раннего утра до потемок” они “гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей… рано старятся и умирают в грязи и вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет”.

Весь ужас положения простых людей художник видит в том, что “им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своем образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить”.

При существующих условиях, считает он, “медицинские пункты, школы, библиотеки, аптечки… служат только порабощению”, внося в жизнь этих людей “новые предрассудки”, увеличивая число их потребностей, необходимость платить за эти новые блага, а значит, “сильнее гнуть спину”. Но Лида уверена: “нельзя сидеть сложа руки”, и гордится тем, что живет на свое учительское жалованье.

Лида смотрит узко, но зато она деятельна, а художник смотрит шире, но он только мечтатель, грезящий о прекрасном будущем. Кто из них прав? Автор не встает прямо на сторону одного из спорящих, но он однозначно дает нам понять, что не душевное тепло, не любовь к человеку заставляют “неизменно строгую” девушку идти по пути “служения народу”.

Он не говорит прямо, что свой путь старшая Волчанинова избрала из тщеславия или от скуки, но это чувствуется во всем повествовании, и постепенно мы перестаем верить Лиде, как не верит ей и герой рассказа.

Лида настояла на том, чтобы Мисюсь увезли, чтобы сестра больше не встречалась с художником, и сделано это было якобы ради блага Жени, с тем же самоуверенным бездушием, с каким Лида творила все свои добрые дела.

А молодые люди оказались неспособными отстоять свое право на личное счастье. Они подчинились, смирились. Вместе с Мисюсь из жизни художника ушла радость, ушла поэзия, ушла красота.

Постепенно чувства стали остывать, и он продолжил свою праздную “скучную” жизнь, лишь изредка вспоминая прелесть летней ночи и дом с мезонином, где жила его любимая девушка. Но в финале неожиданно звучит светлая нота, исполненная лиризма и дающая надежду на счастье.

Пусть редко, но все же “в минуты, когда меня томит одиночество и мне грустно, – пишет художник, – …мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся… Мисюсь, где ты?”

В своих рассказах А. П. Чехов воплощал мечты о здоровом, осмысленном существовании, о духовной красоте человека, о труде как основе справедливой и честной жизни, но он также обладал даром открывать в нелегкой, безрадостной жизни утонченные натуры, находить героев с “пробуждением души”.

Этот дар с необыкновенной силой проявился в поэтическом рассказе “Дом с мезонином”.

Поведав грустную историю о любви и разлуке, автор на самом деле заставил нас задуматься о необходимости борьбы за правду и счастье, за искренность и красоту человеческих отношений, против бездушия, лицемерия, жестокости, против всего того, что уродует жизнь, губит в ней все самое светлое и прекрасное.

10 стр., 4849 слов

Образ «дворянского гнезда» в рассказе «Дом с мезонином»

... жизни». Пушкин в своём творчестве отразил все стороны русской действительности. Очень подробно, ярко представлен в его произведениях образ дворянского гнезда. Пушкин, изображая дворянскую ... произведения на протяжении 1890-1896-х годов. В этот период и был написан рассказ «Дом с мезонином» ... литературный архетип». Ярким примером описания помещичьего дома может ... проза Тургенева, Чехова, Бунина. В XX веке ...

«Дом с мезонином»: краткое содержание

МЕЧТА О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, О ЛЮБВИ (по рассказу А. П. Чехова «Дом с мезонином»)

«Дом с мезонином» – одна из знаменитейших повестей мастера короткой прозы Антона Павловича Чехова. Произведение было опубликовано в 1896 году.

В нем описывается любовное чувство, возникшее между скучающим художником и молоденькой помещичьей дочкой, а также затрагиваются социально важные вопросы бедственного положения русского крестьянства и возможные пути изменения сложившегося положения дел.

В повести «Дом с мезонином» 5 основных действующих лиц:

  • Художник (он же рассказчик) – скучающий интеллигент, приехавший в деревню развеяться от городской суеты, но по сути продолживший скучать, хандрить и вести праздный образ жизни;
  • Белокуров – помещик, приятель Художника, в его имение рассказчик и приехал погостить;
  • Екатерина Павловна Волчанинова – помещица, соседка Белокурова;
  • Лида – старшая дочь Волчаниновой, красавица, активистка, ярый борец за преобразования, приверженка метода «малых дел»;
  • Женя (для домашних Мисюсь) – младшая дочь Волчаниновой, мечтательная, жизнерадостная, открытая особа, предмет пылкой страсти Художника.

Главный герой пишет акварели, он художник. Правда, уже давно искусство практически не вдохновляет его. Ничто не будоражит главного героя, ни какая стойкая эмоция или сильное переживание не резонирует в его душе.

Чтобы сменить обстановку, он отправляется в деревню к своему приятелю помещику Белокурову. Последний ведет не более активный образ жизни. Он безвыездно просиживает в своем поместье. От праздного образа жизни его речь приобрела какой-то тягучий характер.

Белокурову даже лень жениться, он вполне довольствуется сожительницей, по мнению рассказчика, больше похожей на раскормленную гусыню.

Впрочем Белокурова не томит такая жизнь, он вполне счастлив в своем блаженном безделье. А вот для нашего Художника праздность томительна. Он словно обречен ничего не делать. Существование в деревне стали сливаться в один длинный-предлинный день. Но однажды гость повстречал девиц Волчаниновых, и все изменилось.

Их было двое. Обе очень красивы, но каждая по-своему. Старшая, Лида, была тонкой, белокожей, статной, по ее плечам раскинулась копна густых каштановых волос. С этой красотой диссонировал тонкий упрямый рот и строгое выражение лица.

Вторая, Женя (дома ее звали веселым прозвищем Мисюсь, так маленькая Женя называла гувернантку француженку), тоненькая, миниатюрная, как куколка, большеротая, глазастая. Эти-то открытые искренние глаза и восхитили Художника.

Мисюсь проводила незнакомца восторженным любопытным взглядом, Лида же едва взглянула на мужчину.

Вскоре соседи Волчаниновы пригласили Художника в гости. Во время первого визита стало ясно, кто в доме хозяин. Уже с порога слышался громкий голос Лиды, которая дала какие-то распоряжения. Матушка Екатерина Павловна при дочери робела, ну, а Мисюсь по-детски соглашалась с любым авторитетным решением старшей сестры.

3 стр., 1156 слов

По рассказу А. П. Чехова «Дом с мезонином»

... с Мисюсь из жизни художника ушла радость, ушла поэзия, ушла красота. Постепенно чувства стали остывать, и он продолжил свою праздную «скучную» жизнь, лишь изредка вспоминая прелесть летней ночи и дом с мезонином, ...

С первого же визита между Художником и очаровательной Мисюсь возникла влюбленность. Он словно проснулся после продолжительного сна. Эта маленькая белокожая фея пробудила его к жизни. Но чем больше Художник привязывался к младшей сестре, тем более накаленными становились его отношения со старшей.

Лида Волчанинова была членом земства, ярым борцом за активные реформы. Она инициировала открытие аптек, библиотек, школ для бедного крестьянства. «Правда, мы не спасаем человечества. Но мы делаем, что можем, и мы правы».

Ключевое «и мы правы» как нельзя лучше характеризует самоуверенную Лиду. Отсутствие гибкости, самокритичности, умения слушать и слышать приводит Лиду к продолжительной и, увы, бесплодной идейной полемике с Художником.

«Я был ей несимпатичен, – отмечал Художник. – Она не любила меня за то, что я пейзажист и в своих картинах не изображаю народных нужд и что я, как ей казалось, безразличен к тому, во что она так крепко верила».

С каждым новым спором пропасть между Лидой и Художником увеличивалась. В конце концов властная сестра отправила младшую сперва в другую губернию, а затем за границу. Мисюсь не смогла противиться воле Лиды, а Художник оказался слишком инертен, чтобы спасать свою любовь.

идея

В повести «Дом с мезонином» можно выделить два сюжетных пласта: любовную и идейную линии. Если говорить о любовной линии, то здесь Чехов в первую очередь сделал акцент на том, как часто люди не ценят свое счастье. Антон Павлович писал: «… люди так легко проглядывают, упускают жизнь, сами отказываются от счастья».

И здесь нужно смотреть шире любовной истории Мисюсь и Художника, ведь по сути «Дом с мезонином» – это история о трех несостоявшихся счастьях. Не сложилось счастье Художника и Мисюсь, прозябает в глуши помещик Белокуров и деятельная Лида, решившая положить свою жизнь на служение народу, тоже отказывается от личного счастья ради идеи, целиком овладевшей ей.

Итак, на примере трех судеб автор подчеркивает – нужно любить жизнь, пользоваться всеми благами, которые предоставляет судьба. Рок все равно украдет многие радости, но самолично обворовывать себя – кощунство.

Идейная линия прослеживается главным образом в спорах Лиды и Художника. Ошибочно приписывать автору сторону кого-то из персонажей (традиционно Чехова отождествляют с рассказчиком).

Автор не задавался целью дискредитировать теорию «малых дел», он лишь показал два типа отношения человека к жизни. Так, Лида убеждена, что нужно начинать с малого: открывать аптечные пункты, библиотеки, школы.

Интеллигентный человек просто не может сидеть сложа руки, когда вокруг нищета, безграмотность, смерть. По мнению Художника, все эти «аптечки и библиотечки» положения дел не изменят. Это лишь обман, видимость деятельности.

Когда кто-то сидит на цепи, ему не станет легче, если эту цепь выкрасят разноцветными красками. Вместе с тем Художник не предлагает никакого конкретного плана действия. Ему, как и большинству праздных философов, слишком лень крепко браться за изменения судеб народа.

И, наконец, главное – идея (какой бы она ни была) не должна иметь власть над человеком, не может идти вразрез с его интересами и интересами окружающих. Так, Лида стала одержима своими «малыми делами», оказывая помощь далеким «другим», она не заметила, что стала тираном для своих близких.

Анализ произведения

Повесть «Дом с мезонином» построена в форме воспоминания о прошлом. Дом с мезонином – символ того уютного давно ушедшего, необратимого, но незабытого прошлого, о котором так приятно вспоминать. Для рассказчика не только обитатели поместья, но и сам дом был живым существом.

С какой нежностью он говорит о нем, называет «милым», «наивным», «старым», «казалось, что окнами своего мезонина дом глядел, как глазами и понимал все». В этом доме старые амосовские печи, вокруг него растут старые ели, а на ветках заводит песню иволга-старушка.

В этом доме-воспоминании остановилось время, целый жизненный уклад, который ушел и никогда не возвратится.

Название произведения

Мезонин (в архитектуре) – надстройка, полуярус; надстройка над крыльцом, парадными дверями, средней частью жилого дома, нередко имеет балкон.

Композиция повести кольцевая. Мы встречаемся с рассказчиком, когда он одинок, разочарован и безучастен к жизни. Молниеносная любовь к Мисюсь возрождает в нем жизненные силы, становится спасеньем от одиночества, в жизни появляется долгожданная надежда. После того как роман завершился, Художник долго не терзается, им вновь овладевает привычная хандра и безразличие.