Казацкие песни связаны с историей народа; древнейшие из них воспевают героизм защитников отчизны от турецко-татарских захватчиков, готовность молодых патриотов пожертвовать семейным уютом, а может, и жизнью, поэтому в этих песнях важное место занимает мотив прощания с семьей, битвы с врагом и героической гибели казака. «Моя прекрасная, могучая, вольнолюбивая Украина туго начиняла своим вольным и вражьим трупом неисчеслимые огромные курганы,- с романтической приподнятостью и увлечением писал ,- она своей славы на растерзанье не давала, врага-деспота под ноги топтала и – свободная — умирала.
Не напрасно грустны и унылы ваши песни, задумчивые земляки мои. Их сложила свобода, а пела тяжкая одинокая неволя».
В казацких песнях подчеркнута непокорность молодежи, которая не хотела закрепощения и выбирала жизнь, полную тревог и опасностей, но свободную, поэтому и покидала разные места «не с добра, не из роскоши, а с большого бедствия».
В песнях этого цикла часто речь идет не о поступках, а об эмоциях героя, — это, преимущественно, тоскливое настроение одинокого, бесталанного казака, безродного сироты, которому — степь широкая — родной брат, а сабля и колыбель — вся семья.
Единственный верный товарищ, который оплакивает раненого умирающего казака,- его боевой конь:
- …что в головах ворон крячет, а в ноженьках конек плачет…
- Конь извещает родню о героической гибели казака:
- …не плач, мать, не сокрушайся,
- и взял себе панночку,
- в чистом поле земляночку…
Казацкие песни отмечаются богатой палитрой художественных средств, особой мелодичностью, которая достигается, в частности, и тонко подобранными ассонансами и аллитерациями.
Любимая метафора казацких песен — это изображение смерти как бракосочетания или как непробудного сна: «заснул в степи он, вовек»; битвы — как кровавого пира. Отдельные , символы, метафоры и языковые клише из поэтического арсенала казацких песен встречаем в других циклах и жанрах, так как они, обнаруживая народный идеал, как можно лучше соответствуют его эстетичным вкусам».
Дополнительный материал. (Историческая справка).
1) Гетьман Петр Конашевич-Сагайдачный.
В походах казаков на Турцию и на Крым больше всего прославился кошевой П. Конашевич-Сагайдачный.
Петр, сын Конона, а потому назван Конашевич, был родом из Самборского уезда в Галиции. Его отец был зажиточным шляхтичем и хотел воспитать Петра умным человеком. Поэтому отдал его в наилучшую тогда школу на Украине, в Академию в Остроге.
Рекрутские песни
... женщина, которая гуляет, пока мужа нет дома и др. Солдатские и рекрутские песни. После разрушения Запорожской Сечи и уничтожение всех остатков автономии Гетманщины Россия ... нападающими, победы и поражения казацкого войска, чужую неволю, рабство и др. Казацкие песни создают лирический образ казака - типичного представителя Запорожской Сечи, передают романтику казацкой воли. Самые распространенные ...
Сагайдачный учился там 8 лет и, наверное, там получил фамилию Сагайдачный, так как очень хорошо стрелял из лука, а стрелы лука прячут в сагайдаке. После восьми лет науки Сагайдачный добрался как-то в 1614 году с несколькими товарищами из Академии на Сечь. Там в скором времени оказалось, что Сагайдачный не только очень умный и просвещенный , но также очень отважный воин в битве. Поэтому казаки выбрали его в 1616 году кошевым Сечи и гетманом.
Сагайдачный видел, как казаки обеднели и как страдают из-за того, что король не придерживается своей присяги. Он задумал сделать так, чтобы Польша снова нуждалась в помощи казаков, так как таким образом думал собрать большое казацкое войско и таки получить от Польши освобождение не только для казаков, но и для всего украинского народа.
Чтобы обогатить немного казацкую кассу да и сделать казацкое имя знаменитым на всю Европу, гетман начал водить казаков на Турцию и на крымских татар. На новых чайках-лодках он несколько раз переплывал Черное море вплоть до Царьгорода, неожиданным нападением уничтожал турецкую столицу и освобождал много казаков из турецкой неволи. Таких походов делал он с 1616 года очень много и на разные города Турции и Крыма: на Царьгород, Кафа Синоп, Трапезунд и прочие.
Казаки также спасли Польшу под Хотином от турецкого нашествия. Много это стоило казацкой крови, а Сагайдачный вскоре умер из-за этой битвы. Он был тяжело ранен под Хотином и поехал в Киев лечиться, но напрасно, так как весной 1622 года умер. Киевские «братчики» и школьники устроили гетману величавые похороны и похоронили его в церкви Богоявленского Братства в Киеве.
Так умер знаменитый и умный кошевой и гетман Украины Сагайдачный, что о нем и по сей день поется во многих песнях. Он искренне хотел помочь своему народу и за это отдал свою жизнь.
2) Михаил Дорошенко.
В 1626 году посылает послов в Варшаву следующий гетман — М. Дорошенко, чтобы сейм утвердил те привилегии и права, которые обещал Сагайдачному.
Но сейм будто забыл о тех недавних обещаниях и совсем отвернулся от казаков. Тогда казаки начинают снова походы на турок и татар. М. Дорошенко водил казаков в Царьгород – но в одном походе на Крым ему не повезло и он погиб в битве с татарами в 1628 году.
3) Казак — свободный человек из крестьян или городской бедности или беглец от притеснения феодалов, житель Запорожья, Дона.