Почему так по-разному сложились судьбы героев? |
Как же Толстой показывает, что именно разница в характерах героев привела к такому развитию событий? |
Жилин пытается спасти обоих, Костылин бросает друга в беде |
Разница в характерах проявляется уже в сцене нападения татар |
Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене договора о выкупе |
Ярко проявилось различие и в сцене торга |
Активная жизнь Жилина и пассивность Костылина в плену |
Поведение в плену тоже ярко показывает разницу между героями |
Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега |
Лучшие качества Жилина и худшие качества Костылина проявились в сцене первого побега |
Жилин не сдается, бежит во второй раз, Костылин отказывается от побега |
Второй побег- результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина |
Человек (по Л. Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу |
Автор возлагает на самого человека ответственность за его судьбу |
5. Обсуждение плана.
- Каково содержание вступления и его главная мысль?
- Как название помогает понять авторскую позицию? Согласны ли вы с автором? (выводы 1 группы)
Давайте вместе составим примерный вариант вступления.
Повесть «Кавказский пленник» был написан Л. Н. Толстым в 1872 г. Толстой очень любил эту повесть, считал ее одним из лучших своих произведений и очень важным в своем творчестве. В повести два героя, но в названии написано слово «пленник», а не «пленники». Так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным , говорит о том, что ему больше нравится первый герой.
Опорная лексика
6. Оформление логического перехода к началу главной части.
Учитель: части сочинения не должны быть логически разорваны, мы последовательно, логически должны перейти от вступительной части к основной части. В данном случае это удобно сделать при помощи вопроса. В плане это оформлено в правой части.
(выводы 2 группы)
7. Обсуждение содержания главной части., Беседа по итогам групповой работы.
- Справедливо ли говорят о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный»?
- Какой герой вызывает симпатию даже у врагов? Чем Жилин поразил татар ?
Итоги исследовательской работы со словарем. (
-Фамилии героев находятся как бы в паре , даже рифмуются, Жила- прочное окончание мышц, отсюда слова «двужильный» , «жилистый».Так говорят о выносливом, крепком человеке. Костыль- палка для хромых, безногих, то есть фамилия характеризует второго героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре. Так автор с помощью фамилии героев дает им дополнительную характеристику и выражает свое отношение.
Учитель: в плену характер Жилина проявился явно, так как именно в сложных жизненных обстоятельствах характер человека становится очевидным. Перед нами мужественный, жизнестойкий человек, к тому же добрый и находчивый, что нравится всем людям, независимо от национальности.
8. Выводы по уроку. Логический переход к заключительной части.
-Костылин и в плену, и при побеге оказался не соратником Жилина, а обузой. Еще до плена можно было догадаться , что герои ведут себя по-разному. В одних и тех же условиях один герой проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется, а другой только страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость, бездействует.
- Подобный тип поведения можно наблюдать и в повседневной мирной жизни, от поведения человека зависит его судьба.
9. Работа над заключением.
Л. Н. Толстой в своем рассказе о войне показал, что жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек делает сам. Человек сам отвечает за свою судьбу, т. е. автор возлагает на самого человека ответственность за свою судьбу. Эта мысль может быть перенесена и в сегодняшние дни.
10. Итоги урока.
- Какой урок может извлечь из этой повести читатель? Чему научила вас повесть?
- Прочитав повесть, можно понять, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения.