Для 3 класса по пословице «Хлеб всему голова»

Хлеб является главной ценностью человека, это символ изобилия, обеспеченности. Пусть его цена не велика, но всем известно, какой ценой он достается, какой это нелегкий труд. Для того чтобы попасть к нам, хлеб проходит большой путь.

Хлеб — основной компонент в рационе нашего питания, и любой прием пищи сложно без него представить. Каждого из нас с детства учили бережно относиться к хлебу. Но почему такую важную роль отводят хлебу и почему считают, что он всему голова? Конечно, бесспорно, что в нем заключен тяжелый труд многих людей, но ведь труд вложили во многие вещи. Тогда почему хлеб играет такую главенствующую роль? Для этого нужно перенестись в далекие времена.

Дорогих и желанных гостей на Руси встречали посыпанным солью хлебом. Молодых родители обязательно благословляли караваем, чтобы их семейная жизнь была счастливая и легкая. Также с хлебом шли в гости к тем, у кого рождался ребенок. Поскольку в былые времена не было таких технологий, как сейчас, хлеб доставался гораздо более тяжелыми усилиями, имел более высокую значимость. Ему были посвящены многие хвалебные песнопения, про него складывали пословицы. Также существовало такое мнение, что, если в доме всегда имелся хлеб, то семья была зажиточная, обеспеченная.

Хлеб невозможно заменить, не существует такого продукта, который можно было бы использовать вместо хлеба. Наши бабушки и дедушки помнят те далекие, но страшные времена Великой Отечественной войны, когда любой кусочек, даже черствого хлеба, был в радость. С тех пор в семье еще больше прививают любовь и уважение к хлебу, к тем усилиям, которые прилагают люди, чтобы каждый день на наших столах имелся свежий хрустящий хлеб. Ведь в период ВОВ кусочек хлеба мог спасти несколько жизней, тогда он и был всему головой.

Наша же задача заключается в том, чтобы ценить то, что мы имеем сейчас на столе и уважительно относится к хлебу.

Вариант 2

Эту пословицу мы слышим довольно часто. Даже видим! Она бывает красиво написана на плакатах, на стенах в пекарнях. И я с этими словами вполне согласен… Нет, это не рекламный лозунг, по которому мы не проживём ни дня без какой-то новой шоколадки. Тут нет слов типа: практически, наверное… Рекламщики ведь не имеют права назвать свой товар самым-самым крутым. Здесь, реально, хлеб – голова! И точка!

Почему так? Потому что можно жить на хлебе и воде, можно протянуть без овощей и фруктов, тем более, без деликатесов. В прошлом жизнь была, тяжелей, конечно. Но можно было и без мяса, без молока, без каш бедному крестьянину прожить – был бы хлеб. Когда не было муки, то люди делали хлеб из непонятно чего. Я слышал, что в войну делали что-то вроде хлеба из сушеных картофельных очисток.

9 стр., 4300 слов

Имя существительное хлеб языка рассуждение 6 класс

... характеристике существительного в языке и хлеба на столе. Сочинение рассуждение на тему Имя существительное Трудно вообразить существование человечества без имени существительного. Были ... Сочинение на тему Имя существительное Без имен существительных мы бы жили в другом мире. Мы не могли бы общаться и с трудом ... она может быть подлежа­щим («бабушка»), и тогда сказуемое должно согласовывать­ся с ним в ...

Можно есть мясо-яйца, но всегда будет не хватать за столом хлеба. В нём содержаться нужные пищевые волокна, которые, вообще, помогают пищеварению. Мы приучены всё есть с хлебом, хотя сейчас появились всякие диеты, «здоровые питания» без хлеба. Но думаю, что это всё временно, как и раздельное питание. Не нужно так всё усложнять. Раньше люди были, простите, ближе к животным в том смысле, что понимали, что полезно есть, а что – вредно.

И ещё существует множество примет и поверий, которые только подчеркивают значение хлеба в нашей жизни. То есть к этому продукту нужно относиться уважительно. Нельзя его бросать! Нельзя на него наступать… Даже в сказках описано.

В большом почёте все люди, которые имеют отношению к производству хлеба: пекари, мельники, крестьяне… Сейчас, понятно, всё автоматизировано. Но кстати, есть ещё люди, которые делают эко-продукты, включая хлеб.

Даже в клипе «Ленинграда» самом известном речь шла о хлебе в конце. Нельзя его ругать (особенно, если ты толстая от шоколадок), нужно уважительно относиться. А то каждая сопливая девчонка будет ругаться на хлеб! Нельзя так. А после хлебушка попросит! Как говорится, в голодный год.

Голова он ещё в том, что часто пекут что-то символическое. Например, куличи на светлую Пасху. Блины (в некотором роде хлеб) на веселую Масленицу… И караваем встречают гостей, а ещё молодых. В церкви тоже делают такие постные хлебцы.

В общем, получается, что, на самом деле, до сих пор всему голова – хлеб! Думаю, что это правильно. Сам люблю и даже уважаю хлеб!

Суровая необходимость

Перед началом блокады произошло ужасное: немецкая авиация совершила налет на ленинградские Бадаевские склады. 23 немецких бомбардировщика положили бомбы так точно, что в одночасье выгорело свыше 3 тысяч тонн муки. Скорее всего, их на склады навели. Город был окружен, продовольствие брать было неоткуда. Еще с 18 июля в Ленинграде введены карточки. А с 8 сентября – фактического начала блокады – хлебная порция стала систематически снижаться.

Блокадная лепешка

Всего снижений было пять, и с 800 июльских граммов порция упала до 200 граммов хлеба для рабочих и 125 граммов для всех остальных. Сейчас нам сложно это понять, но вы можете вспомнить одну из разрезанных краюшек черного хлеба, которые вам давали в школе к обеду, это даже чуть больше, чем 125 граммов. Но похож ли он был на наш современный хлеб?

Сочинение Хлеб всему голова

Практически каждый человек регулярно размышляет о «хлебе насущном» и речь идет не только об обеспечении собственного пропитания, но и о других факторах. Речь идет о материальном фундаменте, который позволяет человеку развиваться духовно и существовать вообще.

6 стр., 2847 слов

Чему учит сказка?» по сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб

... Посмотрите эти сочинения О чём заставляет задуматься сказка «Тёплый хлеб» Прекрасна и добра небольшая «сказка» Константина Паустовского под уютным домашним названием «Теплый хлеб». Несмотря на ... осознал, что нельзя быть грубым, злым, нельзя обижать невиновных. Он принес обиженному коню свежеиспеченного, теплого хлеба и попросил прощения. Конь принял хлеб и простил Фильку. Паустовский показал, что ...

На самом деле именно хлеб стоит в основе всего этого фундамента. Ведь цивилизация началась и стала развиваться именно благодаря хлебу, после того как люди стали выращивать пшеницу и из кочевников и собирателей превратились в земледельцев. Благодаря этому они смогли разделять труд, накапливать умения и знания.

В основе всего этого именно хлеб, который позволяет людям проживать на какой-то земле, выращивать потомство и двигаться в сторону развития. Поэтому с древних времен образ хлеба также приобретает и сакральное значение, он представляет собой не просто еду, но нечто более глубокое и существенное. Именно поэтому хлеб — всему голова.

Специфика выращивания и производства хлеба связаны с природными циклами, люди издревле наблюдали как растет пшеница, через такое наблюдение и соответствующую деятельность постигали природные циклы смены времен года, астрономические феномены. Фактически они понимали мир через хлеб.

Не зря во многих культурах колос пшеницы является символом возрождения. Даже в Библии используется этот символ зерна, который падает в землю, чтобы снова прорасти. Через такую символику христианство передает учение о Спасении.

Сейчас люди обладают довольно развитыми средствами по выращиванию злаков, созданию муки и хлеба. Тем не менее, к этому продукту и людям, которые заняты в его производстве, до сих пор сохраняется уважительное отношение. Сейчас даже в домах где есть достаток и возможность купить неограниченное количество буханок хлеба, все равно к этому продукту относятся уважительно: не выбрасывают, бережно хранят.

Понимание ценности хлеба лежит в культуре современного человечества. Хлеб не только является символом пищи, но и символом цивилизации, основы, на которой зиждется человечество. Также он указывает на взаимосвязь и целостность разных феноменов в этом мире, поэтому и занимает такое положение в сознании людей и народных пословицах.

4, 5, 6, 7 класс. 1 класс

Сочинения о Хлебе (сочинение)

Семейная мысль в романе «Черный хлеб» М. Ильбека

План-конспекта урока

Предмет: чувашская литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-hleb-vsemu-golova/

Класс: 11

Тема урока: «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

  1. Устанавливать причинно-следственные связи исторических событий с жизнью семей, описываемых в романе «Черный хлеб» М. Ильбека;

2. Оценить значение творчества писателя и его литературный талант.

3. Научиться делать нравственный выбор.

Планируемые результаты:

Мотивация учащихся к активному приобщению к дальнейшей познавательной деятельности. Учащиеся должны оценивать поступки героев романа, выявлять нравственные качества.

Оснащение урока: таблицы, иллюстрации, мультимедийное оборудование.

Ход урока:

  1. Мотивационно-целевой этап. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации.

На уроке мы рассуждаем о смысле и ценностях жизни в чувашской деревне 19 века и о современных общечеловеческих приоритетах; обратим внимание на высшие ценности; подумаем об осмыслении жизни, постараемся проникнуть в сложные психологические коллизии героев в романе Н. Ильбекова «Чёрный хлеб». Мы ответим на вопрос, что является семейными ценностями. Рассматривая, анализируя поступки героев, мы сделаем выводы, какие дороги выбирают герои.

3 стр., 1380 слов

Речевой портрет главных героев на примере романа Теодора Фонтане «Эффи Брист»

... текст романа «Эффи Брист» и выбрать героев для создания речевых портретов; Составить речевые портреты выбранных героев и выявить основные способы и особенности создания речевых портретов. Практическая значимость работы ... характеристику литературной нормы в диахроническом аспекте и создает ряд фонетических портретов политических деятелей, писателей, ученых. По мнению С.В. Леорды, «речевой портрет – ...

  1. Этап организации познавательной деятельности, которая ориентирована на получение информации учащимися из различных источников.

1. Слово учителя:

— В своем романе М. Ильбек обратился к сложному периоду родного народа, когда во всей России разгорался революционный пожар. И все же в эпическом произведении писателя главное — не в описании историко-революционных событий, а в реалистическом отражении человеческих судеб, в глубоком проникновении во внутренний мир героев, в психологической убедительности воссозданных автором характеров, а также в показе чувашского быта, обычаев.

2. Слово ученика.

  • Чтобы лучше понять творчество писателя, познакомимся с биографией Николая Ильбека.

В Шемуршинском районе Чувашской АССР раскинута несколькими улицами деревня Три-избы-Шемурша. В этом старинном чувашском селении в 1915 году в бедной крестьянской семье родился будущий народный писатель Чувашии Николай Филиппович Ильбеков.

Детство Мигулая Ильбека было нелегким. Ему было пять лет, когда умер отец. И на плечи мальчиков легло бремя тяжелого крестьянского труда. Ему приходилось выполнять всякую работу в домашнем хозяйстве, сажать и убирать картофель, косить, жать, возить сено, плести лапти. Но несмотря на трудности, мать старалась дать любознательному сыну образование. Начальное образование получил в родном селе, затем продолжил учебу в Хорновар-Шигалинской школе второй степени Дрожжановского района Татарской АССР. Школа находилась далеко, а ходить приходилось и в стужу, и в пургу, и в пору весенних паводков. В эту пору Мигулай часто еды вдоволь не видал, нередко даже голодал. Но желание учиться было настолько велико, что он перенес и эти невзгоды лишения.

Многообразны были интересы мальчика в школе. Он не только усердно учился, но и принимал активное участие в художественной самодеятельности: участвовал в спектаклях, посещал хоровой кружок, декламировал стихи.

В 1931 году Ильбек окончил Батыревский педагогический техникум и был направлен на работу в Больше-Буяновскую неполную школу Шемуршинского района. В литературу Ильбек пришел в 30-е годы. Его первые произведения были напечатаны в республиканских газетах «Молодой колхозник», «Клич пионера». Проработав до 1934 года в школе учителем, затем инспектором РОНО в Шемурше, Ильбек приезжает в Чебоксары, работает в комитете радиоинформации при Совете Министров Чувашской АССР, редактором литературно-драматических передач, учится заочно в Чувашском педагогическом институте им. И.Я.Яковлева. В середине 30-х годов на страницах газет «Канаш», «Молодой колхозник», в журналах «Капкан», «Сунтал» публикуются рассказы и очерки Ильбека о тружениках села.

В них молодой писатель старается верно передать характер земледельца, одержимого стремлением дать стране больше хлеба.

В 1937 году Ильбек был призван в Красную Армию. По возвращении из рядов Красной Армии Ильбек работает в Чувашском государственном книжном издательстве редактором. Однако недолго довелось ему работать: началась Великая Отечественная война. И не дожидаясь повестки, подает заявление и в августе 1941 года получает назначение на должность редактора дивизионной газеты «На разгром врага». С этой дивизией Ильбек прошел путь от Сталинграда до Балкан: участвовал в боях под Харьковом, освобождал Запорожье, Никополь, Одессу. За образцовое выполнение боевых заданий командования был награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Болгарии», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», многими юбилейными медалями. Уже в первые месяцы войны были созданы стихи, рассказы и очерки, рассказывающие о ратных подвигах чувашских сыновей и дочерей в боях против немецко-фашистских захватчиков. К числу таких писателей принадлежал и Ильбек. В рассказах и очерках «Горячий день» (1942г.), «В госпитале» (1942г.), «Маленькая Клавдия», «Маринка» (1944г.), «Мы — советские солдаты» (1945г.) он изобразил напряженные оборонительные и наступательные бои и вместе с тем раскрыл духовное богатство советских воинов, их беспредельную любовь к отчизне.

40 стр., 19515 слов

Готические романы Анны Рэдклиф в контексте английской литературы ...

... рассматривают М.П.Алексеев, С.В.Тураев, В.М.Жирмунский, Н.А.Сигал, А.М.Зверев, А.Бутузов. В их работах готический роман и породившая его предромантическая эпоха представлены в общем аспекте, без конкретики. Известно, ...

Вернувшись в Чебоксары, Ильбек в течение десяти лет (до 1958 года) работает редактором Чувашского книжного издательства, ответственным секретарем правления Союза писателей Чувашии и целиком отдается художественному творчеству. Значительную работу проводил он и среди населения города и республики, часто выступал с лекциями перед учащейся молодежью как ветеран войны. До конца своих дней Ильбек оставался активным общественным деятелем, несущим в массы слова правды. 23 февраля 1981 года, будучи уже тяжело больным, он выступил перед молодежью. Это было его последнее публичное выступление. Рассказ сопровождается слайдами презентации.

3.Прием графической организации материала. Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал».

Роман

— (франц . roman), литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания.

Социально-психологический роман

  • литературный жанр, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни, раскрываются его психологические характеристики и психология его взаимодействия с окружающими;
  • в таком романе отображаются актуальные социальные проблемы и вопросы, интересующие читателей и автора.

Портрет в литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-hleb-vsemu-golova/

— одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Психологизм в литературе – это (от греч. psyche — душа и logos — понятие, слово) способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Реализм

  • направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

1.С какого эпизода начинается роман.

2.Что обозначают эпиграфы, данные к прологу и к первой части романа? Раскрывают ли они причину подобного названия романа?

3.Характеристики основных героев романа? (Шеркей, Элендей, Сайдэ, Селиме, Тухтар, Тимрук, Ильяс, Кандюк и пр.).

Описание героев по тексту. Анализ каждого героя, художественных средств, использованных автором.

4.ОбразТухтара. Краткая история трагическй любви Селиме и Тухтара. Кто или что всему виной (отец Селиме или прежний традиционный уклад жизни чувашей)?

5.Сопоставительные характеристики Шеркея и Элендея. Какие трагедии случились в семье Шеркея?

1. Роман начинается с пролога. В старом деревенском доме родные собрались вокруг умирающего старика Сямаки, надеясь, что он откроет тайну. Мы знакомимся с героями романа.

2. «Жизнь прожить – не поле перейти»; «Того не насытила беда, кто ел черный хлеб.(чувашская пословица); «И будь вовек благословенен, хлеб ржаной, просоленный потом» (Митта Васлее).

Анализ эпиграфов.

3. Главный герой романа Шеркей проходит через большие жизненные испытания. Сгорает дом, умирает жена, кончает жизнь самоубийством единственная дочь, сам он в позорных связях с ворожеей-колдуньей обесчестил свое имя. Казалось бы, ничего не осталось в душе человека, кроме черной тоски. Шеркей выдержит еще и не в такой борьбе, неиссякаемая сила крестьянина заключена в неразрывной связи с землей. Теперь нам становится ясным, почему роман назван “Черным хлебом”.

Иной путь выбирает себе Элендей. Правда, живется ему нелегко, он зарабатывает своим честным трудом черный хлеб. Ему не нравится, что его брат Шеркей начинает якшаться с богачом Кандюком. Элендей видит в этом хитрую уловку каштана-кулака, решившего путем сговора и подкупа забрать в свои руки лучшие утламышские земли.

4.Рядом с Элендеем стоит образ батрака Тухтара. C малых лет оставшись круглым сиротой, Тухтар рос ”в людях” — летом вместе со странным дедом Тиммой пас стадо, а зимой батрачил где попало. Через ”седьмое колено” он приходится ”родней” и Шеркею. Пользуясь этим, Шеркей беззастенчиво заставлял его работать на себя, и как родственнику, конечно, ничего не платил. Первое время Тухтар и сам считал, что это так и должно быть — ведь его кормили. Вскоре в сердце юноши вспыхивает чувство любви к дочери Шеркея Селиме, которая отвечает ему взаимностью.

Достойным любви Тухтара встает со страниц романа образ Селиме, решившей лучше умереть, чем жить рабыней в ненавистном доме богача. Одну половину избы Кандюка, куда заперли похищенную Селиме, она превратила в неприступную крепость, здесь она за несколько дней, совершенно поседела, но никто не смог сломить ее волю, и погибла она непокоренной.

Так чувашская девушка с героическим самоотвержением идет на великие муки ради истинной любви.

5.В Шеркее отсутсвует нравственный иммунитет, подпитываемый мудростью народа, питательными соками земли, черного хлеба, которым обладает его младший брат Элендей. Жажда обогащения привела к краху не только Шеркея, но и его семью.

4.Групповая работа. Работа в группах с использованием приема «Кластер».

1 группа. Смысл названия произведения

2 группа. Семья Шеркея.

3 группа. Линия Элендея.

4 группа. Твердость Тухтара.

5 группа. Стойкая Селиме.

  1. Этап закрепления и включения в систему знаний. Систематизация материала урока. Учащимся предлагается заранее подготовленный материал, содержащий ошибки разного рода. Необходимо найти и исправить все ошибки. Работа проводится в группах. По окончании работы составляется связный текст о романе. (Приложение 1).

  1. Итоги урока. Используется прием рефлексии «Пять пальцев».

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания и опыт мы получили?

Б (безымянный) – близость цели. Что мы сегодня делали и чего достигли?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем каждый из нас сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал.

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было физическое состояние?

Приложение 1

Карточка 1

В романе «Черный хлеб» изображены события почти двухстолетней давности. Здесь писатель правдиво воссоздал один из значительных этапов. В характерах Элендея, Имеда, Тухтара воплотилась идея правды народа. Им присущи такие черты, как прямота, бескорыстие, неподкупность, способность постоять за свои права и свою семью.

На пепелище Шеркей находит сгоревшее бревно, оно легко подгибается в середине. «Даже бревно не выносит огня, что выдержит? Что же выдержит? – рассуждает про себя этот мужик. — Шеркей выдержит. Он не думает еще протянуть руки».

  • Рыдать не надо. Чувашам не идут слезы. Будь как сокол, брат. Пусть вывалятся шишки, а ты старайся прожить еще три дня. Так отцы учили нас.

Карточка 2

С Шеркеем связана основная идея романа, и как раз в связи с переживаниями этого героя у автора вырываются лирические раздумья: «Самое худшее для человека – потерять деньги. Когда есть деньги, он осуществит мечту свою. Не таков ли наш народ?»

«Черный хлеб» оптимистичен и близок к истине народной жизни. В нем много светлого, обнадеживающего во взгляде на национальный характер трудового чувашского народа. Не забитым представлен народ в романе – он силен духом, твёрд в воле.

Карточка 3

Жизнерадостно звучит речь семидесятилетнего старика Эжелема: «Отцу я закрыл глаза, когда ему было восемьдесят три года. Надеюсь и я собрать ещё десяток годов». Древний старец ещё крепок здоровьем: в праздник он плясал с полным графином молока на голове и не выплеснул ни капельки. В речи Эжелема часто слышится мечта о справедливости: «Издревле чуваши мечтали жить в мире и согласии между собой. Когда они не ссорились, называли себя сильными», — говорит он. Под стать отцу стройный в свои шестьдесят лет сын Савандей. При всей своей чувашской мягкости, отец и сын оба правдивы и непреклонны в решениях.

Карточка 4

Роман «Черный хлеб» ценен не только тем, что в нем широко представлено послереволюционное прошлое русского народа. Но еще более важно другое: в романе показано как под влиянием российской действительности конца XХ и начала XXI столетия и благодаря работе либералов среди рабочих развивалось самосознание и независимость чувашского крестьянина. Народ и отдельные наиболее яркие люди показаны в романе одновременно. Рост сознания Тухтара, Элендея положительно сказывается на других горожанах.

Карточка 5

Эпиграфы к прологу и первой книге говорят не только об ужасной и страдальческой стороне дореволюционной жизни. Черный хлеб сладок, он пропитан радостью и потом чувашских семей. Но он же и корни крестьянина. Титанический труд воспитывал в народе выносливость, честность и другие положительные черты.

Приложение 1

(Исправленный вариант)

Карточка 1

В романе «Черный хлеб» изображены события почти столетней давности. Здесь писатель правдиво воссоздал один из значительных исторических этапов. В характерах Элендея, Имеда, Тухтара воплотилась идея правды народа. Им присущи такие черты, как прямота, бескорыстие, неподкупность, способность постоять за свои права и свою семью.

На пепелище Шеркей находит сгоревший гвоздь, он легко подгибается в середине. «Даже гвоздь железный не выносит огня, что выдержит? Что же выдержит? – рассуждает про себя этот мужик. — Шеркей выдержит. Он не думает еще протянуть ноги».

  • Рыдать не надо. Чувашам не идут слезы. Будь как рябчик, брат. Пусть вывалятся шишки, а ты старайся прожить еще три дня. Так отцы учили нас.

Карточка 2

С Шеркеем связана основная идея романа, и как раз в связи с переживаниями этого героя у автора вырываются лирические раздумья: «Самое худшее для человека – потерять надежду. Когда есть надежда и вера, он силой души осуществит мечту свою. Не таков ли наш народ?»

«Черный хлеб» оптимистичен и близок к истине народной жизни. В нем много светлого, обнадеживающего во взгляде на национальный характер трудового чувашского народа. Не забитым представлен народ в романе – он силен духом, твёрд в воле.

Карточка 3

Жизнерадостно звучит речь девяностолетнего старика Эжелема: «Отцу я закрыл глаза, когда ему было сто три года. Надеюсь и я собрать ещё десяток годов». Древний старец ещё крепок здоровьем: в праздник он плясал с полной чаркой водки на голове и не выплеснул ни капельки. В речи Эжелема часто слышится мечта о справедливости: «Издревле чуваши мечтали жить в мире и согласии между собой. Когда они не ссорились, называли себя сильными», — говорит он. Под стать отцу стройный в свои шестьдесят лет сын Савандей. При всей своей чувашской мягкости, отец и сын оба правдивы и непреклонны в решениях.

Карточка 4

Роман «Черный хлеб» ценен не только тем, что в нем широко представлено дореволюционное прошлое чувашского народа. Но еще более важно другое: в романе показано как под влиянием российской действительности конца XIХ и начала XX столетия и благодаря работе социал-демократов среди рабочих развивалось самосознание и независимость чувашского крестьянина. Народ и отдельные наиболее яркие люди показаны в романе одновременно. Рост сознания Тухтара, Элендея положительно сказывается на других поселянах.

Карточка 5

Эпиграфы к прологу и первой книге говорят не только об ужасной и страдальческой стороне дореволюционной жизни. Черный хлеб горек, он просолен слезами и потом чувашских семей. Но он же и корни крестьянина. Титанический труд воспитывал в народе выносливость, честность и другие положительные черты.

Последний колосок

Почему хлеб имел такое большое значение в древней Руси, что про него придумали пословицу? Я думаю из-за того, что в древние времена выращивать пшеницу и рожь было трудной задачей. Сначала вспахивали землю — лошадь тащила тяжёлый плуг, а крестьянин направлял её, убирал камни и другие посторонние предметы. Затем поле обрабатывали бороной и засевали семенами.

Раньше редко использовался искусственный полив, в основном злаки получали воду от дождей, поэтому так страшны были засухи — урожай буквально сгорал на корню. Но и обилие осадков плохо сказывалось на полях — под тяжёлыми каплями ливня созревшие колосья падали на землю и начинали гнить.

Слишком много факторов влияло на урожай:

  1. Вид земли (чернозём, глинистые, песчаные почвы).

  2. Качество обработки почвы — пахота, рыхление, прополка сорняков.
  3. Качество семян.
  4. Количество и время выпадения осадков.
  5. Температура воздуха — ранние или поздние заморозки, очень жаркая погода.

И если, несмотря на все случайности и невзгоды, рожь уродилась — зерно берегли как зеницу ока. На этом трудности не заканчивались — пшеницу нужно было высушить, смолоть в муку и просеять. В работе участвовали взрослые и дети, наши сверстники помогали родителям, а не просиживали штаны за компьютером.

Отрубями кормили скотину, некоторые крестьяне пекли из них лепёшки. Владеть мельницей было очень выгодно и престижно, мукомолы и пекари были одними из самых уважаемых людей на селе.

Пшеничные караваи пекли только по большим праздникам — свадьба, новоселье, рождение ребёнка. Ржаной хлеб был более доступен, его пекли каждый день. В тяжёлые годы засухи и неурожая наступал голод. Многие крестьяне вынуждены были продавать себя в крепостные, чтобы их семья имела возможность есть хлеб.

Часто дети ходили на барские поля собирать потерянные колоски. Это было опасное занятие, не каждый современный взрослый пойдёт на такое, ведь если ребёнка ловили, его обвиняли в воровстве и могли замучить до смерти. Я бы наверно не смогла отправиться ночью в поле и искать на земле зерна и колосья. Но тогда дети были другими, в их время хлеб значил жизнь, и это было легко понять.

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Хлеб на столе

С древних времен и у всех народов наибольшей святостью был хлеб. Его присутствие способствовало появлению песен и дум, продолжала родословную, и, напротив, когда он исчезал, приходила беда.

Предки не только воздали заслуженную хвалу ржи-кормильице, но и признали ее вечные заслуги в судьбе человечества. В зерно, в этот маленький тугой слиточек материи столько вложено жизненной мудрости, добра и веры в бессмертие, что его тайна и до сих пор кажется нам магической. Все у нас от него, от хлеба. А в том, и мы сами, каждый из нас — ребенок своих родителей, своего народа и хлеба.

С давних времен родители приучали детей своих беречь хлеб. Еще с молоком матери усваивались правила бережливого отношения к святая святых.

Людей, какие пришли с чистым сердцем, хорошей миссией или хорошей новостью, на нашей земле всегда встречали хлебом солью. Караваем благословляли молодых, без ковриги нельзя было зайти в новый дом, рождался ребенок — тоже шли с хлебом.

Отдадим же почет тем, кто вырастил его, рукам, которые подарили душистые, похожие на солнце, караваи. Снимем перед ним шляпы, уклонимся, чтобы извечно он был на нашем столе, чтобы не черствел, потому что, как молвил народные уста, когда черствеет хлеб — черствеют души.

Ты и твой хлеб

«Хлеб — всему голова, — так говорят у нас. Хлебом клянутся, как именем матери, Родины. Потому что хлеб — это жизнь, он вечен, как мать, как Родина.

Человек выращивает хлеб. А хлеб выращивает человека. Воспитывает и проверяет его на зрелость и мужество. И это также вечно, как мир. Хлеб нельзя заменить ничем. Старые люди любят говорить; «Хлеб — это святое». По-видимому, потому, что были на их судьбе годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба. И еще, по-видимому для того, чтобы мы, выходя в свет, раз и навсегда прониклись трепетом к тем рукам, которые вырастили и выпекли этот высокий и мягкий хлеб. Он может научить всех нас уважать работу и мирное безоблачное небо над головой.

Хлеб — это богатство нашей страны. И его нужно беречь и уважать. Ведь так приятно видеть на своем столе высокий, душистый каравай. В хорошей семье хлеб никогда не будет черстветь. Но есть люди, которые не уважают хлеб, выбрасывают его, когда он очерствеет. Они не уважают тот длинный путь, который прошел хлеб, прежде, чем попасть к столу, тот тяжелый труд, который вложен у него, самого человека. Поэтому берегите хлеб — мерило нашей воспитанности и духовности.

Хлеб

Он ежедневно приходит к нам — румяный, теплый, душистый, несравненный. А еще имеет много имен — баранку, булочку, батончик, рогалик, каравай, калач, пасху, пирог. И все-таки хлеб.

Если на столе нет хлеба — на нем чего-то не хватает. Самого главного. Потому что хлеб — то богатство, благосостояние. Люди ласково и уважительно говорят о нем: хлеб — батенька, хлеб — кормилец, хлеб — всему голова. Издревле народ наш более всего ценил хлеб, соль, честь.

Хлеб сопровождает нас всю жизнь — от рождения до глубокой старости. У всех народов он святой. Хлеб берегли, в его честь составляли гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. Хлеб бесценен. Ни работа, ни смерть, ни жизнь, ни свадьба — ничего в мире не обходится без хлеба. Он самый вкусный, он дороже золота, насущный и святой хлеб из нашего поля.

И, чтобы вспахать поле, тоже нужен хлеб. И, чтобы разбить врага. Чтобы победить и выстоять. Везде хлеб, хлеб, хлеб. А без него нет ни радости, ни праздника, ни самой жизни.

Человечество знает ужасные годы без хлеба, когда вымирали целые села и города, целые местности и страны, так что ни одной войне и ни одной армии и не снилось такое опустошение.

Знать цену хлебу, уметь его экономить, быть бережливыми и заботливыми хозяевами — это главные вопросы общества. Вот почему вопрос о хлебе остается у нас главным. Вот таким является он — хлеб. Его величество Хлеб. Так давайте относиться к нему всегда с почетом и уважением. Не жалеем дать ломоть хлеба голодному. Хлеб в мире — главнее всего, он — жизнь. И может, кто-то из моих ровесников станет кондитером или пекарем и будет даровать людям хлеб: Как едите вы караваи, Калачи вкусные едите, — Не забудьте уклониться Хлебоделу за это!