Сказки, мифы и легенды чувашского народа

Эссе

Эссе «Сказки, мифы и легенды чувашского народа»

Я, Угахина Ольга, учусь в и живу недалеко от Билярска, того одного из самых древних городов Болгарского государства — Биляр. Наша Земля богата историей, культурой, легендами и мифами. Горжусь тем, что родилась в многонациональном Татарстане и изучаю четыре языка, среди них — два государственных: русский и татарский, говорю на родном — чувашском и учу английский. Кого на Земле вы найдете счастливее, чем я?

Каждая национальная культура по своему содержанию уникальна и неповторима и является частью мировой цивилизации.

Я увлекаюсь чтением и мне интересно читать сказки, легенды и мифы разных народов и национальностей. Вот одна из легенд:

Легенда о происхождении чуваш

В незапамятные времена, гласит легенда, в городе Саре у некоего царя росла красавица-дочь Хунтеслу. Отец никому не показывал ее. Но ее посещал сын Солнца и она забеременела Отец, рассердившись, укрыл ее в золотой лодке, которую пустил в море. Лодка сияла от лучей Солнца. И ее заметили два богатыря – Болгар и Сувар. Стали делить находку. Болгар говорит: «Мне лодку», Сувар: «Мне – что в лодке». Как привели лодку к берегу, богатыри увидели в ней красавицу девушку-царевну. Сувар женился на этой девушке. Она родила ему много-много детей. От рода Сувара и пошел чувашский народ. Такой сюжет встречается и в фольклоре башкир, казахов; он проник и в татарскую письменную традицию.

В чувашском фольклоре имеется слой исторических преданий и легенд о жизни и героических деяниях древних предков, о болгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, о Е. Пугачеве и другие.

Одним из самых древнейших по происхождению эпических сказаний являются сказания о богатырях-исполинах – Улыпах, многие мотивы которых сближаются с «Алпамышем» – богатырским сказанием тюркоязычных народов Урало-Алтая и Средней Азии. Улыпы помогали чувашам корчевать лес, пахать, защищали от врагов.

В большинстве чувашских легенд родиной Улыпа считается гора Арамази, Связанная с Кавказом. Вот одна из легенд:

2 стр., 513 слов

Политика- «Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой- ...

... й ствия царя. Это служит я рким доказательством того, что правитель - это всего лишь лодка, а народ - вода, которая может е ё опрокинуть. Другим примером, подтверждающим ... выборы. Это также доказывает возможность народа влиять на власть в ЭССЕ НА МАКСИМУМ С Дмитрием Первым ? http //vk. com /egedmitry1 Таким образом, можно сказать, что государственная власть ...

Близ горы Арамази жил богатырь Улып и содержал несметное количество скота. Но однажды начались невиданной мощи грозы, дождь полил как из кадки, лавинами неслись воды с горы и затопили луга в долинах. Три дня и три ночи спасал свои стада Улып, однако не справился. На помощь пришел богатырь – кузнец Азамат: он за неделю построил величественный железный мост, сверкающий семью цветами. Мост протянулся от горы Арамази до широкой долины Волги. Улып с матерью перегнал по этому мосту весь свой скот и поселился здесь. И мост исчез. Лишь его изображение появляется летом во время дождя. Чуваши называют его мостом Азамата.

Содержание этих сказаний свидетельствует, что их первоначальные варианты сложились еще среди степных кочевниов-скотоводов, живших в условиях родоплеменных отношений и кочевого быта.

Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришла к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали своё отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.

Великий чувашский просветитель предлагал приобщать подрастающее поколение чуваш к общечеловеческой культуре через национальное, прежде всего через обучение чувашскому языку и литературе.

Народная сказка, в том числе и чувашская, демонстрирует личные качества героев главным образом посредством поступков, которые раскрывают все богатство человеческой природы, и выявляют нравственные ценности, реализуемые сказочным персонажем. Главные нравственные ценности, выявленные мной в чувашских сказках: любовь к родине, , трудолюбие, верность долгу, целомудрие, честность и правдивость, — полностью соответствуют национально-нравственному идеалу чуваш, сформировавшемуся под влиянием своеобразных исторических условий жизни. Согласно народным представлениям чуваши характеризуются такими специфическими чертами народного характера как дружелюбие, патриотизм, целомудрие, уступчивость, трудолюбие, честность и правдивость, скромность («семь благословений «, «семь благ», «семь добродетелей»).

Среди многочисленных чувашских сказок преобладают волшебные. Наиболее распространенные сюжеты их — поиски крестьянским сыном, по завету отца, страны счастья, борьба за возвращение украденного счастья, месть злым силам за поруганную честь родных и народа. Широко представлены сказки о животных, бытовые, новеллистические и т. п. Вы можете их прочитать на сайте: http://www. dreams4kids. ru

Мои любимые сказки: Девушка на Луне, Как ловили Луну, Как один парень царевну рассмешил, Мудрая девочка, Мужик и барыня, Приметливый портной, Туй-тубала, Хитрый Симун и другие

Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей, сказка – не только «преданье старины глубокой», но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать народные сказки, мир станет намного добрее.

6 стр., 2521 слов

Образ Царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина

... что их может объединять. Сочинение по сказке Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях — это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви. История начинается с ... друг другу и готовились к свадьбе, но их планы рухнули. Когда мачеха в очередной раз обратилась к зеркалу с ... время. Царь забывает о своём горе. Женится на другой. Новая царица была красивой и самолюбивой. Всё время ...

Сколько бы я не становилась старше, сказки не перестают радовать и привлекать меня. Ведь сказка – кладезь мудрости многих поколений людей и народного юмора.

Что такое миф? В древности мифы ( в пер. с греческого – предание, сказание) складывали не для развлечения, а для объяснения, осмысления того, что происходило в мире. Половина всей мифологии занята воспроизведением обыденных фактов ежедневной жизни в вымышленных рассказах о происхождении причине этих фактов. Это были ответы на древние как мир вопросы: откуда и почему?

«Детские вымыслы» народов служили в назидание молодёжи, учили юношество мудрости, хитрости. Мифам верили, потому что в них видели воплощение коллективного опыта и знаний многих поколений предков. У чувашей, как и у других тюркоязычных народов, в прошлом была богатая и своеобразная мифология.

Богатая своеобразна мифология дошла до нашего времени, объясняя даже такой сложный момент, как миграционную теорию происхождения чувашского народа. Горы Арамази – не что иное, а горы Северного Кавказа. Прикованный к скале богатырь Улып своей судьбой напоминает греческую судьбу Прометея. Но если вспомнить, что первой столицей Великой Болгарии V-VII вв., далекой прародины чувашского народа, был греческий полис Фанагория на Таманском полуострове, становится многое понятно. Мифы и легенды помогают определять образ мысли народа, который отражает обычаи и традиционное поведение в жизненных различных ситуациях.

Сказки являются таким же историческим источником, как и мифы. Они отличаются от них только тем, то имеют большую свободу вымысла.

Чувашские сказки очень похожи на сказки многих других народов. Это объясняется тем, что, проживая в Центральной Азии, которая являлась древнейшим культурным континентом, котлом, в котором потоки народов переселялись, смешивались и вытесняли друг друга, предки чувашей имели сходные условия общественного развития. Сказки сохранили следы очень многих обычаев и обрядов, большинство из которых связано с представлениями древних о смерти. Многие обычаи в сказках соответствуют исторической действительности. Например, в «Туй — Тупала» сказке рассказывается, что девушка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой, и герой-богатырь рождается из обломков костыля своего отца. Широко был распространен и магический обряд защиты от злых напастей путем возведения вокруг себя или своего двора при помощи какого-либо предмета, чаще всего топора или ножа, символической «железной ограды» Или в тюркской сказке богатырь говорит жене: «Я поеду вперед. Где будет черта – иди. Где будет круг – ночуй». Герой таким образом намечает не только пункты для перекочевки своей семья, но и пытается оберечь её. Не случайно у кочевых народов поселения имели круглую и овальную форму.

14 стр., 6720 слов

Героические мифы разных народов

... героического эпоса. Однако устная традиция эпоса быстро исчезает, если уже не исчезла. Лишь в Исландии и на ... народов. Миф - это одна из форм культуры, самый ранний способ восприятия мира, ... схемами мифических сказаний, которые представляются тем более непостижимыми в силу ... народа", выдвинутая Адольфом Бастианом f(1868). (2)Объяснение широко распространенных параллельных форм в фольклоре и сказках ...

Таким образом, сказка дает нам представление о многих явлениях прошлой жизни. Прав был А. С.пушкин: «Сказка – ложь, да в ней намек…»

Из всего сказанного сделаем вывод о том, что в устном народном творчестве отразилось далекое прошлое народа, те события, лица, местности, которые были исторически значительными, существенными, памятными для народа.