Характер – совокупность тех наиболее четко проявляемых черт психики человека, которые особенно ярко проявляются при выражении отношения к окружающему миру, общении с другими людьми и отношении к себе.
К примеру, мы восхищаемся характером другого человека: «Какой же он целеутремленный и решительный!». Мы судим так, потому что этот человек ведет себя соответственно данным характеристикам: он не опускает руки при трудностях, идет до конца, постоянно ищет в себе силы, совершает смелые поступки.
Сочинение ** тему :формирование характера не зависит от…
Формирование характера — это процесс становления устойчивых психологических образований личности под влиянием объективных и специально созданных для этого условиях, когда действия и поступки в результате их многократных повторений становятся привычными и определяют типичную модель поведения.
Характер человека формируется в процессе его индивидуальной жизни под ведущим влиянием общественных условий. Особенно важную роль в воспитании характера играет активная деятельность личности, и прежде всего труд как среда общественного бытия, общение, как необходимое условие самопознания и самореализации. В процессе работы выявляются моральные, интеллектуальные, волевые и другие качества личности, что, закрепляясь под влиянием определенных условий жизни, приобретают черты характера.
Реформирования, происходящие в современном обществе, появление новых идеалов и ценностей, обусловленных вхождением в систему рыночных отношений, создают предпосылки для формирования черт характера нового делового человека.
Среди факторов, представляющих для человека жизненное значение, и влияют на формирование характера, особая роль принадлежит воспитанию. Воспитание организует обстоятельства жизни и направляет в нужном направлении жизненные воздействия, подкрепляет их, создает соответствующее отношение к окружающей действительности формирующейся. Вместе с тем оно тормозит негативные воздействия, препятствует закреплению нежелательных привычек и черт его поведения.
На определенном, достаточно высоком этапе развития личности начинают действовать самовоспитание и саморегулирование процесса становления характера. Сформированные в процессе воспитания потребности, идеалы, установки личности становятся основой требований, как к внешним условиям жизни, так и к себе. Человек сам начинает организовывать свою жизнь и воспитывать себя, руководствуясь при этом как собственными, так и общественными ценностными ориентирами.
Влияние окружающей среды на человека жизни
Благодаря фильтру, установленному под краном, вода проходя через него фильтруется, и когда открываешь кран, то она более чистая и её можно пить. Ещё мы пьём химию. Это как: лимонад, воду с красителями, кока-колу, фанту и другое. Такая вода иногда опасна для организма. Так как после неё будет тошнить, иногда бывает рвота, и отравление. Ещё мы принимаем алкоголь. Это как спиртные напитки: пиво, ...
В полной мере способность к самовоспитанию характера проявляется тогда, когда личность приобретает жизненный опыт, овладевает основами психологической культуры, когда формируется мировоззрение, и окончательно складываются идеалы, согласно которым личсность начинает сознательно планировать свою жизнь и определять свое место в нем.
Различия в характерах заметны уже у детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте, как показывает опыт воспитания в детских садах, достаточно отчетливо проявляются такие черты: общительность, коллективизм, ласковость, смелость, застенчивость, замкнутость, опрятность, точность, терпеливость, или капризность, упрямство, резкость и др. Проявления черт характера в этом возрасте близко соприкасаются с темпераментом.
Особенно важно воспитание характера в подростковом возрасте. Подросток уже не ребенок, у него острый интерес к окружающей действительности, очень большая активность, стремление к труду — физической и умственной. Нужно научиться организовывать эту активность, научить подростков действовать дружно, заниматься общественной работой, работать организованно.
Надо иметь в виду то, что неучтивость в воспитании возрастных особенностей подростков очень часто приводит негативизму, браваду, непослушанию, несдержанности, немотивированным поступкам. Вместе с тем подростки чувствительны к мнению коллектива. Они дорожат оценкой коллективом их трудовой, учебной и спортивной деятельности, руководствуются ею в своем поведении, и это играет значительную роль в формировании их характера.
Юноши и девушки старшего школьного возраста уже достигают физической зрелости и способны проявлять в поведении, труде и учебе достаточно сформированые черты характера: ответственность, дисциплинированность, целенаправленную настойчивость, принципиальность, самостоятельность.
Исследованиями формирования характера доказано, что особенно действенными факторами являются самостоятельность и самодеятельность в труде, учебе. При этом необходимо поставить юношу или девушку в такие условия, при которых они могли бы обнаружить коллективизм, мужество, выдержку, трудолюбие. Но будет большой ошибкой, если воспитание в коллективе нивелировать индивидуальные качества личности.
В коллективе нужно раскрывать и укреплять лучшие черты характера каждого члена коллектива, формировать яркую индивидуальность.
Как формируются черты характера
Изначально перед тем как перейти к теме о влиянии на характер, разберемся с тем, как формируется характер каждого человека. Нрав может изменяться на протяжении всей жизни личности. Начиная с подросткового возраста, он может самосовершенствоваться, например, путем внедрения полезных привычек и изменения поведения. Первым делом формируются связки положительных и отрицательных черт: доброта – враждебность, общительность – скрытность, отзывчивость – эгоистичность.
Воспитание у детей и подростков духовно-нравственной культуры
... в воспитании духовно-нравственных ценностей; 4. Укреплении и разработке научно-методического обеспечения процесса формирования духовно-нравственной культуры у детей и подростков. Формы работы. 1. Давайте познакомимся Диагностика педагогов, обучающихся, их родителей о духовно-нравственных ...
В раннем возрасте хорошо развиваются те качества, которые одобряются и поддерживаются взрослыми.
Психологи считают, что характер складывается исходя из темперамента человека, который, в свою очередь, и представляет собой генетически обусловленные свойства человека Выделяют 4 вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждому типу свойственны определенные манеры поведения и реакции на происходящее, например, меланхолики медлительны, быстро утомляются, плохо адаптируются под новые условия внешней среды, а сангвиникам характерна общительность, активность, высокая скорость мышления и эмоциональность.
Роль воспитания родителями
Причины конфликтов — основные факторы которые могут повлиять на это
Личность всегда формируется под воздействием множества факторов, но главную роль среди них играет воспитание. От родителей зависят, будет ли ребенок тянуться к знаниям, его сосредоточенность и желание познавать мир. В раннем детстве дети начинают усваивать правила и нормы поведения в обществе.
Семья читает книгу
Воспитание бывает стихийным (хаотичным) и целенаправленным. Стихийное воспитание находится во взаимосвязи с повседневной жизнью, знания ребенок получает методом проб и ошибок. Целенаправленное воспитание – упорядоченный процесс обучения родителями и педагогами с целью привить ребенку хорошие манеры, правила поведения и жизненные ценности.
Что влияет на успешность воспитательного процесса в семье:
- Осознанность родителей является главным критерием успешного процесса. Супруги должны понимать цели и задачи воспитания своего ребенка;
- Соответствие семейного воспитания с программой детского сада и школы. Зачастую желание родителей привить ребенку положительные качества совпадает с общепринятыми системами обучения, но их действия должны быть параллельными. Например, если в школе учат правилам этикета, дома они должны практически подкрепляться;
- Семейный уклад и равенство. Супруги должны действовать сообща, воспитывать ребенка по одним правилам. Например, если мама запрещает есть сладкое, а папа – нет, ребенок не будет разбираться, каково правильное решение, а кто не прав. Мама для него будет строгой, а папа добрым;
- Умение родителей сочетать в своем отношении любовь, уважение и строгость. Воспитание в строгости формирует в ребенке комплексы, а постоянная ласка и потакание всем желаниям делают из него эгоиста;
- Наличие родительского авторитета в глазах ребенка. Дети должны уважать своих родителей, для этого мама и папа обязаны показывать хороший пример. Авторитет формируется, когда дети видят, как родители успешно совмещают работу и общественную деятельность.
Супруги должны интересоваться жизнью ребенка, они могут указать на его ошибки и помочь их исправить;
- Взаимоотношения родителей. Дети должны расти в семье, где супруги уважают мнение друг друга. В противном случае ребенок будет проявлять неуважение к сверстникам и учителям.
Обратите внимание!
Этапы развития характера
Формирование характера начинается с самого рождения ребенка. В первые годы жизни мы копируем поведение, привычки, ценности близких нам людей: мам, пап, бабушек и дедушек. Лет с 12-14 начинает проявляться наша индивидуальность, под влиянием внешних и внутренних факторов нрав меняется. В этот период происходит формирование моральных и нравственных ценностей, волевых качеств. У старшеклассников основные черты характера уже сложились. В дальнейшем происходит их закрепление, развитие, но возможна и трансформация под воздействием внешних факторов: культуры, окружения, СМИ и другого. У взрослого человека не останавливается формирование характерных черт, но происходит закрепление тех свойств, которые способствуют достижению успехов в жизни: в семейном плане, в карьере, в формировании нужного круга общения.
Роль родительского наставления в жизни человека
... родителей порой играют решающую роль в жизни каждого человека. Никогда не проходят бесследно для ребенка слова родителей. Это необходимо понимать и учитывать при воспитании детей, ведь судьба их во многом в руках родителей. Итоговое сочинение ...
Что повлияло на формирование Достоевского как писателя
Ф. М. Достоевский — великий русский писатель-реалист, знаток жизни, психолог, сострадающий бедным и угнетенным, гуманист, страстный обличитель лжи и лицемерия. Достоевский всегда стоял особняком в русской литературе, оставался во многом непонятным и неоцененным. Во всех произведениях на первом плане у него — сама «личность». Прототипом своих героев чаще всего служил сам писатель. Из глубины своего сердца он черпал самые потрясающие откровения. Отсюда глубокий психологизм романов Достоевского. Будущий писатель родился в дворянской семье. Отец Михаил Андреевич был лекарем Мариинской больницы для бедных. Федор Михайлович окончил Главное инженерное училище и был зачислен в Петербургскую инженерную команду, но вышел в отставку, чтобы всецело посвятить себя литературной работе. Между родителями отношения строились на полном подчинении воле и капризам мужа. Все члены большой семьи Достоевских жили заурядной жизнью, и никто не понял выбора сына стать писателем. Для Достоевского вопрос семейных отношений очень важен: все его романы построены на судьбах семьи, на показе развала современной семьи. Конечно, эта тема почерпнута писателем из его личной жизни.
Повлияли на развитие писательского таланта Достоевского и обилие прочитанных им книг разных авторов: Данте, Бальзака, Гофмана, Диккенса, Жорж Санд. Но на первом месте для него были Пушкин и Гоголь. Пушкин учил с детства быть самим собой и дерзать смело, безгранично. Этот поэт стал для Достоевского символом народного гения. Но великое служение России пером художника особенно поразило его в Гоголе. Гоголь заговорил о русской жизни такими близкими, проникновенными словами, заставил так взглянуть на самих себя, что жизнь показалась еще совсем не изведанной бездной. Конечно, первая повесть Достоевского — «Бедные люди», — в которой остро звучит тема «маленького человека», была бы невозможна без Гоголя. Повесть была напечатана в альманахе Некрасова «Петербургский сборник» в 1846 году и сразу принесла Достоевскому успех и признание читателей. Она привела в восторг великого критика Белинского, который сулил тогда еще начинающему художнику слова блестящее творческое будущее. Назначение писателя — отражать действительность художественным языком, показывать все ее пороки и прекрасные моменты. Достоевский видел все общественные противоречия современности и давал на них свой отклик. С тревогой он наблюдал распад семейных отношений, торжество денежной морали. Писатель изобразил много сцен из жизни семей, где нет добродетели, почитания родителей, где умерли заботливое отношение к детям, чистота любви и привязанности. Отчуждение человека, его обособление, замыкание в самом себе протекали в буржуазном обществе все сильнее. Равнодушие власти к простому народу, кризисы, войны — все это поселило в сознании простого труженика недоверие к закону, страх за себя. Но человек с ущемленным чувством собственного достоинства, как почувствовал Достоевский, существо далеко не простое, противоречивое. Едкое, жгучее чувство унижения, испытанное им, может породить в душе маленького человека не только ненависть к угнетателям, но и властолюбивые мечты, мстительный порыв злобы. И тогда мирный «маленький человек» может превратиться в тирана и деспота. Членство в кружке Петрашевского повлияло на личную и творческую судьбу Достоевского Общество Петрашевского наследовало революционное дело декабристов. Оно состояло из дворян и разночинцев. За участие в этом кружке писатель был арестован 23 апреля 1849 года и приговорен к смертной казни, которая была заменена каторжными работами на четыре года и последующей службе в армии. Годы каторги и солдатской службы прервали литературную деятельность Достоевского. На каторге он встретил множество солдат и крестьян. После пребывания в детские годы в деревне писатель впервые вновь широко столкнулся здесь с людьми из народа. Этот новый жизненный опыт имел для развития Достоевского-художника и мыслителя громадное значение. Здесь он поменял свое мировоззрение. По его мнению, современное состояние общества является болезненным, так как приводит к обожествлению человеком самого себя, разрушая живые связи между людьми. Утрата высших духовных ценностей, каковыми выступают ценности христианства, влечет за собой создание кумиров, которым начинает поклоняться человек. А это может привести к катастрофе. Но у человечества есть вечный идеал, воплощенный в личности Иисуса Христа, к которому человек будет постепенно приближаться. Общественный кризис, возникший в результате проведения крестьянской реформы, отменившей крепостное право, но приведшей к массовому ограблению народа, охватил и духовную сферу. Болезненное состояние общества, утратившего нравственные ценности, освященные религией, изображает Достоевский в романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы». Но о чем бы Достоевский ни писал, всегда пишет о своих духовных исканиях, ищет разрешения проблем, лично его волнующих, но до конца не разрешенных. Все его герои, будь они антиподами его по своему нравственному облику, все-таки бьются над проблемами, над которыми всю жизнь бился сам писатель.
Проблема роли книги в жизни человека сочинение по бондареву
... вами пишем непрерывно и неустанно...» (Ю.В. Бондарев) Сочинение Автор прочитанного мной текста, писатель Ю. Бондарев, поднимает проблему роли книги в жизни человека, прежде всего самого писателя. По мнению автора, у каждого из них есть своя ...
Что влияет на формирование характера кроме физиологии
Известно, что характер каждого человека базируется на генетических особенностях, передаваемых от родителей. Но он также подвластен изменчивости под влиянием социальных факторов.
Адаптация детей к условиям жизни и воспитание в дошкольных учреждениях
... адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Предмет исследования – адаптация детей к условиям жизни и воспитание в дошкольных учреждениях. Цель исследования - изучить особенности и условия адаптации детей раннего возраста к ... адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности [16, с. 6]. Адаптация ...
Во-первых, многое значит воспитание. Родителям необходимо с ранних лет понять темперамент своего ребенка и выстраивать воспитание таким образом, чтобы не сломить его и не нарушить его психику. Нрав человека склонен меняться также под влиянием условий жизни: насколько у человека спокойная или суетная жизнь, богатая или бедная семья, высокий или низкий статус. Образ жизни аналогично способен внести изменения: неправильный образ жизни — чрезмерное употребление алкогольных и спиртных напитков, курение, наркотики – все это будет портить положительные черты характера, разрушая нервную систему. Разовьются такие качества, как нервозность, недоброжелательность, сквернословие. Представьте подростка из неблагополучного района и бедной семьи и вообразите, какой образ жизни он ведет. Наверняка охарактеризовать такого человека вы сможете только негативными качествами.
Основные факторы влияющие на развитие личности
Само слово «фактор» несёт в себе интересное значение, ведь в переводе с латинского языка оно буквально обозначает «движущий», «производящий». То есть в этом вопросе мы выявляем основные производные процесса саморазвития, а также узнаём, что же им движет и почему.
Важно отметить, что выделяют сразу несколько факторов развития личности в психологии. Именно от них и идёт весь процесс личностного взросления.
К факторам развития личности относятся:
- Внутренние.
- Внешние.
- Биологические.
- Социальные.
Именно эти факторы, определяющие развитие личности располагаются на пути становления индивида на протяжении всей его жизни. Опираясь на них можно понять те или иные его задатки и способности, а также уровень психологического и духовного восприятия.
Внутренние моменты
К внутренним факторам развития и формирования личности относят собственную активность индивидуума. То есть его восприятие окружающего мира, основанное на разных мотивах, например, на интересах, симпатиях и антипатиях. Роль данного факторы развития личности человека заключается в его самовоспитании. Сюда же можно отнести личные стремления субъекта к чему-либо, его отношение к порядкам и уставам.
Внешние обстоятельства
Если же рассматривать более подробно внешние факторы и предпосылки развития личности, то к ним можно смело отнести родительское и педагогическое воспитание, и даже всю образовательную систему современного социума в целом. Не нужно путать внешние факторы развития личности человека и социальные, несмотря на то, что они действительно стоят рядом друг с другом.
Стареющая личность и образ жизни
... и выделим психологические признаки старости. В следующих вопросах - раскроем основные составляющие образа жизни и выделим их особенности развития у пожилого человека. В практической части данной работы ... более молодых или зрелых личностей. Этот закон рассматривается как выражение все большей индивидуализации людей в период старения. Приведем возрастные границы в период старения. Согласно ...
Общественное воспитание
К общественным движкам индивидуального стремления к совершенствованию относится среда обитания каждой персоны и, конечно же, её окружение, и взаимодействие (общение) с ними. Также здесь немало важную роль играет набор опыта индивидуума у старшего поколения, его самоидентификация, как личности и принадлежность к какой-либо культуре, религии или даже профессии.
Наследственность и генетика
И не менее значимым в становлении людей индивидуальностями будет выступать биологический аспект. К нему в первую очередь относится наследственность, передаваемая через ДНК родителей и предшествующих кровных поколений. На генетическом уровне ребёнку от его родителей передаются некоторые врождённые черты характера и задатки (таланты), который он впоследствии всего жизненного пути может развивать.
К сожалению, генетика может сыграть и злую шутку с индивидуумом, передав ему наследственные заболевания и отклонения от установленных правильных норм. Например, некоторые физические недостатки и нарушения могут также оказаться частью наследственности, и они сильно отражаются на самооценке любой персоны.
Можно ли изменить характер
Большой вклад в изменение характера вносит труд. Люди, уделяющие много времени работе, постановке высоких целей и их достижению, борьбе с возникающими на пути трудностями и проблемами, как правило, имеют сильный характер. Во взрослой жизни он менее поддается корректировке, но, тем не менее, его возможно изменить. При этом важную роль играет самовоспитание и самодисциплина человека. Поэтому, если вы хотите измениться к лучшему, пересмотрите вашу деятельность и начинайте внедрять полезные привычки или меняйте мышление. Исходя из этого можно судить о том, что человек сам влияет на то, каким будет его нрав, совершая определенные поступки и выполняя соответствующую деятельность.