Если бы победил Антоний

Имение Плюшкина напоминало «вымершее место». Трагизм всеобщего

запустения и вымирания подчеркивает заброшенный сад. Он находится

«позади дома», символизируя прошлое героя, в котором у него была «живая»

жизнь – приветливая жена, дети, частые гости в гостеприимном доме.

После смерти жены к Плюшкину перешла часть забот, и он стал беспокойнее,

скупее. Затем проклял дочь и сына, а когда умерла последняя дочь,

ста-рик стал сторожем своих богатств. Но это богатство было хуже

бедности. Оно копилось без цели, не находя не только разумного, но и

какого-либо употребления. Плюшкин в бес-смысленном накопительстве

опустился до крайней степени.

Своей внешностью герой похож в равной мере на старуху-ключницу и на

нищего: «… если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у

церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош». У Плюшкина не

было зубов, а «маленькие глаз-ки… бегали из-под высоко выросших бровей,

как мыши». Это сравнение указывает на ме-лочность, подозрительность,

жадность героя. Как мышь тащит в нору все, что найдет, так и Плюшкин

ходил по улицам своей деревни и подбирал всякий мусор: старую подошву,

черепок, гвоздь, тряпку. Все это он тащил в дом и складывал в кучу.

Комната помещика поражала своей убогостью, беспорядком. Повсюду были

нава-лены грязные или пожелтевшие от времени вещи и вещички. Автор в

названии этих пред-метов использует суффиксы с уменьшительным значением,

чтобы подчеркнуть, каким скрягой стал герой. Плюшкин складывал бумажки,

кусочки, сургучики и т.д. Символич-ной является деталь в интерьере:

«часы с остановившимся маятником». Так и жизнь Плюшкина застыла,

остановилась, лишилась связей с окружающим миром.

В сцене купли-продажи мертвых душ выразительно раскрывается главная

черта ге-роя – скупость, доведенная до абсурда, перешедшая все границы.

В первую очередь обращает на себя внимание реакция Плюшкина на

предложение Чичикова. От радости помещик на какое-то мгновение лишается

дара речи. Жадность так «пропитала» его мозг, что он боится упустить

возможность обогатиться. Гоголь использу-ет интересную метафору: «

радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же

мгновенно и прошла…» Метафора «деревянное лицо» определяет сущность

8 стр., 3944 слов

Анализ эпизода «Чичиков у Плюшкина» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

... героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще.На визите Павла Ивановича Чичикова к Плюшкину В первую очередь ... нарисовать живые, яркие картины встречи Чичикова с самым отталкивающим помещиком, с «прорехой на человечестве». Плюшкина Чичиков Павел Иванович посетил последним ... мудрой скупости…» Когда же умерла жена, помещик «стал беспокойнее… подозрительнее… ску­пее…» Теперь некогда богатое ...

Плюшкина. У него в душе не осталось нормальных человеческих чувств.

Плюшкин, как деревянный брусок, он никого не любит, нисколько не жалеет.

Он может только на миг испытать что-то, в данном случае — радость от

выгодной сделки.

Вскоре к помещику возвращаются привычные для него страх и забота,

потому что купчая крепость повлечет за собой какие-то расходы. Этого

Плюшкин пережить не в со-стоянии.

Автор в этой сцене создает еще одну яркую комическую ситуацию. Когда

мы чита-ем диалог между Маврой и Плюшкиным, то сразу замечаем

несоответствие. Ведь барин обвиняет прислугу в воровстве клочка бумаги. И

за эту малость он грозит Мавре Страш-ным судом! Когда ключница нашла

бумагу, то Плюшкину ничего не остается, как обви-нить Мавру в другом

грехе, в излишней расточительности: «… ты схватишь сальную све-чу, сало

дело топкое: сгорит – да и нет, только убыток, а ты принеси-ка мне

лучинку!»

Авторская оценка персонажа беспощадна: «И до какой ничтожности,

мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!» Писатель

призывает молодых людей сохранить «все человеческие движения», чтобы

избежать деградации, чтобы не превра-титься в Плюшкина и ему подобных.

Описание быта и нравов героя выявляет все его отвратительные

качества. Автор называет помещика «бесчувственным» и «пошлым». Для него

он – «странное явление», «старичишка». В слове «старичишка» используется

уничижительный суффикс, потому что Гоголь не принимает образ жизни

этого героя. Он нам показывает его «одеревенение». Во второй раз

метафора «деревянное лицо» встречается в ярком сравнении Плюшкина с

утопающим. В сердце персонажа скупость заняла все место, и уже нет

надежды на спасе-ние его души.

Образ Плюшкина важен для реализации идейного замысла всего

произведения. Ав-тор в поэме ставит проблему деградации человека. Герой

завершает портретную галерею помещиков, каждый из которых духовно

ничтожней предшествующего. Плюшкин замы-кает цепь. Он – страшный образец

нравственного и физического вырождения. Автор ут-верждает, что «мертвые

души», такие, как Плюшкин и другие, губят Россию.