Духовная деградация личности в рассказе «Ионыч»

Деградация души человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

Духовная деградация личности в рассказе «Ионыч»

2. Деградация личности в произведении п. Чехова «Ионыч»

Духовная деградация личности в рассказе «Ионыч»

Такиепонятия, как понятия о добре и зле, поискисмысла жизни, влияние окружающей средына личность человека — все это темы,волновавшие русскую литературу. Чеховнаиболее ярко показал процесс изменениячеловеческой души под влиянием средыи прожитых лет.

Кто не мечтал в юностио таких возвышенных идеалах, как честь,равенство, братство, свобода, труд напользу общества?! Но проходят годы, ииной человек полностью внутреннеменяется, желая только покоя и сытой,обеспеченной жизни.

Чехов первый вскрылсоциальные причины этой болезни врассказе “Ионыч”.

Дмитрий Старцев, молодой, талантливыйврач, приезжает на работу после окончанияуниверситета в губернский город С. Онвсеми силами старается быть полезнымлюдям. Работа составляет смысл егожизни, ради нее он готов забыть оразвлечениях, поэтому он много трудится,не зная отдыха. Впрочем, сам же Чеховкак-то заметил, что чаще всего довольнобыстро черствеют учителя и врачи.

Однообразные будни, наполненныебесконечными больными, поначалу нераздражают Старцева. Ему советуют, какобразованному и интеллигентномучеловеку, записаться в клуб, вход кудабыл доступен только верхушке города;его знакомят с семьей Туркиных, по мнениюместных обывателей, самой талантливойи необыкновенной. Чехов мастерски рисуетнам эту “талантливость”.

Плоскиеостроты главы семейства Ивана Петровича,бездарная игра на рояле дочки Катериныи надуманные романы, которые сочиняетее мать, понятны Старцеву, но все-такипосле больницы, грязных мужиков приятнои спокойно было сидеть в мягких креслаху Туркиных и ни о чем не думать. СкороСтарцев влюбляется в Катерину, которуюв семейном кругу называют Котиком.

Дмитрий готов на все ради нее, но Котиклишь кокетничает с ним, не отвечая напылкие чувства влюбленного. Старцевпонимает, что ему, взрослому человеку,неприлично слоняться по кладбищам,получать записочки, как желторотомугимназисту, но тем не менее он носитсяпо всему городу, разыскивая фрак, чтобысделать предложение Туркиной. Однакоон получил отказ. Впрочем, доктор недолгопереживал это.

2 стр., 517 слов

Смысл имеет лишь жизнь прожитая ради других сочинение с аргументами

... Мы имеем возможность общаться с другими живыми существами,обмениваться с ними мыслями. Но просто наслаждаться жизнью, я считаю не достаточно. Жизнь человека ... почему»». Я согласна с автором, но лишь частично. Да, мы живём ради самого процесса жизни. Жизнь даёт нам ... жизни есть какой-то смысл и мы должны его понять. Великий Сократ говорил: «Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой». ...

Ему было всего лишь“немного стыдно”, что все так глупо ипошло закончилось. Раньше в городеСтарцева звали “поляк надутый”, темсамым подчеркивая, что он чужой здесь.Старцев редко с кем разговаривал вклубе, а чаще молча ел, уткнувшись втарелку, потому что, о чем бы он ниговорил, все обывателями воспринималоськак личная обида.

Когда доктор пыталсяговорить о пользе труда, то каждыйчувствовал в этом упрек себе. Горожанедействительно ровным счетом ничего неделали. День и время уходили на карты,сборища, безделье. Уезжает из городаКотик, Старцев равнодушно встречаетэту весть, но с этого времени он теряетинтерес к работе, несмотря на то что вгороде у него огромная практика, емухорошо платят за визиты.

По вечерам онлюбит считать деньги, которые заработалза день. У него появляются “безобидные”страстишки: игра в вист, обжорство,жадность, равнодушие. Он уже не сострадаетближним, как раньше, и позволяет себекричать на больных и стучит палкой. Вгороде его уже по-домашнему называютИонычем, тем самым принимая его в своюсреду.

Чехов, показывая “лучшую” семьюТуркиных, как бы подводит нас вслед заСтарцевым сделать вывод: “Если самаяталантливая семья так бездарна и глупа,то каков же весь город?” Еще хуже, чемТуркины, потому что в этом милом семействеесть налет хоть какой-то интеллигентности.

Старцев не имел семьи. Не зная, что делатьс деньгами, он, по-видимому, просто радиудовольствия скупал недвижимость. Чеховнас предупреждает: “Не поддавайтесьгубительному влиянию среды, не предавайтесвоих идеалов, берегите в себе человека”.

Процесс духовного умирания Старцеватем тягостнее, что он вполне осознает,в какое мерзкое болото погружается, нодаже не пытается с этим бороться. Жалуясьна окружающую среду, он мирится с нею.Даже воспоминания о любви не могутразбудить полуспящую душу Старцева.

Ионыч уже давно умер, и ничто не можетвывезти его из духовной спячки. Ему нежаль молодости, любви, несбывшихсянадежд.

Чехов написал историю новой формытяжелой социальной болезни, которуюдавно изучала русская литература.Название этой болезни — духовнаядеградация личности. Как опытный врач,Старцев мог бы поставить себе диагноз:распад личности в результате утратыжизненных идеалов.

Творчество Чехова высоко оценили нетолько его современники, но и писателиXX века. Алексей Николаевич Толстой,например, говорил: “Чехов — это Пушкинв прозе”, а его однофамилец — Лев Толстой— утверждал: “Какой превосходныйязык!.. Никто из нас: ни Достоевский, ниТургенев, ни Гончаров, ни я — не моглибы так писать”.

Сочинение на тему: Духовная деградация личности в рассказе А. П. Чехова “Ионыч”

Духовная деградация личности в рассказе «Ионыч»

Великий русский писатель-реалист, обличитель мира пошлости, мещанства и обывательщины, А. П. Чехов сказал свое новое слово в драматургии и поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа-новеллы. Главными врагами человека писатель всегда считал ложь, лицемерие, произвол, жажду обогащения. Поэтому все свое творчество он посвятил решительной борьбе с этими пороками.

14 стр., 6923 слов

Как старцев превратился в ионыча кратко. Почему доктор Старцев ...

... него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь однообразна, ... в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: «Это вы про что? А? Кого?» Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности, то жила надеждой на любовь Старцева. ...

Рассказ “Ионыч”, как и многие другие его произведения, стал откликом на самые насущные и острые вопросы современности. В рассказе “Ионыч” перед нами открывается типичная картина обывательской жизни губернского города, в котором всех приезжих угнетали скука и однообразие существования. Однако недовольных уверяли, что в городе хорошо, много приятных, интеллигентных людей.

А в качестве примера интересной и образованной семьи всегда приводили Туркиных. Однако, вглядываясь в образ жизни, внутренний мир и нравы этих персонажей, мы видим что на самом деле это мелкие, ограниченные, ничтожные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает Старцев, постепенно превращаясь из интеллигентного и талантливого врача в обывателя и стяжателя.

В начале повествования Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами милым и приятным молодым человеком, ищущим интересного общества.

Он потянулся к семье Туркиных, потому что с ними можно поговорить об искусстве, о свободе, о роли труда в жизни человека.

Да и внешне в этой семье все выглядело привлекательно и оригинально: хозяйка читала свой роман, Туркин повторял излюбленные шутки и рассказывал анекдоты, а их дочь играла на фортепьяно.

Но все это хорошо, ново и оригинально в первый раз, на самом же деле у Туркиных ничего не выходит дальше этого однообразного и лишенного какого бы то ни было смысла, времяпрепровождения.

По мере развития сюжета, мы все больше погружаемся в обывательскую пошлость общества, в которое попадает чеховский герой. Автор шаг за шагом раскрывает перед нами историю жизни молодого талантливого врача, выбравшего ложный путь материального обогащения. Этот выбор стал началом его духовного обнищания.

Главным объектом критического анализа писателя становится не только мертвящая сила пошлости и обывательщины, под влиянием которой доктор Старцев превращается в отвратительного Ионыча, но и сам герой. Внутренняя эволюция героя наглядно раскрывается в его любви к Екатерине Ивановне Туркиной. Старцев действительно полюбил Екатерину Ивановну.

Однако в его чувстве нет жизни, нет души. Романтика любви, ее поэзия оказываются совершенно чуждыми ему. “И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки…”, – размышляет он.

И мы видим, как очерствело его сердце, как он духовно и физически состарился. Показательно и отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные речи “о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя… “. И сам Ионыч трудится постоянно, каждый день.

Однако его труд не одухотворен “общей идеей”, он имеет целью лишь одно – “по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой” и периодически отвозить их в банк.

Чехов наглядно дает понять, что духовное развитие героя остановилось и пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к исходно Точке.

Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства.

Он отгораживается и от пространства, и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. Всего за несколько лет герой оказался полностью побежденным той обывательской пошлостью, которую так ненавидел и презирал в начале.

2 стр., 883 слов

Чехов А.П. — Человек в футляре

... Его жизнь пуста и бессмысленна, как их жизнь. Таким образом, в рассказе “Ионыч” А.П.Чехов показывает тяжелую социальную болезнь, имя которой — духовная деградация. Человеку нужно “не три аршина земли, а ... осуществил. Впрочем, есть основания думать, что вначале к циклу относился и рассказ “Ионыч”. Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа “Ионыч”, был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко ...

По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.

Так, постепенно в Старцеве погибает человек, личность, талант. В финале рассказа даже Туркины, бездарность и ограниченность которых автор все время высмеивает, оказываются духовно выше Ионыча. В них, несмотря на всю пошлость и мелочность их интересов, осталось еще что-то человеческое, они хотя бы вызывают жалость.

В Старцеве же не осталось ровным счетом ничего положительного.

“Кажется, что едет не человек, а языческий бог”, – говорит о нем автор, подводя итог его полной нравственной деградации. А. П. Чехов – прекрасный писатель конца второй половины 19 века. Он внес огромный вклад в великую русскую литературу своими замечательными рассказами и пьесами.

Все произведения Чехова направлены на описание повседневной жизни людей.

Писатель рассказывает нам не о конкретных героях, а о всех вместе, показывая их обыденные проблемы, скучное существование. Антон Павлович в своих трилогиях и пьесах высмеивает пошлость людей и мещанство как социальную болезнь.

В рассказе “Ионыч” автор показывает нам деятельного человека, доктора Старцева, который приехал в губернский городок, чтобы работать. Но, с его привыканием к рутинной повседневной жизни, он деградирует как личность.

Сначала Старцеву нравилось ходить в дом Туркиных, самой образованной семье города, где и Вера Иосифовна рассказывает “о том, что никогда не бывает в жизни”, и Котик с “талантом” пианистки, и Иван Петрович с его “негосударственно” и, здравствуйте пожалуйста”, – все это привлекло и нравилось Старцеву поначалу.

Спустя какое-то время он влюбляется в Котика, но получает отказ. Старцев быстро успокоился и именно тогда встал на путь полного духовного падения. У него появляются мысли о большом приданом, и мысли вроде: “А к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам?..

” Вобщем Старцев все больше и больше погружался в пошлую, однообразную жизнь губернского городка.

Чтобы ярче показать падение героя, Чехов изображает Старцева через четыре года, акцентируя внимание на внешности: “Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой”.

К тому времени героя уже не интересовали окружающие, он снисходил до них только для того, чтобы поиграть в карты.

Его любимым занятием стало перебирание денег, полученных за день. Даже в городе заметили, что Старцев изменился не в лучшую сторону. Можно сделать вывод, что существование в такой теплой среде может затянуть любого умного, деятельного человека, сделать из него обыкновенное, духовно опустошенное существо, а именно таким стал герой рассказа “Ионыч”.

Другое, не менее привлекательное и правдивое произведение – “Вишневый сад”. В котором автор показывает обывательскую жизнь людей. В пьесе сочетаются хороший юмор и трагедия. Чехов говорит о вымирании дворянства, изображая Раневскую, которая бросается деньгами, и ее брата Гаева, который все свое состояние проел на леденцах.

Но, вообще, Чехов большое внимание уделяет в пьесе времени, оно является центральной в комедии.

Самое интересное, что автор как бы делит героев на живущих только прошлым, настоящим и будущим. Писатель также показывает и мелочные интересы героев.

Раневская, Гаев, Фирс – все они живут воспоминаниями о былых временах, о том, как было хорошо им тогда. Привыкшие к ничегонеделанью, они даже не могут принять правильное предложение Лопахина, касающееся их имения, а именно от них зависит дальнейшая судьба вишневого сада.

В этой пьесе Чехов также очень ярко показывает деградацию отдельных героев, говоря о том, что прошел их век и наступило время для нового поколения, с прогрессивными мыслями, умных и деятельных людей. Особенностью А.

П. Чехова является то, что он один из немногих умел так точно, ярко изобразить повседневное существование людей своей современности. За свою жизнь писатель написал множество прекрасных произведений, которые внесли огромный вклад в русскую литературу.

Тема: Деградация личности в произведении А. П.Чехова «Ионыч» (1898)

Духовная деградация личности в рассказе «Ионыч»

Тема: Деградация личности в произведении А. П.Чехова «Ионыч» (1898)

Цель: раскрыть трагизм повседневно-будничного мещанского существования и духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч».

Задачи:

Образовательная:, Развивающая:, Воспитательная:

Методы: эвристический, проблемный, частично – поисковый.

Формы работы, Технология:

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких

юношеских лет в суровое ожесточайшее мужество,

забирайте с собою все человеческие движения, не

оставляйте их на дороге, не подымете потом.

Н.В.Гоголь

Страшно подумать, сколько хороших,

только слабых волею людей, губит пошлость…

А.Чехов.

Жизнь дается один раз, и надо её прожить

бодро, осмысленно, красиво.

А.Чехов

Ход урока

Определение темы, постановка цели урока.

Определить связь эпиграфа с темой урока.

II. Актуализация знаний.

1. Презентация «А.П.Чехов. История жизни» (выступление учащихся)

А.П.Чехов – русский писатель, импрессионист. Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» – известнейшее произведение, и даже имя героя давно стало нарицательным. «Ионыч» был написан на рубеже XIX и XX веков.

Чеховская манера повествования отличается лаконичностью, простотой. Писатель сразу вводит читателя не только в ход событий, но и одним-двумя предложениями рисует обстановку. Чехов редко выражает свою точку зрения, давая, обычно, читателям домыслить то, на что лишь сделан намёк.

В рассказе можно выделить несколько важных проблем: человек и повседневность, личность и среда, мечта и действительность. В основе сюжета рассказа – изменения, постепенно происходящие с главным героем, Дмитрием Ионовичем Старцевым. Завязкой можно считать приезд Старцева в губернский город С. и знакомство с семьёй Туркиных.

Кульминациейстановится эпизод на кладбище – внезапно нахлынувшее непонятное чувство, овладевшее героем. Развязкой служит решение Ионыча не общаться больше с Туркиными, а повествование о дальнейшей жизни персонажей играет роль эпилога. Как мы видим, композиция рассказа (и даже наличие мини-эпилога) напоминает роман в миниатюре.

Проблематика рассказа поддерживается художественными приёмами, среди которых самым главным является повтор. Кольцевая композиция усиливает ощущение замкнутости мира вокруг героя и жизненного тупика.

«Ионыч» – это рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, о соотношении иллюзий и подлинной жизни…

2. Индивидуальная работа

Составить простой (цитатный) план (по выбору учащихся) и охарактеризовать композицию рассказа «Ионыч»

Простой план

1.Д.И.Старцев знакомится с семьёй Туркиных.2. «Любовь» Дмитрия к Екатерине Ивановне.3.Разлука.4.Последняя встреча Дмитрия с Екатериной.

5.Жизнь нового обывателя Ионыча.

Цитатный план рассказа (слайд 4)1. «Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…» (А.Дельвиг).2. «…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждёт любви во что бы то ни стало…».3. «И жаль было своего чувства, этой своей любви…».4. «…и огонёк в душе погас».

5. «Куда это Ионыч едет?»

КОМПОЗИЦИЯ – КОЛЬЦЕВАЯ (линейная, зеркальная).

ПРИЁМ – СТЯЖЕНИЕ (сжатие времени), ПОВТОР.

3. Лексическая работа: обывательщина, мещанство, деградация.

Старцев Ионыч Мещанин

Мещане – люди с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.

Обывательщина – мещанство, филистерство (кн.), ограниченность.

Деградация – постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.

4. Анализ текста с целью характеристики героя, происходящих в нём изменений., Заполнение таблицы (работа в парах).

Каким предстает герой в каждой из этих глав?

Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует.

Назови причину, которая побудила автора изобразить семью Туркиных как обычных мещан в их духовном и нравственном значении.

Предложи пути исцеления Старцева ?

Зачем Екатерина Ивановна признается в любви Старцеву во второй части рассказа, на что она надеется?

Почему Старцев предпочёл своей «любви» «жизнь тусклую, без впечатлений, без мыслей» ? (Почему Старцева можно назвать мещанином?)

Придумай новый финал рассказа «Ионыч».

5. «Цитатная паутина»

(К каждому герою подобрать цитату, обосновать свой выбор)

Герои рассказа «Ионыч»

Цитаты

Иван Петрович Туркин

Страшно подумать, сколько хороших,

только слабых волею людей, губит пошлость… А.Чехов.

Вера Иосифовна Туркина

Каков век, таков и человек.

А.Нурпеисов.

Екатерина Ивановна Туркина

Каждому надежда греет сердце.

Вакхилид

Дмитрий Ионыч Старцев

Жизнь дается один раз, и надо её прожить бодро, осмысленно, красиво. А.Чехов

6. Слово учителя:

Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу о деградации человека? А. П. Чехов обострённо воспринимал новые веяния и предчувствовал зреющие в стране перемены. Как и в любом классическом произведении в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту. ПОЧЕМУ СТАРЦЕВ ПРЕВРАТИЛСЯ В ИОНЫЧА?

7. Кластер «Путь от Старцева к Ионычу»

Звучит вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»

СТАРЦЕВ

«шел пешком,

не спеша»

«а у него уже была

своя пара лошадей»

«Ох, не надо

бы полнеть!»

«выезжал уже не на паре,

а на тройке с

бубенчиками… Он пополнел,

неохотно ходил пешком…

Обирал больных…»

«ещё больше пополнел,

ожирел…

Когда он, пухлый и красный,

едет на тройке с

бубенчиками…кажется

едет не человек, а

языческий бог»…

ИОНЫЧ

ВЫВОД:

События в рассказе излагаются в хронологической последовательности — от молодости героя к зрелости. В глубинном содержании — движение вспять, потеря Старцевым всего человеческого, постепенное его опустошение, превращение в равнодушное, эгоистическое существо.

Ионыч проходит свой жизненный путь, как по ступеням лестницы, быстро поднимаясь вверх – к материальному благосостоянию и ещё быстрее спускаясь вниз – к моральному опустошению.

Все повествование развертывается так, чтобы показать постепенное превращение интеллигента в обывателя, доктора Дмитрия Ионыча Старцева в бездушного Ионыча, потерявшего вместе с именем и фамилией свою душу.

В раскрытии содержания этапов жизни Старцева Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции. Каждый новый этап жизни героя раскрывает его моральное падение.

III.Рефлексия

Актуален ли рассказ в наше время?

Как вы думаете, для чего Чехов рассказал нам эту историю? К чему он нас призывает? (Призывает не поддаваться обстоятельствам, бороться и оставаться человеком).

IV. Итоги урока

Рассказ «Два волка». Цитата «Каждый человек решает, какого волка он будет кормить».

Вывод: Создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму…

/ Сочинения / Чехов А.П. / Ионыч / Деградация души человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Одной из основных тем творчества А. П. Чехова является опошление человека средой, его уход от реальной жизни в «футляр», полное омертвение. Одним из ярчайших произведений, посвященных этой теме, является рассказ «Ионыч». В пяти небольших главках писатель сумел отразить колоссальное падение человека.

Перед нами проходит практически вся сознательная жизнь врача Дмитрия Ионыча Старцева, от его приезда в губернский город С. до «воцарения» в нем. В начале рассказа мы видим совсем еще молодого человека, полного надежд и мечтаний. Он грезит о счастливом личном будущем, о плодотворной профессиональной деятельности, об интересной и содержательной жизни.

И поначалу начинает действовать, осуществляя свои мечты. Так, не успев приехать в С., Старцев тут же знакомится с «самой интересной» семьей в городе – Туркиными. Прочитав описание этих людей, мы понимаем, что это «интересное семейство» – самые заурядные люди, обыватели, мнящие себя интеллигентами.

Но понимает ли это «умный и тонкий» Старцев? Слушая очередной графоманский роман Веры Иосифовны о благородной деятельности на благо простого народа, герой понимает, что она «читала о том, чего никогда не бывает в жизни». Но все же «слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, – не хотелось вставать».

Уже в этот период своей жизни Дмитрий Ионыч начинает поддаваться «соблазну обывательства» – как хорошо никуда не стремиться, ничего не делать, ни о чем не думать, а лишь покоиться в тепле и уюте… Чехов не спешит обвинять своего героя.

Он показывает, что Старцеву, всю зиму проведшему в деревне, лечившему мужиков и ничего не видевшему, кроме этого, было ново и интересно общаться с благородными людьми, побыть в теплой семейной обстановке. Разве можно молодого человека винить за это? Но постепенно герой все чаще и чаще начинает выбирать покой, а не развитие души.

Даже в любовных делах он ставит на первое место собственное умиротворенное состояние. Думая, что влюблен в Котика, даже отправившись на свидание к ней (на кладбище!), Старцев остается в «русле» обыденной жизни. Этот герой не мучается бессонницей от любви, не ищет каждую минуту встречи со своей возлюбленной. Нет! Все у него происходит как-то «серо и буднично».

Не дождавшись Котика, Старцев садится в коляску с мыслями «Ох, не надо бы полнеть!», а на следующий день едет делать Екатерине Ивановне предложение. Хотя в этот период жизни душа Дмитрия Ионыча еще не угасла. На кладбище, где он был один на один с вечностью, ему приходят в голову мысли о кратковременности жизни и необходимости прожить ее интересно и содержательно.

Герой понял, что он жаждет любви: «Как в сущности нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это! Старцев думал так, и в то же время ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало…» Однако что этот человек сделал, чтобы осуществить свое желание? Даже сидя в ожидании своей любимой, герой думает о приданом.

В голове у него рисуется идеал семейной жизни. И мы видим, что этот идеал отнюдь не выходит за рамки самых ограниченных представлений: «В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку…» Как сказали бы писатели начала 20 века, самые типичные мещанские мечты… Котик отказала герою – у нее были грандиозные планы на будущее.

После этого отказа Старцев испытывал неприятные эмоции – оскорбленное самолюбие не давало ему покоя, …но и не более. Автор пишет, что «дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спад, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему».

Далее, начиная с четвертой главки, мы наблюдаем очень быструю деградацию героя. Видимо, никаких событий, способных взволновать его душу, больше не происходило. А вернее, мне кажется, герой решил не «подпускать» их к себе. Зачем? Это лишняя душевная боль и бессонница. Гораздо проще жить так, как все, – думая лишь о своем желудке и кошельке.

Так Старцев и существует, постепенно превращаясь в Ионыча. Уже через четыре года после события со сватовством герой «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой». Важно, что часть вины за деградацию Дмитрия Ионыча Чехов возлагает на его окружение. С жителями города С. безболезненно можно было либо играть в карты, либо говорить об урожае, либо пить.

Других тем для разговоров, иных жизненных интересов у этих людей не было: «И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт…» И даже второе появление Котика не смогло изменить направления жизни Ионыча: «И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, – он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде». И герой теперь даже радовался, что он не женился на Екатерине Ивановне – это были бы «лишние хлопоты». Финал рассказа подводит итог существованию героя: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует». Внешне жизнь Ионыча богата – у него огромная практика, множество знакомых, большое количество денег. Однако внутренне этот человек мертв. «Футляр», который он надел на себя, полностью поглотил этого человека, превратив его в ходячую мумию.

Название рассказа полностью отражает степень деградации героя – из молодого перспективного врача Дмитрия Ионовича Старцева он превратился в обычного стяжателя Ионыча, потеряв при этом уважение не только окружающих людей, но и свое собственное. А что может быть страшнее этого?

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Ионыч / Деградация души человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»