Подготовка к сочинению Первое дыхание весны

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Конспект урока русского языка в 6 классе, Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию, Первое дыхание весны, Учитель русского языка и литературы, Шестакова Татьяна Петровна

г.Артемовский

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Тема урока:

Тип урока:

Цель урока:

Задачи урока:

  • развивающие:
  • воспитательные:

Оборудование:, Предварительная подготовка:

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Сочинение-описание – что это значит? Особенности какого типа речи мы должны вспомнить?

III. Целеполагание.

Наша цель – подготовиться к сочинению-описанию «Первое дыхание весны». В нашей работе мы будем использовать личные наблюдения за природой, произведения мастеров кисти и художественного слова, ведь русская природа всегда была неиссякаемым источником вдохновения для художников и поэтов. Кроме того, мы вспомним и постараемся использовать русские пословицы и поговорки о весне.

IV. Сбор фактического материала к сочинению.

1. Чтобы научиться описывать природу, надо научиться наблюдать, подмечать различные изменения в природе, понимать их взаимосвязь. В течение нескольких дней ваши одноклассники наблюдали за природой и подметили вот что…

Выступление учащихся из группы «Юные натуралисты».

1-й ученик.

2-й ученик.

1-й ученик.

2-й ученик.

1-й ученик.

2-й ученик.

1-й ученик.

2-й ученик.

1-й ученик.

2-й ученик.

1-й ученик.

2-й ученик.

1-й ученик.

2-й ученик.

2-й ученик.

2. Орфографическая разминка. (Вставить в слова пропущенные буквы, объяснить орфограммы).

Ро…кий лу… со…нца, наслажда…ся тиш…ной, дли…ые сосульки, ярко…голубое небо, весе…яя к…пель, любова…ся пр…родой, прозрач…ный воздух, извес…ный живописец, знакомый пейзаж…, неисс…каемый источник.

3. Замечательные русские поэты не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном её уголке, но и ярким, эмоциональным языком описать виденное, выразить своё собственное отношение к изображаемому.

8 стр., 3931 слов

Сочинения русский язык

... мастерство их поистине поразительно и заставляет осознать подлинную многогранность и изумительную гармонию русского языка. Сочинение на тему: Русский язык Русский язык красив и необычен. Сколько великолепных ... русский язык изменялся, развивался, совершенствовался. Но как говориться совершенству не придела, еще многие поколения будут дополнять развивать язык. Самое главное это сохранить русский язык, ...

Выступление учащихся из группы «Актёры». Чтение стихов А.Фета и Ф. Тютчева.

Афанасий Фет

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарёй гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Фёдор Тютчев

И всё засуетилось,Всё нудит Зиму вон -И жаворонки в небеУж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочетИ на Весну ворчит.Та ей в глаза хохочетИ пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злаяИ, снегу захватя,Пустила, убегая,В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:Умылася в снегу,И лишь румяней стала,Наперекор врагу

Какие приметы наступающей весны увидели поэты в окружающей природе? Какое настроение объединяет все эти отрывки? (Радость от наступления весны.)

Говорят ли поэты об этом прямо или как-то иначе выражают свои чувства?

4. Экскурсия в картинную галерею.

С таким же лиризмом, но своими художественными средствами передают становление весны художники.

Выступление группы «Искусствоведы».

1-й ученик.

«Грачи прилетели» — совсем не эффектная работа. Казалось бы, что может быть прекрасного в обычных, ничем не примечательных деревенских задворках с сугробами снега у заборов и тонкими, кривыми, как бы случайно выросшими здесь берёзками? Но полотно поражает соединением «обыкновенности» мотива с редкостной поэтичностью его истолкования. Саврасов совершил чудо: он открыл людям глаза на удивительную красоту и поэзию того, что считалось некрасивым.

2-й ученик.

Навстречу теплу и солнцу распушили маковки берёзы. Подтаявший снег медленно сползает с крыши – вот-вот упадёт. Солнечным лучам ничто не мешает согревать землю. Поэтому золотистыми, словно мёд, стали стены дома, и длинные голубые тени легли на рыхлый снег.

Какой увидели весну художники?, Какие признаки указывают на то, что власть зимы ещё не свергнута до конца?

5. Творческая работа.

А сейчас поработаем творчески. Перед вами небольшая зарисовка о весне, многие слова в ней пропущены. Вместо пропусков запишите необходимые, на ваш взгляд, слова, постарайтесь передать через слова свои чувства и настроение.

Карточка №1., Вставьте подходящие по смыслу слова

Ещё не все морозы ……………….., не все вьюги ……………….., но день становится ……………….., а в воздухе уже пахнет весной. Это ……………….., едва ощутимое наступление весны чувствуется во всём: ………………. хорошо пригревает солнышко, капает с крыш, а вечером над окнами свисают ……………….. сосульки. Посмотрите на небо. Зимой оно какое-то бесцветное, а весной ………………. . Задорные ………………. лучи радуют людей. Но это первое тепло обманчиво. Не зря в народе говорится: «Февраль и теплом ………………, и морозом ………………..». Но как ни злится старуха-зима, весна уже ……………….. .

Учащиеся записывают текст, заполняя пропуски. По окончании работы желающие прочитывают свои работы. Обсуждаются лучшие варианты.

3 стр., 1467 слов

По картине Нисского «Февраль. Подмосковье»

... граней: лес незаметно переходит в город, а зима в весну. Сочинение по картине «Февраль. Подмосковье» Эта картина отображает все прелести зимы в городских условиях. При просмотре на картину у меня возникли ощущение тепла и ...

6. Возникли затруднения при восстановлении слов в пословице. Действительно, не все народные пословицы нам известны, не всегда мы их помним. Вспомнить русские пословицы о месяце февраль, когда мы можем почувствовать первое дыхание весны, нам помогут «Юные филологи».

Карточка №2., Пословицы и поговорки о наступлении весны

Пришел февраль — рассек зиму пополам, медведю в берлоге бок согрел… и корове, и коню, и седому старику.

Февраль рисует, малюет, красную весну чует.

Февраль сшибает рог зиме.

Злится коротышка февраль, что ему мало дней дано.

Февраль три часа дня прибавит.

Февраль – двуликий месяц: и лютень, и бокогрей.

Февраль зиму выдувает, а март ломает.

В феврале зима с весной встретятся впервой.

Батюшка февраль пришел, мужик зиму перерос.

Бокогреюшко-февраль, ты теплом обычно враль.

Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.

Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей и сечень.

Февраль зиму ломает, воду подпускает, три часа прибавляет.

В феврале два друга – мороз да вьюга.

Какая народная пословица показалась вам наиболее образной?, Какую пословицу вы обязательно используете в своём сочинении?

7. Пораскинем умом… Один из самых сложных этапов работы над сочинением – этап составления плана. Собран большой материал, в голове много мыслей, а как эти мысли выстроить логически? С такой проблемой сталкивается каждый из нас. Для того, чтобы работа была стройной, составляется план.

Что необходимо отразить в плане сочинения?

Вам предлагается черновой вариант плана сочинения, в котором необходимо переставить пункты плана так, чтобы сочинение было логически грамотно.

Карточка №3.

Весна уже не за горами.

Природа – неиссякаемый источник вдохновения для художников и поэтов.

Моё отношение к весне.

Красота русской природы.

Я с нетерпением жду весну.

Вариант учителя:

Красота русской природы. 2. Природа – неиссякаемый источник вдохновения для художников и поэтов. 3. Я с нетерпением жду весну. 4. Весна уже не за горами. 5. Моё отношение к весне.

V. Домашнее задание: написать сочинение, используя собранный материал

Адрес публикации: