Урок-исследование. Опыт медленного чтения
“Чем более я обдумывал мое сочинение, – писал Гоголь по поводу “Мертвых душ”, – тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши”.
Зачем автор рассказал о Коробочке? В ряду помещиков, рисуемых Гоголем, Коробочка – единственная женщина. Нам ничего не известно о ее прошлом, семье.
Доживает свой век в “порядочной глуши” одинокая вдова коллежского
секретаря, хлопочет по хозяйству, “голову держит несколько набок”, столкнувшись с непонятным ее недалекому уму предложением Чичикова. Боясь продешевить, запуганная сердитым и деловым гостем, соглашается Настасья Петровна продать небывалый товар за живые деньги. Бережливая Коробочка деньги сложит в мешочек, спрячет в угол комода, а затем по ее завещанию перейдут они “племяннице внучатой сестры”.
Что же “истинно русского, коренного” в этом персонаже, включенном Гоголем в его знаменитую галерею “мертвых душ”?
Однажды попалось на глаза сочинение, в котором ученик по-своему
увидел героиню Гоголя. Выпускник написал, что если пришлось бы ему, как Чичикову, колесить по Руси, то в гости хотел бы он попасть не к приторному мечтателю Манилову, не к “историческому человеку” Ноздреву, не к неуклюжему мизантропу Собакевичу, не к Плюшкину, а к доброй и хлебосольной Коробочке, которая умеет встретить гостя так, как будто это ее долгожданный родственник. “Гостеприимство у нас в таком ходу, что и скряга не в силах преступить его законов”, – отмечал Гоголь в “Мертвых душах”.
Давайте вместе с Чичиковым побываем в гостях у Настасьи Петровны Коробочки (глава 3).
Усадьба, Дом, застолье многое расскажут о хозяйке, ее характере, образе жизни, привязанностях и вкусах.
На доске вопросы, работа над которыми и определит логику урока:
Как Чичиков попал в гости к Коробочке? Как Коробочка отнеслась к предложению Чичикова о продаже мертвых душ? Что мы узнали о Коробочке из ее диалога с Чичиковым? Почему Чичиков вышел из себя?
Что нового можете сказать о Чичикове по этой главе? Гоголь рисует портрет Коробочки дважды. В чем разница? Дайте оценку предметно-бытовой детали.
Расскажите, что вы узнали о хозяйстве помещицы Коробочки и о ней самой.
Если вопросы 1-4 основаны на знании текста, то 5-й, 6-й вопросы предполагают исследования, связанные с толкованием непонятных слов и деталей главы.
Чичиков у Коробочки — анализ эпизода поэмы Мертвые души Гоголя
... Чичиков дал провожатой медный грош. Автор: Н. В. Гоголь Произведение: Мертвые души Это сочинение списано 54 947 раз В поэме Гоголя «Мертвые ... покупать у Коробочки «хозяйственные продукты», так как ведёт «казённые подряды». Тогда на старушку снисходит просветление. Чичиков и ... что оно может принести убытки. С помощью этого эпизода Гоголь демонстрирует, что его современники ради наживы не останавливались ...
Какой прием был оказан случайному гостю Чичикову, заблудившемуся ночью близ деревеньки Настасьи Петровны Коробочки? (В гостеприимстве ей не откажешь: платье Чичикова было высушено и вычищено, перины взбиты так, что взобраться на них можно было, лишь подставив стул, последовало даже предложение почесать ему на ночь пятки, от которого, впрочем, Чичиков отказался.)
Проснувшись утром, Чичиков огляделся. Давайте вместе с ним увидим значимые предметно-бытовые детали текста.
Класс получает задание (по вариантам, группам или рядам) исследовать текст главы и сделать вывод:
Комната Коробочки и два ее портрета. Хозяйство Коробочки (вид из окна).
Деревня Коробочки.
Предметом исследования может стать и речь персонажа и так далее.
Комната Коробочки и два ее портрета
“…Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки” (портрет сливается с характером).
“Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано”.
В ы в о д. Коробочка бережлива, хранит распоротый салоп, обои в комнате старенькие, зеркала старинные. Неожиданный гость застал Настасью Петровну врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом, домашнем образе жизни в глуши.
Хозяйство Коробочки (вид из окна)
“…Узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа… свинья с семейством очутилась тут же… тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев… на одном из был чепец самой хозяйки”.
В ы в о д. Сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле – самые значимые детали, так как у Коробочки до всего доходят руки, ничто не пропадает в ее хлопотливом хозяйстве.
Деревня Коробочки
“За огородами следовали крестьянские избы, которые… показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились…” Чичиков заметил где “запасную почти новую телегу, а где и две”.
В ы в о д. Описание деревни Коробочки говорит само за себя: она всех приучила к порядку, хорошая, бережливая хозяйка.
Не желая упускать своей выгоды, Чичиков приступает к торгу. После беседы с Коробочкой он “был весь в поту, как в реке: все, что ни было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро”.
В чем же дело? (Коробочка уморила Чичикова своей “дубинноголовостью”, бестолковостью, скупостью, желанием повременить с продажей небывалого товара. “Авось понаедут купцы, да и применюсь к ценам”, – говорит она Чичикову.)
Каков тон разговора Чичикова с Коробочкой и почему? (Чичиков решил вовсе не церемониться с Коробочкой, так как она небогата. Коробочка представляется Чичикову как “коллежская секретарша”, то есть вдова коллежского секретаря, что соответствовало десятому классу “Табели о рангах”.)
Визит чичикова к помещице коробочке
... Визит Чичикова к помещице Коробочке | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: ... такое положение вещей и ничтожество вызвало лишь только отвращение. Одна из глав поэмы посвящена визиту главного героя к помещице Коробочке. В этой третьей главе он дает ее подробное ...
Сделка наконец совершена. Коробочка решила задобрить сердитого Чичикова и пригласила его закусить: “Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было”.
Сколько раз пробегала глазами эти строки, и казалось все понятным в этом вкусном ряду. Но не тут-то было! Кому из современных школьников понятны слова “скородумки, лепешки с припеком, пряглы, сняточки”? В чем разница между ватрушками и шанишками?
Толкования этих слов нет ни в словаре С. И. Ожегова, ни в других толковых словарях. А между тем в современном русском литературном языке эти архаизмы имеют вполне употребимые синонимы. Если обратиться к “Толковому словарю живого великорусского языка” В. И. Даля, то в течение нескольких минут можно разрешить все загадки хлебосольной Коробочки. (Практическая работа со словарем или выступление подготовленного ученика.)
Оказывается, скородумки – вовсе не выпечка на скорую руку, а яичница выпускная, или глазунья. Шаньга – ватрушка с кашей, мятым картофелем, творогом, сдобренная сверху сметаной. Знаток русской кухни В. В. Похлебкин в своем “Кулинарном словаре” уточняет, что шаньги – это круглые пирожки, имеющие внешний вид ватрушки, но не наполненные, а лишь смазанные в середине сметаной, творожно-яичной массой, творожно-гречневой смесью и так далее.
С чем же были шанишки Коробочки, Гоголь не уточнил.
Похлебкин продолжает: “…шаньги едят горячими, свежевыпеченными с молоком, с простоквашей, с соленой рыбой, со щами, с чаем – они подходят ко всем этим разнообразным пищевым сопровождениям”. Что, потекли слюнки? А перед Чичиковым на столе еще какие-то загадочные “пряглы”. И этого слова нет даже у Даля.
Как же так? Хорошо, что недалеко оказалось слово “пряжить” – жарить в масле, и в этом же словарном гнезде находится слово “прягла” – оладья, толстый блинок, лепешка в масле, пышка. Далее автор словаря поясняет: “Спряжить, спрягти – изжарить. Один пирожок недопряжен, другой перепряжен, попряжила б еще”.
Внимательный читатель заметил у Гоголя подсказку: “…перед завтраком Чичиков услышал завлекательный запах чего-то горячего в масле”. Лепешка – утолщенный блин разного диаметра, она может быть пресной, дрожжевой, сдобной, печеной, жареной. У Коробочки подавали лепешки с припеком. Словарь Даля объясняет: припек – посыпка на лепешки, блины (например: мак, лук, яйца).
Какова же технология приготовления припека? Похлебкин пишет: “…существует разновидность блинов с припеком, когда на поверхность блина тонким слоем наносится пастообразный пищевой продукт (творог, фарш) и быстро припекается к блину на разогретой сковородке”.
Чудесная книга “О жизни, быте и нравах русского народа” Н. И. Костомарова и И. Е. Забелина сообщает: “…русские пироги имели продолговатую форму и различную величину, большие назывались пирогами, малые – пирожками. На масленице пекли пряженые (читай – изжаренные в масле) пироги с творогом и яйцами… в постные дни пеклись пироги со всевозможными родами рыб, особенно с сигами, снятками…” Значит, сняточки – это рыба? У Даля сняток (снеток) – рыбка вандыш, ловимая в Белозере, в продаже сушеная. Загадочный вандыш – это корюшка, а точнее, озерная форма корюшки – снеток.
Гоголь Н. В. Мертвые души, Чичиков у Ноздрева. Роль эпизода
... на эти души в шашки. Но Ноздрев не играет с Чичиковым — он плутует, пытается обдурить партнера. Конфликт перерастает в ссору, и Чичиков едва уносит ноги. Весьма понятно, что ... их взаимоотношений. Гоголь Н. В. Мертвые души, Чичиков у Ноздрева. Роль эпизода , Гоголь Н. В. Сочинение по произведению на тему: Чичиков у Ноздрева. Роль эпизода Поэма Н. ...
Как же получался припек к лепешке, если эта мелкая рыбка еще и сушеная? И В. Похлебкин, и Н. Костомаров в своих книгах поясняют: “Сушеную рыбу – сущик – отварить, выбрать кости, мелко изрубить, смешать с мелкорубленным луком, гречневой или рисовой кашей (треть объема) и поджарить на подсолнечном масле. Эту рыбную кашу можно было класть и в пироги”.
Пресный пирог с яйцом также понравился Чичикову: “…съел с небольшим половину”. Почему “пресный”? Потому что приготовлен он из бездрожжевого теста, которое, вымешав, раскатывают и тотчас же разделывают на пироги.
Блины в представлении не нуждаются, тем более что Чичиков “свернул три блина вместе и, обмакнувших в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой. Повторивши это раза три, он попросил хозяйку приказать заложить его бричку…
- У вас, матушка, блинцы очень вкусные, – сказал Чичиков, принимаясь за принесенные горячие”.
Что ж, в хорошем аппетите Чичикову не откажешь. Мы же, подводя итоги урока, не можем не отметить гостеприимство и хлебосольство Коробочки, замечая ее бережливость, упрямую подозрительность, желание продать с выгодой продукты своего натурального хозяйства, тупость и “дубинноголовость”, которая, как отмечает Гоголь, “свойственна порой иному и почтенному, и государственному даже человеку”. Но впереди у Чичикова дорога, и он спешит к своей бричке.
Гоголь, прощаясь с Коробочкой, восклицает: “Коробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь или не хозяйственная – мимо их!”
Как вы понимаете эти слова Гоголя? (Коробочка суетится и хлопочет по хозяйству, копит денежки, живет в глуши, в ее жизни нет никаких событий, она обыденна, скучна, помещица ничем не интересуется, кроме повседневного, много лет назад заведенного порядка вещей, в конечном итоге она духовно мертва, примитивна, поэтому беседа с ней так утомительна для Чичикова.)
Что нового открылось вам в Чичикове, что Коробочка помогла нам в нем увидеть? (Чичиков разный. Слащаво-обходительный с Маниловым, грубый с бестолковой Коробочкой, легко может обмануть, пообещав заехать еще раз.)
Домашнее задание. К уроку внеклассного чтения прочитайте повесть Гоголя “Старосветские помещики” и сравните Коробочку и героев повести (общие черты и различия).