Чичиков предприниматель или приобретатель? 9 класс (2)

Чичиков, кто он: предприниматель – авантюрист или мошенник Поэма “Мертвые души” писателя Н. В. Гоголя написана необычным языком автора, подчеркивающим, с одной стороны, серьезность творения, а с другой – насмешку над человеческой приспособленностью. Ведь именно Павел Иванович Чичиков изображен этаким человеком, не имеющим совести, но параллельно с этим идет к поставленным целям напролом. Его папа обучал тому, что следует иметь дело только с теми людьми, у которых есть финансовые возможности, причем чем они больше, тем лучше.

Да еще и не забывать беречь собственные деньги, так как они лучше людей и помогут в “трудную минуту”.

То есть, другими словами, любые связи должны подкрепляться чем-то более важным и весомым.

Тем самым наводя читателя на мысль, что Чичиков больше относится к классу предпринимателей-авантюристов, нежели к мошенникам. Ведь для каждого из других героев поэмы, например, с Маниловым, Плюшкиным, Коробочкой, с которыми он общается. Лицо его, как маска меняется.

И делается это для достижения только положительного результата.

Недаром Гоголь описывает его долгожданную профессию лестными словами, от которых вроде бы ничего хорошего не ждешь. А когда стал видной персоной, Чичиков все же не упускает момента показать себя с разных положительных сторон в деле. Ведь качества, которыми обладал Павел Иванович, “железный” характер, проворство, зоркость, дальновидность и догадливость использовал против своих собеседников. Предприниматель – авантюрист со смесью разнообразных качеств характерных неотзывчивым и слишком бережливым персонам. Еще значительную внешность описывает автор как среднестатистического мужчину приятной наружности. Ведь не только внутренние убеждения Павла Ивановича важны в нем, но и внешняя сдержанность и опрятность.

Эти все характеристики Чичикова показывают читателю, словно это человек с совершенно другим восприятием мира и окружающих его людей, из которых он извлекает лишь пользу.

(No Ratings Yet)

Замысел

В чем же замысел? Зачем Чичиков скупал мертвые души? Разумеется, смысл аферы в деньгах. В то время можно было в банке получить денежную сумму под залог любого имущества, в том числе движимого — то есть крепостных крестьян. Перепись населения проводилась очень редко, раз в двадцать лет. Таким образом, если, к примеру, в момент переписи у помещика была одна тысяча крестьян, то за 20 лет из этого количества могло умереть около половины человек. И вот этих-то, официально живых, но мертвых на практике крестьян покупал бывший чиновник.

23 стр., 11487 слов

Гоголь Н. В. Мертвые души, Чичиков у Ноздрева. Роль эпизода

... и законы. Кто такие Чичиков и Ноздрев? Павел Иванович Чичиков — бывший чиновник, а ныне махинатор. Этот коллежский советник в отставке занимался скупкой «мертвых душ» (то есть письменных свидетельств об умерших крестьянах) ... лишь услышав слово «дворянин», хозяйка позволила им войти. «Уже по одному собачьему лаю» Чичиков понял, что «деревушка была порядочная». Н. В.Гоголь подробно описывает интерьер ...

После покупки он планировал пойти в Опекунский совет, заложить эти души и получить кредит. В случае если кредит им возвращен не будет (что и планировалось), имущество перейдет во владение Воспитательного дома. Но имущество-то это всего лишь фикция, поэтому Чичиков совершенно ничего не терял.

Из истории русского бизнеса. Чичиков – великий предприниматель или жулик?

Русская литература в XIX веке не интересовалась предпринимателями. Единственное исключение – Гоголь. Всем известен сюжет поэмы – Чичиков скупает мёртвые души. Однако немногие знают, зачем он это делает. Между тем проект Чичикова представляет значительный интерес и для современного бизнеса.

Чичикову нужен стартовый капитал, и основа его бизнес-плана – получение кредита под фиктивный залог умерших крепостных крестьян. Сведения о крестьянах находились в ревизских сказках – переписях населения. В промежутках между переписями умершие по документам считались живыми, а банки работали с документами. Поэтому скупка мёртвых душ – процесс формирования залоговой массы. Правда, в залог можно было отдавать крестьян с землей, а земли у Чичикова не было. Но в то время для освоения Херсонской и Таврической губерний земли помещикам предоставлялись бесплатно, поэтому Чичиков покупает крестьян «на вывод», с переселением.

Для банка он предоставил бы свидетельства о собственности на землю, должным образом зарегистрированные купчие крепости (договоры о покупке крестьян), судебные решения о переселении крестьян. При необходимости был готов предоставлять дополнительные справки о крестьянах от капитана-исправника (несомненно, за взятки).

Кредит Чичиков собирался брать в Опекунском совете Воспитательного дома – небанковском финансовом институте, осуществлявшем в том числе ломбардное кредитование.

Попробуем оценить эффективность проекта, исходя из данных, приведенных в книге. Цена ревизской души – до 500 руб., залоговая стоимость – 200 руб. Издержки Чичикова нельзя точно оценить – нет данных о структуре покупки. У Коробочки он купил 18 душ всего за 15 руб., у Плюшкина – 198 душ по 32 коп. за штуку. Манилов души подарил, но сколько именно – не сказано, нет таких данных и по Собакевичу, известна лишь цена – 2,5 руб. за душу. Разумно считать, что у них куплено по 100 душ (нет данных о различиях в смертности в двух поместьях).

В итоге – 416 душ (Гоголь говорит, что их было более 400).

Тогда средняя цена – 70 коп. за душу при залоговой стоимости в 200 руб. Блестящий результат! Но высокая прибыль, как известно, связана с высоким риском.

Чичиков совершает крупную ошибку – его маркетинг слишком агрессивен. Совершенно не нужно было пытаться покупать души у Ноздрева и Коробочки. Ноздрев просто ненадежен, а у Коробочки куплено всего 18 душ – 4.5% от общей суммы.

4 стр., 1912 слов

Образы крестьян в мертвых душах. Образы крестьян в “Мертвых душах”. ...

... Чичикова, столкнувшуюся с губернаторской дочкой. Павел Иванович успевает погрузиться в мечтания и размышления о женщине, пока глупые крестьяне толкают экипажи в разные стороны. Крестьянские образы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» В ... Тема «идиотизма», рабства, безнадежного существования не раз всплывает в поэме, воплощаясь в Петрушке, в Селифане, в ... г. д. Даже на Чичикова они произвели смягчающий ...

Самый сильный переговорщик – Собакевич. Он, похоже, сразу понял бизнес-идею Чичикова, поскольку предложил стартовую цену в 100 руб., то есть половину залоговой стоимости. Однако, пользуясь монопольным положением покупателя, Чичиков жёстко ведет переговоры с Собакевичем и сбивает цену до 2,5 руб. Кстати, в последующих обсуждениях именно Собакевич высказал аргумент, которым защищался бы и Чичиков – в момент покупки крестьяне были живы, но вполне могут умереть от болезней при переселении.

Вторая крупная ошибка – временные рамки проекта. Первый этап прошел хорошо – неделя в городе на предварительное изучение рынка, три дня поездок для переговоров с помещиками, завершение оформления документов на следующий день. Транспортные проблемы (пьяный кучер, поиск дороги) были несущественными. Однако Чичиков остаётся в городе ещё на несколько недель и теряет контроль над рисками – о скупке мертвых душ становится известно как от Ноздрева, так и от Коробочки.

Проект вступил в кризисную фазу, но Чичикову повезло. Во-первых, провинциальные чиновники не были знакомы с банковскими операциями и не могли понять, зачем нужны мёртвые души. Во-вторых, российская судебная система была нерасторопна по отношению к предпринимателям. Более того, прокурор, вместо оперативного заведения уголовного дела против Чичикова, думал-думал да и умер от сомнений. Случай, бесспорно, уникальный в истории бизнеса.

Чиновники, озабоченные изменениями в вертикали власти (в губернию ехал новый генерал-губернатор), вряд ли будут вспоминать об истории с мёртвыми душами.

В финале птица-тройка несётся по российской равнине, увозя Чичикова с комплектом документов. Он едет в банк за кредитом в 80 тыс. руб. на стандартных для того времени условиях – 6% годовых на 24 года.

Уроки этой истории просты. Предпринимателям надобно правильно выбирать контрагентов и не терять времени, а банкам следует внимательно изучать заёмщиков и тщательно оценивать и проверять залоги.

Однако в рамках поэмы Гоголя Чичикову все же удается сорвать крупный куш. И его по праву можно считать прародителем сегодняшних российских предпринимателей, точно так же делающих деньги из воздуха. Только нынешние Гоголи поют взахлеб хвалы там дельцам, а власти их считают «опорой российской экономики».

Комментарии 1

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Иваныч 26 июля 2020 14:01

Главный- то интерес должно вызывать обращение генерал- губернатора к чиновникам, которое не попало ни в одно ЕГЭ.

Провал

Собственно, окончание поэмы нельзя с уверенностью назвать провалом главного действующего лица, ведь, несмотря на то что все в городе узнали, зачем Чичиков скупал мертвые души, наказан он не был. Более того, город он покинул со всеми так необходимыми ему купчими на крестьян. А учитывая, что в городке ожидали нового генерал-губернатора, о его махинациях в общей суете никто и не вспомнит.

Финал произведения — тройка, несущаяся по равнине. Человек едет получить на 24 года кредит в 80 тысяч рублей — то, зачем Чичиков скупал мертвых душ.

Из этой истории в наши дни можно извлечь урок: предприниматели должны не только тщательнее выбирать контрагентов, но и внимательно следить за временем, укладываясь в отведенные заранее рамки. Банкам же стоит более углубленно изучать документы заемщиков, адекватно оценивая предмет залога — последний кризис дал понять, что слишком уж большой процент из активов, находящихся в залоге, оказались близкими родственниками гоголевским мертвым душам.

11 стр., 5309 слов

Чичиков-рыцарь копейки (по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души)

... добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 1373 ; Образ Чичикова — “Рыцаря копейки” Сочинение. Николай Васильевич Гоголь “Мертвые души” В поэме “Мертвые ... «приобретателя». В училище знания, поведение, почтительность Павлуши вызывали лишь одобрение и похвалу со стороны учителей, которые ... и обобщенностью, что узнаваем и сегодня. Называя Чичикова “подлецом”, писатель не только высказывает свое отношение к ...

Меняются эпохи, внося свои корректировки в философские и экономические понятия. Классическая литература имеет свою особенность — она всегда актуальна. Чичиков — приобретатель или предприниматель? Персонаж, вышедший из-под пера Н. В. Гоголя, переживает уже не одно столетие: он меняет внешность, становится хитрее, но даже среди современников 21 века его легко встретить.

Урок на тему «Кто такой Чичиков: подлец, приобретатель или…?» , План-конспект урока, Тема урока: Кто же такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или …?

1. ФИО: Гумерова Лариса Равиловна

2.Место работы: МОУ «Марксовская средняя общеобразовательная школа» Александровского района Оренбургской области

3. Должность: учитель

4. Предмет: русский язык и литература

5. Класс: 10

6. Тема и номер урока: «Кто же такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или …?», предпоследний урок в теме

7. Цель урока: раскрытие образа Чичикова.

8. Задачи:

1) Познавательные:

развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.

2) Коммуникативные:

  • учить формулировать собственное мнение и позицию;
  • развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.

3) Регулятивные:

формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.

4) Личностные: воспитание любви к своей стране, любви к русской классической литературе.

9. Формы работы учащихся: коллективная работа, групповая работа, работа с текстом, самостоятельная работа.

10. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (высказывания критиков о Чичикове).

11. Структура и ход урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Целеполагание.
  2. Эпиграф:

Этот характер самый трудный.

Н.Г.Чернышевский

Слово учителя:

«У каждого писателя есть произведение, которое он считает делом всей своей жизни – произведение, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Таким главным делом жизни Гоголя явились «Мёртвые души».

Ещё только начав писать это произведение, Гоголь проникся убеждением в его исключительной важности. В 1836 году он написал Жуковскому: «Клянусь, я что-то сделаю, чего не делает обыкновенный человек… Какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!»

Единственным сквозным героем этой поэмы, связывающим все её композиционные части, является Павел Иванович Чичиков. Кто же он: «подлец», «приобретатель» или…

Попробуем разобраться в этом образе.

Учитель ставит проблему

В конце нашего обсуждения этого образа мы должны будем ответить на вопросы, которые записаны на доске:

12 стр., 5561 слов

Происхождение человека: дискуссионные вопросы

... вопрос – его происхождение. На него уже тысячи лет пытаются дать ответ ученые и религиоведы планеты. Происхождение человека (краткое описание) Долгое время отсутствовали эмпирические данные о предках человека. ... первые орудия труда и тем самым начал активно воздействовать на природу. С этого момента «вместе с человеком мы вступаем в область истории»: на смену биологическим закономерностям пришли ...

1) Какими чертами наделил Гоголь своего героя?

2) Почему деятельность Чичикова не была и не могла быть созидательной?

3) При каких условиях могла появиться такая личность?

4) Кто же такой Чичиков: «подлец», приобретатель или…?

5) Насколько актуален этот образ сегодня, в нашей современной жизни?

6) Почему Чичиков едет в птице-тройке в будущее?

  1. Создание проблемной ситуации. Просмотр фрагмента фильма «Позови меня в даль светлую».

Учитель:

Русь-тройка…А кто же в тройке? Этот вопрос измучил главного героя фильма по рассказу Шукшина Романа Звягина. Этот вопрос задавали себе многие поколения читателей. И мы зададим себе этот вопрос и попробуем найти ответ в самой поэме. Интерес к Чичикову не ослабевает и сейчас.

В чём же притягательность этого образа? Почему с момента выхода поэмы в печать вокруг этого образа не утихают споры?

Ответ на этот вопрос кроется в высказывании Чернышевского. Прочитаем эпиграф к уроку. («Этот характер самый трудный»).

  1. Учитель:

    Как же трактуют образ Чичикова литературоведы?

Читают учащиеся: (на партах лежат карточки с высказываниями литературоведов)

1-й:

В.Ф. Переверзев: «Чичиков – самый синтетический тип Гоголя. В нём связались в один узел и Манилов, и Ноздрёв, и Собакевич».

2-й:

В.Кожинов: «Чичиков по-настоящему сильная личность…»

3-й:

П.Вайль: «Заурядность, серость Чичикова…ограниченность – главная его черта. Маленький человек с маленькими страстями. Чичиков знает одну цель – деньги».

4-й:

С.И.Машинский: «В эпопее с «Мёртвыми душами» наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца новой формации…».

5-й:

В.Г.Маранцман: «Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже «мёртвая душа». Ему недоступна «блистающая радость жизни»».

6-й:

А.И.Герцен: «Один деятельный человек – Чичиков, и тот ограниченный плут».

Учитель:

Итак, Чичиков, в понимании критиков «плут», «синтетический характер», «заурядность», «приобретатель» — и совсем противоположная точка зрения: «сильная личность».

Учащиеся читают эти характеристики –

работа с текстом

Помещики о Чичикове:

Манилов

с восторгом отзывается о Чичикове,

Коробочка

считает его плутом,

Ноздрёв

имеет несколько мнений: от шпиона до Наполеона,

Собакевич

с уважением думает о Чичикове как о большом мошеннике,

Плюшкин

по глупости и жадности своей благодарен Чичикову)

Учитель:

А что говорят о нём чиновники?

(Губернатор считает Чичикова благонамеренным человеком. Такого же мнения придерживаются и остальные, в том числе и дамы города NN).

Учитель:

Таким образом, Чичиков произвёл на всех приятное впечатление. Значит он – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Герцен назвал «мёртвыми душами», а Гоголь – «небокоптителями».

Учитель:

Каждая глава расширяет наше представление о возможностях Чичикова и приводит к мысли о поразительной его изменчивости: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой — мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым — напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим «великодушием». В чем же секрет? Ведь Гоголь считает долгом писателя понять героя до конца, «вперя в него испытующий взгляд». Может быть, Чичиков — великолепный актер, ради своей цели дающий у каждого помещика представление в его вкусе? Нет,

2 стр., 687 слов

Поиски истины и смысла жизни героями русской литературы

... герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». С самого начала Родион Раскольников, герой времени, бывший студент, мечется по улицам Петербурга в какой-то невыразимой тоске и исступлении. Его гонит ... … Не более как жизнь вши». Он считает, что, совершив это убийство, он сотворит благое дело для многих людей, что приблизит мир к истине и справедливости своим поступком. ...

пожалуй. Ведь не смог же Чичиков сыграть роль, любезную Нозд-

реву. Значит, дело тут не в талантливом перевоплощении. Может

быть, Чичиков — дальновидный психолог, способный видеть все изгибы человеческой души? Но тогда бы он не разбудил скупую подозрительность Коробочки, не обманулся бы в Ноздреве, не спровоцировал бы ревность губернских дам… В чем же тут дело? Что позволяет Чичикову так быстро и удачно приспособиться к каждому из своих собеседников?

Присмотримся к Чичикову в те моменты, когда он остается наедине с самим собой, когда ему нет нужды маскироваться и изменять себя ради приспособления. Вот Чичиков осматривает город N: «Дорогою оторвал прибитую к столбу афишу, с тем чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама напоминает привычки Плюшкина.

  1. Проверка домашнего задания.

    Вопрос? Что же сближает Чичикова с помещиками?

Задание: заполнить таблицу «Сходство Павла Ивановича Чичикова с помещиками»

(Полученные записи):

Помещик и его отличительная черта

(написано в таблице, с которой работали на уроках раньше))

Как эта черта проявляется в характере Чичикова

(учащиеся заполняют самостоятельно)

Манилов

  • «слащавость», приторность, неопределенность,

мечтательность,

сентиментальность,

бесхозяйственность

1) В маниловском духе он размечтался на вечеринке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком.( Подтверждения из текста зачитываются, в таблицу не вносятся: «Чичиков никогда не чувствовал себя в таком веселом расположении, воображал себя уже настоящим херсонским помещиком, говорил об разных улучшениях: о трехпольном хозяйстве, о счастии и блаженстве двух душ — и стал читать Собакевичу послание в стихах Вертера к Шарлотте, на которое тот хлопал только глазами»).

2) Маниловская обходительность.

3. Жители губернского города не могли составить о нем определенного представления. (Текст: «Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нём изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор – что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты – что он знающий и почтенный человек; полицмейстер – что он почтенный и любезный человек… Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны… сказал ей (жене): «…преприятный человек»

Коробочка –

мелочность, скаредность,

невежественность,

9 стр., 4460 слов

Примеры сильного человека из жизни

... через себя, осознать свои ошибки или смог простить другого человека. Сочинение Примеры сильного человека из жизни ГИА Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждение № 15.1, 15.2, 15.3, 2016, 2017 Скачать бесплатно ... укусы пчел. Про по-настоящему сильных людей мне случалось читать в книгах. Например, мне вспоминается произведение Железникова «Чучело». Главные герои этой книги – Лена Бессольцева ...

дубиноголовость

Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки. Хранит в мешочке деньги.

Ноздрёв —

самовлюблённость,

хвастовство,

враньё,

игрок,

кутила

Самовлюбленность выражается в желании и умении всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех. ( Текст: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную; раскланивался направо и налево; по обыкновению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех…»)

Собакевич —

грубость, прижимистость,

цинизм,

кулачество,

человеконенавистничество,

корыстолюбие

Подозрительность и расчётливость. Даже Ноздрёв замечает, что в Чичикове нет «…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич».

Плюшкин —

собирание ненужных вещей и тщательное их хранение,

скупость,

скопидомство,

полная деградация души,

«прореха на человечестве»

Во время осмотра города NN «…оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать её хорошенько», а затем герой «…свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать всё, что ни попадалось».

ИТОГ:

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характера помещиков.

Учитель:

Чичиков не заботится об общественном благе. С точки зрения нравственных критериев, таких, как забота об общественном благе, о справедливости, о ближнем, Чичиков ничем не лучше помещиков: вся его деятельность корыстна и противоречит высоким идеалам нравственности и человечности. Таким образом, Чичиков является «собирателем» отрицательных черт всех помещиков.

  1. Беседа.

    Вопрос: Однако успех Чичикова объясняется не только «сложным составом» его личности. Чем ещё можно, по-вашему, объяснить то, что ему легко удаются любые аферы?

Ответ: Его афера поддерживается всеобщим беспорядком в стране, бедственным положением крестьян: «А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народу вымерло, слава Богу, не мало. Помещики попроигрывались в карты, закутили и промотались как следует, все полезло в Петербург служить: имения брошены, управляются как ни попало, подати уплачиваются с каждым годом труднее, так мне с радостью уступит их каждый, уже потому только, чтобы не платить за них подушных денег…»

Вопрос: Почему же все-таки такой безнравственный человек, как Чичиков, мчится на птице-тройке в будущее? Попробуем найти ответ на этот вопрос в 11 главе поэмы. Может, разгадка кроется в биографии Чичикова, а, может, в лирических отступлениях 11 главы.

  1. Групповая работа. Работа с текстом.

Задания для групп: 1 — Проследить по тексту историю жизни Чичикова. Чем Чичиков отличается от помещиков?

2 – О чем размышляет Гоголь в лирических отступлениях 11 главы поэмы?

1 стр., 439 слов

Чичиков – это беда или надежда России? в поэме Мертвые души, Гоголь

... как Чубарый и Заседатель дают надежду на воскрешение главного героя из “мертвых”. Он все-таки, разительно отличается от помещиков с “мертвыми душами”: Манилова, Собакевича, Плюшкина, Ноздрева, Коробочки ... В образе Чичикова Гоголь нарисовал прыткого дельца и хитрого предпринимателя, стремящегося к новым свершениям, несмотря на жизненные невзгоды и огорчения. Основное желание героя – быть таким как ...

  1. Отчет 1 группы.

История Жизни Чичикова (Гл. 11)

Образование:

А) наказ отца

Б) обретение собственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда его отвёз отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, кто побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде тебя первый выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, всё прошибешь на свете копейкой».

Сумел построить отношения с товарищами так, что они его угощали; сумел собрать денег, пристрастив их к собственной копейке. Для накопления денег использовал любые возможности:

  • слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;
  • накупил на рынке съестного и предлагал товарищам побогаче, когда те проголодались;
  • выдрессировал мышь и продал её;
  • был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.

1)Как выполнил этот наказ Чичиков, идя по жизни?

2)Как вы считаете: в этом наказе нет ничего плохого, а в жизни, действительно, «всё прошибешь» копейкой;

или

не всё в жизни зависит от денег, важна нравственная сторона (не все средства хороши для наживы)

Какие черты характера проявились уже в данный период жизни?

(предприимчивость, изобретательность, лицемерие, подхалимство, умение извлечь выгоду, проницательность)

Служба

А) начало службы

Б) продолжение карьеры

Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год…» Благодаря железной воле, умению себе во всём отказать, сохраняя при этом аккуратность, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих;

  • Для продвижения карьеры воспользовался проверенным способом – угождение начальнику, найдя его «слабое место» — дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».

Поменял два-три места, «добрался до таможни».

Какие черты характера помогли Чичикову?

(воля и терпение)

Как поступил с дочерью начальника и как начальник охарактеризовал героя?

Приобретение «мёртвых душ»

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новое дело. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного»

Унывает ли Чичиков после каждого «провала» в работе? О каких чертах это говорит

(продолжает искать новое место, не теряет силу духа)

Появление в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать губернский город. Умеет найти подход к каждому.

Учитель:

Итак, что отличает Чичикова от помещиков?

(Запись в тетрадях):

14 стр., 6693 слов

Образ и характеристика чичикова в поэме мертвые души гоголя

... о своих потомках («Такой чувствительный предмет!»), Чичиков решается на новую аферу, свидетелями которой мы и становимся в «Мертвых душах». “Таким образом, Чичиков, поставленный лицом к ... на отца, ни на мать. «Жизнь при начале, — пишет Гоголь, — взглянула на него как-то ... назвать «героем нашего времени». Время, обстоятельства жизни, породившие социальное «дно», побудили Горького обратиться к новой для ...

  1. Человек «нового времени», «делец, приобретатель».
  2. Чичиков обладает энергией и волей, усмиряет свою кровь, которая «играла сильно», избавляется от жизни человеческих чувств почти совершенно.
  3. Чичиковым «не овладело скряжничество и скупость». «В нём не было привязанности собственно к деньгам ради денег. Не, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах…».
  4. У Чичикова есть цель, к которой он, преодолевая любые преграды, неустанно стремится.
  5. Качества

    героя, способствовавшие карьерному росту, а следовательно, обогащению (условно положительные):

  • умение предпринять что-нибудь в нужный момент, спланировать «дело»;
  • целеустремлённость;
  • знание человеческой психологии;
  • приятность в оборотах и поступках, бойкость в деловых играх;
  • типичная внешность делового благополучного человека;
  • приспособляемость;
  • умение выстоять «под ударами судьбы»;
  • идея успеха, предприимчивость, практицизм .

Слово учителя: Отличаясь от помещиков действенностью, он тоже «мертвая душа», ибо и ему недоступна «блистающая радость» жизни.

«Везде,— пишет Гоголь,— хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на все то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нем чувство». Но Чичиков, встретив в дороге «блондинку», лишь «глядел на нее несколько минут, не обращая никакого внимания на происшедшую кутерьму между лошадьми и кучерами». Никакого преображения героя, переворота в душе не произошло. Счастье этого «порядочного человека» основано не на любви, а на деньгах. Расчет вытеснил из героя нового времени

все человеческие чувства и приблизил к «мертвым душам», хозяевам жизни. «Самоотвержение» и терпение Чичикова позволяют ему постоянно возрождаться. Никакая «громада бедствий» не может похоронить его. Так сложно сочетаются в оценке Гоголя приговор Чичикову, причисление его к «мертвым душам» и сознание, что тип буржуазного дельца практически (не духовно) весьма жизнеспособен.

VIII. Комментарий учителя. Продолжение беседы

Итак, Чичиков — подлец и мошенник не более, чем любой чиновник города, «знающий дело». Подлость Чичикова — выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Об этом писатель говорил еще в первой главе «Мертвых душ», сравнивая «толстых и тонких» чиновников. Идеал губернского общества — толстые. «У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард, у толстого спокойно, глядь и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены… наконец, толстый, послуживши богу и государю, заслуживший всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком…».

Вот почему в изображении Чичикова синонимами оказываются такие разные слова: подлец, хозяин, приобретатель. Приобретение в сороковые года ХIХ века — своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие, энергичные приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

  • Можем ли мы однозначно и окончательно осудить Чичикова?

(Перед нами, если и подлец, то выразитель господствующей общественной морали. Но односложно нельзя судить героя. Он живой человек, естественные задатки которого извращены в результате воздействия уродливых общественных отношений, ведь не случайно в конце третьего тома Гоголь хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению. Возможно, с этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси-тройки.)

Учитель:

Можно ли назвать Чичикова «мёртвой душой»?

( уч-ся пробуют отвечать)

Учитель:

Многие исследователи творчества Гоголя считают, что главный герой пополнил галерею мёртвых душ. Так ли это? Обратимся к тексту.

Проанализируем сцену с губернаторской дочкой на балу.

«Герой наш …остановился вдруг, будто оглушённый громом… Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова…». Вместо показного красноречия – беспомощность, неловкость героя. Он вдруг потерял бдительность и на вопросы дам «отвечал решительным невниманием, и приятные фразы канули, как в воду».

О чём это говорит?

И.Золотусский даёт такую оценку этому эпизоду: «Таким образом, Чичиков, потеряв бдительность, осторожность, снова терпит крах. И причиной очередного падения стала способность Чичикова на живое движение души».

2. Отчет второй группы.

Лирические отступления (11 глава)., Первое лирическое отступление

о Руси проникнуто любовью и болью автора. Автор восторгается необъятными просторами Руси, говорит о какой-то её непостижимой тайне, задается вопросами: « Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают, и стремятся в душу, и вьются около моего сердца? Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами?

Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?..

И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль пред твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца?» Н.В. Гоголь чувствует ответственность за страну, размышляет, возможно, об особенной миссии, возложенной на него как на писателя, который Словом должен «врачевать души людей».

Второе лирическое отступление

о дороге. «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух… покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмемся к углу!» «… Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..»

«Наконец и дорога перестала занимать его (Чичикова), и он стал слегка закрывать глаза и склонять голову к подушке. Автор, признается, этому даже рад, находя, таким образом, случай поговорить о своем герое; ибо доселе, как читатель видел, ему беспрестанно мешали то Ноздрев, то балы, то дамы, то городские сплетни, то, наконец, тысячи тех мелочей, которые кажутся только тогда мелочами, когда внесены в книгу, а покамест обращаются в свете, почитаются за весьма важные дела.

Третье лирическое отступление

посвящено рассуждениям о Чичикове, в которых автор намекает на типичность образа героя и называет его подлецом. «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям». Автор убежден, что показывает живого героя, каких в обществе тысячи, а не выдуманную редкую добродетель. «Самая полнота и средние лета Чичикова много повредят ему: полноты ни в каком случае не простят герою, и весьма многие дамы, отворотившись, скажут: «Фи, такой гадкий!» Увы! все это известно автору, и при всем том

он не может взять в герои добродетельного человека

, но… может быть, в сей же самой повести почуются иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица,

какой не сыскать нигде в мире

, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения.

И мертвыми покажутся пред ними все добродетельные люди других племен, как мертва книга пред живым словом!

»

«А добродетельный человек все-таки не взят в герои. Можно даже сказать, почему не взят. Потому что пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку, потому что праздно вращается на устах слово «добродетельный человек»; потому что обратили в лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом и всем чем ни попало; потому что изморили добродетельного человека до того, что теперь нет на нем и тени добродетели, а остались только ребра да кожа вместо тела; потому что лицемерно призывают добродетельного человека; потому что не уважают добродетельного человека. Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!»

Четвертое лирическое отступление

  • обращение автора к читателям с просьбой, чтобы не негодовали по поводу «невзрачных» героев. « Итак, читатели не должны негодовать на автора, если лица, доныне являвшиеся, не пришлись по его вкусу;
  • это вина Чичикова, здесь он полный хозяин, и куда ему вздумается, туда и мы должны тащиться. С нашей стороны, если, точно, падет обвинение за бледность и невзрачность лиц и характеров, скажем только то, что никогда вначале не видно всего широкого теченья и объема дела».

Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим?

Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят теперь о добродетели. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых. Правда, в таком характере есть уже что-то отталкивающее, и тот же читатель, который на жизненной своей дороге будет дружен с таким человеком, будет водить с ним хлеб-соль и проводить приятно время, станет глядеть на него косо, если он очутится героем драмы или поэмы. Но мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин.

Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки. И не раз не только широкая страсть, но ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому разрасталась в рожденном на лучшие подвиги, заставляла его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое. Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его.

Блажен избравший себе из всех прекраснейшую страсть; растет и десятерится с каждым часом и минутой безмерное его блаженство, и входит он глубже и глубже в бесконечный рай своей души. Но есть страсти, которых избранье не от человека. Уже родились они с ним в минуту рожденья его в свет, и не дано ему сил отклониться от них. Высшими начертаньями они ведутся, и есть в них что-то вечно зовущее, неумолкающее во всю жизнь. Земное великое поприще суждено совершить им: все равно, в мрачном ли образе, или пронестись светлым явленьем, возрадующим мир, — одинаково вызваны они для неведомого человеком блага.

И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес. И еще тайна, почему сей образ предстал в ныне являющейся на свет поэме».

Здесь одновременно звучит и надежда Гоголя на то, что перед Чичиковым откроется «мудрость небес», и он изменится. Ведь мы знаем, что автор во втором томе хотел провести героев через «чистилище» и надеялся на их возрождение.

Пятое лирическое отступление.

Гоголь подозревает, что читатели будут недовольны тем, что он вскрыл все существующие «язвы» человека, ведь каждому хочется, чтобы художник тешил прекрасным. Но ведь надобно кому-то и правду показать: «Но не то тяжело, что будут недовольны героем, тяжело то, что живет в душе неотразимая уверенность, что тем же самым героем, тем же самым Чичиковым были бы довольны читатели. Не загляни автор поглубже ему в душу, не шевельни на дне ее того, что ускользает и прячется от света, не обнаружь сокровеннейших мыслей, которых никому другому не вверяет человек, а покажи его таким, каким он показался всему городу, Манилову и другим людям, и все были бы радешеньки и приняли бы его за интересного человека. Нет нужды, что ни лицо, ни весь образ его не метался бы как живой пред глазами; зато по окончании чтения душа не встревожена ничем, и можно обратиться вновь к карточному столу, тешащему всю Россию. Да, мои добрые читатели, вам бы не хотелось видеть обнаруженную человеческую бедность. Зачем, говорите вы, к чему это? Разве мы не знаем сами, что есть много презренного и глупого в жизни? И без того случается нам часто видеть то, что вовсе не утешительно. Лучше же представляйте нам прекрасное, увлекательное. Пусть лучше позабудемся мы!»

Предвидит Гоголь обвинение и со стороны «так называемых патриотов»: «Да хорошо ли выводить это на свет, провозглашать об этом? Ведь это все, что ни описано здесь, это все наше — хорошо ли это? А что скажут иностранцы? Разве весело слышать дурное мнение о себе. Думают, разве это не больно? Думают, разве мы не патриоты?» В ответ Гоголь приводит притчу о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче. Отец Кифа Мокиевич был весь углублен в умозрительные рассуждения, которые, по пословице, яйца выеденного не стоили. А сын его Мокий Кифович, обладая богатырской силой, не умел пустить её ни на что, кроме разрушения. Обитатели просили Кифу Мокиевича урезонить сына, на что тот сказал: «У меня Мокий Кифович вот тут сидит, в сердце! — Тут Кифа Мокиевич бил себя весьма сильно в грудь кулаком и приходил в совершенный азарт. — Уж если он и останется собакой, так пусть же не от меня об этом узнают, пусть не я выдал его».

«Кто же, как не автор, должен сказать святую правду?

Вы боитесь глубоко устремленного взора, вы страшитесь сами устремить на что-нибудь глубокий взор, вы любите скользнуть по всему недумающими глазами. Вы посмеетесь даже от души над Чичиковым, может быть, даже похвалите автора, скажете: «Однако ж кое-что он ловко подметил, должен быть веселого нрава человек!» И после таких слов с удвоившеюся гордостию обратитесь к себе, самодовольная улыбка покажется на лице вашем, и вы прибавите: «А ведь должно согласиться, престранные и пресмешные бывают люди в некоторых провинциях, да и подлецы притом немалые!»

А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединенных бесед с самим собой, углубит вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»

Шестое лирическое отступление

о птице-тройке, несущейся в будущее. На протяжении всего повествования автор обращает наше внимание на тройку Чичикова. В конце поэмы мы опять видим тройку Чичикова: Селифан шлепает Чубарого по спине, после чего тот пускается рысцой. Движение тройки постепенно ускоряется, и образ тройки меняет свое внутреннее значение. Вместо тройки Чичикова появляется русская тройка, и одновременно с этим меняется и интонация повествования. Перед нами возникает образ родной земли, а кони несутся вихрем, отделяются от земли и превращаются в летящие по воздуху линии, а вместо тройки возникает Русь во всем ее стремительном движении. «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». В этом отступлении содержится итог многолетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем ее народа. Автор верит в возрождение России: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Вопрос: Как, по-вашему, есть ли надежда на духовное возрождение Чичикова? Дают ли нам ответ на этот вопрос лирические отступления 11 главы поэмы?

( Перед нами, если и подлец, то выразитель господствующей общественной морали. Но односложно нельзя судить героя. Он живой человек, естественные задатки которого извращены в результате воздействия уродливых общественных отношений, ведь не случайно в конце третьего тома Гоголь хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению. Возможно, с этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси-тройки.

IX. Комментарии учителя.

На страницах поэмы Н. В. Гоголь вывел типы русских людей. Заглядывая к себе глубоко в душу, мы с прискорбием вынуждены признаться, что часто в себе обнаруживаем чуть-чуть Манилова ( куда же мы без извечной русской мечтательности и лени), Коробочки с ее накопительством, Ноздрева с его ярмарочным героизмом и хвастовством, Собакевича с грубостью и человеконенавистничеством, Плюшкина с его скопидомством и наконец Чичикова с его стремлением к карьерному росту и обогащению, для которого существует единственная страсть в жизни – деньги. Выходит, Чичиков – один из нас? А как же без людей будущее России? Кого же взять туда, как не Чичикова, ведь других нет? Судьба страны зависит от людей, живущих в ней. Но чтобы будущее было хорошим, людям нужно измениться. Гоголь надеялся, что после прочтения его поэмы, люди задумаются об этом, и начнется возрождение России через духовное возрождение людей. А возможно ли это?

Гоголь был глубоко верующим человеком, поэтому в поэме есть глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записи: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» По Гоголю, души его героев не вовсе умерли. В них, как и в каждом человеке, таится подлинная жизнь – образ Божий, а вместе с тем и надежда на возрождение.

По всей вероятности, Гоголь хотел провести своего героя через горнило испытаний и страданий, в результате которых он должен был бы осознать неправедность своего пути. Этим внутренним переворотом, из которого Чичиков вышел бы другим человеком, по-видимому, и должны были завершиться «Мертвые души».

Возродиться душой должен был не только Чичиков, но и другие герои. На вопрос архимандрита Феодора, воскреснут ли прочие персонажи первого тома, Гоголь с улыбкой отвечал: «Если захотят». Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем. И это возрождение должно было совершиться на основе «коренной природы нашей, нами позабытой», и послужить примером не только для соотечественников, но и для всего человечества. В этом и заключалась одна из «сверхзадач» поэмы Гоголя «Мертвые души».

X. Просмотр фрагмента фильма «Тройка».

XI. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Есть ли надежда на возрождение героя».

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-chichikov-predprinimatel-ili-moshennik/

  1. Воропаев В. Библия и литература. Знакомые страницы глазами христианина. Будьте не мертвые, а живые души. О названии поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» / В. Воропаев // Мир православия. 2002. № 12.
  2. Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2004.
  3. Маранцман, В. Г. Литература: учебное пособие для 9 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1994 – 319 с.

Приобретатель или предприниматель

Одно предложение героя романа вызвало споры многих поколений: кто он — приобретатель или предприниматель. Чичиков говорит: «…все приобретают». Персонаж сам признается: он приобретатель. Некоторые читатели пытаются найти в нем черты предпринимателя. Здесь важно понять отношение к двум экономическим понятиям. Приобретателем является любой человек. Смысл жизни — что-то приобрести, приумножить свой достаток. В приобретательстве много положительного. Главное, держать границу между приобретением и жадностью, честным трудом и безнравственностью. Новый предмет, появившийся в личном пользовании, радует. Предприниматель пытается перепродать его, найти выгоду, заставляет приобретенное изделие работать, приносить доход.

Чичиков покупает мертвые души. Он их приобрел, но не собирается продавать. Польза приобретения — повышение социального статуса. Он хочет встать на одну ступень с богатыми помещиками. Его желание — создать вокруг себя образ успешного, крепкого чиновника. Сложно даже представить, как можно дальше использовать «мертвые души» кроме той цели, которую поставил для себя Павел Иванович. Это будет бумажный реестр принадлежащих ему крестьян. Помещик сможет чувствовать себя равным с другими.

Черты предпринимателя

Можно поэтому не спорить с автором. Чичиков — приобретатель, но все же есть в нем что-то от предприимчивых дельцов, аферистов и обманщиков. При таком рассуждении, понятие предприниматель рассматривается с отрицательной стороны. В реальности так и есть. Предприниматели — разные по своей деятельности. Одни извлекают прибыль на благо целой группы населения, другие основываются на обмане и работают только для личного обогащения. Какие черты присущи Чичикову?

  • Находчивость: из фразы секретаря: «…один умер, другой родится, а все в дело годится» сумел создать целую систему улучшения своего социального положения.
  • Целеустремленность: Павел Иванович добивается решения поставленной задачи. Он переезжает от одного помещика к другому, не бросая своей затеи.
  • Умение найти правильную линию поведения. С каждым помещиком Чичиков разговаривает по-своему. Он находит ту манеру ведения торгов, которая завершается покупкой.
  • Деловитость. Чичиков не переходит к спорам, эмоциональному давлению. Мужчина, соблюдая деловую этику, двигается к своей цели.

Интересно, как из положительной черты проглядывают низменные желания и интересы.

Статья «Приобретатель Чичиков» 9 класс , Приобретатель Чичиков ( по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» )

Есть писатели, которые легко и свободно придумывают сюжеты своих произведений. Гоголь к их числу не относится. С величайшим трудом давался ему сюжет каждого произведения. С большим интересом слушал Гоголь различные бытовые истории, анекдоты, подхваченные на улице были и небылицы.

Замыслом «Мёртвых душ» Гоголь, как известно, был обязан Пушкину, давно побуждавшему его написать большое эпическое произведение.

Пушкин рассказал Гоголю о похождении некоего авантюриста, скупавшего у помещиков умерших крестьян с тем, чтобы заложить их как живых в опекунский совет и получить под них изрядную ссуду.

Но откуда Пушкин узнал эпизод, который он подарил Гоголю?

История мошеннических проделок с мёртвыми душами могла стать известна Пушкину во время его кишинёвской ссылки. В начале XIX сюда, на юг России, в Бессарабию, из разных концов страны бежали десятки тысяч крестьян, спасаясь от уплаты недоимок и различных поборов. Местные власти чинили препятствия расселению этих крестьян, преследовали их. В Кишинёве действовала специально учреждённая комиссия, занимавшаяся выявлением беглых крепостных крестьян. Полиции предписывалось удовлетворять её требования «без малейшего замедления». Но все меры оказались напрасными. Спасаясь от преследователей, беглые крестьяне часто принимали имена умерших крепостных. Во время пребывания Пушкина в кишинёвской ссылке по Бессарабии разнеслась молва, будто город Бендеры бессмертен, а население этого города называли «бессмертным обществом». В течение многих лет там не было зарегистрировано ни одного смертного случая. Это, в конце концов, возбудило подозрение у властей. Началось расследование. Оказалось, что в Бендерах было принято за правило: умерших «из общества не исключать», а их имена отдавать прибывшим сюда беглым крестьянам. Пушкина очень занимала эта история.

Эта авантюра с «мёртвыми душами» долго сидела в памяти поэта, и она, вероятно, стала зерном той истории, которую почти полтора десятилетия спустя после кишинёвской ссылки он рассказал Гоголю.

Смахивающая на анекдот авантюра Чичикова отнюдь не была такой уж редкостью в самой жизни. Мошенничества с «ревизскими списками» были в те времена довольно распространённым явлением. Гоголю была известна история некоего серба, купившего заброшенное кладбище с 650 мёртвыми душами, которых он вместе с несуществующей землёй заложил на значительную сумму.

была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной, анекдотичной. На самом же деле она была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные условия для подобного рода авантюр.

Указом 1718 года подворная перепись была заменена подушной. Отныне все крепостные мужского пола, «от старого до самого последнего младенца», подвергались обложению налогом. Через каждые 12-15 лет учинялись ревизии, регистрировавшие фактическое количество податных душ. Умершие же крестьяне, или беглые, или отданные в рекруты считались до следующих «ревизских сказок» податными, и помещик обязан был либо сам платить налог в казну за них, либо раскладывать причитающуюся сумму на оставшихся крестьян.

Мёртвые души становились обузой для помещиков, мечтавших, естественно, от них избавиться. И это создавало предпосылку для всякого рода махинаций. Одним мёртвые души были в тягость, другие, напротив, испытывали нужду в них, рассчитывая при помощи мошеннических сделок извлечь выгоду. Именно на это уповал и Павел Иванович Чичиков.

Вся история с покупкой Чичиковым мёртвых душ рассказана писателем в полном соответствии с действующим в России законодательством. Чичиков не зря хвалится, что он «привык ни в чём не отступать от гражданских законов». Суть дела состояла в том, что фантастическая сделка Чичикова осуществлялась по всем правилам закона.

Действительность николаевской России сама по себе столь невероятна, отношения между людьми так искажены, что в этом мире совершаются самые невероятные, самые неправдоподобные с точки зрения здравого смысла события.

Перед Гоголем стояла сложная задача: показать мир раздробленных характеров в атмосфере материальной, бытовой жизни. Эти характеры нельзя было связать отношениями, основанными, скажем, на любви, как чаще бывало в романах. Нужно было их раскрыть в иных связях, например, в хозяйственных. Она давала бы возможность собрать воедино этих столь разных и вместе с тем по духу столь близких друг другу людей. Покупка мёртвых душ и открывала такую возможность.

Композиционная структура «Мёртвых душ» необычная. Повествование строится как история похождений Чичикова. Это дало возможность Гоголю исколесить вместе со своим героем все углы и закоулки русской провинции. В «Мёртвых душах» дан социальный разрез всей России. Чичиков – в центре сюжета и всех событий, происходящих в поэме. Чичиков – необходимое звено во взаимоотношениях персонажей. Образы помещиков между собой композиционно не связаны. Они не общаются друг с другом, каждый из них раскрывается перед нами преимущественно в своих отношениях с Чичиковым. От одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развёртывается всё более страшная картина разложения крепостнического общества.

С чиновниками и нравами губернского города мы знакомимся вслед за главами, посвящённым помещикам. Чиновники, несущие на себе ответственность за судьбы людей, совершенно равнодушны к своему долгу. Мелкий, корыстный расчёт определяет их поведение.

Мир, в котором действуют гоголевские персонажи, не нормален. Здесь торгуют мёртвыми душами как обыкновенным товаром, здесь первого проходимца принимают за важную государственную персону. В этом безумном мире, где всё дышит обманом придавлено, унижено, а пошлость, где всё человеческое придавлено, унижено, а пошлость живёт в почёте и богатстве, — в этом мире, естественно, царят свои особые представления о человеческой морали. Лихоимцы, взяточники, бесконечно чужды государственным интересам, — вот они: цвет губернского общества – люди, несущие разорение и гибель России.

Таков и Чичиков. Ловкий, хитрый, изворотливый, он представляется Гоголю самым страшным явлением в этом зверинце. Недаром последняя, одиннадцатая глава поэмы посвящена именно ему. Одиссею Чичикова завершает подробный рассказ о том, как он стал человеком-подлецом. Если в начале поэмы нам неизвестно, как Чичиков пришёл к мысли о покупке мёртвых душ, нам неизвестна его прошлая жизнь, то всё это откроется в последней главе.

Писатель чувствовал, что перед ним явление новое и в своей новизне неясное, не исчерпавшее своих возможностей, как помещики исчерпались в Плюшкине, а чиновники – в прокуроре. Напротив, все возможности только начинают развёртываться.

Так кто же такой Чичиков? Историческая новизна характера заставила писателя заняться всесторонним его исследованием, попытаться раскрыть тайну его происхождения и постигнуть особенности его развития.

В городе NN разнеслись слухи, что Чичиков – «миллионщик», и Гоголь по этому случаю делает очень важное замечание: «…в одном звуке этого слова, мимо всякого денежного мешка, заключается что-то такое, которое действует и на людей подлецов, и на людей ни то ни сё, и на людей хороших, — словом, на всех действует». Если уж одно это слово рождает « нежное расположение к подлости», то, стало быть, «миллион» шествует по стране и создаёт обстановку для зарождения и развития Чичиковых – людей, у которых стремление к миллиону становится их натурой, подлость – их характером.

Исследование характера «подлеца» идёт у Гоголя по линии морально-психологической и дополняется ссылками на личные качества Чичикова и обстоятельства воспитания и среды, развёрнутые в его биографии.

Уже внешность Чичикова указывает на это направление исследования. Чичиков «не красавец, но и не дурной наружности», «ни слишком толст, ни слишком тонок», «нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтоб слишком молод», «человек средних лет», «чин не слишком большой и не слишком малый». Во всём умеренность и середина, безличность, начисто исключающая подлинно человеческие страсти и движения души и оставляющая простор для служения «копейке». В этом же дана и биография Чичикова.

Суровое, духовно нищенское детство в доме отца, последние отцовские советы, школьная система воспитания, отсутствие талантов и «большой ум с другой стороны, со стороны практической», оборотистость, умение втереться в доверие и «надуть» без зазрения совести – вот на что обращает внимание читателя Гоголь. В характере Чичикова с самого начала нет благородных человеческих качеств, а есть ловкая имитация их.

Он великолепно умел ориентироваться в любой обстановке, «во всём как-то умел найтиться». Он гибок и изворотлив. Смотря по обстоятельствам, изменяется характер и тон его разговора: в одном случае он сентиментален и льстив, в другом – почтителен и угодлив, в третьем – сдержан и деловит, в четвёртом — развязен и груб. Так, каждый раз в новом обличье, он появляется у Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина и почти всегда достигает цели. Так он ведёт себя с учителем, «любителем тишины и хорошего поведения», с престарелым повытчиком, с таможенным начальством. Такой же он и в тяжёлые минуты жизни – и здесь он не теряется, выходя из воды сухим, чтобы начать всё сызнова. «Ну, что ж! – сказал Чичиков, — зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать». И он делает своё «дело».

Эта безличность и неистребимость, хамелеонская способность принимать окраску окружающего великолепно передана в языке Чичикова. Ловкий, осторожный, вкрадчивый, Павел Иванович и слова подбирает такие, истинный смысл которых не сразу должен стать ясным его собеседнику.

Чичиков в совершенстве постиг «великую тайну нравиться». На всех чиновников губернского города он произвёл неотразимое впечатление. Причём каждый в нём открыл своё. Губернатору он показался человеком благонамеренным, прокурору – дельным, жандармскому полковнику – учёным, председателю палаты – почтенным, полицмейстеру – любезным. Больше всех очарован Чичиковым прекраснодушный Манилов. На скромные слова своего гостя, что «ни громкого имени не имеет, ни даже ранга заметного, Манилов отвечает: «Вы всё имеете, даже ещё более».

Как только чиновники города NN услышали слова Ноздрёва и рассказ Коробочки о Чичикове, они совершенно потерялись в догадках, кто такой Чичиков. Он, видимо, не делатель фальшивых ассигнаций, не разбойник, убежавший от законного преследования, не чиновник генерал-губернаторской канцелярии – всё это перебрали чиновники, «и решилось дело тем, что никак не могли узнать, что такое был Чичиков».

В представлении писателя Чичиков – вовсе не мелкий жулик, оказавшийся необходимым для скрепления сюжета, а фигура самостоятельная и по-своему играющая историческую роль. Писатель видел, что такие, как Чичиков, стремясь к «миллиону», освобождаются от всего человеческого в себе и беспощадны к людям, ставшим на их пути. Видел, что их моральная бесчувственность и бездушие порождают полную аморальность их действий. В этом смысле Чичиков превосходит все догадки чиновников о нём. Если попадётся случай достичь миллиона деланьем фальшивых ассигнаций или разбоем, Чичиков этим не преминет воспользоваться.

Гоголь не мог, конечно, понять «чичиковщину» в её буржуазной сущности, он гениально исследовал её морально-психологический облик, каким тот вырисовывался в его время в России. Автор проницательно замечает, что Чичиковым не владели скряжничество и скупость, в нём не было стремления занять высокий пост, получить высший чин. Но когда Гоголь говорит, что в Чичикове не было привязанности собственно к деньгам для денег и что всё приобретательство его имело в перспективе «жизнь во всех довольствах, со всякими достатками, экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды», тут «приобретатель» становится «расточителем», изменяет самому себе, своему характеру. Гоголю ещё не мог быть виден исторический перелом, превращающий буржуа, стремящегося к «миллиону», в капиталиста, который вынужден заботиться только о приращении этого капитала.

Чичиков – приобретатель, а не предприниматель такие люди, как он существовали в самодержавно-крепостническом обществе и ловили рыбку в мутной воде, мечтая о миллионах. Гоголь сумел на самой заре развития русского приобретательства разгадать морально-психологический облик этого нового явления и воссоздать его художественно полный сатирический портрет, завершающий галерею мёртвых душ» великой поэмы.

Н.Г. Чернышевский видел заслугу Гоголя в том, что он «пробудил в нас сознание о нас самих», что он двинул «вперёд свою нацию». Каждое новое поколение открывало в его образах новые обобщения, толкавшие на раздумья о самых существенных явлениях жизни.

Такова судьба великих произведений искусства. Они переживают своих творцов и свою эпоху, преодолевают национальные границы и становятся вечными спутниками человечества.

Наше общество ушло далеко вперёд от тех социальных проблем, которые некогда мучили Гоголя. Но это ни в малейшей степени не ослабило нашего интереса к его наследию.

Каждая эпоха по-новому прочитывает классические творения и открывает такие грани, которые в той или иной мере созвучны её собственным проблемам. В этом состоит суть «современного взгляда» на классическое наследие.

Ныне ещё не перевелись в мире Маниловы, Плюшкины, Чичиковы. Они, конечно, стали другими, чем были в те времена, но многих родимых пятен своих не утратили. И в борьбе с ними Гоголь – наше сильное оружие. Он хорошо помогает распознавать явления, которые противостоят нравственному кодексу нашего общества.

Делец — хамелеон

Деятельность человека должна соотноситься с моральными нормами и правами. Угождая людям, Павел Иванович раскрывается поистине как умелый предприниматель. Он легко выкручивается из щекотливых ситуаций. Вовремя исчезает из города, завершив свое дело. Чичиков становится олицетворением предприимчивых дельцов, которые скрываются под маской благочестивости. Они ищут «мертвые души», находят возможность обмануть, нажиться, иногда не разбирая результатов своего труда: горе, разорение, нищета. Чичиков обладает целым комплексом отрицательных черт. Он плут. Только хитрый человек сможет придумать невообразимые для нормального человека авантюры, одна из которых покупка «мертвых душ». Он подлец. В душе и в делах столько темных мыслей, что их способен держать мошенник, для которого нет ценности человеческой жизни.

Отношение к предпринимателям у каждого свое. Образов мошенников в классической литературе создано множество, но на особом месте остается гоголевский Чичиков. Ему нельзя отказать в предпринимательской жилке, но следует признать правильность позиции автора. Информация поможет написать сочинение «Чичиков – предприниматель или приобретатель», обосновать свое мнение.

Тест по произведению