Крестьяне и хозяйство Манилова в поэме Мертвые души Гоголя

Образы крестьян в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

В поэме «Мертвые души» Гоголь сумел изобразить Русь во всем ее величии, но в то же время со всеми ее пороками. Создавая произведение, писатель стремился постичь характер русского народа, с которым связывал надежды на лучшее будущее России. В поэме много действующих лиц – разнообразные типы российских помещиков, праздно живущих в своих дворянских усадьбах, губернские чиновники, взяточники и воры, сосредоточившие в своих руках государственную власть. Следуя за Чичиковым в его путешествии от одной помещичьей усадьбы к другой, читателю открываются безотрадные картины жизни крепостного крестьянства.

Помещики относятся к крестьянам, как к своим рабам, распоряжаются ими, как вещами. Дворовый мальчик Плюшкина, тринадцатилетний Прошка, вечно голодный, который только и слышит от барина: «глуп как бревно», «дурак», «вор», «рожа», «вот я тебя березовым веником для вкуса-то». «Пожалуй, я тебе дам девчонку, – говорит Коробочка Чичикову, – она у меня знает дорогу, только ты смотри! Не завези её, у меня уже одну завезли купцы». Владельцы крепостных душ видели в крестьянах только рабочий скот, подавляли его живую душу, лишали возможности развития. На протяжении многих веков крепостной зависимости в русском народе формировались такие черты, как пьянство, ничтожество и темнота. Об этом говорят образы бестолковых дяди Митяя и дяди Миняя, которые никак не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках, образ дворовой девочки Пелагеи, которая не знает, где право, а где лево, разговор двух мужиков, рассуждающих о том, доедет ли колесо до Москвы или до Казани. Об этом же свидетельствует образ кучера Селифана, который спьяну произносит пространные речи, адресованные лошадям. Но автор не обвиняет крестьян, а мягко иронизирует и добродушно смеется над ними.

Гоголь не идеализирует крестьян, а заставляет читателя задуматься о силе народа и его темноте. Такие персонажи вызывают одновременно и смех, и грусть. Это слуги Чичикова, девочка Коробочки, мужики, встречающиеся по дороге, а также купленные Чичиковым «мертвые души», оживающие в его воображении. Смех автора вызывает «благородное побуждение к просвещению» слуги Чичикова Петрушки, которого привлекает не содержание книг, а сам процесс чтения. По словам Гоголя, ему было все равно, что читать: похождения влюбленного героя, букварь, молитвенник или химию.

Когда Чичиков размышляет над списком купленных им крестьян, перед нами раскрывается картина жизни и непосильного труда народа, его терпения и мужества. Переписывая приобретенные «мертвые души», Чичиков рисует в своем воображении их земную жизнь: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! что вы, сердечные мои, поделывали на своем веку?» Эти умершие или придавленные крепостническим гнетом крестьяне трудолюбивы и талантливы. Слава замечательного каретника Михеева жива в памяти людей и после его смерти. Даже Собакевич с невольным уважением говорит о том, что тот славный мастер «должен только на государя и работать». Кирпичник Милушкин «мог поставить печь в каком угодно доме», Максим Телятников шил прекрасные сапоги. Смекалка и оборотистость подчеркивается в образе Еремея Сорокоплехина, который «в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей».

5 стр., 2096 слов

Образы мертвых душ в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

... обогатиться на продаже списков об уже умерших людях. «Мертвые души» помещиков противопоставлены в поэме живому духом народу. Крестьяне, жизнь которых проходит в труде, представляют духовную жизнь страны, ... выкупить как можно больше мертвых душ, поэтому отправляется в путешествие по всей стране. Образы помещиков в поэме Гоголь иллюстрирует в своем произведении «Мертвые души» не только русский быт ...

С любовью и восхищением говорит автор о трудолюбивом русском народе, о талантливых мастерах-умельцах, о «расторопном ярославском мужике», собравшем русскую тройку, о «бойком народе», «бойком русском уме», и с болью в сердце рассказывает об их судьбах. Сапожник Максим Телятников, который хотел обзавестись своим домиком да лавчонкой, спивается. Нелепа и бессмысленна смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который от тоски заворотил в кабак, а потом прямо в прорубь. Незабываем образ Абакума Фырова, который полюбил вольную жизнь, пристав к бурлакам. Горька и унизительна судьба беглых крепостных Плюшкина, которые обречены всю оставшуюся жизнь проводить в бегах. «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» – рассуждает Чичиков. Но купленные им «мертвые души» предстают перед читателем более живыми, чем помещики и чиновники, которые живут в условиях, омертвляющих человеческую душу, в мире пошлости и несправедливости. На фоне мертводушия помещиков и чиновников особенно ярко выделяется бойкий и живой русский ум, народная удаль, широкий размах души. Именно эти качества, по мнению Гоголя, являются основой национального русского характера.

Гоголь видит могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в его способности не пасть духом при любых обстоятельствах, в гуляньях с песнями и хороводами, в которых во всю ширь проявляется народная удаль, размах русской души. Она проявляется и в талантливости Михеева, Степана Пробки, Милушкина, в трудолюбии и энергии русского человека. «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу», – говорят чиновники, обсуждая переселение крестьян Чичикова в Херсонскую губернию.

Изображая картины народной жизни, Гоголь дает читателям почувствовать, что подавляемый и унижаемый русский народ подавлен, но не сломлен. Протест крестьянства против угнетателей выражается и в бунте крестьян сельца Вшивая- спесь и сельца Боровки, которые снесли с лица земли земскую полицию в лице заседателя Дробяжкина, и в метком русском слове. Когда Чичиков расспрашивал встретившегося мужика о Плюшкине, тот наградил этого барина удивительно точным словом «заплатанной». «Выражается сильно российский народ!» – восклицает Гоголь, говоря о том, что нет слова в других языках, «которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

11 стр., 5309 слов

Чичиков-рыцарь копейки (по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души)

... просмотров: 1373 ; Образ Чичикова — “Рыцаря копейки” Сочинение. Николай Васильевич Гоголь “Мертвые души” В поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь показал, что старая патриархальная дворянская Россия начинает разрушаться. Образы помещиков, в частности Плюшкина, — ... нет никаких моральных устоев. Чичиков с радо­стью заключает: «А теперь же время удобное, не­давно была эпидемия, народу вымерло, славу Богу, ...

Видя тяжелую, полную нищеты и лишений жизнь крестьян, Гоголь не мог не заметить нарастающего возмущения народа и понимал, что его терпение не безгранично. Писатель горячо верил в то, что жизнь народа должна измениться, считал, что трудолюбивый и талантливый народ заслуживает лучшей доли. Он надеялся на то, что будущее России не за помещиками и «рыцарями копейки», а за великим русским народом, хранящим в себе небывалые возможности, и именно поэтому высмеивал современную ему Россию «мертвых душ». Не случайно поэма заканчивается символическим образом птицы-тройки. В ней содержится итог многолетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем ее народа. Ведь именно народ противостоит миру чиновников, помещиков, дельцов, как живая душа – мертвой.

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»:, Особенности поэмы «Мертвые души»

Крестьяне и хозяйство Манилова в поэме Мертвые души

Главный герой Чичиков путешествует по российской глубинке. Унылый серый пейзаж, плохие дороги, отсталость и заброшенность сопровождают его на протяжении всего пути.

Действия разворачиваются в губернском городе N, куда он прибывает в надежде провернуть аферу с покупкой мертвых крепостных. На вечеринке у губернатора Чичиков знакомится с помещиками Собакевичем и Маниловым. Заручившись приглашениями от них и других помещиков, Чичиков принимает решение первый визит нанести Манилову.

С первых минут пребывания в Маниловке становилось понятно, что заманить гостей сюда непросто. Вся обстановка поместья, дом, открытый всем ветрам, двор с жиденькими березами, нелепые клумбы свидетельствуют об отсутствии хозяйской руки. Все сделано тяп-ляп, в обстановке видны следы многочисленных начинаний, которые так и не были завершены. Хозяин дома очень обрадовался гостю, на первый взгляд он казался человеком радушным и приятным. Но, по мере общения, в нем обнаруживалась некоторая приторность, избыток сладости. Сам же автор описывает его «ни то, ни сё». Супруга Манилова полностью устраивала и была ему под стать. Жили они счастливо, предавались долгим поцелуям и вели праздный образ жизни, предпочитая ни во что не вникать

Довершают картину расслабленные, добродушные, опухшие от сна крестьяне. Дворовые воруют по-черному, обманывают. Нечистоплотные и пьяные слуги, воровка ключница вызывают недоумение гостя. Хозяйство ведется как-то само, бесконтрольно и безуспешно. Среди бревенчатых крестьянских домов не видно ни деревца, ни зелени. Крепостные живут спокойно, радостно, хозяина своего не боятся. Если мужику приходило в голову отправиться пьянствовать – он с легкостью обманывал хозяина и получал разрешение отлучиться. Но в целом, крестьяне – люди хорошие, пребывающие в благостном расположении, достойные своего хозяина.

Манилов – абсолютно оторванный от реальности человек. Он пребывает в грезах и несбыточных проектах большую часть жизни. Человек безобидный, улыбчивый, но и бесполезный. Мертвые души помещиков – насущная проблема русской действительности 19 века, которую раскрыл Н.В.Гоголь в своей поэме. Никчемность существования, скудный духовный мир, отсутствие каких-либо целей – дорога в тупик.

4 стр., 1912 слов

Образы крестьян в мертвых душах. Образы крестьян в “Мертвых душах”. ...

... помещикам хороший оброк. Еремей Сорокоплехин, например, 500 рублей. За каждым стоит одаренность, здоровье и трудолюбие. Гоголь сочувствует простому народу, содержащему такую массу лентяев. Образы крестьян в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души XIX в. ... Тема «идиотизма», рабства, безнадежного существования не раз всплывает в поэме, воплощаясь в Петрушке, в Селифане, в ... потом на эти листики, на мужиков, ...

Поэма «Мертвые души» считается самым главным произведением Н.В.Гоголя, которое он писал вплоть до своей смерти. События в поэме происходят во времена крепостного права. Автор мастерски описывает российскую глубинку и затрагивает тему дворянства как основного правящего класса того времени. Уже в самом названии романа раскрывается глубокий смысл произведения.

Со свойственной тонкой иронией Н.В.Гоголь описывает персонажи повести, которые один другого краше. Подробно останавливаясь на описаниях природы, быта помещиков, крестьян автор передает характеры героев, выстраивает их красочные психологические портреты.

Крестьяне и хозяйство Манилова в поэме Мертвые души