Обличение бюрократизма в творчестве В. Маяковского (по произведениям «Бумажные ужасы», «Прозаседавшиеся», «Трус»)

В. Маяковского по праву считают певцом, поэтом рево­люции. Он с радостью и восторгом принял события Ок­тября 1917 года и всецело посвятил свою жизнь, свое твор­чество построению нового мира — счастливого и светлого.

Уже в первые годы советской власти, помимо реальных достижений в областях индустрии, быта, в стране, по сло­вам Маяковского, развелось «много дряни и ерунды». В двадцатые годы чиновничество захлестнул бюрократизм, в учреждениях возник культ бумаги. С этим поэт не мог смириться и активно выступал против такого отношения к делу с помощью действенного и меткого оружия — об­личительной сатиры, используя гиперболу, доведенную ме­стами до гротеска, вводя элементы фантастики в очень реалистичные образы.

Человек
постепенно
становится кляксой
на огромных
важных
бумажных полях.

В стихотворении «Бумажные ужасы» Маяковский ста­рается предположить, чем может в будущем обернуться служение человека «бумажкам», занимающим место на сто­лах и в головах чиновников, отнимающим уйму времени. Ведь в то время как «по каморкам ютятся людские тени», «живет бумажка во дворцах учреждений, разлеглась на сто­лах, кейфует в шкафах», для ее транспортировки «еще воз­носят новый почтамт»! Маяковский в корне не согласен с таким положением дел, он иронизирует:

Скоро
люди
на жительство
влезут в портфели.
а бумаги —
наши квартиры займут.

Еще более зло и гневно звучит голос поэта в стихотворе­нии «Прозаседавшиеся», где объектом сатиры становится одно из самых распространенных проявлений бюрократиз­ма — злоупотребление заседаниями. Бумажные дела, по мнению Маяковского, бесконечны, он сравнивает их с дож­дем, со стихийным бедствием, поскольку для людей, не же­лающих работать продуктивно, все они — самые важные. И по поводу решения этих, иногда смешных, иногда бессмыс­ленных дел, собираются заседания, посвященные то «объе­динению Тео и Гукона», то «покупке склянки чернил Губкооперативом», то просто какое-то заседание «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». Герой стихотворения никак не может попасть на прием по поводу решения своего вопроса — ему не к кому попасть на аудиенцию, поскольку то начальник, то сек­ретарь отсутствуют, они должны поспеть «в день заседаний на двадцать». Герой стихотворения сначала терпеливо ждет, но потом его возмущает такое отношение, и он «лавиной» врывается на очередное заседание. Что ж он там видит?

3 стр., 1066 слов

Особенности сатиры В. Маяковского

... грязь, но и берет метлу и выметает эту грязь из углов. Есть в сатире Маяковского и просто юмор. Поэтому, наверное, его стихи читаются легко и интересно. Но ... большая бочка дегтя. Поэтому так много гротеска в стихах. Маяковский увеличивает пороки до гигантских размеров, но и голос его обличительной сатиры увеличивает свою мощность, ибо если мы ...

…сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?

Оказывается, иронизирует Маяковский, этим чиновни­кам попросту пришлось разорваться, чтобы поспеть на два заседания сразу:

Поневоле приходится раздвоиться.
До пояса здесь,
а остальное
там.

Поэт выступает против такого отношения «прозаседав­шихся» к делам, ведь в реальности они ничего не делают, а лишь уходят в сторону от решения действительно важ­ных, насущных вопросов.

В стихотворении «Трус» поэт обличает такое качество чиновников-бюрократов как трусость, боязнь ответствен­ности, пресмыкание перед начальством (и даже его род­ней).

«Каждый зав для труса — туз», и поэтому чиновник старательно прячет свои взгляды и вкусы, подстраиваясь под мнение вышестоящих: Материал с сайта

Мненье —
это не именье,
потерять его
не страшно.

Ужасная боязнь, что у него что-то «вдруг не выйдет?», «вдруг покроют?», «вдруг возьму и ошибусь?», заставляет бюрократа-труса занимать позицию: «Только бы меня не выбрали, только б мне не отвечать…» Маяковский счита­ет, что людям с такими установками не место на ответ­ственных должностях, поскольку они не только трусливы, но и бесконечно равнодушны к проблемам ближних:

Хоть грабьте,
хоть режьте возле него,
Не будет слушать ни плач,
ни вой.

Стоит заметить, что подобные проявления бюрократиз­ма, какие высмеиваются поэтом в стихотворениях «Бу­мажные ужасы», «Трус», «Прозаседавшиеся», не искоренены до сегодняшнего дня. Человека с его вопросами и пробле­мами заставляют бегать из учреждения в учреждение, из кабинета в кабинет, собирать множество ненужных бумаг и справок, «отлавливать» нужных ему чиновников. Это говорит о поразительной живучести бюрократизма как явления, и с этим нужно бороться, чтобы, наконец, поста­вить бумагу на службу человеку, а не наоборот.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑