Стихотворение В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся» (восприятие, истолкование, оценка)

Когда знакомишься со стихотворением В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся», прежде всего4 обращает на себя внима­ние название произведения. Как и в любом художественном произведении, название несет большую смысловую нагруз­ку. Но в этом стихотворении, как мне кажется, важнее даже тот эмоциональный фон, который задается этим заглавием. Сразу же возникает такой яркий, сочный зрительный образ: множество утомленных людей с изможденными лицами, на которых читаются усталость и разочарование, потому что они потратили зря массу времени и ничего не добились.

Гиперболой является и название последнего заседания, на котором исчезает Иван Ваныч: «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком».. С ее помощью Маяковский показывает, что на самом деле совершенно неважно, что обсуждать, важен сам процесс делопроизводства.

Кульминацией стихотворения является сцена, в которой выведенный из себя лирический герой врывается на заседа­ние. Поэту для изображения этой сцены уже недостаточно гиперболы, он использует гротеск. Перед читателем возника­ет ужасная картина: «…сидят людей половины». Лириче­ский герой в ужасе, восприятие нормального человека не мо­жет вместить фантастичность ситуации. Обычному человеку трудно представить себе, что, для того чтобы успеть посетить в два раза больше заседаний, можно придумать такой про­стой способ — «раздвояться».

Интересен тот факт, что для решения важных дел необя­зательно наличие головы, ведь голова принадлежит верхней половине туловища, а нижняя как-то спокойно без нее обхо­дится. Тем самым Маяковский хочет показать, что для совет­ских служащих значительным является только само присут­ствие на том или ином совещании, сам процесс, форма, а не содержание, то есть деятельноств»бюрократического аппара­та не только не помогает существованию нового государства, а активно мешает ему.

Маяковский описывает состояние лирического героя: он страдает, мучается, переживает настоящий кошмар, пыта­ясь осмыслить все происходящее. Поэт использует яркие средства выразительности, для того чтобы читатель понял, что происходит с героем. Эпитеты «взъярённый», «дикие» (проклятья) свидетельствуют о том, что человек потерял по­следнее терпение, он вне себя от ярости. Метафора «врыва­юсь лавиной» тоже говорит о решительной настрое, о потоке чувств, который захлестывает человека, наблюдающего суе­ту служащих целый день. Глагол «изрыгая» («дикие прокля­тья») вызывает ассоциацию и с реальным диким зверем, и с фантастическим драконом, что еще больше усиливает гроте­скность ситуации.

6 стр., 2919 слов

Смысл названия романа Лермонтова «Герой нашего времени»

... из «Думы» — прим. Хелены) Свойство его участия в ходе повести («Фаталист» — прим. Хелены), равно как и его отчаянная, фаталическая смелость ... неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин — единственный главный герой (хотя «Евгений Онегин» назван именем одного героя, в ... Во мне два человека; один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, ...

Героя интересует не только судьба его собственного дела, но всей структуры в целом. Однако оказывается, что бюро­кратия — заразная болезнь, и лирический герой, желая бо­роться с ней, не знает других способов, кроме как предло­женных ему государством.

Лирический герой — романтик, он пытается уйти от дей­ствительности в мечту, он умеет смотреть вокруг и видеть прекрасное: «утро раннее» и «рассвет ранний». И мечтает-то он о другой жизни, непохожей на ту, что навязывает ему го­сударство. Но, формулируя свою мечту, лирический герой даже не замечает, что он уже часть этой машины, что она пе­ремолола его и заставила жить по своим законам:

О, хотя бы

еще

одно заседание