1.1. Характер музыки. Звуки музыкальные и шумовые.
1) Вспомни, с каким случаем в твоей жизни связано самое яркое впечатление о музыке?
2)Какие книги о музыке читали?
3) Какие музыкальные спектакли смотрели, запомнили ли автора музыки?
Назови самое запомнившееся.
4) Напиши, какие чувства выразил композитор в твоем любимом произведении.
5) Добавь определения характера к воображаемым пьесам:
а) светлая,
б) печальная,
в) нежная.
6) Вспомни названия песен, звучащих
спокойно и задушевно_______
сурово и мужественно_______
весело и шутливо ___________
бодро и энергично_____________
7) Придумай названия к пьесам, звучащим
а) беспокойно и взволнованно:
б) торжественно и гордо:
в) грациозно и изящно:
г) тяжело и грузно:
8) Напиши сочинение на тему: « Зачем я занимаюсь музыкой?»
19) Определи, к какой группе относятся следующие звуки:
Музыкальные: _ _______
шумовые: ______________________________
Поющие дети, звон стеклянных стаканов, грохот грома, цокот копыт, колокольный звон, удары дождя по крыше, голос трубы, стук барабана, телефонный звонок, тиканье часов, звуки движущейся машины, пение птицы, звуки водопада.
10) Вспомни свойства музыкального звука и впиши в кроссворд необходимые слова
З | ||||||||||
В | ||||||||||
У | ||||||||||
М | У | З | Ы | К | А | Л | Ь | Н | Ы | Й |
11) Озвучь шумовыми звуками любую сказку или рассказ (не длиннее одной страницы).
Средства музыкальной выразительности
1. Закончи предложение: ______________ — это музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Она бывает ______________________ и ____________________________.
2. Чем вокальная мелодия отличается от инструментальной?
3. Определи вид мелодии:
4. Что такое кульминация, каково ее значение в мелодии?
5. Разберись в понятиях: Ритм, Метр, Темп, дай им определение. Досочини сказку про них:
В музыкальном царстве произошло стихийное бедствие, царит полная неразбериха. Нотки — жители царства совсем растерялись, не знают что делать — все у них валится из рук…
6. Определи ритм, соответствующий, на твой взгляд, маршу, польке, мазурке, вальсу:
7. Определи размер стихов (двухдольный или трехдольный):
Котик усатый по садику ходит. а) Старый заяц сено косит,
А козлик рогатый за котиком бродит. А лиса сгребает., Котик усатый моет свой ротик, Муха сено к возу носит,, А козлик седою трясет бородою. А комар кидает.
8. Тебе нужно сочинить пьесы с такими названиями:
“Волшебное озеро”, “Пляска дикарей”, “На параде”, “Сонное царство”
9. Ответь на вопросы:
а) Что такое ритмический рисунок?
б) Из каких понятий состоит метроритм?
в) Какой ритм называется пунктирным?
г) На какие три группы делятся темпы?
д) Найди в словаре и запомни перевод слова “диапазон” — “________________________”.
е) Подчеркни термины, относящиеся к метроритму:
такт, кантилена, creschendo, легко, в прежнем темпе, мажор, accellerando, слабая доля,3/4, morendo, переменный размер, diminuendo, пунктир, pp, тяжело, ff , ritenuto, быстро.
10. Какой вид ритма (равномерный? пунктирный? синкопированный?) применили композиторы в следующих произведениях:
11. Найди правильный перевод обозначений темпа:
Andante — ___________ Presto — ____________ Vivo -________
Moderato -________ __ Allegretto -__________ Allegro -________
Adagio -___________ __ Andantino — __________ Adagio — _______
Largo — ____________ _ Lento -____________
12. Впиши в таблицу латинскими буквами обозначения темпов:
Медленные | Умеренные | Быстрые |
13. Что такое гармония, какова ее роль в создании музыки? В каких смыслах употребляется это слово?
14. Какое выразительное средство музыки имеет следующие значения:
а) наука об аккордах
б) аккордовое сопровождение мелодии
15. Вставь пропущенные слова в предложения. Сравни их.
а) мажор и минор — самые распространенные _________ в музыке.
б) ______ — это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями.
в) “Тут соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал на тысячу _____, тянул , переливался”. (И.А.Крылов)
г) Хорошо, когда в семье лад, когда дело __________, когда костюм _____________ сшит.
16. Подчеркни правильные ответы:
минорный, целотонный, пентатоника).
б) лад, состоящий из чередования тон — полутон, имеет название (хроматическая гамма, волшебный звукоряд, гамма Римского — Корсакова).
17. Сыграй мелодии пьес Чайковского “Марш деревянных солдатиков” и “Похороны куклы” и объясни: почему первая — яркая, бодрая, светлая, а вторая — мрачная, печальная, ведь в обеих пунктирный ритм.
18. Исправь путаницу — проставь рядом с определением нужный номер:
1 Гармония — чередование длинных и коротких звуков
2 Речитатив — напевная плавная мелодия
3 Темп — согласованность разных по высоте звуков
4 Лад — последовательность аккордов
5 Кантилена — скорость исполнения музыки
6 Метр — музыкальная декламация
7 Ритм — равномерное чередование сильных и слабых долей
19. Заполнив правильно кроссворд по горизонтали, определи средство музыкальной выразительности:
а) чередование сильных и слабых долей
б) громкость звучания
в) чередование звуков разных длительностей
20. Придумай названия к пьесам, которые звучали бы:
в нижнем регистре ___________
в верхнем регистре ____________
21. Закончи предложение: “Большую роль в выразительности музыки играет и способ изложения музыкального материала _________________”.
Что такое гомофонно-гармоническая фактура, ее отличие от полифонической?
Как понимаешь слова “прозрачная фактура, плотная фактура”?
22. Допиши предложения:
В музыке различают три регистра:_______________.
Фактура, состоящая из одноголосной мелодии с аккордовым сопровождением называется _______________________. Окраска звучания называется ________________.Фактура, основанная на равноправии всех голосов, называется ______________________________.
Изменение громкости звучания называется ___________________. Трехдольный _________________. Аккордовая ___________________. Мажорный ____________. Контрастная___________________. Красочная_______________. Острый синкопированный __________. Бархатный _____________. Задушевная __________________. Медленный ________________.
23. Распредели музыкальные термины по нужным разделам:
f , Allegro, pp, мажор, стаккато, пентатоника, Адажио, non legato, p, Moderato, legato,минор.
Темпы | Оттенки | штрихи | Лады |
24. Подумай и напиши, к каким выразительным средствам музыки относятся следующие термины: одноголосная _____________, аккордовая _____________, аккомпанемент _______________, диминуэндо _____________, кантилена ____________, vivo_________, размер __________, мажор и минор ___________, ritenuto, accellerando _________, речитатив ______________.
25. Определи тип фактуры:
26. Считается, что в минорном ладу звучат мрачные, печальные, даже трагические произведения. А вот “Музыкальный момент” Ф. Шуберта фа минор звучит игриво, шутливо. Подумай, почему?
27. Реши кроссворд:
по горизонтали:
3 скорость исполнения музыки
5 расстояние между самым низким и самым высоким звуками инструмента (голоса)
6. чередование длинных и коротких звуков
7. расстояние от одной сильной доли до другой
8. окраска звука
по вертикали: 1 объединение звуков по высоте и окраске
2 свойство музыкального звука
4 организация устойчивых и неустойчивых звуков
9 аккорды и их последовательность
10 музыкальная ткань, склад
11 способ извлечения звука
28. Подумай, что такое музыкальная интонация?
Найди вопросительные, восклицательные, повествовательные интонации в знакомых тебе музыкальных произведениях.
Определи интонации следующих произведений:
29. Стрелками укажи, к каким понятиям относятся следующие термины:
1 Аллегро 1 регистр
2 Нижний 2 штрихи
3 фортиссимо 3 лад
4 полифоническая 4 метр
5 минор 5 темп
6 синкопированный 6 динамика
7 сильная доля 7 фактура
8 Фа мажор 8 гармония
9 трезвучие 9 тональность
10 стаккато 10 ритм
30. Подчеркни правильный ответ:
1) pp , p, mp, mf, f, ff — это обозначение различных а) темпов, б) динамических оттенков, в) штрихов
2) регистр — это … а) окраска звука, б) скорость исполнения музыки, в) часть звукового диапазона.
3) legato, staccato, non legato — это разновидности… а) штрихов, б) темпа, в) ритма
4) к понятию лада относится… а) легато, б) минор, в) пунктирный
5) многоголосная фактура, состоящая из главного голоса и остальных аккомпанирующих ему голосов, называется … а) аккордовой, б) полифонической, в) гомофонно-гармонической.
31. Составь вопросы к кроссворду (найди 15 слов по горизонтали и 14 слов по вертикали и проставь цифры):
а | л | л | е | г | р | о | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
е | ф | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
п | и | а | н | о | р | ш | а | р | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
л | е | г | а | т | о | е | л | т | Н | о | т | а | к | е | ||||||||||||||||||||||||||||||
о | г | а | р | к | т | ч | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
и | д | и | н | а | м | и | к | а | у | и | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
с | х | о | р | и | т | м | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а | н | д | а | н | т | е | и | т | е | м | п | а | а | |||||||||||||||||||||||||||||||
р | Ф | п | т | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
и | т | О | г | а | р | м | о | н | и | я | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
н | о | р | н | е | в | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
д | л | и | т | е | л | ь | н | о | с | т | ь | е | л | |||||||||||||||||||||||||||||||
о | и | е | м | о | м | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
н | т | а | к | т | а | е | д | и | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а | е | а | к | а | н | т | и | л | е | н | а | |||||||||||||||||||||||||||||||||
ц | м | к | т | я | о | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
и | б | п | о | л | у | т | о | н | л | а | р | г | о | |||||||||||||||||||||||||||||||
д | о | л | я | р | р | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
д | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По горизонтали: По вертикали:
1. 2
32. Найди верные определения:
1Тональность 1Скорость исполнения музыки
2 Мелодия 2 Высотное положение лада
3 Динамика 3 Характерная особенность звучания голоса (инструмента)
4 Лад 4 Равномерное чередование сильных и слабых долей
5 Штрихи 5 Сила звучания музыки
6 Гармония 6 Одноголосная последовательность звуков
7 Темп 7 Система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых звуков
8 Тембр 8 Способы звукоизвлечения.
9 Ритм 9 Последование аккордов, сопровождающих мелодию.
10 Метр 10 организованная последовательность длительностей
33. Что такое музыкальный образ?
Согласишься ли с определением музыкального образа как условного персонажа музыкального произведения? Почему условного?
В музыкальном произведении может быть только один музыкальный образ? Отчего это зависит?
Какие виды музыкальных образов знаешь, допиши: образ — портрет, образ — настроение, образ — ________________, образ ________________.
Можно ли между понятиями музыкальный образ и музыкальная тема поставить знак равенства (муз. образ = муз. тема) или нет — как ты думаешь? Обоснуй.
Верно ли определение: музыкальная тема — это построение, выражающее законченную мысль и служащее основой развития всего произведения?
Подчеркни, в каком виде чаще всего звучит тема:а) мелодии, б) ритмической формулы, в) аккордов.
Подумай, на какие две группы могут быть разделены музыкальные темы по характеру: сходные и __________________________.
Что такое контраст (подсказка: день — ночь, утро -?, зима — ?, белый — ?, хорошо — ?)?
Найди контрасты в музыке (например, быстро — ?, форте — ? мажор — ?,
?____________?_________, ?__________?__________ и т.д.)
Продолжи фразу: сходные темы — это …_____________,
контрастные темы — это…________________________.
34. Как понимаешь, что такое развитие в музыке?
Назови способы развития в музыке.
Как называется повторение со сдвигом по высоте?
Что такое вариации?
Закончи фразу: повторение темы в разных голосах называется — __________________.
Определи способ развития в каждом из следующих отрывков:
35. В текст вставь пропущенные слова:
“ Я — основная мысль музыкального произведения, меня зовут ___________. Мои наряды сделаны из разных выразительных средств. На одном балу я могу появиться в виде _________________, на другом — в виде ______________, на третьем — в виде _______________, на четвертом — в виде _______________.
Мой характер очень изменчив. Любое мое изменение называется______________. Я могу меняться разными способами. Первый из них, который подчеркивает мое постоянство называется _______________. Его особенно любят певцы. Чтобы применить второй способ достаточно добавить трелей в мелодию, заменить ритм или сопровождение, поменять темп и лад. Этот способ называется _______________.Третий способ, когда меня от восторга буквально разрывают на части и начинают “носить на руках”, то есть повторять от разных нот, — это ______________. И, наконец, четвертый способ заключается в том, что мою мелодию непрестанно повторяют на разные голоса, перебивая друг друга. Такой способ называется ________________. Теперь представьте себе, когда несколько таких, как я ______________ встречаются в одном произведении. Если они непохожие, с разными характерами, то есть _________________, они ссорятся чуть ли не до драки, и их стараются не оставлять вместе надолго. А если они схожие, с близкими характерами, то есть ________________, то можно не беспокоиться: ничего плохого не произойдет ” (Островская Я., Фролова Л.,Цес Н., стр. 41)
МУЗЫКАЛЬНЫЕ КУБИКИ. ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ
1. Чем куплетная форма отличается от строфической?
2. Какие произведения пишутся в куплетной форме?
3. Закончи предложения:
Музыкальное произведение состоит из различных по величине фрагментов, которые называются __________________. Границей между ними является ___________. Мотив (в переводе — “____________”) — это _. Мотивы объединяются в незаконченные построения ____________. Относительно законченное музыкальное построение, завершающееся кадансом, называется ________________.
4. Подумай, как может в нотах обозначаться цезура и перечисли “кирпичики”, из которых складываются музыкальные формы.
5. Дай определение следующим терминам:
Каданс — _______________
Цезура — ________________
Фраза — _________________
Период — _________________
6. Найди и исправь ошибки в тексте:
Цезура — это порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении.
Законченное построение из нескольких предложений называется фразой.
Мотив состоит из нескольких предложений.
Фраза заканчивается кадансом.
Каданс — это начальный музыкальный оборот.
Музыкальная тема обычно пишется в форме мотива.
Строение периода:
ПЕРИОД
МОТИВ МОТИВ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ФРАЗА ФРАЗА ФРАЗА ФРАЗА ФРАЗА ФРАЗА ФРАЗА ФРАЗА
7. Выбери и подчеркни правильный ответ:
Период, в котором предложения начинаются одинаково, а заканчиваются по-разному, называется … (периодом повторного строения, модулирующим, периодом неповторного строения)
Период обычно состоит из … (1 предложения, 2 предложений, 3 фраз)
Граница между музыкальными построениями называется … (кульминация, каданс, цезура)
Наименьшее музыкальное построение … (фраза, мотив, предложение).
Самая маленькая одночастная форма …(период, предложение, дополнение).
Музыкальная тема обычно пишется в форме… (мотива, периода, фразы).
Период, начинающийся и заканчивающийся в одной тональности, называется… (однотональным, периодом повторного строения, модулирующим).
8. Заполни горизонтальные строки кроссворда и определи музыкальное построение по вертикали:
1. музыкальное построение, состоящее из 2-х или нескольких мотивов
2. граница между муз. построениями, “знак препинания” в музыке
3. заключительный музыкальный оборот
4. в периоде — дополнительный раздел, звучащий как музыкальное послесловие
5. музыкальная мысль, выраженная одноголосно
6. руководитель оркестра
7. одночастная музыкальная форма
8. повторение темы на разной высоте через одинаковый интервал
9. самое маленькое построение в музыкальной речи
9. Закончи предложения:
Форма, состоящая из двух периодов, называется ___________________. Одночастная форма — это ________________________. Реприза — это ____________________, она бывает в __________________. Середина бывает в ____________________ форме.
10. Из четырех модулей составь произведение в форме: а) периода, б) 2-х частной форме, в) простой 3-х частной форме. Модули можно повторять, использовать не все, менять их порядок.
11. Ответь на вопросы:
В какой музыкальной форме основная тема называется рефреном?
Какую форму часто используют композиторы, делая инструментальную обработку народных песен?
Как обозначаются части и как определить начало новой части?
В какой форме чаще всего пишется тема вариаций? Укажи схему вариаций.
Дай определение формы рондо. С чего начинается рондо? Для чего нужны эпизоды? Как переводится слово “рефрен”?
Как называются вариации на две темы?
Почему Глинка для характеристики Фарлафа выбрал форму рондо?
12. Выпиши термины, относящиеся к формам:
вариации —
рондо —
Фарлаф; А ,А1, А 2, А 3…; хоровод, АВАСА, двойные, рефрен, круг, изменения, эпизод, тема, припев.
13. Чайковский в финале 4 симфонии использовал русскую народную песню — по ритму угадай какую и определи форму фрагмента:
14. Придумай и изобрази графически (или картинками) основные музыкальные формы.
15. Найди и ли придумай сказку, содержание которой можно “уложить” в 3-х частную форму, форму рондо.
16. Разбей текст на части:
Маршеобразно, четко, звонко, весело, легко. бодро, беззаботно, тревожно, настороженно, вкрадчиво, тихо, маршеобразно, четко, звонко, весело, легко, бодро.
В “Детском альбоме” П.И.Чайковского найди пьесу подобного характера.
17. К пьесе Э. Грига “В пещере горного короля” сочини сказку и нарисуй картинку. Почему основная тема звучит фантастично?
Как влияет изменение темпа на характер музыки? Перечисли основные средства выразительности данной пьесы.
18. Подпиши названия форм:
а, а1, в, в 1 — ________________________
АВАСА -___________________________
А А1 А2 А3 В В1 В2 В3 — ____
а, а1, в, а 1 — _______
АВА -__
а, а — _____________________________
А, А1, А2, А 3… — ___________________________.
19. Определи музыкальную форму пьесы из своей программы по инструменту.
20. Реши кроссворд и найди “спрятавшуюся” музыкальную форму
По горизонтали
2.Мельчайшее музыкальное построение
3. Повторение темы от разных ступеней.
4. Заключительный гармонический оборот
5. Составляющая часть периода
6. Часть предложения
7. Раздел рондо
По вертикали:
9. Граница между музыкальными построениями
10. Третья часть в простой трехчастной форме
11. Музыкальная форма, основанная на теме и ее измененных повторениях.
21. Выполни следующие задания:
ТЕМБРЫ. ИНСТРУМЕНТЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА.
1. Что такое тембр (подсказка: тембр (от французского “колокольчик”, «метка, отличительный знак”) — это _____________ звука, по которой различаются звуки одной и той же высоты и благодаря которой звучание инструментов или голосов отличается друг от друга)?
2. Прочитай сказку Абрамяна “Как бы ни так”. Как ты считаешь, прав ли малый барабан?
“На улице было пустынно и тихо. Ночь осторожно прокрадывалась в каждый дом, и не было ни одного освещенного окошка. Только высоко в небе сказочным фонарем висела круглая яркая луна. Ее свет падал на витрину музыкального магазина и освещал полки, уставленные музыкальными инструментами. Случайный прохожий остановился возле витрины: