Презентация : Пишем о роли морфем

Начинать работу над сочинением любого жанра целесообразно с составления его плана. Учитывая предложенную тему сочинения, необходимо сформулировать основные проблемные вопросы, на которые в последующем дать исчерпывающие ответы в тексте. Таким образом, будущее содержание сочинения будет разделено на несколько частей, каждая из которых логически переходит к следующей. Тем самым формируется ответ на главный вопрос, заложенный в теме сочинения. Имея план сочинения, можно грамотно выстроить логическое и последовательное развернутое высказывание по конкретной теме.

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание

Слушаю, слушаешь, слушает, слушаем, слушаете, слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача, дачи, даче, дачу, дачей, о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание

Запомни:

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

  • у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом , конь , мать , ночь
  • у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин , окон , солдат , армий
  • у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров , рад , счастлив
  • у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал , писал , считал
  • у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
  • у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши , читай , считай
  • у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан , прочитан

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Формообразующие суффиксы

Обсуждаем проблему толкования.

Формообразующие суффиксы или окончания?

Есть авторы, которые занимают позиции непоследовательно. Так -л они считают суффиксом, а -ть, -ти — окончаниями. Объяснить их точку зрения труднее всего.

1 стр., 484 слов

Малые формы сочинений

... формы сочинений: мини-сочинение по заданным словам – это вид работы, не только способствующий развитию умения выражаться грамотно, но и обогащающий словарный запас, формирующий орфографическую зоркость; мини-сочинение по заданному ... началу/концу; игра "кубики" (деформированный текст); мини-сочинение по рисункам (комиксы, художественные ...

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное — быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Основная часть

В основной части сочинения традиционно формулируется тезис, учитывая то, какая именно тема предложена. Тезисом принято считать основную мысль текста, которую его автор в дальнейшем доказывает посредством аргументов. Правильно сформулированный тезис — залог безупречно структурированного сочинения. Логичными и последовательными должны быть приводимые ниже аргументы. Они позволяют автору высказать занятую им позицию по отношению к поднятой в сочинении проблеме. Немаловажным фактором является отслеживание авторской позиции, который ни в коем случае не может перечить самому себе. В данной части сочинения обязательно должны иметь место личностные речевые обороты. Чрезвычайно важную роль в отстаивании своей точки зрения и подтверждении выдвинутых аргументов играют примеры, иллюстрирующие мышление автора. Таковыми могут быть примеры:

  • из анализируемого в сочинении текста;
  • из других литературных произведений;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/morfema/

  • из истории художественной культуры;
  • из собственной жизни. В основной части сочинения независимо от его темы следует непременно избегать:
  • пересказа литературного произведения, выбранного для анализа в сочинении;
  • изложение информации, которая не имеет непосредственного отношения к поднятой в сочинении теме.

Итоговый тест

  1. Что является минимальной значимой частью слова?

    Морфема

  2. Звук
  3. Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?

    Да

  4. Нет
  5. Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?

    Словообразовательные

  6. Формообразующие (словоизменительные)
  7. Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?

    Корень

  8. Приставка
  9. Суффикс
  10. Может ли слово состоять только из приставки?

    Да

  11. Нет
  12. Может ли слово состоять только из суффикса?

    Да

  13. Нет
  14. Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?

    Суффикс

  15. Окончание
  16. Зачем нужны интерфиксы?

    Для словообразования

  17. Для передачи нового значения
  18. Для формообразования
  19. Какая морфема служит для связи слов в предложении?

    Корень

  20. Суффикс
  21. Окончание
  22. Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?

    Да

  23. Нет

Правильные ответы:

  1. Морфема
  2. Да
  3. Словообразовательные
  4. Корень
  5. Нет
  6. Нет
  7. Окончание
  8. Для словообразования
  9. Окончание
  10. Да

Роль художественных приемов

Красивое речевое оформление сочинение приобретет, если в содержании использовать:

9 стр., 4264 слов

Рассуждение как образуются слова в русском языке

... окончаний (кенгуру ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями. но, над, если Вопрос: помогите написать сочинение рассуждение на тему морфема значимая часть слова ... функции: она служит для образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столУ, столА, на столЕ) Морфемы могут быть обязательными (корни) ...

  • эпиграф;
  • взятые из литературного произведения цитаты;

— широко распространенные художественные средства, например, эпитеты, сравнения, метафоры в умеренном количестве. Финальный этап работы над сочинением стоит посвятить его проверке на грамотность, чтобы не увиденная в силу спешки или невнимательности ошибка не стала досадной причиной снижения оценки. Принявший во внимание приведенные выше советы уже не столкнется с проблемой, как правильно написать сочинение.