Анализ стихотворения «Монолог» Лермонтова

После поражения восстания 14 декабря 1825 года горечь и разочарование надолго поселились в сердцах россиян. Надежд на благоприятные перемены в общественной жизни почти не осталось. Люди, ощущающие в себе необъятные силы, готовые к деятельности на благо Отечества, оказались лишними. Это настроение выражено в стихотворении Лермонтова «Монолог». «Из детских вырвавшись одежд», поэт испытывает острую потребность в действии. Однако в условиях реакции талант, знания, добрые намерения граждан остаются невостребованным.

Основная часть стихотворения написана белым стихом, что, на мой взгляд, наиболее соответствует его монологической форме. Настроение лирического героя выражено путём использования метафор и сравнений:

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветём недолго, быстро увядаем.

Основная метафора («дети севера») указывает, как мне кажется, на мироощущение гражданина, живущего в обществе, где царит произвол. Жизнь воспринимается лирическим героем в унылых тонах. Состояние безысходности, переживаемое лирическим героем и его современниками, усиливается посредством применения однородных синтаксических конструкций с повторяющимся союзом «и»:

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Заключительные строки «Монолога» Лермонтова написаны рифмованным стихом. Размеренная интонация сменяется сжатым, категоричным стилем. Темп стихотворения убыстряется к концу.

В целом своими мотивами стихотворение предваряет лермонтовскую «Думу», которая будет написана значительно позднее. Там также прозвучит разочарованность исходом событий 1825 года, получит отражение духовная опустошённость, присущая николаевскому времени. Первостепенное значение в этом стихотворении приобретает не мироощущение героя, а его отстранённый взгляд на судьбу своего поколения. И «Монолог», и «Дума» ценны для нас не только своими эстетическими достоинствами: оба эти стихотворения раскрывают историю эпохи.

17 стр., 8321 слов

М. ю. лермонтов “узник”: анализ стихотворения

... что темница высоко, а возлюбленная очень далеко. Анализ стихотворения Лермонтова «Узник» приводит к пониманию психологизма таких резких переходов от одного настроения к другому. Третья часть произведения повествует о ... ведётся от первого лица, все мысли образы мечты принадлежат герою стихотворения, узнику, в отличие от героев А.С.Пушкина. Обратим внимание на то, что слова «темница» и «сиянье ...

Справедливо сказал В.Г. Белинский: «Лермонтов уникален своей трагичностью». Удивительна несовместимость его разочарованности и огромной любви к жизни, холодности ума и пылкости души.

Лермонтова не останавливает фатальное сознание обречённости. Фатализм Лермонтова особый — не исключающий, а включающий сомнение, которое не отменяет решительности. Поэт доказал своей жизнью, творчеством, что он не отверг возможности «употребить» с пользой для отечества свои «глубокие познанья, жажду славы, талант» и даже «пылкую любовь свободы».

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004