fАлександр Блок… Небольшой томик стихов, портрет поэта на моём письменном столе, вот, пожалуй, и всё, что напоминает мне о нём. Но неизмеримо больше открывается мне, когда я обращаюсь к творчеству поэта – символиста, к созданным поэтическим гением стихотворениям и поэмам.
Чем же мне близка лирика поэта? Что заставляет ещё и ещё раз возвращаться к прочитанному, повторять чарующую музыку его стихов?
Особенно близки и понятны мне его стихи о Родине. Россия предстаёт предо мной таинственной и колдовской страной, когда читаю его стихотворение «Русь». Картины сказочно прекрасной земли, где безбрежные просторы, густые леса, полноводные реки пленяют моё воображение:
блок творчество лирика поэтический
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю – а за дремотой тайна,
И в тайне – ты почиешь Русь.
И хотя я не видел блоковской России, картины, изображённые поэтом, оживают, становятся близкими и родными. Мрачная таинственная старина открывается мне, как будто оживает волшебная сказка, когда, по-детски замирая от страха, читаю:
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях.
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Но за этим сказочным обликом – печальная и горькая действительность, которая вызывает и мои печальные раздумья:
fТак – я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах её лохмотий
Души скрываю наготу.
Отношение к Родине, земле, где родился и вырос, это то, что незримой нитью связывает людей разных поколений. Это тот хрупкий мостик, по которому моя душа устремляется к поэзии Блока, пытаясь понять и принять всё, что принадлежит перу Мастера.
Но Александр Блок ведёт меня дальше, не даёт останавливаться на достигнутом, он постоянно углубляет моё понимание Родины. Да, это не только картины настоящего, но и прошлого родной земли.
Мне кажется, что не случайно он обращается к героическим страницам истории. С большим интересом прочёл я его цикл «На поле Куликовом», где Русь – это летящая степная кобылица.
Созданный поэтом образ очень близок мне, ведь он – олицетворение и моей Родины, моего степного края:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль…
Зная историю России, тревожные века татарского ига, я восхищаюсь верой поэта в светлое будущее его Родины. Эта надежда даёт и мне силы верить в то, что и моё отечество, несмотря на все трудности и невзгоды, обретёт счастье. Вместе с Блоком и благодаря нему я «…узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!»
5 стр., 2053 словЛевитан «озеро. русь» описание картины, анализ,
... – поэтом» назвал Левитана живописец Михаил Нестеров. Какой размах и величие просторов Руси! Текст подготовила Лилия Нестерова ( стихи автора текста). Сочинение по картине Левитана Озеро. Русь сочинение В картине Исаака Левитана «Озеро. Русь» заложен образ ... приближающейся осени. Солнце светит еще ярко. Его лучи украшают образ родины и позволяют полно показать богатство жизни. По небу медленно ...
Цикл «На поле Куликовом» – лучшее, на мой взгляд, что написал Блок о родине, о её истории и современности, о подвиге служения своей стране. Мне близок и понятен герой цикла – борец, воин времён Куликовской битвы или современной поэту действительности; стоящий у порога «высоких и мятежных дней».
Стихотворение «О доблестях…» поразило меня своей гармоничностью. На мой взгляд, это такая же жемчужина русской лирики, как «Я вас любил…» Пушкина. И всё же нельзя сказать, что это стихотворение о любви (о любви горькой, неразделённой), и только.
Это стихотворение о родине «горестной», где так живёт и так страдает человек. И здесь понятие «горестной земли» приобретает характер всемирный, а трагедия героя – смысл общечеловеческий.
Ещё и ещё раз читая это стихотворение, я понимаю, что жизнь каждого из нас представляет собой долгий путь, сотканный из радостей и неудач, взлётов и падений. И я готовлю себя к этой жизни.
Не может оставить меня равнодушным и цикл его стихов о Прекрасной Даме. Особенно понравились мне стихотворения «Предчувствую тебя», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Мы встречались с тобой на закате…». Образ Прекрасной Дамы, чистый и непорочный, волнует меня, заставляя вновь и вновь перечитывать чарующие строки:
Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.
Сегодня, когда женская красота предана поруганию, очень хочу, чтобы стихи Блока звучали с новой силой, чтобы образ «Величавой Вечной Жены, Девы Радужных ворот» помог понять истинную красоту, которую он связывает с образом вечной женственности и духовности:
fИ откроет белой рукою
Потайную дверь предо мной
Молодая, с золотой косою,
С ясной, открытой душой.
Созвучны моей душе и чеканящие строки поэм «Двенадцать», «Скифы». Теперь, когда я много узнал о революции, я удивляюсь ясности и осознанности его отношения к «великим переменам».
Да, он встретил революцию с радостью, ожидая перемен к лучшему, связывая с ней надежды на будущее, но в то же время чутким поэтическим сердцем предугадал трагедию настоящих перемен. Не случайна и вера его, и тревога. Как же пришло ко мне это понимание? Боль его души за будущее великой страны я ощутил в символике числа двенадцать.
Двенадцать красногвардейцев как апостолы новой веры, но, патрулируя ночной Петроград, идут «без креста», а впереди них – невидимый Христос. По мнению Блока, только вера спасёт Россию от хаоса небытия.
Просматривая томик стихов, вчитываясь в каждую строчку, убеждаюсь всё больше и больше в той незримой связи с поэзией Блока. Она обогащает меня, делая душевно богаче и чище. Сокровенные уголки моего сердца устремлены навстречу поэтическим строкам. И вслед за Мариной Цветаевой я повторяю:
Мимо окон моих – бесстрастный –
Творческий путь А. А. Блока. Основные этапы творчества, характеристика ...
... целое, как отражение «пути», пройденного поэтом. На эту особенность своего творчества указывал и сам Блок. А. А. Блок прошел сложный творческий путь. От символистских, романтических стихотворений — к обращению к ... свой доминирующий образ. В первой – это образы Прекрасной Дамы и вечной женственности, во второй – образы города, метели и музыки, а в третьей – образ России. Замечание 1 Блок – один ...
Ты пройдёшь в снеговой тиши,
Божий праведник мой прекрасный,
Свете тихий моей души!
…
- Русский символизм в творчестве А. Блока: образ Музы в начале творческого пути А. Блока (Цикл “Стихи о Прекрасной Даме”) и его эволюция во времени. Художественные искания “младосимволистов” и образ матери, возлюбленной и Родины в творчестве поэта.реферат [31,7 K], добавлен 28.11.2012
Мое отношение к Блоку сочинение
Александр Блок был поэтом величайшего исторического рубежа. Это великий поэт старой, дооктябрьской России, завершивший своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала: «Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха».
В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах.
Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт явился связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно, поэтому в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые черты и качества личности.
Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен.
Он наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени.
В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая «тревоги своего времени».
На страстном, музыкальном языке своей поэзии Блок гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой жизни.
В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном.
Одно-два «магических» слова могли означать для лего бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому примеры мы находим в стихотворениях цикла о Прекрасной Даме, «Незнакомка», «Нечаянная радость».
Причем, особую значимость приобретает многомерность и глубина подразумеваемых смыслов.
Символика Блока не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами.
В ранних стихотворениях, например в «Незнакомке», перед нами один символический ряд: «шляпа с траурными перьями», «перья страуса склоненные», скрывающаяся «в туманном. окне», за «темной вуалью», «незнакомка».
В позднем стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе. » образ трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с другим изобразительным рядом.
Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой дымки: «твое лицо в простой оправе». Детали, связанные с миром повседневности, символически обобщены: «я бросил в ночь заветное кольцо», «синий плащ», «летели дни, крутясь проклятым роем». В стихотворении упоминается единственная деталь туалета — «синий плащ». Его не просто надевает любимая — в него «она печалью завернулась».
Творчество А. А. Блока
... критиков и исследователей творчества Блока, писали об огромной роли «бекетовской культуры» в становлении поэта. Прабабушка Блока вращалась в кругах известных поэтов-декабристов, таких как ... по поводу «декадентских» стихов любимого внука, сам Блок-подросток в духе семейных традиций высмеивает (действительно ему малоизвестную) «декадентскую» поэзию в своем рукописном журнале «Вестник». Таким образам, ...
Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни таинственного исчезновения. «. В сырую ночь ты из дому ушла», — уход любимой осязаем и конкретен. Но это не делает восприятие стихотворения приземленным, оно, хоть и печально, но окутывает романтической дымкой, символика остается глубокой, со множеством подтекстов.
Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.
Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности.
Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от романсно-элегического до куплетно-частушечного.
Поэт наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто «цыганщины», а большого литературного стиля:
Напевно-эмоциональная интонация романса соседствует с разговорной поэтической частушкой:
Принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным принципом поэтики Блока. Так, пролог к поэме «Возмездие» целиком построен на противоположности антонимических слов: «Жизнь — без начала и конца. Нас всех подстерегает случай. » Или: «Он, утверждая, отрицал, И утверждал он, отрицая. «
В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:
Мастерски поэт использует цветовые метафоры: «желтые и синие» (вагоны I и II классов), «зеленые» (вагоны III класса).
Здесь «желтые и синие» олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к окружающему миру обездоленных.
Блок справедливо считал, что поэту отведена особая, великая и ответственная роль: «Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир».
Большая притягательная сила блоковского стиха, могучая внутренняя энергия его ритмов проверены временем. Эти тончайшие, разнообразные музыкальные ритмы волнуют, тревожат, радуют, печалят и воодушевляют. Эти ритмы заставляют снова и снова почувствовать гармонию, внесенную в мир великим поэтом. Через десятилетия мы слышим его пророческий голос:
Лирика Александра Блока (сочинение)
Сочинение по творчеству Блока
- Образ Руси в поэзии Блока
- Тема России в творчестве Блока
Творчество А.А. Блока связано с серебряным веком русской литературы. В это период создавали свои произведения такие замечательные поэты, как Гумилев, Ахматова, Северянин, Маяковский, Есенин и многие другие.
Лирический герой Блока: характеристика лирического героя
... Это была жена поэта – Любовь Дмитриевна Менделеева. На создание стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» Блока вдохновила его встреча ... это противоречие характеризует отношение лирического героя Блока к женщине. С женским образом в его лирику приходит любовь, обрекающая на мучения и ... ее приятие. Лирический герой в поэзии Блока сочинение 11 класс А. А. Блок является одним из самых ярких представителей ...
В литературу А. Блок входит с любовной лирикой. Первый сборник стихотворений – «Стихи о Прекрасной Даме». Источник вдохновения этого цикла сам поэт определяет как «острые мистические и романтические переживания». Мистические переживания – это увлечение философией В.
Соловьева, в основе которой представление женского начала мира, а романтические – любовь к Л.Д. Менделеевой. Возлюбленная в его стихотворениях предстает в образе Величественной Вечной Жены. Лирический сюжет этого цикла стихов строится на мотиве ожидания встречи с Прекрасной Дамой («…предчувствую тебя…»).
Душа лирического героя страстно томится в преддверии этой встречи. Мир воспринимается с позиции идеала. Лирический герой – рыцарь, давший обет вечного служения идеалу. Ему страшно, что Прекрасная Дама обернется земной женщиной («И страшно мне: изменишь облик ты…»).
В стихотворении «Незнакомка» появляется женщина-тайна, женщина-мечта. Образ Незнакомки нарисован воображением поэта, его творческой фантазией.
Постепенно в поэзии Блока появляется тема города («Фабрика», «Сытые»).
Поэт показывает мир социального неравенства: мир сытых, с одной стороны, и мир нищих – с другой. Блок использует при описании «страшного мира» мертвые цвета – желтый и черный. По Блоку, быть богатым и сытым неприлично, потому что это делает тебя глухим к нуждам бедных.
В стихотворении «Ангел-хранитель» звучит отношение поэта к миру нищих: «…О нищих и бедных скорблю». Новое узнавание мира заявляет Блок в стихотворении «На железной дороге». Это мир унижений и душевных страданий. Поругание женщины, женской судьбы им воспринимается как трагедия. Отношение лирического героя к происходящему выражено словом «больно».
В цикле стихов о России помогают нам осмыслить отношение к ней уже знакомые художественные образы: образ-идеал Вечной Женственности и образ пути, движения к идеалу как осознание своей миссии, своего назначения.
В стихотворении «Русь» поэт изображает Русь как нечто святое, заколдованное. В цикле «На поле Куликовом» звучит тревога поэта за будущее страны. Но он верит, что Россию ожидает великое будущее.
В стихотворении «Россия» поэт говорит о единстве своего пути и своей судьбы с единством пути и судьбы России.
Блок приветствовал Октябрьскую революцию, хотя не все в ней понимал. В статье «Интеллигенция и революция» он призывает слушать музыку революции. В поэме «Двенадцать» Блок сопоставляет два мира, и старый мир показан жестоким. Образ Христа рожден в сознании поэта, это символ нового мира. В своей поэме Блок утверждал высокий смысл шествия двенадцати и благословил этот путь.
Творчество Блока
Писатель по фамилии Блок довольно интересная личность. Этот человек был не просто обычным обывателем, который хотел заработать на литературе и на продаже своих произведений. Блок преследовал цель гораздо большую, чем просто материальные блага общества и человека.
Современники называли его человеком чести, и говорили о том, что для Блока не было ничего важнее, чем, правда, в истинном её проявлении. Он был человеком, который не терпел лжи, и старался добиться правды в любом деле, при любых обстоятельствах, что также очень заметно по его произведениям.
Всё его мировоззрение вылилось через его многочисленные произведения, которые были тепло, восприняты публикой.
В своих произведениях автор затрагивал темы, которые были близки каждому человеку его времени. Он старался достучаться до души своего читателя, выявить те проблемы, которые царят в обществе, и вместе с читателем найти их решение.
Он говорил о том, что хоть и очень сложно создать связь с читателем через произведение, но ему всё равно удаётся это на ура, и потому он продолжает заниматься тем, чем занимается. Творчество для Блока было некоторым способом высказаться, сказать, что он думает, раскритиковать то, что он не мог раскритиковать в обычном разговоре.
И таким образом, он также доносил свою точку зрения до читателя, заставляя его тем самым размышлять на данную тему, и попытаться найти решение или логический вывод оной.
Автор также очень часто говорил о темах связанных с политикой, и потому также отражал это в своих произведениях.
Он отнюдь не всегда был доволен правящей властью, и потому ему приходилось высказывать своё недовольство в произведениях, так как сказать об этом напрямую, не через большое количество человек он не мог, так как просто опасался за свою жизнь.
В начале своего творческого пути Блок хоть особо и не презирал правительство, однако он довольно критично относился ко всем видам власти, говоря о том, что на данный момент она имеет множество недочётов и недостатков. Подобным образом автор выражал своё неприятие установленных порядков, и готовность пойти на борьбу с ними же.
Таким образом, мы видим, что на творчество Блока очень сильно повлияло его мировоззрение, которое впоследствии и изменило мировоззрение множества его читателей. С помощью своих уникальных произведений он мотивировал людей на протест, мотивировал на несогласие с тем, что уже есть.
Анализ творчества Александра Блока | Литерагуру
Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.
Творческий мир Блока
Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого.
Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии.
Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.
Основные темы творчества Блока:
- судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
- революция и роль интеллигенции в ней;
- верная любовь и дружба;
- судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
- роль поэта и поэзии в жизни общества;
- неразрывная связь человека и природы;
- вероисповедание и мироздание.
Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.
Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.
Образ родины
Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.
Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.
Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.
В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.
Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.
Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.
«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.
Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.
Символизм Блока
Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии.
В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно.
Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.
Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки».
Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней.
Наступала революция.
Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.
Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.
Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.
Тема любви
Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.
В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов.
Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты».
Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.
В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное. В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты.
Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни.
Ведь она чудесна!
Образ Прекрасной Дамы
Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту.
От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным.
Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.
Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.
Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.
В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.
Вероника Пакшина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Блок А.А. Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество! К. Чуковский Литературное наследие Александра Блока обширно и многообразно. Оно стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных исканий и озарений художника, понять прошлое. Блок является выдающимся поэтом “серебряного века”, его творчество неразрывно связано с историей России, с ее самыми трагическими моментами. Октябрьская революция, гражданская война, голод и разруха выпали на долю такого прекрасного поэта. Живя и творя на рубеже веков, он был, пожалуй, последним поэтом старой дооктябрьской России. Но вместе с тем его имя открывает первую страницу истории поэзии советского периода.
В идеях философа его привлекают представления об идеале как о духовной сущности мира, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности. Этому идеальному образу света Блок дал имя Прекрасная Дама. Она носительница полноты жизни, жизненных сил, но она же и смерть, ибо путь к ней — в разрыве с земным. Блок называет “Стихи о Прекрасной Даме” закрытой книгой бытия. Стихи второй книги переносят нас в эпоху первой русской революции. В поэзии Блока этой поры возникает иная тема, которую он определяет как “мистику повседневности”. Теперь стихи его населяют “пузыри земли”. Именно так озаглавлен новый цикл.
Образ болота выступает как обобщенный символ единства бытия со всеми его противоречиями: Вот — сидим с тобой на мху Посреди болот. Третий — месяц наверху — Искривил свой рот. Я, как ты, дитя дубрав Лик мой также стерт. Тише вод и ниже трав — Захудалый черт. Образ большого города рождает разнообразие стихов, входящих в цикл “Город” с их высоким лиризмом и непроглядным ужасом жизни. Здесь происходит столкновение возвышенного и пошлого, расслоение на прошлое и будущее: И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?).
Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. В призрачном свете стихов этого цикла читателю видятся мрачные улицы, дома, дворы, митинг на площади, и образ самого Блока предстает несущим в себе трагическое противоречие — низкое и высокое. Поэт описывает и страдания людей, задавленных работой и нищетой, ему не чужды их переживания и мечты: Нет! Счастье — праздная забота, Ведь молодость давно прошла. Нам скоротает век работа, Мне — молоток, тебе — игла. Сиди да шей, гляди в окошко, Людей повсюду гонит труд, А те, кому трудней немножко, Те песни длинные поют.
Начинаешь безгранично верить человеку, так беззаветно любящему и желающему помочь. Поэт не отделяет себя от окружающего, он или активный участник событий, или внимательный наблюдатель, ничего не упускающий, все видящий и переживающий несправедливость, которая царит в мире. В соседнем доме окна желты. По вечерам — по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам. И глухо заперты ворота, А на стене — а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине. Я слышу все с моей вершины: Он медный голосом зовет. Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. Они войдут и разбредутся, Навалят на спину кули. И в желтых окнах засмеются, Что этих нищих провели. Постепенно Блок перерастает рамки символизма. Перед ним лежит огромный мир, который он хочет увидеть, понять и отобразить в своей поэзии. Так появляются стихи о России и ее истории. В них звучит гордость за страну, сумевшую подняться из небытия, отстоять свою независимость. Александр Блок чувствует себя поэтом этой огромной страны, он счастлив своей сопричастностью великой эпохе потрясений: // вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль… И нет конца! Мелькают версты, кручи… Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет. Степная кобылица Несется вскачь! |