поразмышлять с воспитанниками о важнейших нравственных ценностях; добре, уважении, о сложности нравственного выбора.
Форма: час- размышление.
Подготовительный этап:
К мероприятию могут предшествовать задания воспитанникам.
1.1. Совместно с преподавателем предложить ребятам написать сочинение на тему О ДОБРЕи ЗЛЕ: « Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» Л.Н. Толстой.
2. Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле.
3. Нарисовать символы добра и зла.
По ходу мероприятия можно использовать следующие пословицы и поговорки о добре и зле:
В добре жить хорошо.
Делать добро спеши.
Доброму делу не кайся.
Злом за зло не воздавай.
Злой не верит, что есть добрые люди.
За добро постоим, а на зло настоим.
Злой человек не проживет в добре век.
Во зле жить – по миру ходить.
Доброе дело в воде не тонет.
Доброе дело крепко.
Добро и во сне хорошо.
Где гнев, там и милость.
Ход мероприятия.
Вступительное слово воспитателя.
Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей, истории человечество пытается ответить на эти вопросы. Давайте поразмышляем вместе.
Воспитатель предлагает детям продолжить фразы:
«Доброта – это….»
Добрый человек – это ….».
Обобщая ответы детей, воспитатель скажет о том что:
- Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви;
-Добро в первую очередь связано с умением сорадоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать. Откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что но готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не напоказ, а бескорыстно, по велению сердца.
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово-
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый имеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того, Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его. (М.Шехтер).
Мы часто говорим друг другу: «желаю вам всего доброго», «желаю вам добра и счастья» — это не просто выражение вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность.
Чтобы поверить в добро, нужно начать делать его
... сочинение по роману Лермонтова «Герой нашего времени» ← Предыдущая запись Следующая запись → Афоризмы и цитаты , Высказывания и цитаты про добро известных философов и мыслителей. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. ... будут устилать дорогу в ад. Другими словами, добрые намерения и дела не смогут испортить сложившуюся ситуацию, ведь мы сможем видеть добро и отличать его от зла. Вера, ...
По – настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям.
Ах, как нам добрые слова нужны,
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
когда они другим необходимы. (М. Лисянский).
Вопросы к обсуждению
1. Можно ли вообще быть добрым, никак не проявляя свою доброту в делах?
2. Можно ли принудить человека быть добрым?
3. Согласны ли с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?
Необходимость и готовность прощать влечет за собой мнгожество вопросов для нравственного поиска. Как соотнести доброту и снисходительность, проступок и наказание? Ответы на эти сложные вопросы надо искать самим.
Обсудите мнения знаменитых мыслителей, христианских вероучителей, высказанные на тот счет, которые могут служить нравственным ориентиром:
Правильно ли отвечать добромна зло? На зло отвечает справедливость. На добро отвечают добром., Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую., Но будьте друг другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как Бог во Христе просил вас.
Обсуждение высказываний можно начать со слов:
- Меня затронуло в этом высказывании…
- Я не согласен с этим высказыванием, потому что…
- Мне кажется здесь важным то, что…
- Ни один злой человек не бывает счастлив. Ювенал.
- Жизнь плохих людей полна тревог. Д.Дидро. французский философ.
Ситуативный практикум.
Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, кроме вас, помочь ему никто не может. Как вы поступите?
Предложите детям рассказать об известных им случаях нравственного выбора.
Зло противостоит добру. Зло – все, что губит душу человека, способствует нравственной деградации.
Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения.
Зло, это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания.
Зло – когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда чиновник вымогает взятку, когда младшие не уважают старших и взрослые не заботятся о детях.
К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник оправдывает себя обстоятельствами; хам кричит, что он прав; предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью; тираны и диктаторы клянутся, чо пекутся о благе людей, принося им сострадания и беды.
Судить человека надо по его делам.
Можно тысячу раз сказать о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботится о природе, не замечая при этом урну для мусора.
Сочинение человек доброй воли
... ] — Соловьёв В. С. Оправдание добра. — 1896. то для знающих Новый Завет было очевидно, что автор полемизирует именно относительно тех «людей доброй воли», которые в процитированных выше молитвах ... Юристъ, 1996. С. 138-139. ↑ 1 2 Соловьёв В. С. Оправдание добра. // Собрание сочинений. Т. 7, с. 513 - books.google.com/books?id=WxIYAAAAYAAJ&pg=PA513. Изд. т-ва «Общественная польза», 1897. ...
Многие полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадание, а удача сопутствует. А мы, добрые души, живемпо совести и что мы, кроме этого имеем?
Как вы относитесь к таким суждениям?
Может ли быть счастлив человек, приносящий сострадания другим?
Вот как об этом говорили великие мыслители прошлого?
Далее воспитатель предлагает послушать басню древнегреческого баснописца Эзопа и ответить на вопрос, в чем её смысл?
Солнце и ветер.
Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.
- Я докажу, что я сильнее, — воскликнул ветер- Вот видишь человек в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся, заставит его снять плащ, тем тебе.
Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган. Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себя плащ. Наконец ветер стих, а затем и совсем прекратился.
Тогда солнце выглянуло из – за тучи и добродушно улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят яростьи принуждение.
Эзоп был рабом при дворце царя Креза. Свои бессмертные басни он сочинил в 16 веке до н.э., а их нравственные уроки справедливы и в наши дни.
Во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его – тои человеком его назвать трудно. Человек на то, и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на Земле гораздо больше, чем злых, и ваше добро люди смогут оценить!
За добро добром платят!
Завершить мероприятие можно словами В.А.Сухомлинского:
- «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по – доброму окружающих людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем вчера;
- добрые побуждения ему самому приносят счастье. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Способен желать добра другому только тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера. Добрые желания, доброжелательность – главное противоядие от зазнайства,себялюбия. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе.