Вступление.Во вступлении должен прозвучать К1 – формулировка проблемы исходного текста.Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.
Основная часть. а) В основной част должен прозвучать К2 – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого еще раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему. б) Четко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже К3. в) далее надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты ( жизненный опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы и поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, ученых, политиков, видных государственных деятелей, теле- или радиопередач).
3. Заключение. Опять вернись к проблеме и назови ее, сделай вывод в 1-2 предложениях.
Алгоритм работы над сочинением.
1 абзац. Ищем проблему, прописываем ее. Задаем к ней вопрос.
2 абзац. Комментируем проблему с отрицательной стороны.
И что в итоге? (Что ждет в будущем?) Мы будем…
3 абзац. Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?».
Далее личностная позиция, аргументы и вывод.
Шаблон 1.
1. (ФИО автора) ставит очень важную проблему – проблему…
Основная проблема, поставленная (ФИО автора в Т. падеже), связана с…. … Что такое … ? Вот проблема, которую поднимает… (формулировку проблемы можно найти в задании А29, 30)
Долинина Т.А. II этап. Комментарий одной из проблем текста
... проблему... . В статье (тексте, очерке) раскрывается (анализируется, исследуется) проблема (тема)... . Самыми убедительными доводами являются... . Также автор отмечает... Автор исследует... отмечает... и на основе этого делает вывод о... . Свои рассуждения... ... текста, фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста? Упражнение 6 1. Прочитайте фрагменты сочинений учащихся по ...
2. Комментарий проблемы (= краткий пересказ, цитирование).
(комментарий можно найти в задании В8)
3. Позиция автора данного текста (позитивная, негативная, нейтральная, двоякая).
Он считает, что…
4. Я согласен с … ( в том, что…).
1. Во-первых, потому что …
Во-вторых,…
2. Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
3 В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.
4. В качестве доказательства могу сказать следующее. 5. Доказать это можно так. 6.Краткий вывод.
Шаблон 2.
Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.
рассуждения понятны
С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …
В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …
Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
Шаблон 3.
- (можно найти в задании А28, 29, 30)
Комментарий проблемы
(Ф.И. автора) размышляет о…. Он считает, что (можно цитировать и списывать точку зрения из А28, В8).
Привести 2 аргумента.
(Ф.И. автора) в своём тексте поднял(а), несомненно , важную проблему — … .Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим(и) вопросом(амии).
Формулировки проблем.
1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.
2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.
3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).
4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.
5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).
6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).
7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).
8.Проблема нравственного выбора.
9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.
10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.
11.Проблема нравственного долга.
12.Проблема защиты и сохранения природы.
13.Проблема сохранения и развития русского языка.
14.Проблема чинопочитания и угодливости.
15.Проблема семейных (родственных) отношений.
16.Проблема исторической памяти.
17.Проблема коммерциализации культуры…