«Легенда о Данко», являющаяся заключительной частью произведения М. Горького «Старуха Изергиль», стала символом бесконечной любви и пожертвования собой во имя человечества. Но в действительности немногие готовы совершить такие подвиги. Сегодня, к огромному сожалению, начинаешь понимать, что подобных людей и вовсе нет. Складывается впечатление, что большинство из их будто испарилось, и остались от них лишь «голубые искры». Но любовь и человечность живет благодаря тем немногим среди нас, способным на великие поступки в ежедневной рутине. Благодаря таким, как главный герой легенды — юноша Данко.
Автор ни слова не сказал о детстве героя, ни о том, кто заложил в нем такое отношение к людям. Горький лишь упомянул, что в племени, где жил Данко, все отличались смелостью и силой. Но в этом не было ничего сверхъестественного: все они отыскали приют посреди дикой природы, и слабые здесь не смогли бы выжить.
Возможно неожиданно возникшая необходимость поменять место обитания сломило людей, и они не нашли сил справиться с препятствиями. Болото, мрак и сырость довлели над ними. И даже скудные лучи солнца, сумевшие прорваться через заросли густого леса, не принесли ожидаемой радости, а лишь усугубили их бедственное положение: в то время, когда лучи попадали на поверхность болота, вокруг поднимался страшный смрад, от которого люди гибли как мухи.
Настал миг, когда нужно было сделать решительный шаг. У людей был выбор: повернуть назад и, скорее всего, попасться в лапы опасного врага, или пойти вперед через лесную чащобу. И люди решили идти вперед в пугающее будущее, но страх неизвестности останавливал их от первого шага.
И вот среди некогда сильного и храброго племени оказался лишь один, способный сделать этот спасительный шаг: перед всеми явился Данко, готовый вывести людей из мрака.
В легенде показано превосходство героя над другими: его не только не сломили страшные обстоятельства, он, наоборот, зарядился энергией мужества и желанием помочь другим, чувствуя свою внутреннюю силу. К тому же Данко был очень красив. Но свою красоту он не использует корысти ради. Герой будто гипнотизирует своей молодостью и красотой поникших людей. Они внимают правильным словам. Кажется, что члены племени давно хотели услышать их и следовать им, но не было вокруг столь ответственного человека. Лишь Данко оказался таковым: он смог зажечь в людях огонь. Они верили ему, понимали превосходство юноши, ведь в его глазах горело пламя.
Легенда о Данко в произведении «Старуха Изергиль»
... наше время нужен такой герой, как Данко? Я думаю, да, именно сейчас, сегодня. Такие люди, как Данко, не предают, не обманывают, делают людей сильными духом! Они совершают подвиги, чтобы спасти, сделать ... все. Его поступки отличались эгоистичностью, желанием показать свое превосходство. Старуха Изергиль отмечает, что Ларру наказало племя за его гордость. Он был вынужден вечно жить на свете в ...
Данко стал единственным человеком, сумевшим сплотить племя ради их же спасения. Огромная любовь к ближним смогла зажечь огонек надежды. И он освещал дорогу каждому. А впереди был тот, кто ежесекундно подпитывал эту надежду своей огромной верой в людей. Именно вера помогла людям выбраться из затягивающего в свой мир навечно болота, благодаря своим собственным силам и решимости они смогли пробраться сквозь непролазную чащу дерев.
Но вдруг вера и силы, возникшие в людях, исчезли. Не смогли они справиться с возникающими впереди новыми преградами на пути к солнцу. Люди опустили руки, не захотели идти дальше. А виноватым сделали предводителя, ведь им было безумно стыдно признать свое бессилие.
Но Данко нашел в себе силы прекратить обвинения и заставить двигаться дальше: он вырывает из груди сердце, которое светит ярче небесного светила, и, подняв его высоко над собой, освещает людям дорогу. Через этот прием гиперболы, автор пытался показать, какой безграничной была любовь Данко к людям, какое безграничное по доброте своей сердце он имел.
Увидевшие свет стали бежать, словно не видя больше опасностей вокруг. Великая преданность к людям и человеколюбие победили все темные силы, пытавшиеся их уничтожить.
Но конец произведения, несмотря на факт спасения людей, драматичен. И здесь дело даже не в смерти Данко, пожертвовавшего жизнью ради других. Трагизм состоит в отношении к поступку юноши: никто будто не заметил его смерти, все приняли случившееся как должное, и, увидев свет, заботились лишь о собственной шкуре. Апогеем бесчеловечности племени стала картина того, как какой-то осторожный человек, словно остерегаясь чего-то, раздавил ногой сердце спасителя и пошел вперед.
Данко подарил людям яркое солнце, траву, сверкающую росой после дождя, речку с отсветом золота от падающих лучей. Он подарил им жизнь. Спасенные же даровали ему забвение. Но даже та предосторожность не смогла полностью погубить память о бесконечно преданном людям юноше, и каждый раз перед грозой в полях на траве возникают голубые искорки — искры памяти о подвиге человека.